добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google

Статьи по психологии

Опасность коммерческих культов


По Вашему мнению считается ли коммерческим культом деятельность компании ЭМВЭЙ? Если да, то какие средства и методы противодействия нужно использовать для выведения людей (в первую очередь близких и родственников) из под влияния этой организации?

Описываю вкратце. Компания ЭМВЭЙ ("AMWAY") работает в сфере МЛМ индустрии с 1959  года. За это время создала и продвинула по своим сетям целый ряд бытовых средств — зубные пасти, бытовые моющие средства различного назначения. Кроме того распространяет в последнее время через свою сеть потребителей и продукцию других мировых торговых марок. Как и во всех МЛМ — компаниях — начасление баллов, выплата бонусов, подключение к своей системе как можно большего количества людей. НО....

Существует система обучения для лидеров и вновь вступивших, которая использует новейшие психотехнологии для программирования личности. Любого новичка всеми способами стараются затащить на семинар. А там, как я понял и применяются все чудеса психотехнологий. Семинар — это тщательно спланированное мероприятие, которое помогает удерживать мотивацию у давно работающих членов сети и создает мотивацию у новичков.

Если учесть, что программирование личности без согласия личности — есть насилие над ней. То тут стоит задуматься. Цены на продукцию очень высокие для СНГ. Качество товаров — хорошее. В таких условиях очень трудно человеку продвигать товары, даже если они хорошего качества. По всей видимости, для этого и задуманы семинары, где людям смещают точку сборки (по К. Кастанеде) и они превращаются в биороботов, продвигающих товар и привлекающих новых людей.

Действительно, начисление баллов, выплата бонусов, подключение к своей системе как можно большего количества людей еще не свидетельствуют о деструктивности организации. Так работает большинство сетевых фирм, занимающихся дистрибуторством. В этих фирмах все обещания быстрого обогащения, «жизненного успеха» и «материального благосостояния» обычно сводятся к одному призыву: «Сначала купи у нас, а потом сам продавай». То, что людей обманывают («кидают лохов») всучивая им всякую дребедень по высокой цене, пусть даже и хорошего качества, — это одно. Банальное «кидалово» — это еще не признак деструктивности организации и программирования личности. Деструктивность — совсем другое. О деструктивном коммерческом культе можно говорить, когда имеет место:

а) беспрекословное подчинение нижестоящих членов вышестоящим, полувоенная дисциплина, царящая в такой организации (нередко в таких коммерческих фирмах даже присваиваются своеобразные «воинские звания») б) желание полностью завладеть человеком, установить контроль за всеми сторонами его жизни, в первую очередь финансовыми.

Для достижения этих целей коммерческие культы очень часто используют т.н. «семинары по продажам», на которые любым способом пытаются затащить новичков. Для таких сборищ характерны психологические методы группового давления и накачивание эмоциональной энергетикой. С их помощью людей вводят в состояние сильной внушаемости. После таких «бизнес-семинаров» люди обычно выходят слегка ошалевшие, но зато с ощущением небывалого воодушевления и всемогущества. Они готовы отдать последние деньги ради призрачных иллюзий будущего успеха и процветания, которые им внушили руководители фирмы. Еще на таких собраниях новичков обычно осыпают комплиментами и похвалами, хладнокровно оценивая при этом, что с них можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, деньги, квартиру и т.п. Активно используются фразы типа: «Как хорошо, что ты пришел, как мы рады тебя видеть» и пр. Таким образом человек получает приятную для него эмоциональную поддержку.

Первым признаком того, что попавшему в коммерческий культ человеку требуется помощь, служит навязчивое желание постоянно посещать подобные «семинары». Это становится своего рода наркотиком, потребностью постоянно получать энергетическую подпитку извне, чтобы достичь состояния «воодушевления». Если человека лишить такого периодического «кайфа», возникающего от посещения собраний, у него начнется форменная «ломка», типичная для всех наркозависимых людей. Приступы паники и тревожности, депрессия, раздражительность, агрессивность, — ее характерные черты.

