добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google

Статьи по психологии

Методы религиозных культов


Религия, является непосредственной, то есть эмоциональной, формой отношения людей к господствующим над ними чуждым силам, природным и общественным. Это и определяет значение религиозного культа. В нем получают свое выражение прежде всего эмоциональные моменты. Все современные богословы связывают крепость веры прежде всего с интенсивностью религиозно-эмоциональной жизни. Они понимают, что регулярное систематическое повторение культовых действий, вызывающих, а затем закрепляющих в сознании верующего определенный строй чувств, эмоций, мыслей, идей, оставляет в центральной нервной системе человека глубокие и устойчивые системы очагов возбуждения и торможения, создают своеобразную привычку. И когда такой религиозный стереотип поведения, чувств и мыслей формируется не у одного человека, а у целого коллектива, в действие вступают законы коллективной психологии.

Культ порождает у верующих определенные чувства, поддерживает эмоциональную жизнь людей в определенном привычном направлении. Участие в молитвенных собраниях делается для верующих необходимостью.

Вот почему руководители сект уделяют такое внимание обрядовой стороне. Вот почему они проявляют заботу о том, чтобы верующие строго соблюдали обряды, пытаются с помощью специфической организации закрепить определенный образ религиозной жизни членов сект.

Эстетика сектантов

Упрощение культа в ряде христианских сект не означает отказа от обрядности. Напротив, в этих сектах делается все возможное, чтобы усилить психологическое воздействие обрядов и богослужений. Этой цели служит и чтение проповедей, и пение, и музыка, и сам порядок богослужения. Хоровые и музыкальные кружки, как писал журнал «Евангелист», являются «душой общины, неотъемлемой ея частью, чудесным букетом из живых роз, наилучшим проповедником, который может привести не одну душу к слезам покаяния и благодарения». Широко используя разнообразные средства эстетического воздействия на верующих, вожаки сект превратили богослужение в своего рода театрализованные представления.

Эстетическое чувство верующего во время богослужения получает особую направленность, оно выступает как один из путей, с помощью которых человек приобщается к религиозным представлениям и образам. Эстетические чувства, эстетические восприятия поддерживают и укрепляют религиозную веру, вовлекают людей в сферу идейного воздействия проповедников. Это понимала и верхушка сект, которая в большинстве своем сознательно использовала это могущественное средство влияния на души. Регент одесского хора пятидесятников С. А. Прежедецкий, например, писал: «В деле распространения Царства Божия пение и музыка занимают одно из первых мест... Можно, не сомневаясь, утверждать, что более чем у половины всех верующих людей сильным толчком ко вступлению на чистый, прекрасный и святой евангельский путь послужило духовное пение и музыка... Чудные звуки божественных псалмов ласкают слух, услаждают душу, приводят к сокрушению и умилению, так что из грубых, черствых сердец слышатся вздохи и молитвенные возгласы к создателю всех — Богу... Пение и музыка настраивают человека к молитвенному общению с Богом: они заставляют забывать о мелочах повседневной жизни, давая возможность мыслям и чувствам устремляться к Богу и успокаиваться в нем, а потому становится легко на сердце, всякое житейское горе, скорбь и теснота удаляются, а возвышенные помышления о Боге, о небесных красотах, о вечной жизни наполняют душу радостью».

Музыка и пение, чтение стихотворений и рассказов используются отнюдь не для облагораживания человека, не для воспитания общечеловеческих эстетических чувств, а во вред ему, для культивирования религиозных чувств и, прежде всего, рабской покорности и страха. Культовые действия, практикуемые в большинстве сект во время богослужений, являются одним из средств создания общих настроений, общих чувств, внушения общих идей. Коллективное пение заключительных гимнов закрепляет результаты собрания. В таких гимнах обычно говорится о радости взаимного общения верующих, о том, что такие встречи дают «ободрение... в господних словах», «чтобы с силою новой идти». С помощью подобных культовых действий в секте создаются широкие возможности для влияния на верующих. Здесь вступает в действие коллективная психология, коллективное внушение.

Наряду с этим используется коллективная молитва-исповедь, которая является своего рода апофеозом молитвенного собрания. С ее помощью руководители общин достигают высшего обострения переживаний верующих, огромного воздействия на их психику.

