добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google

Статьи по психологии

Голос - инструмент самопрезентации


"Тебя к телефону, – сказала коллега и, таинственно улыбнувшись, добавила: – Приятный мужской голос". Тот, кто хоть раз присутствовал при подобной сцене, наверняка замечал, что перед тем, как взять трубку, даже не зная, с кем будет разговор, женщина инстинктивно прихорашивается и улыбается. Но на эту удочку ловится не только слабый пол, мужчины очаровываются голосом противоположного пола ничуть не реже.

Возьмите хотя бы услугу "Секс по телефону", где, разговаривая с длинноногой белокурой Ингой, абонент вряд ли предполагает, что на другом конце провода сидит, мягко скажем, не очень длинноногая Вера Сергеевна и параллельно с интимным разговором вяжет мужу теплые носки. Но голос, голос...

Нет, твой голос не хорош...

РАССКАЗЫВАЮТ, что когда к Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, то мудрец долго смотрел на него и потом воскликнул: "Да говори же ты наконец, чтобы я мог познать тебя!"

Голос – важнейшая психологическая характеристика человека, и он напрямую связан с анатомией и физиологией, т. к. зависит от общего строения тела и самого голосового аппарата. Голосовые складки, как струны, натянуты в гортани и могут колебаться как всей своей массой, так и отдельными участками. Длина и толщина этих складок напрямую связана со строением гортани, причем большая гортань – преимущество высоких людей, а чем она больше, тем ниже и подсознательно привлекательнее голос. Существует и обратная зависимость – обладателя низкого голоса мы мысленно представляем себе высоким и симпатичным.

Людям свойственно ошибаться, тем более когда они сами этого хотят, ведь, как писал поэт, "обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад". Что-то похожее происходит, когда мы слышим голос, но не видим собеседника. Ярчайший пример прекрасного голоса, заворожившего целую страну, – это голос Левитана, в которого многие были заочно влюблены, но в жизни не могли поверить, что такой голосище принадлежит довольно хрупкому человеку. Еще одним примером могут быть голоса актрис-травести, слушая которых, мы представляем себе озорных мальчишек.

Главный научный сотрудник Института психологии РАН, доктор биологических наук, профессор Владимир Петрович Морозов, который занимается голосами человека и животных не один десяток лет, комментирует это так: "Голос – это магическое оружие, и хотя все способны более или менее точно определить, кто говорит с нами по телефону – мужчина или женщина, – тут случаются, и весьма нередко, забавные казусы, о которых вы упоминаете. Действительно, в обычной жизни инстинктивно мы без труда угадываем, кто с нами говорит – мужчина или женщина, старик или ребенок, но далеко не каждый может определить физические параметры говорящего: высокий это человек или нет, толстый или худой, молодой или не очень. Вот мы и создаем желаемый виртуальный образ, который не всегда соответствует действительности. Из-за этого несоответствия те же телефонные романы зачастую не имеют продолжения после личной встречи, т. к. "смоделированный" по голосу человек не соответствует реальности. Но вот эксперты лаборатории невербальной коммуникации практически безошибочно определяют по голосу пол, рост, вес и возраст невидимого собеседника. Как графологическая экспертиза отличает самые искусные подделки почерка, так наши методы позволяют распознавать имитацию чужого голоса в 100 %".

Голос – визитная карточка человека, именно поэтому в крупнейших банках мира многие сейфы запрограммированы не на фразу-пароль, а на голос владельца. Чуть какой-то обертон отклонился в сторону – и заветная дверца ни за что не откроется. Так что пародисты и имитаторы могут не беспокоиться о чужих ценностях – специалисты и тонкая техника распознают их обязательно.

Цвет голоса

НО КАКИЕ же голоса нравятся подавляющему большинству людей и что заставляет нас очаровываться голосом, даже не видя его владельца? Для того чтобы вызвать симпатию, в голосе человека должны присутствовать определенные обертоны. Например, мы знаем, что голоса всех хороших певцов отличаются исключительным своеобразием тембра. Звонкий, яркий, серебристый, звенящий металлом – так описывают эти завораживающие голоса верные поклонники. Было научно установлено, что в звуке певческого голоса содержится значительно больше высоких обертонов, чем в звуке обычного разговорного голоса, и специалисты определяют эту особенность как "соловьиную трель" или звон маленького серебряного колокольчика. Причем услышать это можно не только в самых высоких голосах (сопрано и тенор), но буквально во всех, даже у самого низкого баса. И чем сильнее это выражено, тем больше звонкость голоса и серебристей тембр. Возможно, поэтому влюбленные мужчины и распевают серенады.

