добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google

Статьи по психологии

Мысленный взор: шестое чувство?


Интересные возможности трети человечества обнаружил известный канадский психолог: люди могут замечать то, сами не зная что. Видеть, но при этом — не видеть. Эту способность называют сознательным визуальным восприятием и даже шестым чувством. Сам учёный пока понятия не имеет, какие физические процессы в этом задействованы.

Психолога, который это обнаружил, зовут Рональд Ренсинк (Ronald Rensink), и сейчас трудится он в университете Британской Колумбии (University of British Columbia — UBC).

За его спиной шесть лет фундаментальных исследований в Кембридже и Гарварде, а также работа на компанию Nissan. По поручению последней Ренсинк изучал "слепоту к изменениям" — разбирал автомобильные аварии, причиной которых было: "водитель смотрел, но был не в состоянии увидеть".

Своё открытие учёный называет "майндсайт" ("mindsight"), что можно перевести, например, как "мысленный взор". Данные по теме профессор собирал и анализировал более двух лет, а потом дотошно проверял, чтобы издать в журнале "Психологическая наука" (Psychological Science).

Итак, для эксперимента Ренсинк привлёк 40 добровольцев — первоначально он хотел проверить их внимание. Этим людям профессор принялся показывать фотографические изображения, мерцающие на экране компьютера.

Фильм "Шестое чувство" рассказывает не о сознательном визуальном восприятии, что не умаляет его достоинств.Каждое фото демонстрировалось приблизительно четверть секунды, после чего — также ненадолго — появлялся чистый серый фон.

Примерно так: видишь фото, что-то мигнуло, снова видишь фото. И не знаешь, не сказали, то же это изображение или немного другое. Если увидишь отличие, нажми кнопку.

Подопытные смотрели картинки, а исследователь чередовал одинаковые изображения с фотографиями, в которые были внесены еле-еле уловимые изменения.

Так вот, при просмотре изменённых картинок некоторые участники эксперимента спрашивали, должны ли они нажимать на кнопку, когда не увидели изменение, а почувствовали, что оно произошло.

В конечном счёте, около трети добровольцев сообщили о чувстве, что изображение изменилось. Но назвать или показать произошедшую перемену — что? где? — они не могли. Сделать это у них получалось только две-три секунды спустя.

В качестве понятного примера приводится такой: вы входите в комнату, чувствуете, что-то изменилось, но показать пальцем — вот этого коврика тут не было — сразу не можете.

Какое-то подсознательное восприятие. Кажется, многие из нас испытывали нечто подобное.

Наша визуальная система, предположил Ренсинк, производит некое чувство изменений, даже если мозг не может (не успевает) идентифицировать перемену. Что же это за чувство такое? — задумался психолог. И ответил себе: "Я думаю, что этот эффект объясняет веру людей в шестое чувство".

Чтобы подтвердить его наличие, учёный предлагает использовать сканирование мозга. Оборудования и навыков для осуществления этой процедуры у него, надо полагать, нет. Может быть, просто времени не хватило.

О своих исследовательских интересах Ренсинк пишет: "Меня интересует видение".По словам канадского экспериментатора, "мысленный взор" — не просто предшественник нормального визуального восприятия.

Потому что никакой корреляции между временем, необходимым на "прочувствование" изменений, и временем, потраченным на идентификацию произошедшей перемены, не просматривается. Иногда это случается почти одновременно.

Исследователь визуальных возможностей человека Дэн Симонс (Dan Simons) из университета Иллинойса (University of Illinois in Urbana-Champaign) считает, что открытие Ренсинка "предполагает существование интересного и ранее неизвестного механизма, относящегося к вниманию".

Но он же и предупреждает, что на шестое чувство особо полагаться не следует, так как канадские добровольцы иной раз сообщали об изменениях, которых фактически не было.

Опять же — чувство испытали только 30%. Хотя теоретически все мы можем научиться им пользоваться.

Сам Ренсинк говорит, что всё дело, возможно, в доверии человека к интуиции и собственным инстинктам. И он думает, что нет никаких причин, по которым этот эффект не распространялся бы на другие чувства. Слуховым эквивалентом может служить знание, что кто-то находится у вас за спиной (кто здесь?).

Профессор намерен продолжить исследования и, в первую очередь, попытаться определить, что отличает людей, испытывающих шестое чувство, от всех остальных.

Источник: Мембрана.ру

Авторство не указано
Дата опубликования: 10.03.2007


Понравилась статья?

Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу
/index.php?page=psy&art=650"

Ключевые слова статьи "Мысленный взор: шестое чувство?" (раздел "Статьи по психологии"):

психология бизнес реклама политика образование обучение пресс-клипинг СМИ пресса журнал газета новости анонс архив выпуск компания русский фокус ведомости коммерсантъ секрет фирмы коммерсант персонал-микс советник E-xecutive.ru известия управление персоналом компанией лаборатория рекламы индустрия рекламы 4p.ru маркетолог плутовство профиль мембрана эксперт график план психология бизнес психология бизнеса психотехнология НЛП бренд тренинг тест тестирование персонал кадры программа продукт психодиагностика Профессор профотбор HR обследование брендинг брендмейкинг бизнес тренинг продвижение бренда психологический тест психология рекламы психология общества психологическая программа тренинг по психологии консалтинг психология в бизнесе психологический тренинг семинар по психологии