Мнимая коллективность

Сектантам мало, чтобы человек посещал молитвенный дом и исполнял обряды. В сектах ярко проявляется стремление сделать религию внутренним миром каждого верующего, превратить его в религиозного фанатика, ставящего религию на первое место в своей жизни. Целью сектантского воспитания является, чтобы человек никогда, нигде, ни на одно мгновение не забывал о Боге, чтобы вся его жизнь была проникнута верой. Особенно ярко это выражено у баптистов.

Внутренняя жизнь общин ЕХБ характерна показным демократизмом. Члены общины называют друг друга братьями и сестрами, им вменяется в обязанность принимать деятельное участие во внутренней жизни общины. Они выполняют различные поручения: заботятся о чистоте молитвенного дома, наблюдают за порядком во время собраний, собирают пожертвования, посещают верующих на дому, работают с группами молодежи ЕХБ, в отличие от православной церкви, религиозная организация с прямым членством. Всякий вступающий в ЕХБ предварительно проходит испытательный срок. По прошествии этого срока приближенный, если его рекомендуют два члена секты, на закрытом собрании принимается в организацию. После этого над ним совершается обряд крещения, знаменующий окончательное принятие в секту. Собрания могут также исключать из членов секты за те или иные проступки.

Формально община управляется избираемым на общем собрании церковным советом, состоящим обычно из трех человек. Выбираются также ревизионная комиссия, обычно состоящая из трех человек, и проповедники (благовестники). Фактически же управление общиной сосредоточено в руках пресвитера, одновременно являющегося председателем совета. Пресвитеры, как правило, профессиональные священнослужители, полностью живущие за счет рядовых верующих и извлекающие из своего положения немалые материальные выгоды. Их избрание не зависит от массы рядовых верующих, так как решение собрания утверждается вышестоящими пресвитерами. Таким образом, в секте существует институт священников-профессионалов и религиозная иерархия, которая по существу не отличается от православной. Показной демократизм все более выветривается.

Это выражается хотя бы в отправлении рукоположения в пресвитеры у баптистов. Отвергая профессиональное жречество, священство, утверждая, что ни у одной группы верующих не может быть монополии на общение с Богом, признавая право толкования священных книг и проповеди за каждым верующим, баптисты, с другой стороны, считают, что обряды могут совершать только особо выделенные люди — пресвитеры, причем в пресвитеры человек может быть посвящен только другим пресвитером, и некем иным. Обряд рукоположения в пресвитеры и есть возведение в сан пресвитера. Фактически у баптистов в явном противоречии с основными положениями их вероучения введен институт профессиональных служителей культа, не зависящих от массы верующих и стоящих над ними.

Мнимый коллективизм наблюдается и у адвентистов. Всявнутренняя жизнь секты, отправление культа, вероучение у адвентистов обеспечиваются определенной организацией, во многом более строгой, чем у баптистов.

Секта адвентистов имеет также общинное устройство. Несмотря на отрицание церковной иерархии, адвентисты тем не менее создали свою сложную иерархию пресвитеров, дьяконов, разъездных проповедников и т. д., подчиняющихся вышестоящим комитетам и всемирному центру. Пресвитеры у наиболее распространенного течения адвентизма — адвентистов седьмого дня (АСД), как и у баптистов, избираются общиной и посвящаются одним или несколькими проповедниками. Управляются общины исполнительными комитетами. Отдельная община или район с несколькими общинами называется миссионерским полем. Общины нескольких районов образуют соединения, управляемые конференцией и ее исполнительным комитетом. Поля и соединения составляют унионы и унионные поля (объединение верующих в национальных рамках), и управляют ими соответственно унионная конференция и унионный исполнительный комитет. Из унионов составляются дивизионы (дивизии) — чаще всего это объединения верующих нескольких государств. Всемирным центром секты является Генеральная конференция во главе с исполнительным комитетом, который находится в городе Баттль-Крике (штат Мичиган, США). Во главе исполкома конференции, которая собирается раз в четыре года на всемирные собрания, стоит президент и три вице-президента, одновременно возглавляющие отделения секты.

Нетрудно видеть, что демократизм сект носит показной характер, как и коллективизм, о котором так много говорят сектантские руководители. Многие секты находятся в плену религиозной иерархии, во многом напоминая те церкви, которые сектанты осуждали и продолжают осуждать в своих проповедях и писаниях..

