добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google

11 - Большие Группы и Манипулирование Ими

Нация

Нация (отрывок)

Вопрос о сущности нации как общественного феномена достаточно запутан. Существуют различные ее определения, упирающие на этнические, культурные, экономические признаки или "общую историческую судьбу". Все эти ошибочные подходы серьезно заменяют теоретическое осмысление понятие нации, заставляют считать нациями все преобладающие в тех или иных государствах этносы, исключать из состава нации этнические меньшинства или наоборот, включать в ее состав вненациональные этнические группы.

На самом деле нация есть продукт не этнокультурный, а продукт определенного социального процесса. Она возникает в рамках некой политической общности (как правило, но не обязательно, составляющей одно государство), в процессе развитого либерального дискурса. Ее источником является универсализм и максимизация обмена.

Развитие рыночных отношений в экономике, максимизация общения, рост культурного взаимодействия и оформляющий этот процесс либеральный дискурс формирует нацию. Нация есть множество людей, включенных в этот дискурс. Степень его интенсивности и определяет спаянность нации.

В этом смысле нация есть продукт буржуазных отношений. Вне этих отношений говорить о существовании нации бессмысленно.

При формировании нации часто имеет господствующий этнос и культура, но они не исчерпывают контент национального дискурса, их господство обеспечивается лишь через структуру этого дискурса. Например, французская нация в процессе своего формирования в XVI-XVIII веках включила в свой состав кроме франкоязычной этнической группы также провансальские, лангедокские, бретонские и иные меньшинства. Пиком национального дискурса и моментом окончательного становления национального самосознания стала эпоха Революции и Империи 1789-1814 годов. В этот момент в состав французской нации прочно вошли германоязычные эльзасцы.

Аналогичным образом становление русской нации на базе гигантского этнического многообразия шло в XVIII-XIX веках параллельно становлению буржуазных отношений, а пиком национального дискурса стали революция и гражданская война 1917-1937 годов и последующая отечественная война 1941-45 годов. Возникшая в результате этого процесса единая русская нация - "советский народ" - включает в себя множество различных этнических компонентов, ощущающих себя частью единого целого.

Осуществленная в 1991 году попытка расчленить эту нацию, основанная на фашистской теории нации как этнокультурного явления, попытка выделить "чисто русских" и "отсеять" меньшинства под видом отдельных наций повлекла лишь перманентный кризис псевдонациональных государств. По сути шанс сформироваться в отдельные нации имеют лишь грузины, армяне, эстонцы и литовцы. Во всех остальных странах кризис национального самосознания породил совершенно дикие формы имитации национальной жизни, обычно связанные с совершенно неприемлемой в цивилизованном обществе репрессией меньшинств.

Не всегда становление нации подразумевает наличие господствующего этноса. Швейцарская нация, к примеру, включает в себя представителей четырех этнических групп, причем три из этих этнических групп в большей своей части принадлежат другим нациям. Тем не менее национальный дискурс сформировал единую устойчивую нацию.

Аналогичная ситуация имеет место в Бельгии. В состав бельгийской нации входят примерно равные общины голландского и французского происхождения, конфликтующие между собой. Тем не менее этот конфликт является частью национального дискурса и ни в коем образом не провоцирует примыкание этих этнических групп к соседней нации. Даже в эпоху прозрачных границ связи представителей этих общин с близкими по языку иностранцами через границу на порядок слабее экономического и культурного обмена внутри страны.

Бывают и примеры, когда части одного этноса формируют разные нации, как это случилось с Сербами и Хорватами, Болгарами и Македонцами, Египтянами и Сирийцами.

Но если все эти нации сформировались в рамках единого государства, то германская нация сформировалась в условиях политической раздробленности, религиозных различий и языкового (диалектного) многообразия на базе общих ценностей "Священной Римской Империи". Политически слабая Империя, не имея административной власти над немцами, смогла стать организатором национального дискурса, требуемого развитием буржуазных отношений и спаявшего разнородные славяно-германские элементы в единую нацию.

Базовыми элементами национального дискурса всегда оказываются национальная территория, национальная безопасность, конкурентные привилегии национального бизнеса, культурное наследие и геополитическое позиционирование. Позиционирование относительно всех этих вопросов является обязательным условием участия в политическом процессе. Структура выработанного по этим вопросам символического ряда определяет инструментарий политтехнологов при продвижении тех или иных идеи или политических фигур.

Реальная угроза национальной безопасности или территории или же ее имитация всегда порождает всеобщее беспокойство, которое быстро перерастает в агрессивный шовинизм. Воодушевление всегда требует апелляций к культурному наследию. Потеря крупных территорий наносит серьезную травму нации, которая либо…




Следующий отрывок из курса:

Ключевые слова страницы "Нация"
(раздел "11 - Большие Группы и Манипулирование Ими"):

Нация