добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google

Статьи по психологии

Дети Индиго вырастут


Они стали рождаться начиная с 1978 года. Они умнее, талантливее и увереннее, чем предыдущие поколения. Они преисполнены древней мудрости, могут видеть ангелов и обладают воинственным духом. Они не признают авторитетов, неуправляемы, не слушают учителей, быстро начинают скучать и плохо учатся в школе. На них наклеивают ярлыки ленивых и избалованных, гиперактивных и невнимательных. А на самом деле они явились на Землю, чтобы спасти мир.

В последние десятилетия минувшего века взрослые начали в массовом порядке жаловаться на непослушных, не желающих учиться детей. Что же это за напасть такая? Это – дети нового типа, провозгласили в Америке, «Дети Индиго». Посланцы нового мира. Утверждают, кстати, что сейчас таких детей – до 90%. Выходит, что оставшиеся 10% – стандартны, что само по себе забавно. Книга «Дети Индиго» супругов-американцев Ли Кэрролл и Джен Тоубер вышла еще в середине 1980-х гг., но активно продается и обсуждается до сих пор. В Россию она пришла с запозданием (перевод опубликован в 2003 году, недавно вышло еще и продолжение), так что этим гриппом у нас еще не переболели. Не проходит и месяца, чтобы где-нибудь на родительском сайте в Интернете не возникла оживленная дискуссия, посвященная феномену Индиго. В прессе регулярно появляются статьи, посвященные загадочному поколению новых детей. Последователи Кэрролла и Тоубер благоговейно цитируют обозначенные парой признаки Детей Индиго: «Кроха приходит в этот мир с ощущением своей царственности (и часто ведет себя соответствующим образом). Ребенок чувствует, что «заслужил быть здесь», и искренне удивлен, если другие не всегда разделяют его мнение. У малыша нет абсолютных авторитетов, он не считает нужным объяснять свои поступки и признает только свободу выбора, как своего, так и чужого. Малыш вообще не делает некоторые вещей (например, для него невыносимо стояние в очереди). Такие дети теряются, соприкасаясь с консервативными системами, где главенствуют строгие правила, а не проявление творческой мысли».

Там еще есть пять пунктов, но они мало отличаются от уже процитированных. Кажется, авторы просто свалили в одну рассыпающуюся кучу самые разнородные явления – от элементарной невоспитанности до гиперактивности, от обыкновенного детского эгоцентризма до проблем системы среднего образования. Доктор философии Дорин Вертью приводит в книге 17 характеристик Индиго (обладающий сильной волей, творческий, легко начинает скучать, может страдать бессонницей и т. д.), приложить которые, как газетный гороскоп, можно к кому угодно (вот хоть к Дюма-отцу, рожденному несколько раньше 1978 года). Наша пресса радостно подхватила идею и поспешила причислить к индиговой когорте «девочку-рентген» Наташу Демкину, мальчика-силача Брюса Хлебникова и еще какую-то Наташу, которая на уроке грянулась в обморок, а очнувшись, заговорила на 160 языках сразу (причем часть из них – древние).

Индиго, говорят, вообще обладают экстрасенсорными способностями, помнят свои прошлые жизни, а иногда даже сами называют себя «мудрыми древними душами». У них развита интуиция, с помощью которой они решат все проблемы и совершенно изменят наш мир. Дорин Вертью называет даже сроки: 2011—2013 гг., когда Индиго займут руководящие позиции в мире.

Само название «Индиго» появилось потому, что американская ясновидящая Нэнси Энн Тепп умудрилась разглядеть в их ауре ярко-синий цвет. Поветрие появилось в рамках философии New Age, во времена повального увлечения оккультизмом и эзотерикой. «Не нужно прибегать к метафизике, чтобы объяснить, почему отпрыски бэби-бумеров, с пеленок впитавшие словарь брошюрок серии «помоги себе сам» и философии Новой Эры, вдруг начинают говорить на духовном языке, чего не делало ни одно предыдущее поколение», -- говорит американский журналист Джон Сполдинг.

Ли Кэрролл утверждает, что передает на Землю послания существа, которое он называет Крион. Крион открывает ему законы мироздания («любовь – самая могучая сила во вселенной», поди ж ты!) и подсказывает темы для семинаров, которые пара проводит по всему миру: скажем, как стать сильнее, управляя своим энергетическим полем, состоящим «из волокон света и энергии»… Всего этого вполне достаточно, чтобы человека, обладающего здравым умом, вырвало.

Ну, кажется, мало ли чепухи пишется и публикуется, -- все с этими Детьми Индиго ясно. Не ясно только одно: чем же эта чепуха привлекает внимание не самых глупых родителей, почему им так важно признать своих детей посланцами новой цивилизации и убедить в этом всех окружающих? Почему книгу хвалят взахлеб: «После прочтения тебя переполняет чувство любви, доброты, тепла и необыкновенной энергии, бесконечной внутренней улыбки (что да, то да)... Книга утешит тех, кто бесконечно противостоит большинству, уже сомневаясь в своих силах - она даст им надежду и уверит в правоте, которую они чувствовали лишь интуитивно, почти не имея единомышленников!»

