добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google

Статьи по психологии

Брендинг по «бразильской» системе


Любой серьезный финансовый успех всегда сопряжен с высокими рисками. «Закон рулетки» действует по одним и тем же принципам в любой сфере бизнеса: чем больше хочешь выиграть, тем выше риски.

Все этапы по разработке бренда сопровождаются рисками. На каждом последующем этапе возрастают риски и клиента, и исполнителя. Схематично этот процесс можно представить в виде пирамиды (рис. 1).

Рис. 1. Иерархия целей на разных уровнях ответственности при разработке бренда

Так, например, на уровне предоставления маркетинговой информации риски клиента (чаще всего в лице маркетолога или начальника отдела по маркетингу) минимальны: если четко следовать технологии сбора информации, будут получены объективные данные. На уровне принятия решения о том, что из себя будет представлять новый бренд (какие ожидания он будет вызывать у потенциальных потребителей), риски клиента и мера ответственности исполнителя возрастают (поэтому данный этап работы стоит на порядок дороже предыдущего). Однако этот уровень является промежуточным в вышеприведенной пирамиде, и самые высокие риски возникают на двух последующих уровнях — уровне окупаемости инвестиций в новый бренд и уровне капитализации бизнеса.

В сложившейся российской системе брендинга маркетинговые и бренд-агентства, как правило, предоставляют услуги только на первых двух этапах, и, соответственно, не могут нести ответственность за результат своей работы на следующих уровнях. Клиент же всегда стремится получить гарантии и разделить свои риски на каждом из этапов разработки бренда, мотивировав соисполнителя «на результат». Такой вариант сотрудничества возможен, причем в случае успеха вознаграждение агентства существенно превышает суммы, зарабатываемые на первых двух этапах. Правда, в данном случае риски также увеличиваются.

Прецеденты использования данного метода вознаграждения существуют и в других сферах. Собственно, название такой системы сотрудничества заказчика и исполнителя происходит от принципов оплаты игроков сборной Бразилии по футболу. В то время как игроки команды-победителя других стран помимо зарплаты премировались за каждую этапную победу (за четверть финала, полуфинал и финал), бразильские футболисты финансово мотивировались исключительно на победу в финале, за все прочие матчи они получали «среднюю» зарплату. Однако размер премии сборной Бразилии в случае победы в разы превышал доход игроков других команд. Не стоит забывать, что, имея столь существенное финансовое преимущество в случае победы, бразильские футболисты на порядок сильнее рисковали остаться без заработка. Маркетинговые агентства, которые разделяют риски и финансовую ответственность со своим клиентом на этапе возврата инвестиций в разработку бренда, рискуют и зарабатывают по тому же принципу, что и игроки сборной Бразилии по футболу.

Для того чтобы минимизировать свои риски, компаниям, работающим по такой системе, стоит следовать ряду правил.

Во-первых, как и в любой игре, в подобном сотрудничестве существует вероятность проигрыша, и поэтому изначально для таких проектов необходимо иметь собственные финансовые средства. Проекты по бразильской системе во многом напоминают парные соревнования, где успех зависит в равной степени как от исполнителя, так и клиента, поскольку они играют «в паре». Конечно, участие сильных специалистов существенно повышают шансы на победу, но риски на 100% застраховать нельзя. Поэтому уровень риска следует регулировать, изменяя соотношение постоянных и переменных денежных поступлений от клиента. Постоянные поступления — это константа, которая выплачивается ежемесячно в ходе проекта на покрытие прямых издержек соисполнителя, а переменные — размер премии, которая выплачивается в случае успеха. Также необходимо быть готовым к непрогнозируемым издержкам, причем их сумма может варьироваться и отличаться на порядки в каждом конкретном случае.