Искусство проповеди

Проповедники играют важную роль во всех религиозных культах тоталитарного толка. В ихобязанность входит в основном миссионерская работа. «Главная цель евангельской работы — приобретение душ» — такую основную задачу ставит перед проповедником адвентистская инструкция «Служителям евангелия». А для того, чтобы уметь вливать души, нужно овладеть искусством проповеди. Проповедь должна быть огнем, а не дымом»,— говорится в одном из адвентистских «Уроков ответственной деятельности проповедника». Чтобы не отталкивать от себя верующих, проповедник должен выполнять множество правил произнесения проповеди:

«Не стоять за кафедрой напряженным. Не присваивать местных привычек изнуренных старушек. Выходить за кафедру свободно, мужественно, смело и благородно, вызывая этот же дух в аудитории». Так проповеднику рекомендуется вести себя на кафедре. Столь же много внимания уделяется голосу, интонации, языку: «Голос — это инструмент для произведения мыслей. Так мыслей множество, то и голос должен быть гибок, послушен и выразителен.

Говорить своим, а не чужим голосом. Никогда не следует запоминать интонацию — это сделает механической, но нужно уметь восстанавливать психическую причину ее возникновения — это ее оживит». Особенное внимание уделяется «психологической паузе» речи: «Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической — она безжизненна. Логическая пауза служит уму; психологическая — чувству».

Важную роль в деятельности проповедника играют глаза, их игра.  «При словесном общении,— рекомендуют ему авторы «Уроков»,— говорите не столько уху, сколько глазу... В творческом общении с аудиторией основную, решающую роль играют глаза исполнителя, его взгляд, в котором отражаются малейшие оттенки его внутреннего состояния... Глаза слушателя, как термометр, определяют степень нашего мастерства...»

Серьезные требования предъявляются к содержанию проповеди. От проповедников прямо требуют приспосабливаться к уровню развития своих слушателей, их интересам, настроениям: «Проповедник должен возбудить интерес; чтобы материал был всегда свежий, мы должны приспособиться к требованию времени... должен понимать способы мышления мужчин, женщин и детей; их восприятия и способы воздействия на них», должен читать не только религиозные книги: «история церкви, философия, этика, психология — это хорошие книги», должен «иметь библейские примеры к следующим примерам: для крестьянина, для строителя, для портного, для домашней хозяйки, для детей, которые не хотят слушаться», по журналам, газетам должен ежедневно знакомиться со всеми событиями, «чтобы разумно беседовать».

Очень детально разработана методика проповедничества у свидетелей Иеговы. Особое внимание они обращают на методику проповеди там, где люди не хотят слушать их «слово Божье». «В проповедническом служении,— говорится в методическом пособии «Как успешно представить благую весть»,— почти у каждой двери наталкиваемся на возражения. Цель наша заключается в том, чтобы дать отпор этим, выдвигаемым людьми, возражениям».

В секте пятидесятников разработано специальное методическое пособие «Отражение возражений при дверях», где дается по нескольку вариантов на возможные попытки «домочадца» прогнать нежелательного, навязчивого проповедника Иеговы. Например, если ему скажут: «Я католик и не интересуюсь вашей работой»,— надо отвечать: «Я радуюсь, что вы католик», ...и приступить к проповеди «Только одна истинная религия». Если ему скажут: «Не имею времени...», надо ответить: «Да, это правда, сегодня существует много проблем для решения...» И начать соответствующую проповедь.

Проповедники должны по этим указаниям лишиться всякой стеснительности, быть гибкими, как змеи, не гнушаться никакими уловками, лишь бы заставить слушать себя. Приведем некоторые выдержки из вышеназванного пособия.

«Чтобы наше послание утешало людей, оно должно быть поощряющим для лиц, любящих справедливость. Надо говорить о широких перспективах будущего, а не вращаться вокруг зла, существующего в настоящей системе вещей...»

«Постарайся, чтобы человек, к двери которого ты подходишь, забыл обо всем, что только перед тем делал, чтобы даже забыл о сопротивлении, находящемся в его сердце...»

«Наши утверждения должны быть легкими для восприятия людей средней интеллигентности...»

