добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google

Статьи по психологии

Песня о жизни человечков (фрагмент)


Вопрос сексуальных отношений в детской среде периодически поднимается, а последнее время этот вопрос уже рассматривается на самом высоком уровне, в связи с очень ранним половым развитием детей. Как физическим, там и морально-информационным. Да и вряд ли бы кого там наверху заинтересовал этот вопрос, если бы разговор шёл только об отношениях между детьми и подростками. Больше всего вызывает озабоченности вопрос сексуальных отношений взрослых и детей. Вопрос действительно скользкий и очень неопределённый. Меня однажды спросили коллеги: «каковы, значит, самоощущения мальчика (и вообще ребёнка), которого имеет взрослый?» Ну, или, если спросить покультурнее, то, какие последствия для психики ребёнка будут от сексуальных ранних отношений, в том числе и с взрослым. Я бы ещё добавил вопрос об их сексуальных интересах в возрасте 10-16 лет. Именно на эти вопросы я попытаюсь ответить в этой статье. По образованию я детский психолог. Эту профессию избрал сразу же после школы и долго в поисках «смысла жизни» не блуждал. Мне приходилось в своей практике работать с детьми из благополучных, полных семей, с детьми из неблагополучных семей и с беспризорными бегунками. Работал я в основном с ребятами (мальчишками), так как с трудным детским контингентом лучше всего работать специалистам того же пола, что и ребёнок, хотя это вопрос всегда индивидуальный и не принципиальный. Это вопрос доверия и авторитета. Редактировала эту статью, моя коллега (в прошлом однокурсница) и хорошая подруга Даша Нектова. Даша работает со взрослыми в очень редком направлении психологии, но её опыт работы с детьми и знания мне очень пригодились для написания этой статьи. Для кого эта статья? Прежде всего для людей «озабоченных» этим вопросом. Я не претендую здесь на истину в последней инстанции и более того не претендую на статус научной статьи. Это просто мои размышления на тему детской сексуальности.

Итак, когда же?