Прежде всего, «Дети Индиго» отреагировали на совершенно очевидные изменения в общественном сознании. Книга появилась во время всемирного ценностного кризиса, размывания рамок между добром и злом. Недаром во всем мире заговорили о философии постмодернизма, стирающей границы, уравнивающей людей, уничтожающей иерархии и традиционные противопоставления: верх—низ, мужчина—женщина, умный—глупый… В том числе и взрослый—ребенок. Наметился и кризис школьного образования: жесткая, традиционная школьная система, основанная на аксиоматическом авторитете учителя («потому что я сказал») уже не устраивает общество: авторитеты приходится чем-то подкреплять.


В изменившемся мире к детям стали относиться более уважительно, по-взрослому. Хорошо? Хорошо. Вместе с тем появилась идея полного равенства, равноправия взрослых и детей, свободного развития -- ребенок сам знает, что ему нужно, ему следует только помочь: «всегда предоставляйте им свободу выбора», «избегайте порицания и критики по отношению к ним» -- советуют создатели «Детей Индиго». Против этой позиции восставал еще Гилберт К. Честертон: дающие детям право решать -- лишают их детства, утверждал он. Может ли ребенок разумно распорядиться свободой выбора – вопрос непраздный, и дискуссии о допустимых степенях свободы вряд ли когда-то завершатся. Однако Кэрролл и Тоубер ни в чем не сомневаются: «Индиго пришли служить этой планете, своим родителям и друзьям как эмиссары с Небес, они - носители глубочайшей мудрости, если к ним прислушаться». «Все дети, которые приходят к нам, – наши учителя». Взрослым рекомендуется обращаться с Детьми Индиго так, как будто им доверен на воспитание Христос-Младенец.

В остальном советы по воспитанию Детей Индиго представляют собой набор прописных истин педагогики. Уважайте личность ребенка. Не унижайте его. Не врите ребенку. Проверяйте, как он выполняет взятые на себя обязательства. Выслушивайте и помогайте разобраться. Впрочем, всегда есть люди, которые слышат это впервые, и всегда есть необходимость повторять для нравственно глухих: если «ваш крошечный беспомощный ребенок намочил штанишки» -- не ругайте его за это, а переоденьте и приободрите. Нормальному человеку, чтобы любить и уважать своего ребенка как личность, вовсе не надо считать его ангелом или «древней душой»: он человек, и этого вполне достаточно. Но множество людей выросло в таком этическом вакууме, что и азбучные истины воспринимает как откровения посланцев другой планеты. И только от них готово это выслушать.

Вторая причина популярности «Детей Индиго» -- в том, что авторы особенно упирают на прекрасную инакость детей, имеющих диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Такие дети действительно не любят стоять в очередях, часто неуправляемы и неусидчивы, быстро начинают скучать и решительно не хотят учить занудную физику-математику. Им действительно надо объяснять, зачем заполнять дневник, зачем каждый день ходить в школу. Им в самом деле жизненно важно, чтобы уроки были интересными, наглядными, интерактивными, а учителя -- методически грамотными. Это нужно всем ученикам, но такие дети иначе не смогут хорошо учиться. Педагоги и психологи, работающие с ними, давно уже описали методики работы и правила поведения с такими детьми, -- правда, жесткая школьная система на это реагирует слабо (тем более в российской школе, где педагогам просто не до этого).

Однако далеко не каждый родитель согласен с диагнозом «СДВГ», который у многих ошибочно ассоциируется с психическими расстройствами. В России, правда, и по сей день СДВГ диагностируют редко: в ходу другие термины -- необучаемость, лень, невоспитанность, разболтанность и т. п. А вот в Америке диагноз ставят, возможно, даже слишком часто. В стране уже много лет бушует кампания против лечения синдрома дефицита внимания препаратом риталин. «Истерия вокруг риталина во многом создала ту атмосферу, в которой возможно серьезное отношение к книжкам вроде «Детей Индиго». Если у родителей есть выбор, кто из них откажется верить в то, что их ребенок – исключительный, избранный для выполнения высокой миссии, кто предпочтет считать, что у него дисфункция мозга?» -- пишет в своем «Словаре скептика» Роберт Тодд Кэрролл. Российским родителям тоже морально легче объявить своего ребенка Индиго, чем принять медицинский диагноз или оскорбительные школьные ярлыки: растяпа, безобразник…
Верующие в Индиго провозглашают: большинство детей, которых вы считаете проблемными, – это Индиго, которых «пичкают лекарствами». Их не надо лечить, их надо любить и по-особому учить. В качестве альтернативы общепринятой системе образования предлагаются школы Монтессори и вальдорфские школы, основанные антропософами (еще одно эзотерическое учение). Создатели книги советуют родителям «найти педагога-эзотерика» - уж он-то наверняка поможет!

На самом-то деле куда больше эзотерика вам помогут психолог, невропатолог и хороший учитель. И, разумеется, родители. Любовь, понимание, разумная организация жизни и хорошая методика преподавания и в самом деле могут серьезно изменить к лучшему жизнь и учебу детей с дефицитом внимания. Однако многим действительно нужна медицинская помощь, и объявление ребенка «ярко-синим» только навредит.

А что же будут делать создатели учения, когда Дети Индиго вырастут? Чему учить, на чем зарабатывать деньги? Очень просто: уже объявлено, что у Детей Индиго рождается новое поколение детей – Кристальные Дети. Еще более ангельской природы. Ждите.

Ирина Лукьянова
Дата опубликования: 14.08.2006


Понравилась статья?

Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу
/index.php?page=psy&art=2616"

Ключевые слова статьи "Дети Индиго вырастут" (раздел "Статьи по психологии"):

Дети Индиго вырастут