«Чтобы наша проповедь дала результат, недостаточно одного обращения к разуму данной личности: должны мы также взывать к ее чувствам... Также мрачный вид или кислая мина не подходит к нашему исполнению... Должны мы сиять радостью, потому что этим можем показать, как действует на нас истина...» ;

«Разговаривай с людьми. Разговор надо понимать как вежливый обмен мнений... С помощью втягивания в разговор узнаешь его мнение об истине и будешь в состоянии затронуть интересующие его подробности...»

«Наша проповедь должна быть приспособлена к предложению литературы...» 

«Оставь после себя хорошее впечатление».

Повышению качества проповедей всегда большое внимание уделяли вожаки пятидесятников. Штат проповедников обычно являет собой большую группу искусных ораторов. Им даются советы, как влиять на массы, как заставить аудиторию слушать проповедь, подчинить ее своей воле и т. д. Вот что писал журнал «Атеист» об одном из проповедников пятидесятников, некоем Воропаеве И. Е.» пытавшемся всячески активизировать проповедническую деятельность: «Почему так мало приведено ко Христу душ? — вот вопрос... Или уже не стало на земле ни трудящихся, ни обремененных грехами и беззакониями? О нет! Вина в самих проповедниках. Как часто, будучи занятыми другими делами, они не вкладывают своего сердца, не вкладывают любви в это великое дело — спасение душ! Сердца их холодны и не горят должной любовью к тому, кого они проповедуют, нет любви и к тем, кому проповедуют. Этим объясняется их сухость в проповедях и молитве, а пустота сердца отталкивает слушателей, ибо к засохшему роднику не заставишь нагнуться жаждущего».

В другом его писании говорится: «Мы должны быть энергичными и плодотворными работниками на ниве Господней, чтобы успех наш был для всех очевиден... На нас лежит долг евангелизировать и реформировать весь мир, подобно первым христианам и великим реформаторам: Джону Виклифу в Англии, Иоанну Гусу в Чехословакии, Мартину Лютеру в Германии». 

Ограждая верующих от влияния внешнего мира, руководители сект всегда создавали крайне благоприятные условия для поддержания и развития религиозного фанатизма. В этих условиях искусный проповедник действует не столько путем убеждения, сколько силой внушения. В особенности это характерно для баптизма, пятидесятничества и других евангельских сект. 

Молитва

Очень важное значение придается в культе буквально всех сектантских организаций молитве. Ежедневная молитва — непременное требование ко всем членам общин. Руководство общин понимает, что человек, ежедневно возносящий молитвы Богу, вырабатывает в себе внутреннюю потребность в ней, а следовательно, самопроизвольно углубляет религиозность. «Жизнь христианина,— поучают баптистские проповедники,— должна быть жизнью непрестанной молитвы». Адвентистские проповедники повторяют слова Елены Уайт, которые она приводит в своей книге «Путь ко Христу»: «Мы должны ежедневно молиться, ежедневно возрастать в вере и познании... Старайтесь всеми силами сохранять общение с Христом, держа свои сердца открытыми перед ним. Пользуйтесь всяким случаем для молитвы».

В многочисленных наставлениях для членов сектантских общин подчеркивается, что молитвы не должны иметь автоматического характера, что человек должен вкладывать в них все свои чувства, ощущать связь с божеством. Практически речь идет о том, чтобы молитвы не были формальными, своего рода служебным исполнением религиозных обязанностей.

Молитвы совершаются верующими и на богослужебных собраниях, и в домашних условиях. И руководители общин зорко следят за тем, чтобы никто из верующих не уклонялся от домашних молитв.

Понимая эффективность обрядности в эмоционально-психологическом воздействии на людей, некоторые руководители общин евангельских христиан-баптистов и адвентистов седьмого дня в настоящее время заявляют о желательности приглашать на молитвенные собрания и нечленов церкви. Так, например, в адвентистских инструкциях рекомендуется допускать к «вечере господней» и неадвентистов. Расчет прост: новичков может увлечь торжественная служба, а это может оказаться побудительным толчком для принятия ими впоследствии адвентистской веры.

Большое значение придается музыкальному и хоровому сопровождению богослужебных собраний, пению духовных песен.