Любопытно, что в старой Италии существовал обычай, по которому в паспорте в числе прочих примет человека указывался и тембр его голоса. По тембру (баритон, бас, тенор и т. д.) мы легко различаем голоса знакомых. Считается, что тембр голоса является природным свойством человека и его изменить нельзя. В определенной степени это справедливо, особенно для речи, поскольку обычно каждый говорит в удобной для себя манере, не пытаясь изменить природную окраску своего голоса.

И все же мужчинам подсознательно нравятся женские голоса, которые еще называют грудными, идущими изнутри. Женщин чаще всего привлекают сочные баритоны, хотя вспомните противостояние "лемешисток" и "козловисток", которые были влюблены в певческие теноры. Обертоны голоса, который заведомо нравится, могут быть самыми различными, но они должны быть обязательно. Без этих красок голос воспринимается как тусклый и безжизненный и не может вызвать ярких эмоций.

Хочешь помолодеть – не сердись

ДЛЯ ТОГО чтобы нравиться, голос не обязательно должен быть звонким, нам могут нравиться и голоса с хрипотцой, как у Высоцкого, и слегка надтреснутые, но эмоциональная окрашенность должна присутствовать обязательно. В лаборатории В. П. Морозова был использован тест, когда слушатели должны были только по голосу, который произносил одну и ту же простую фразу, но с разными интонациями, определить возраст говорящего. Так вот, эмоции гнева и страха делали возраст, по оценкам слушателей, максимальным, а эмоции радости и нейтральное звучание привели к минимальным оценкам. Поскольку разница в оценке была немалая (около 10 лет), то профессор Морозов считает, что людям, желающим выглядеть моложе (а это прежде всего относится к прекрасному полу), необходимо воспользоваться этой психологической закономерностью и постараться говорить максимально радостно и доброжелательно.

И не забывайте сказку о глупом мышонке, которому понравился "сладкий" голос кошки и который в назидание всем любителям красивых голосов был съеден. Если вас очаровал незнакомый голос, не забывайте, что голосовая "визитка" может быть и фальшивой.


Источник: Aif.ru

Авторство не указано
Дата опубликования: 14.02.2008


Понравилась статья?

Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу
/index.php?page=psy&art=950"

Ключевые слова статьи "Голос - инструмент самопрезентации" (раздел "Статьи по психологии"):

психология психотехнологии тренинги мотивация библиотека статьи психодиагностика психолингвистика НЛП brand mapping мэппинг эриксоновский гипноз HR PR реклама психология рекламы политика политтехнология политтехнолог бренд брендинг менеджер менеджмент управление управление персоналом имидж персонал обучение семинары маркетинг потребитель коммуникация руководитель рекламист исследование восприятия психографика диагностика избиратель выборы кадры креатив найм оценка персонала аттестация персонала мотивация стимулирование корпоративный корпоративная религия ротация брэнд брэндинг медиапланирование СМИ Ниесов Конюхов Дымшиц социология выборы предвыборный избирательная кампания кандидат округ штаб агитация публикация печать газета телевидение ТВ пропаганда листовка плакат ролик парламент библиотека по психологии статьи по психологии статьи по стратегическому мышлению в бизнесе интервью миссия видение организация корпоративная культура система ценностей цели SWOT-анализ стратегия психотехнологии психология НЛП практическая психология менеджмент лидерство лидер управление психология бизнес психология бизнеса психотехнология НЛП бренд тренинг тест тестирование персонал кадры программа продукт психодиагностика Профессор профотбор HR обследование брендинг брендмейкинг бизнес тренинг продвижение бренда психологический тест психология рекламы психология общества психологическая программа тренинг по психологии консалтинг психология в бизнесе психологический тренинг семинар по психологии Психотехнологии в бизнесе политике и обучении. Применение современных методов практической психологии в менеджменте HR управлении персоналом рекламе и PR политике. НЛП психолингвистика психодиагностика. Библиотека на www.psycho.ru. Подраздел \"Психология менеджмента. Стратегическое мышление в бизнесе\". Миссия и видение организации. Корпоративная культура. Система ценностей организации. SWOT-анализ. Система целей. Стратегии.Диснеевский стиль обслуживания клиентов Дисней Голос - инструмент самопрезентации аудиотренинг голос презентация