Второй признак — снижение критичности восприятия. Человек теряет способность принимать взвешенные решения и выносить критические суждения, готов отдать все свои деньги тем, кто обещает фантастические способы быстрого обогащения. Характерная черта: такой человек начинает говорить ранее несвойственными ему шаблонными фразами-лозунгами и стандартными клише, которые ему вбили в голову во время многочасовых «бизнес-семинаров». Окружающим всегда бросается в глаза «деревянность», неестественность, стереотипность подобных фраз в устах говорящего, их явная «привнесенность извне». Слово «зомби» при общении с такой личностью вспоминается само собой. Однако самим человеком это не осознается. Также новообращенные адепты коммерческого культа могут силой или обманом заставить свои семьи отдать им денежные сбережения, продать жилье, машину или другое имущество.

Третий признак — резкие изменения жизненных целей и стремлений, которые сильно противоречат прошлым жизненным установкам личности. В сознании жертвы создается своеобразная картина иллюзорного мира, обладающая сверхпривлекательностью. Ведь вербовщики всегда пытаются убедить человека в том, что пребывание в культе делает его приближенным к элите, открывает ему путь к богатству и так называемому «социальному успеху». В особо тяжелых случаях это приводит к появлению у людей новой идентичности, новой личности, думающей, чувствующей в иных категориях, использующей другую систему ценностей, чем раньше. Так люди психически здоровые, часто интеллектуальные и образованные, довольно быстро могут стать фанатиками движений, вся идеология и деятельность которых прямо направлена на выкачивание денег у доверчивых простаков.

Как же выбраться из сетей коммерческого культа? Самому пострадавшему это сделать тяжело. Обычно прозрение наступает слишком поздно, — только после того как сетевые фирмы сами выбрасывают человека на улицу, выкачав из него последние деньги.

Существует два способа извлечения людей из подобных организаций. Первый способ жесткий — депрограммирование — заключается в том, что человека насильно изолируют от его деструктивного окружения, запирают в четырех стенах и сообщают правду, которую ему совсем не хочется слушать: о том, как ему «промыли мозги», о том, какие коварные обманщики его новые «друзья» и «учителя», и т. д. Метод жестокий, но эффективный. Однако он сопряжен и с юридическим риском: сетевые фирмы или сам «похищенный» могут возбудить против похитителей судебный иск.

Второй способ более гуманный. Он называется «консультирование о выходе»: родственники или близкие пострадавшего приглашают психологов или психиатров, и они с его добровольного согласия сообщают ему всю информацию, которую от него утаивает руководство такой фирмы. После этого человек сам делает выбор: вернуться ему туда или нет. При этом психологи советуют не стремиться переубедить пострадавших, поскольку обычно они хорошо подготовлены к подобным дискуссиям и всячески сопротивляются этим попыткам. Лучше попытаться найти и ненавязчиво продемонстрировать несоответствие между декларируемыми принципами и реальной практикой коммерческого культа. Например, обещание богатства и жизенного успеха для всех «посвященных» обычно оборачивается только обогащением лидеров за счет финансовой и физической эксплуатации рядовых членов организации. Ведь в любой пирамиде всегда богатеет только ее верхушка.

Вообще-то, лучший способ выбраться из хитро расставленных сетей — это не попадать в них. Такие МЛМ-фирмы любят заманивать доверчивых простаков, размещая в СМИ суперпривлекательные объявления о вакансиях. Обычно в них мало конкретики, зато много щедрых обещаний и восклицательных знаков. Картины вашего будущего процветания рисуются очень подробно и яркими красками. Напротив, то, каким путем вы будете достигать успеха, обычно излагается весьма туманно. Чтобы расставить все точки над «і», в большинстве случаев достаточно одного звонка по телефону. Позвоните в такую фирму и попытайтесь узнать как можно больше подробностей о предлагаемой ими «вакансии». Если вам упорно не хотят сообщать, о какой работе идет речь (или отделываются общими фразами типа «сетевые продажи товаров высокого качества» и «работа с людьми»), но зато настойчиво предлагают записаться на «собеседование», мол, там все узнаете — смело кладите трубку! А еще лучше — открытым текстом посылайте «благодетелей» сами знаетекуда. Туда им и дорога!

Иван Непомнящий
Дата опубликования: 13.09.2007


Понравилась статья?

Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу
/index.php?page=psy&art=3193"