Накатывание духа или экстатическое состояние

Довольно ясное представление об экстатическом состоянии и условиях его возникновения во время молитв можно получить, познакомившись с рассказом члена хлыстовской секты «Богомольский союз» Андрея Зотова: «Мне самому случалось после долгого воздержания от плотского греха и строгого поста на собраниях плакать, как никогда не плакивал, просил сперва у Филиппика (Копылова), а потом у братии и сестер одного с нами союза прощения, каялся в грехах, и, когда мне прощали, я начинал смеяться и так становилось на душе легко и радостно, что я прыгал до изнеможения». Он рассказывает о том, что в секту «принимали следующим порядком: когда человек уже прослушивал несколько раз основы вероучения и изъявлял желание вступить в общину, его заставляли несколько дней кряду поститься и молиться, потом он приходил в собрание и его испытывали. Сумеет ли он довести себя до состояния экстаза? Под влиянием песнопений человек зачастую начинал рыдать, рыдание сменялось буйной радостью и т. п. Это истерическое состояние считалось предзнаменованием того, что вновь посвященный обретает дар пророчества».

Указанный обряд сами сектанты называли «хождением в духе», «накатыванием духа», «восхищением духом», «духовной радостью». В нем, как это видно, сочетаются два рода явлений: физиологические (смех, слезы) и психические (чувство легкости, радости, умиления). Правда, нередко обряд доводил верующего до прямого расстройства сознания (беспамятство, галлюцинации).

В развитии экстаза наблюдается определенная последовательность. Первые проявления экстаза обнаруживаются у человека в таких факторах, как возбуждение, учащение работы сердца, изменение цвета и выражения лица, необычный блеск глаз, изменение температурных ощущений, а также в плаче, рыданиях и т. п. Слезы непременно сопутствуют экстатической молитве. Сцены со слезами, воплями, рыданиями постоянно происходят на хлыстовских, пятидесятнических, скопческих молениях. Не только пение, молитва, но даже одна мысль о страданиях Христа часто приводит сектантов в состояние экстаза. Слезы сплошь и рядом переходят в смех, непроизвольные гримасы, кривлянье, воздыхания, стоны, крики, вызываемые дыхательными спазмами.

Все эти явления постепенно переходят в непроизвольные судорожные движения мышц. Человека начинает трясти. Под влиянием этих движений люди один за другим начинают принимать неестественные позы, дергаться, бить себя в грудь, рвать на себе волосы. Все более и более входя в экстаз, они занимаются настоящим самоистязанием. От притоптывания сектанты переходят к подпрыгиваниям, которые продолжаются по нескольку часов кряду, Они искренне верят, что ими в этот момент владеет сам Дух Святой.

Правда, имеются случаи притворного хождения в духе и духовного крещения. Иногда опытные вожаки секты, не желающие подвергать свою психику потрясениям, связанным с экстатическими состояниями, попросту играют роль. Однако большинство верующих действительно доводит себя до исступления.

После радения устраивается общая трапеза: угощение чаем и закуской. В современной хлыстовской общине, носившей конспиративное название «Сад», подобные трапезы совершались и в начале собрания для придания радению видимости семейных и дружеских встреч. Собрание обычно начиналось с обеда: за накрытым столом с разнообразной закуской рассаживались мужчины и женщины в белых рубашках. Пророк поднимался с места и начинал читать проповедь, говоря о мирской суете, о спасении души, о бренности земного существования, о грехе. После проповеди все присутствующие рассаживались вдоль стен и начинали петь, сначала медленно, тихо, протяжно, затем громче и громче. Пение постепенно вводило присутствующих в состояние духовного веселья. В ритм песен верующие пристукивали ногами, хлопали руками. С ускорением ритма начиналась всеобщая пляска — хождение в духе. Как бы сам собой образовывался круг, в середину которого входил пророк. Постепенно темп движения нарастал. Иные приходили в исступление, другие падали в обморок: на них якобы снизошла благодать.

Такие обеды устраивались по самым разным поводам. Топо случаю смерти родственника, то по случаю дня рождения члена семьи и т. п. Весной проводилось главное, так называемое годовое, радение.

