НАУКА ЛИДЕРСТВА Дистанционное обучение ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ Учебные курсы Наши проекты
Реклама от Google
|
Искусство доминироватьВВЕДЕНИЕ (часть1)Шлахтер В.В., Хольнов С. Ю. ИСКУССТВО ДОМИНИРОВАТЬ Это - вторая из серии книг об управлении человеческим сознанием, написанная совместно кандидатом психологических наук, ведущим специалистом Академии экспериментальной психологии, психологом-практиком В.В.Шлахтером и писателем, журналистом, в течение ряда лет специализирующимся в данной и в смежных областях знания С.Ю.Хольновым. На протяжении веков и тысячелетий человеком изобретено и накоплено множество приемов и методов, которые позволяют тому, кто ими владеет, манипулировать сознанием себе подобных. Такие технологии всегда были тайным и чрезвычайно могущественным оружием власть предержащих, в какие бы одежды последние ни рядились. И сегодня в связи с развитием массовых средств коммуникации и информации роль этих методов в жизни отдельного человека и общества в целом лишь возросла. Вот о них-то преимущественно и рассказывает книга "Искусство доминировать". Причем не просто рассказывает, ибо в ней делается попытка не только описать важнейшие приемы психического манипулирования, но и передать навыки владения ими каждому, кто со вниманием прочитает эту книгу и всерьез решит последовать изложенным в ней рекомендациям. Книга написана популярным языком и рассчитана, прежде всего, на сложившийся в последние годы обширный контингент читателей, стремящихся познать неведомое и повысить эффективность собственной жизни, а также на специалистов в области психологии и целительства. С тех незапамятных времен, когда на юной еще Земле возникло первое человеческое общество - племя ли, родовая община или даже просто семья, - и по сей день ее мыслящие обитатели неизменно разделены на лидеров и подчиненных, на хозяев и слуг, на господ и рабов, на элиту- и толпу, на угнетателей и угнетенных и т.д. и т.п. И, по нашим сведениям, примерно столько же времени власть предержащие, кем бы они себя ни объявляли, стремятся манипулировать сознанием своих подданных (и не только подданных), используя для этого всевозможные психические приемы и технологии, которые, в буквальном смысле, стары, как этот мир. Египетские жрецы Сета, арийские брахманы, тибетские налжорпа и таинственные колдуны Бон, толтеки центральной Америки, древнеиранские поклонники мрачного Ахримана - их можно долго перечислять, тех людей силы, что веками и целыми эпохами накапливали сокровенные знания о человеческой природе и не боялись ими воспользоваться, когда видели в том необходимость. Если вы полагаете, что в наши дни эта тема более не актуальна или же не столь актуальна, как лет, этак, четыреста назад, то, поверьте, вы опасно заблуждаетесь. Не так давно нам показали невзрачную с виду брошюру, изданную в 1936 году. Она называлась "Как задавать вопросы. Пособие для следователей НКВД". Бегло ее пролистав, мы были удивлены. Во-первых, книжица составлялась очень толковым и грамотным - даже и по современным меркам - психологом (или группой таковых). Во-вторых, само ее появление в пролетарской России того периода, когда отнюдь не каждый следователь НКВД умел грамотно писать, свидетельствует о серьезном внимании сановных большевиков (поверьте, весьма искушенных в психологии людей) к искусству манипулировать сознанием человека (любой классовой принадлежности). Наконец, некоторые приемы, описанные в брошюре, мало чем отличаются (разве что ритуалом) от тех, что были приняты на вооружение, допустим, Святейшей Инквизицией или древнеегипетским советом жрецов. Пожалуй, в современном мире всевозможных манипуляторов сознанием развелось несоизмеримо больше, нежели их было четыре столетия назад. В России, например, помимо государственного аппарата, православной Церкви и нескольких сектантских сообществ этим высоким искусством промышлял тогда в основном всякий сброд - горстка астрологов с алхимиками в придачу и, конечно, цыгане да малограмотные колдуны. Теперь же к традиционным у нас манипуляторам сознанием присоединилось множество новых и весьма искусных: политические лидеры со своими партиями, всевозможные тоталитарные секты и "духовные" школы, отечественные и иноземные, специальные государственные службы с аббревиатурами вместо названий (КГБ, ФСБ, ГРУ, ЦРУ и т.д.)