К сожалению, мы часто смотрим на детей сквозь призму своего детского опыта и знания о них (детях). Мы что-то пережили, как-то прожили своё детство и теперь сквозь этот опыт оцениваем всех остальных детей. Согласитесь, что очень субъективной получается оценочка, учитывая ещё и то, что многие из нас воспитывались в советском обществе с его советской моралью и многие наши представления о детях и об их субъективном опыте устарели. Выводы, базирующиеся на опросах взрослых. недостоверны, так как люди могут плохо помнить свои ощущения в детстве или скрывать какие-то воспоминания из-за желания выглядеть "нормальными". Попытки устного опроса или анкетирования детей для получения информации о половых ощущениях и поведении встречают резкое сопротивление со стороны общественности, усматривающей в таких исследованиях подрыв моральных устоев общества. Вот почему, разбираясь в этой сложной проблеме, приходится преимущественно полагаться на догадки и умозрительные заключения, а также на немногочисленные данные культурологических исследований популяций аборигенов, в которых допускаются сексуальные игры детей. В работах И.С. Кона можно ознакомится с этими исследованиями.
Очень частое заблуждение во взрослой среде, что ребёнок начинает формироваться (становление характера и личности в целом) примерно с шести лет, и примерно до 18-20. В реальности всё гораздо серьёзней, и в шесть лет основные личностные особенности в ребёнке уже сформировались. Последнее время об этом начали говорить, но мало кто из родителей понимает насколько это развитие полно и полноценно уже к шести годам. Ребёнок уже сформировался и всё, что будет дальше (школа, подростковый период, юность) – это лишь развитие той личности, которая сформировалась до шести лет. Ребёнок очень рано понимает, какого он пола. И обычно через какое-то время начинает интересоваться этими вопросами.
К двухлетнему возрасту большинство детей начинают ходить, говорить, а также ощущать себя мальчиком или девочкой. Они проявляют неуемное любопытство, исследуя разные части собственного тела, причем большинство открывают для себя (если не сделали это раньше), что стимуляция наружных половых органов приносит приятные ощущения. Сначала игра гениталиями является индивидуальным занятием, но постепенно она преобразуется в игру "в доктора" или "покажи мне свое и я покажу, что есть у меня". Дети могут потирать пенис или клитор руками, а также использовать для этой цели куклу, подушку, одеяло или другие предметы.
Именно в этом (дошкольном) возрасте дети учатся играть в ролевые игры (примерно с 3-ёх лет). В этих играх они примеряют на себя социальные роли папы и мамы, мужчины и женщины. Роли родителей, детей, супругов. Интересно ещё и то, что дети примеряют на себя роли не просто взятые с потолка, а копируют в этих играх своих родителей. Очень часто семейные проблемы переходят из поколение в поколение. Постоянно дочери «выскакивают» за муж, очень рано не закончив даже среднего образования, мальчики, становясь взрослыми «забивают» на свою семью, сразу же после рождения ребёнка.… Все эти жизненные сценарии были хорошо проиграны в 3-6 лет. Дети их точно скопировали со своих родителей и хорошо отрепетировали в ролевых играх. Кто дома хозяин, как относится к старшему поколению, как любить детей и как «крутится» в этой жизни дети для себя уже усвоили и проиграли. Неосознанно, подсознательно, как жизненный безусловный сценарий. Для кого-то эти ролевые игры удовлетворяют их полоролевое любопытство, но большинство детей очень хотят проникнуть в тайну взрослых, связанную с полом. Почему люди (мальчики и девочки) так похожи, но в некоторых местах сильно различаются? Почему интерес к этим местам вызывает у взрослых негодование и раздражение? Почему мальчики и девочки такие разные по жизни. Ведь дети хорошо понимают, что они не только физиологически отличаются. У них разные игры, разные интересы, разные ценности, в конце концов. Девочки в своих играх няньчуют куклу, но мальчишке это не понятно. Он хватает грузовик, и с приятелем убегают «на работу» к песочной горке. Но всё, что для них непонятно дети исследуют. Ещё сто лет назад жизнь была иная. Дети жили со своими родителями в одном доме, часто спали на одной пастели и с очень раннего возраста хорошо себе представляли, откуда взялись они и ещё десять человек их братьев и сестёр. И это естественно и нормально. Так развиваются почти все живые существа на нашей земле. В наше время нет такой естественной традиции передачи опыта. В общем, в наше время, этому обучают (точнее объясняют теоретические основы) в школе в классе седьмом, но понятно, что в современном мире с его гиперсексуальной культурой при современном развитии телевиденья, музыки и моды, скрыть эту тему от