О том, какие чувства приходится переживать верующему-пятидесятнику во время молений и после них, подробно рассказала журналистка В. Шапошникова в рассказе «Вырвалась»: «Сначала все слушают проповедь, молятся, а потом начинают вскрикивать, трястись и биться об пол. Рвут на себе одежду, стенают, теряют человеческий облик. И что страшно, гляжу я на них и чувствую, как сознание мое мутнеет, неведомая сила кружит, захватывает, и страх, и волнение, и куда-то несет, несет. И кричишь от ужаса. А потом уже ничего не сознаешь, только кружит и кружит, и бьешься об пол, о стенку, хочется еще сильнее биться, чтобы заглушить стыд и ужас. А потом, когда проходит это состояние, чувствуешь, как внутри все выжали, вытоптали. Пустота. И сил нет ни думать, ни двигаться. Всю неделю живешь, как в тумане, а потом опять начинаешь готовиться и уже ждешь этого дня, как свидания»,

Главную роль здесь играет взаимовнушение. Взаимовнушение во время коллективных молений поднимает экзальтированные чувства верующих до необычайного напряжения, никогда не испытываемого при иных условиях. В результате верующие в общей молитве как бы сливаются в одно целое, имеющее одни и те же чувства, переживания, живущее одними мыслями, произносящее одни и те же возгласы, повторяющее одни и те же жесты и телодвижения. Все это непонятно для рядовых верующих и часто представляется им действительным общением с Богом. Полученные во время собраний иллюзорные радости и наслаждения в последующем становятся столь притягательными для отдельных членов общин, что они готовы преодолевать любые препятствия и расстояния, чтобы попасть на моления, где они могут снова испытать подобные переживания.

Все обряды секты хлыстов имеют строгое назначение: внушать верующим страх Божий. «В страхе, трепете, молчании надо жизнь проводить» — такова одна из заповедей, определяющих поведение каждого верующего. Для осуществления этой цели разработана целая система мер психического воздействия на членов секты: прежде всего это — постоянное физическое и психическое истощение членов общин, достигаемое с помощью постов, аскетического отказа от нормальной человеческой жизни, обеспечивающей культурный отдых, укрепляющей здоровье человека. Более того, обряды секты зачастую доводят верующих до такого психического состояния, когда у людей появляются слуховые и зрительные галлюцинации, которые под влиянием мистических проповедей и обрядов воспринимаются человеком как непосредственное общение со Святым Духом. Все направлено на то, чтобы специально культивировать и поддерживать особую психологическую обстановку постоянного страха, недоверия по отношению к миру, обстановку общей нервной напряженности.

Многие члены секты хлыстов связаны семейным родством. Руководители стремятся разорвать и эти узы. Они делают все возможное, чтобы лишить людей таких чувств, как чувство любви к родителям и детям. Члены секты воспитываются в духе недоверия и подозрительности не только к окружающему миру, но и к своим родственникам, родителям, детям. Родители до определенного времени должны скрывать от детей свою принадлежность к секте. Вовлекать детей в секту рекомендуется постепенно и в высшей степени осторожно. После вовлечения в секту своих детей их «не надо держать в уме», а поскорее «отдать на престол богу-отцу», т. е. полностью поручить их воспитание и судьбу вожакам секты. Дети приносят только вред для души, убеждают руководители секты верующих, а поэтому «порвите связь с ними и не вкладывайте сердце свое в них!

В секте широко применяются жестокие меры наказания, вплоть до изгнания из общины, а порой до принесения жизни в жертву Богу. Одним из главных средств психологического воздействия на верующих является своеобразный бойкот со стороны общины провинившегося члена секты — духовный арест. Человек, оторванный от внешнего мира самой сектой, лишается и последнего — возможности общения с людьми. Такие наказания оказывают сильное воздействие на членов секты.

Жертвоприношения

Нервные, истерические срывы, возникающие в результате такой обстановки, нередко используются вожаками секты для самого крайнего изуверства. Атмосфера всеобщего помешательства благоприятствует всякого рода изуверству, жертвоприношениям, которые совершаются и добровольно, и принудительно. Жертвоприношение рассматривается многими сектами как наиболее достойное искупление грехов. «Беззакония и преступления ничем нельзя больше смыть, невинно пролитою кровью искупление можно свершить»,— говорят новоизраильтяне, рассматривая принесенного в жертву как небесного ходатая за всю секту. Тайна покрывает немало страшных дел, лежащих на совести руководителей хлыстовства и лидеров многих других сект.