... Это не говоря уже о рекламных организациях и многочисленных средствах массовой информации - безобидных лишь на самый неискушенный взгляд. Наконец, каждый из нас всю свою жизнь в той или иной форме пытается манипулировать теми, кто его окружает. Только у одних - к этому врожденные способности, а другие вынуждены обходиться без таковых. В общем, приступая к работе над небольшой серией книг об управлении человеческим сознанием, мыставили перед собою одновременно три задачи (безусловно, демократичные по сути). Во-первых, "сделать тайное явным" (со всеми вытекающими из этого последствиями), во-вторых, слегка уравнять шансы человеков мыслящих во взаимном манипулировании и, в-третьих, предоставить кому-то возможность совершить начальные шаги в овладении древним высоким искусством управления сознанием (сначала собственным, а потом и чужим). После выхода в свет первой книги этой серии, озаглавленной "Психодинамика колдовства, или введение в паралогию", у ее читателей возникли вопросы, самые разные по смыслу и эмоциональной окраске, что, впрочем, и не удивительно. Чтобы ответить на них более или менее вразумительно, нам пришлось бы написать, по меньшей мере, еще одну книгу на ту же тему (чего мы до некоторых пор делать не собираемся). В то же время, сам характер некоторой части этих вопросов мог бы нас смутить и заставить признать, что с "Паралогией" мы немного поспешили. Возможно, было бы логичнее предпослать ей более доступную книгу - допустим, ту, что вы раскрыли сейчас. Только, работая над "Паралогией", о логике мы заботились менее всего и адресовали свою книгу отнюдь не большинству, но именно меньшинству человеков мыслящих (о котором, увы, авторы зачастую не заботятся вовсе). Что же касается большинства, то на него неуклонно, хотя и в тайне, "работает" фундаментальнейший закон мироздания - закон компенсации. Согласно этому закону, любое негативное явление во вселенной автоматически становится позитивным. Проще говоря, все, что свершается в мире, в конечном счете, служит во благо. Не будь закона компенсации, тогда бы и нас с вами, и планеты Земля, и вселенной вообще давно бы уже не существовало.А потому, сохраняя приятную надежду на то, что предыдущая наша работа все-таки для кого-то явилась своевременной и даже полезной, мы приступили к новой книге, адресованной, по нашему замыслу, более широкому кругу читателей. В ней мы постарались по возможности следовать логичному принципу: от простого - к сложному. Итак, "Искусство доминировать". Стремление к превосходству, к самоутверждению, к психологической экспансии, чуть ли не к обожествлению собственной воли, или же, если угодно, гордыня, которая почему-то всеми вероучениями "списывается" на происки Диавола, - это, тем не менее, исконное человеческое качество, правившее людьми и миром еще до потопа. Нравится нам это или нет, но тяга к преобладанию над собратьями является одним из основных человеческих инстинктов. Он в равной ме-ре присущ и младенцам, неумело дерущимся из-за мячика на игровой площадке, и зрелым мужам, ве-дущим корректную полемику, касающуюся числа ка-пель в мировом океане, и их женам, обоюдно не со-гласным с методами соседки вести хозяйство. И даже старость не исцеляет человека от его потаенной страсти к превосходству. Только в пре-клонном возрасте страсть эта, как правило, трансформируется и прокладывает себе новое рус-ло. К примеру, вот вам превосходный критерий са-мооценки, пригодный для любых возрастов и ситуа-ций, - степень нашей личной духовной близости к Богу; этот критерий остается в нашем распоряже-нии даже тогда, когда большинство прочих уже не актуально, - допустим, в случае нашей физической и интеллектуальной немощи. И подобных систем от-счета, подходящих для любого нашего "я", можно изобрести - и, конечно, уже изобретено - превели-кое множество. Если вы сумеете посмотреть непредвзятым и не-замутненным взором на всю людскую кутерьму, пи-таемую страстью к превосходству, то вам непре-менно станет очень смешно, смешно до отчаяния. Самозабвенно волтузят друг друга политики и биз-несмены, остервенело кусаются - в переносном, а то и в прямом смысле - спортсмены и люди искусства. А на мусорных кучах с не меньшим энтузиазмом сражаются между собой менее удачливые персоны. Последние, вроде бы, уже лишились всего - и дела, и крова, и совести, - но не стремления доминировать над ближними. Сегодня в обществе бытует миф о якобы врож-денном бескорыстии и буквально ангельской чисто-те детей. Его питает, вероятно, наше естествен-ное к ним отношение. Тем не менее, буквально с пер-вых же мгновений своего существования на свете будущий человек начинает яростно требовать от еще не знакомого мира все, что ему необходимо: пищу, чистые пеленки, внимание окружающих... При этом он не способен принимать в расчет никакие внешние обстоятельства, мешающие ему мгновенно получать желаемое. Примерно так же ведет себя гусеница, жадно пожирающая листья. Ей просто невдомек, что, когда вся крона будет обглодана, по-гибнет не только дерево, но и она сама. И спустя несколько лет - допустим, в пяти-семилетнем возрасте - ребенок все еще ощущает себя центром мироздания. Правда, ему уже теоре-тически известно, что прочие