них довольно проблематично. И, конечно же, дети начинают изучать этот вопрос, не дожидаясь седьмого класса школы, а многие не дождавшись школы совсем. Часть детей делают это теоретически, а другие решают изучить эти вопросы на практике. Причём каждый делает, как он может и как ему хочется. Кто-то разводит своих сестёр или подглядывает за подругами в туалете, а кто-то экспериментирует с друзьями. Это ещё не ориентация и о чём-то таком говорить ещё рано (а может быть уже и поздно, если рассматривать генетическую первопричину ориентации J). Просто друзьям доверится гораздо проще, чем подружке, которая может, разболтать всем или не дай Бог взрослым, которые вообще не от мира сего и вряд ли одобрят такое "бесстыдное" любопытство. У мальчишек (и у девчат) общие интересы, общие игры, часто одна общая жизнь. Тут имеется ввиду, что многие дети проживают свою жизнь с кем-то из друзей. Один детский сад, одна школа, вместе делают уроки, ходят на кружки, вместе слоняются-гуляют. И как бы заодно вместе исследуют вопросы, связанные с полом. Делятся информацией, которую где-то почерпнули, рассматривают эротические журналы и смотрят эротические фильмы. И тут не имеет особого значения внешность или интеллект товарища. Пока они просто друзья. И так же вместе дети играют в игры, которые помогают им понять и разобраться в сексуальных вопросах. Эти игры были всегда. Как бы безобидные, они помогают проиграть и разобраться половых вопросах. Самая простая в этом смысле игра, «в карты на раздевание». Не нужно думать, что в эту игру играют не часто и только дурачки озабоченные. В одном из лагерей, в котором я работал, ко мне как то подошли пятеро ребят от 10 до 14 лет с просьбой о помощи. Дело было в том, что они все вместе (примерно человек 10) уже около недели постоянно играли в карты на раздевание. До полной «обнажёнки». И в одну из таких игр самый старший из них, 14-ти летний Сергей, принёс фотик-мыльницу и весело всех отснял. Никто против при этом не был, пока через несколько дней они не поняли, что эти фоты обязательно «всплывут», через пару недель. Плёнку Сергей уничтожать и отдавать, кому-либо отказался, поэтому им пришлось обратиться за помощью ко мне. И таких игр очень и очень много. Та же игра в доктора, когда вроде бы болит голова, а врач исследует вовсю причино-следственную связь в штанах. Помню, в одной подростковой компании, была такая игра. Мальчишки 12-14 лет придумали игру в «Вальта». Игра с картами. Смысл очень простой. На каждую карту выше Валета накладывается какой-то фант (что-то сделать эдакое). От фанта освобождается только Валет. Затем вверх «рубашками» кладутся 12 карт (по четыре разных мастей) и ребята по очереди тянут и исполняют тот фант, который вытащили. Фанты пацаны меняли в зависимости от компании, в которой велась игра. Для «своих» фанты были очень сексуальными. В игре гораздо проще ведь проигрывать свои эротические фантазии. Это как бы не по-настоящему.
Мне, кстати, приходилось наблюдать детей олигафренов (умственная отсталость). Так вот они готовы «изучать» эти вопросы с кем попало и как попало (особенно в период полового созревания). Сразу оговорюсь, что олигафрению от нормы может отличить только специалист (психиатр или медицинский психолог), а для обычного обывателя лёгкие формы олигафрении у таких детей ничем не отличаются особо от детей с нормальным интеллектом. Однако олигафрены в большинстве случаев интересуются этим вопросом, не отслеживая последствий.
Одно время я работал вожатым в детских лагерях. Разные были смены и разные дети, но особо мне запомнилась группа 10-ти леток. В этот лагерь я поехал с Дашей, и мы с ней встали на отряд, в котором было 40 человек. 20 девочек и 20 мальчиков. Детки были работников метрополитена и у многих из них были, мягко говоря, неблагополучные родители. Уже через неделю мы стали замечать, что мальчишки постоянно "изучают" этот вопрос. Что бы успешно управлять порядком в группе мы разрешили им жить с кем они хотят и они, конечно же, быстренько разбились на себеподобные группки. Мальчишки разбились на три группы: хулиганы – симпсоны, интеллектуалы – инопланетяне, и домашние, благополучные детки без особых изюминок и интересов – биониклы. Так они назвали себя сами. Симпсоны, как только познакомились, друг с другом стали спать вместе. Причём никаких таких игр мы особо не наблюдали. Просто постоянно ночью, когда делали вечерние обходы, заставали их спящими в обнимку друг с другом. Мне приходилось их перекладывать, так как мы жили на одном этаже с директором лагеря, и нарваться на её проверку нам не очень хотелось. В процессе перекладывания часто обнаруживалось отсутствие трусов у некоторых ребят. Когда же мы с Дашей пытались выяснить почему, значит, они спят вместе, ребята