Например, в 1955 году покончила с собой девушка по имени Галина. Даже по признанию сектантов видно, что это была не жертва Богу, а жертва мести, наказание за отход от секты. Первоначально назначенное на 1954 г. жертвоприношение не состоялось. Только 7 сентября 1955 г. «решилась дева юнна за народ всю жизнь отдать». Под давлением матери Екатерины она уморила себя голодом. Смерть эта была использована в целях возбуждения религиозных чувств. Были сочинены специальные стихи, проведены беседы и проповеди, прославляющие эту смерть как образец борьбы с плотью. «Показала она на примере, как... убивать свою плоть постом». День смерти Галины ежегодно 7 декабря отмечается постом для всей секты.

Другое жертвоприношение стало готовиться с августа 1954 г. в связи с тем, что «Израиль погряз в грехах» и «без невинно пролитой крови дело нельзя начинать». В качестве жертвы намечалась некая девица Лена из ново-сергиевской общины. Жила она в доме сектанток Пелагеи и Насти, которые взяли над нею опеку, «чтобы вынести его (страдание) до конца». Неизвестно, удалось ли сектантам осуществить свой замысел. О дальнейшей судьбе девушки они умалчивают.

13 июля 1954 г. было совершено жертвоприношение некоей Салмониды, «решившейся неложно отдать жизнь свою». Она, по словам сектантов, «заложила душу в жертву за Израиль». Так, под религиозным покровом расцветают дикие суеверия и мистика, создающие благоприятную атмосферу для преступлений.

Еще для примера можно привести несколько недавних случаев, широко освещавшихся в мировой печати. Так, несколько лет назад очередное человеческое жертвоприношение произошло в северо-восточном индийском штате Орисса. В округе Суренд-ранагар на алтаре одного из храмов богине Мелди, которой поклоняются местные жители, были «переданы» сразу три ребенка — самому старшему из них было всего шесть лет. Ритуальное убийство совершил отец, кровью собственных детей начертавший на стене одного из домов свое обращение к небесам.

Потеряв работу и не имея возможности прокормить семью, он решил принести дочь и двух сыновей в жертву богине. На следующий день после содеянного он покончил жизнь самоубийством. По данным полицейских властей Ориссы, запоследние шесть месяцев в этом отдаленном штате, где люди все еще продолжают жить по древним правилам и обычаям, это уже третий случай человеческих жертвоприношений.

В конце 1990-х годов по меньшей мере 15 жителей деревень в окрестностях столицы Замбии Лусака скончались после участия в ритуалах по «изгнанию нечистой силы», которые регулярно устраивает с одобрения традиционных вождей знахарь по прозвищу Чака. После проведенного расследования выяснилось, что жертвы умерли, отведав снадобья, приготовленного этим «специалистом» по борьбе со злыми духами. Правда, Чаку ничуть не смущает летальный исход. По его словам, смерть как раз доказывает правильность его метода. «Если бы подвергшиеся испытанию были чисты, они остались бы в живых,— убежденно заявляет он.— К тому же подозреваемые могут отказаться от испытания»,— говорит Чака. Однако такой вариант возможен только теоретически. Нежелание участвовать в ритуале рассматривается как признание вины и неизбежно приводит к изгнанию «нечистого» соплеменника из деревни.

Одной из первых жертв «охотника на ведьм» стала его собственная жена. Вернее, одна из 12 жен. Когда подруги заподозрили ее в насылании порчи, Чака приготовил снадобье и отправил вредную супругу в мир иной. «Сразу после кончины жены один за другим умерли ее мать, отец, дед и некоторые менее близкие родственники — еще одно бесспорное доказательство того, что она была ведьмой»,— удовлетворенно констатировал он.

Приглашение вождями специалистов по изгнанию злых чар из своих подданных — дело в африканской глубинке обычное. Но на сей раз даже привычные к подобным ритуалам заказчики начали выражать беспокойство в связи с количеством смертей. Вместе с тем отказаться от института магов не позволяет традиция. У Чаки даже имеется выданная властями лицензия.

Наркотики и медитация

К сектантству можно отнести такие движения, поборники которых провозглашают своей целью познание божества через осмысление опыта применения наркотиков или через медитацию (внутреннее духовное сосредоточение). В 1958 г, в США возникло общество «Трансцендентальной медитации». Оно практикует сеансы выхода за пределы сознания с помощью ежедневного и многократного повторения мистического слова на санскрите.