люди тоже что-то чувствуют и чего-то хотят, но это формальное знание никак не вписывается в его систему миро-ощущения. Нас умиляет, когда малыш с наивной жадностью тянется к соске или, допустим, к ябло-ку. И чудесно! Но тигрица, вероятно, тоже по-своему умиляется, когда ее полосатик рвется к свежей туше оленя или - что еще лучше - само-стоятельно задавит какого-нибудь крольчонка. К слову, от нашей идеализации детства зачастую страдают именно дети. Взрослые ждут, а потом и требуют от них чего-то особенного, а они ничуть не лучше - но и не хуже! - своих пап и мам. Некоторым двуногим удается психически закон-сервироваться в мироощущении семилетнего ребен-ка и провести всю свою жизнь, вплоть до могилы, взаперти, в малюсеньком собственном "я", тесно-ватом, зато привычном, совершая там разве что незначительные телодвижения и не высовывая носа в грандиозный и пугающий реальный мир. Правда, они тщательно маскируют данное обстоятельство - и от окружающих, и, прежде всего, от самих себя. Им даже кажется, что из этого всего у них получа-ется нечто вполне пристойное. Другие люди на каком-то этапе своей жизни вдруг пронзительно осознают, что они подобны ту-пой и жадной гусенице, которая бездумно губит ис-точник собственного существования. Таких людей мы можем условно поместить на следующую сту-пень развития - ступень волка. Дело в том, что се-рый разбойник в период выведения потомства ведет себя исключительно лояльно в отношении любой живности, появляющейся вблизи его логова. Жители окрестных деревень зачастую даже не подозрева-ют, что где-то по соседству подрастает грозная волчья стая. Сами же волки, вероятно, чувствуют, что, покуда они прикованы к логову, какая-нибудь драная кошка может стоить им жизни, и действу-ют соответствующим образом. Наконец, очень немногие люди пробуждаются к осознанию всеобщей тотальной взаимосвязанности. Но не о них и не для них эта книга, адресованная, как мы уже сообщили, относительно широкому кру-гу читателей. Однако вернемся к человеческому стремлению доминировать, из которого соткана вся наша жизнь. Оно может принимать разнообразные фор-мы: величественные и смешные, притягательные и отталкивающие, совершенные и нелепые... Иногда просто отвратительные. Вспомним классического "раба, что стал царем", или же нашего российского официанта из анекдота - того самого, что на досу-ге отправляется в соседний ресторан, чтобы там самоутвердиться в меру своего разумения. Совершенно очевидно, что человеческий ин-стинкт превосходства опирается на эгоизм, или же, как сказали бы буддисты, на неведение. Впрочем, на-звание не меняет сути явления - в нашем случае, весьма негативного. Но где-то, на участке прямой связи между чистым эгоизмом и порожденным им стремлением доминировать, включается уже упо-мянутый нами вселенский закон трансформации, преображающий все дурное во благо. И изначально порочная потребность в самоутверждении стано-вится наиболее мощным движителем нашего разви-тия, нашего совершенствования. Как ни парадок-сально это звучит, но только благодаря эгоизму, ин-стинкту самоутверждения, стремлению доминиро-вать, потребности в экспансии и может в итоге сформироваться пробужденный к восприятию все-общего единства человек. У Природы есть одно неоспоримое достоинство - последовательность. Сказав "А", она всегда произ-носит "Б". А потому, обременив человека врожден-ным стремлением к превосходству. Природа пре-доставила в его распоряжение достаточно средств, чтобы такового достигать, во всяком случае, что-бы за него бороться. Возможно, вам уже знакома эта притча. Давным-давно, когда Мир был еще очень юн, в ще-дром девственном лесу, а может, в саванне или же в горах, обитало Племя. И был в этом Племени Вели-кий Охотник. Он лучше всех выслеживал огромного, по очень осторожного дикого буйвола и первым бро-сал в него дротик; больше всех прочих охотников вместе взятых налавливал он силками жирных вкус-ных куропаток, которые так нравились детям и женщинам. Великий Охотник правильнее всех умел заранее угадать, когда хлынет дождь, и когда при-дет засуха. А если случалась беда - объявлялся ли поблизости саблезубый тигр-людоед, или же воин-ственные соседи устраивали на Племя набег, Вели-кий Охотник первым поднимал острое боевое копье и тяжелую палицу. Нечего и говорить, что все в Племени беспрекословно слушались Великого Охот-ника. И конечно же, самые красивые, самые молодые и жизнеспособные женщины доставались ему. Следующий отрывок из курса:Ключевые слова страницы "ВВЕДЕНИЕ (часть1)" (раздел "Искусство доминировать"): делать сделать власть лидеров искусство красивые россии смешные машин перечень работа книгу закон времени день самые дети книга ребенок общество великий школы |
Анонсы мероприятий
Евгений Гильбо
Круг посвященных
|