объяснили это тем, что перед сном рассказывают страшные истории, ну и что бы ни боятся они ложатся друг к другу. Ещё Дашку первое время напрягали тихие часы. Она просто тихо «сливалась» в это время. Потому, что 10-летние симпсоны просто в открытую онанировали от нечего делать, так как спать днём им не особо хотелось. После нескольких неудачных попыток их утихомирить пришлось подключаться мне. После небольшой головомойки мы ними договорились, что они будут это делать не так демонстративно и под одеялом. С тихими домашними мальчиками тоже первое время были проблемы. Они то танцевали в тихий час без трусов, то раздевали кого нить из спящих, то норовили в анальное отверстие кому ни будь чего, ни будь засунуть. Мы не раз обсуждали с вожатыми-коллегами такое поведение детей. Почти в каждых группах были подобные вещи, но просто кто-то совсем не замечал эти проявления детей, так как вожатили или они исключительно в свободное время, а большинство вожатых просто жёстко подавляли такие интересы. Это ведь совсем не сложно. Достаточно одного, двух отсчитать и попозорить перед всем отрядом и всякие там разные желания быстренько уйдут в подполье. Детские сексуальные игры особо не зависят от воспитания и культуры, в которых воспитываются дети. Просто где-то они проходят в открытую, а где-то в глубоком подполье. В одном серьёзном элитном лагере я как-то застукал днём в туалете, когда весь лагерь был на общем сборе, двух 9-ти летних пацанов. Я увидел в переоткрытую дверь в кабинке, как один мальчишка с упоением имел в попу другого. Это были дети из полных, благополучных семей. Эти мальчишки оба имели хороших заботливых отцов и любящих матерей. Никто их не совращал. Они дошли до этого сами - опытным путём. Причём каждый сам по отдельности. И только тут в лагере познакомились друг с другом. Рыбак, рыбака, как говорится…. Сейчас им уже лет по 14 и они до сих пор предпочитают только ребят.
С девочками чуть посложнее. Во-первых, потому, что я чаще работал с ребятами и про девочек, как специалист знаю меньше, а во-вторых, потому, что у них многие такие вопросы протекают сложнее, чем у ребят. Если две девочки, например, спят друг с другом вместе, то это ещё не повод, что бы в этом видеть какую-то сексуальную подоплёку (если конечно не рассматривать все эти проявления через призму психоанализа). Но и у них интерес к сексу присутствует довольно часто. Я, вот, читал дневник одной 7-ми летней девочки из очень хорошей и дружной семьи. Там в самых ярких красках описывается минет мальчику из её класса. Интересно, что ещё не все, зная о половых вопросах, она делала вывод, что после таких "минетов" у неё будет ребёночек от него. До сих пор (ей уже 13 лет) это очень правильная отличница, которая запросто переводит на слух англоязычных рок музыкантов и что сейчас у неё в голове никто не догадается.
Однажды на работе ко мне подошла воспитательница, которая только, что вернулась из лагеря после пересменки. Она рассказала мне историю, как одна из девочек, Женя, 12-ти лет два месяца просто насиловала своих двух подружек. Девчонки были все с ног до шеи покрыты засосами и в течение двух месяцев они дружили с ней, боялись и молчали. Женя была для своих 12-ти лет совсем не маленькая и очень сильная. Открылось все после того, как к ним в палату подселили «мелкую» 10-ти летку, которая не стала терпеть над собой такие проявления любви и заложила весь гарем при первой возможности. Девочек всех расселили и взяли под контроль, но как мне рассказали, Женя очень тосковала без своих «жертв» и были ли это жертвы или всех всё устраивало это ещё вопрос. Воспитатель не случайно обратилась ко мне. Хотя у Жени был свой психолог – девушка, мы с Женькой были хорошие друзья. Женьку я приметил сразу, как она появилась у нас 6 месяцев назад, и завоевать её доверие было очень не просто. Я очень хорошо чувствую мальчишек и особенно, если девочка пацан. Мне сложно немного объяснить этот феномен, т.к. специально я этим явлением почти не занимался и сталкивался только в связи с работами Дарьи Нектовой. Девчата, на которых не производят впечатления твои мужские комплименты (а некоторых они просто раздражают), которые носят мальчишеские стрижки и одежду и с удовольствием с тобой дружат. Именно дружат, а не флиртуют. Некоторые из них угловаты и лучше гоняют в футбол, чем танцуют на дискотеке. Хотя и не обязательно. Они могут быть обычными девчонками, но в их характере, в их отношении к жизни приглядевшись можно увидеть мальчишку. Девочки бучи – это отдельный разговор и отдельная тема.