Основатель этого движения Махариши Махеш Йоги, бывший физик, полагает, что опыты такого рода могут привести к истинному духовному обновлению людей. С этой целью он переехал в 1959 г, в Америку, где стал рекламировать медитацию, с одной стороны, как средство приобщения к божеству, а с другой — как способ избавиться от перенапряжения, тревоги, повышенного кровяного давления и других психосоматических заболеваний о Таким образом, движения такого типа не являются чисто религиозными. Они содержат в себе переплетение религиозных мистико-магических мотивов и терапевтической (психотерапевтической) практики. С помощью медитации, аутотренинга действительно можно избавиться от тех или иных заболеваний, нормализовать давление. Однако данное движение рассматривает терапию как чудо, как движение к божеству, что и позволяет отнести его к мистическим культам.

«Механический путь приобщения к Богу, то есть трансцендентальная медитация,— говорит Махариши,— настолько прост и универсален, что он привлекает внимание всех, кто любит Бога и ищет истину». Махариши трактует медитацию как прекрасную форму молитвы, способной приблизить верующих к Творцу, к источнику творения, к Богу.

Махариши объясняет в своих рекламных листках и проповедях, что современное человечество погрязло в неразрешимых противоречиях. В обществе царят непослушание, анархия. Люди перестали выполнять свои обязанности, власти не могут терпеливо и мудро управлять массами. Где же спасение? Оно, поучает этот гуру, в овладении методами трансцендентальной медитации. Если все научатся приемам духовного сосредоточения, воцарятся порядок и взаимопонимание. Даже если один процент населения получит необходимые навыки, все изменится коренным образом.

Однако речь идет о том, чтобы «пропустить» через медитацию все человечество. Создан весьма обширный план, позволяющий внедрить трансцендентальную медитацию в политику, экономику, в другие области общественной жизни. Для этой цели, как полагает Махариши, на каждую тысячу жителей Земли надо подготовить по одному инструктору, который владеет методикой трансцендентальной медитации. Чтобы «знатоков» хватило, предполагается создать 3600 центров по обучению, в каждом из которых будет подготовлено по одной тысяче инструкторов.

Махариши широко использует все средства рекламы. Он выпускает книги, в которых «научно», доказывает, как можно решить все мировые проблемы с помощью медитации. Он создал также «Объединение немецких врачей для содействия здоровью через трансцендентальную медитацию». Реклама изображает Махариши в образе босого индусского монаха, который держит в руках цветы, символизирующие счастье человечества.

Босой монах, однако, вовсе не бредет по миру под дырявым зонтиком. Он руководит мультиконцерном, который формально возглавляет Исполнительный комитет по всемирному планированию. Организация опирается на множество групп из различных слоев населения, особенно представителей молодежи и творческой интеллигенции. Махариши не скупится на обещания. Он уверяет в своих рекламных листках, что за приличную сумму каждый посетитель студии может парить в воздухе, не имея никаких специальных приспособлений. Однако эти опыты проводятся в большом секрете, посторонних на «свободные полеты» не допускают.

О жизни концерна можно судить по некоторым свидетельствам журналистов. Так, один из фотографов журнала «Штерн» проник на ежедневно проводящиеся конференции Махариши. Он рассказывает: «После того, как я снял обувь и перевязал, как предписано, галстук, меня провели в Золотой зал. Махариши сидел на софе, которая стояла на возвышении. Справа и слева от него в роскошных креслах расположились его ближайшие советники. Стены были завешены дорогими тканями, весь зал погружен в мягкий свет. Основные реквизиты — глобус и телефон».

О чем же толковало высокое собрание? Ни о какой медитации, ни о какой философии вообще на протяжении трех часов не было и речи. Обсуждали вопросы, связанные с возможностью купить 100 гектаров земли в Венесуэле. Гуру согласился приобрести этот участок, а заодно и реактивный самолет, которым надлежало отправить инструкторов по медитации. Аналогичная тема возникла при телефонном разговоре с Таиландом. Одновременно обсуждался вопрос о реставрации замка, купленного в Англии. Постановили в расходах не стесняться, немедленно заняться приведением замка в блистательное состояние. Послушав эти речи, фотограф пришел к убеждению, что гуру купается в роскоши, которую получает от массы простофиль, мечтающих о немедленном разрешении всех проблем своего бытия.


Понравилась статья?

Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу
/index.php?page=psy&art=3184"