Прежде чем принимать решение о сотрудничестве по бразильской системе, необходимо очень внимательно изучить репутацию клиента (доверие в данном случае является краеугольным камнем сотрудничества). На данном этапе следует собрать информацию о партнерах, клиентах, настоящих и бывших сотрудниках фирмы. Предполагается, что исполнитель будет в курсе объемов продаж и других измеряемых показателей, от которых зависит финансовый успех агентства — разработчика бренда. Также необходимо быть уверенным в том, что клиент готов разделить с соисполнителем не только риски (что естественно), но и прибыль. Как правило, это является следствием положительного опыта сотрудничества и сложившихся доверительных отношений. Наконец, нужно осознавать, что такой вид сотрудничества потребует от исполнителя наличия достаточно крупных сумм для «кредитования» клиента, а также покрытия незапланированных издержек.

Результат сотрудничества можно привязывать к различным показателям. Однако необходимо учитывать, что при определении мотивации должны использоваться только те показатели, за которые отвечает соисполнитель. В идеале это должно быть количество обращений (измеримый маркетинговый результат), но при таком подходе, как правило, много денег не заработаешь. Наиболее оптимальной видится привязка результата к объему продаж. Поэтому, определяя размер вознаграждения, необходимо уметь очень грамотно планировать прогноз продаж, поскольку если он будет завышен, то соисполнитель так ничего и не заработает. Если же, наоборот, прогноз продаж будет занижен, клиент может заподозрить агентство в том, что оно умышленно занижает свои риски, что может привести к досрочному расторжению договора и прекращению деловых отношений.

Не стоит забывать о том, что проект обязательно должен быть ограничен во времени. Другими словами, фирме-исполнителю ни к чему «растягивать» собственную ответственность, и на определенном этапе необходимо поставить точку в проекте, подведя соответствующий финансовый итог.

Необходимо также помнить о том, что при взаимодействии с заказчиком очень важно иметь выход на «первое лицо» компании — того человека, от которого непосредственно зависит исполнение решений. Только так можно быть уверенным в том, что суть идеи по продвижению корректно изложена и утверждена. Контактировать с генеральным директором фирмы-заказчика должен очень искусный коммуникатор: как показывает практика, до 70% усилий и времени, затраченного исполнителем, уходит на всякого рода контакты, переговоры, обсуждения, согласования рабочих идей с клиентом. В противном случае исполнителю не избежать коммуникативных потерь, вслед за которыми не заставят себя ждать и потери финансовые. Важно также, чтобы заказчик выделил компетентного сотрудника, который отвечал бы за исполнение поставленных задач внутри компании.

Ключевым моментом в самом начале сотрудничества должна стать четкая регламентация обязанностей клиента и агентства — чтобы исполнитель отвечал только за то, на что он в состоянии повлиять. Это не позволит клиенту привлечь агентство к ответственности в случае неудач, возникающих не по его вине. Помимо этого исполнителю необходимо до тонкостей изучить механизм работы, «кухню» компании-заказчика. Это нужно для того, чтобы застраховаться от провала, который может произойти из-за промахов клиента. Несмотря на безупречную работу агентства, продажи могут резко упасть, например, из-за непрофессионализма персонала — грубости продавцов, плохо приготовленных блюд в ресторане и т. д.

Очевидно, что при сотрудничестве на основе бразильской системы на максимально возможный результат настроены как исполнитель, так и клиент. Высокий риск провала бренда, особенно на финальных этапах проекта, «подстегивает» исполнителя к принятию взвешенных решений и повышает вероятность успеха. В то же время клиент чувствует себя более комфортно, будучи уверенным в компетентности и надежности исполнителя, готового к тому же разделить его риски. С другой стороны, агентство, начинающее работать на основе бразильской системы, выходит на новый, более серьезный и солидный уровень, а успешно созданный бренд подкрепляет репутацию и увеличивает его известность. Что касается «осязаемого», измеримого итога сотрудничества, то по завершении проекта гонорар агентства будет в разы превышать сумму, которую бы он получил просто за разработку нового бренда. Однако не стоит забывать, что приключения хороши лишь для тех, кто их любит, а брендинг по бразильской системе сильно напоминает экстремальное приключение.

Сараева Наталья
Дата опубликования: 12.03.2007


Понравилась статья?

Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу
/index.php?page=psy&art=2798"

Ключевые слова статьи "Брендинг по «бразильской» системе" (раздел "Статьи по психологии"):

BTL реклама Промоутеры PR маркетинг брэнд