Зачем я это пишу? Я пишу это, что бы показать, что дети не такие уж не посвященные безоблачные создания. У детей есть свой сексуальный мир, в котором они живут и с большой неохотой пускают туда «чужих». Это мир анекдотов и шуток, сплетен и мнений, переживаний и личного детского опыта. Много ещё можно привести таких примеров. Любой, кто хотя бы несколько лет работал с детьми, сможет вам рассказать не одну такую историю.
Кто-то может возразить, что нельзя всех грести под одну гребёнку и что многие домашние дети ни сном, ни духом годов до 12-13 и не представляют, откуда и дети берутся. Они хорошо учатся, хотят на кружки с «приличными» детьми и у них нет просто времени на такую ерунду. В чём-то я с этим мнением согласен. Действительно многие интеллектуально развитые подростки могут щёлкать логарифмические функции, как орешки и взламывать сайты Пентагона, но как познакомится с понравившейся девочкой им не понятно. Но не всё тут тоже так просто. Время не стоит на месте, и умные детишки сильно продвинулись и в этих вопросах. Я знаю одного 17-ти летнего интеллектуала, который разрабатывал на первом курсе университета шикарное вещество, которым можно было Красную площадь в окопы превратить. Очень был увлечённый парень. И однажды я как-то во время очередного опыта в его домашней лаборатории поинтересовался, на какие же деньги это всё закупается. На что он хитро улыбнулся и открыл нижний ящик своего стола. Там я увидел огромное количество всевозможной порнухи, записанной на CD-R дисках. «Хобби» - улыбнулся он. Он просто приторговывал разнообразной порнографией среди студентов в университете.
К подростковому возрасту уже почти все дети прекрасно себе представляют, откуда и как берутся дети, знают в общих чертах технику полового акта, но не могут, как правило, сказать какая у них ориентация. Зато большинство уже знает от кого его колбасит. Бывают очень комичные ситуации, когда подросток влюбляется в одноклассницу (романтический образ), а онанирует, вспоминая своего друга (образ эротический). У подростков это очень частое явление (раздвоение образов). Один образ святой и чистый, в который они влюблены (романтический), а другой образ – это их самые заветные желания и фантазии (образ эротический). Обычно у подростков эти образы не соединяются в один. Это очень интересный возраст (14 – 17 лет). Гиперсексуальный и очень одинокий. Возраст, когда очень хочется секса, но при этом непонятно как с кем и получится ли. Возраст жутких эротических фантазий, на фоне которых Playboy и Penthaus просто бледнеют. Хотелось бы ещё отметить, что сила либидо (сексуального желания) у разных детей (и людей вообще) разная. Это зависит от многих факторов, как врожденных, так и приобретённых. Ведь уже в первые месяцы после рождения видно, что дети все очень разные. Кто-то очень беспокойный и постоянно кричит и плачет, другие напротив спокойные как удавы, ну при условии, что удовлетворены их основные потребности. Одни уже с малолетства хотят общаться со сверстниками, другие могут спокойно играть сами со своими игрушками и особой компании им для этого не требуется. По большей части это врожденные качества. На будущую сексуальность ребёнка так же очень сильно влияет его социальное развитие до пяти-шести лет. И особо его отношения с матерью и отцом. Не случайно, например сильная и властная мать, обесценивает образ женщины у ребёнка. А отсутствие или не участие в жизни ребёнка отца, рождает у мальчишки сильную потребность в мужчине (эти явления мы подробнее рассмотрим ниже).
Что дальше?
А дальше каждый развивает свои отношения как может. Кто просто тихо фантазирует о том, как его изнасилует Николь Кидман, кто-то сам всех «насилует». Но вот отдельный случай - это отношения ребёнка (подростка) и взрослого. Давайте сразу отделим «мух от котлет». Итак, для начала нужно разделить некоторые аспекты этих отношений. Первое: Дети проститутки. Мальчишки, которые зарабатывают этим на жизнь. Тема первая, большая и отдельная. Так же я попытаюсь ответить на вопрос их социальной реабилитации. Второе: дети, которые по собственной воле вступили в сексуальные отношения с взрослым. Тоже не маленькая тема. Обзовем её «Зайцы» (так называют обычно мальчишек бойлаверы (мальчиколюбы)). И третье, дети, пережившие насилие или которые вступали в такие отношения по принуждению против их воли. Вообще безграничная тема диссертаций и научных трудов. Я лишь кратко по ним пройдусь, обозначив, на мой взгляд, важные аспекты.


Статья эта большая и полностью уместить её на Web-страницу, показалось мне сложновато. Так, что если вас заинтересовала тема, поднятая в статье, пишите по адресу: egor_smelyanskii@mail.ru Вышлю почтой в zip-архиве

Егор Смелянский
Дата опубликования: 14.09.2006


Понравилась статья?

Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу
/index.php?page=psy&art=2638"

Ключевые слова статьи "Песня о жизни человечков (фрагмент)" (раздел "Статьи по психологии"):

секс и дети