добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google

Статьи по психологии

Дети небесного цвета 9


Работа с детьми индиго и исследование данного феномена привели нас к мысли о том, что методы работы с "детьми тысячелетия" могут быть применены не только по отношению к каждому ребенку, но и по отношению ко взрослым людям. В ходе нескольких лет сложились принципы т.н. индиго-подхода, которые и лежат ныне в основе работы нашей школы.

1. Взаимоотношения ПРОСТО Т.А.К.
Техника Адекватной Коммуникации. Т.е. взаимоотношения строятся не по принципу шаблонности (типа отец-сын, мать-дочь, профессор-студент, ученик-учитель, врач-пациент, клиент-психотерапевт ), а в мета-модели "человек-человек". Каждый из нас обладает определенным опытом и может поделиться им с другим. Соответственно, основным событием человеческих взаимоотношений является установление доверительного контакта на том уровне, какой нам необходим. Каждый народ заслуживает своего царя, врач заслуживает своего пациента. Человек отличается от прочих живых существ способностью выбора, в т.ч. выбора круга общения. Если хотим учиться - идем в школу или институт, хотим есть - идем в ресторан или на кухню, хотим поговорить по душам - идем к близкому другу, гуру или психологу. Индиго-подход к взаимоотношениям ВСЕГДА предполагает ЛИЧНОЕ УЧАСТИЕ и заинтересованность. Соблюдая правила той модели отношений, в которой мы находимся здесь-и-сейчас, никогда не забываем про человека. З.Фрейд определил явление переноса и контр-переноса, К.Станиславский писал о "творческом самочувствии" актера. Хороший актер помнит о том, что играет роль, но не помнит о том, что он актер. Отношения между людьми всегда насыщены ожиданиями и представлениями сторон относительно друг друга. Индиго-подход предполагает взаимное уважение этих представлений и приоритет первичной связи между людьми (на уровне межличностного контакта) перед вторичной связью (на уровне внешних представлений о ценности или значимости данного контакта со стороны социума). Т.е. на работе врач помнит о пациенте и о своем долге, дома с сыном помнит о том, что он отец и друг, с женой - муж и любовник и.т.д. Не трудно догадаться, что будет, если начальник на работе дома начнет общаться с родными как с подчиненными, а с коллегами по работе - как, например, с налоговым инспектором. Всегда стоит помнить о том, в какой роли находишься и не забывать что ты находишься именно в этой роли. Навряд ли найдется человек, живущий лишь в одной роли. Любое общение приводит к тому, что мы открываем что-то новое в себе. Сальвадор Дали писал: "Если бы я сам делал то, что советую другим, то сам был бы другим". Это не в коей мере не значит, что нужно пускаться "во все тяжкие" и тратить время на следование бесполезным советам. Никогда не стоит забывать о истинности той или иной роли. Если ты уверен в том, что говоришь - скажи, нет - промолчи, сойдешь за мудрого. Роли искажаются тогда, когда накладываются друг на друга. Т.е. когда идя домой, мы думаем о проблемах на работе, а идя на работу никак не можем забыть о домашних проблемах. Стоит помнить и о том, что каждый человек целостен и представляет собой значительно больше, нежели просто совокупность различных ролей. Поэтому осознанный риск всегда оправдан. "Полюбить - так королеву, а украсть - так миллион"... Но во всем нужно знать меру. Т.е. быть адекватным самому себе в ситуации межличностного контакта. Индиго-подход предполагает, что сон любого взаимного общения когда-нибудь сменяется бодрствованием. Но до тех пор, пока он длится - искренность и конфиденциальность, приоритетность связи, как события "в моменте" перед всеми остальными связями ( родственники, друзья, соседи, коллеги, учителя, ученики, клиенты и.т.д.), как фоновыми событиями и соблюдение внутренних коммуникативных законов гарантируется.

2. Лучше один раз сделать, чем семь - попробовать.
В современном мире ребенка с малых лет приучают скрывать свои чувства. Выражение чувств для взрослого человека тождественно проявлению слабости характера и является признаком незрелой личности("Не выносить сор из избы" ). Выбор, отличающий человеческое существо, связан с сомнениями и неуверенностью. Вполне оправданным итогом такого отношения к ситуации выбора является внутренняя неудовлетворенность и комплекс неполноценности. Достигая очередной вершины, человеку открываются новые перспективы. Сомнения ставят его в затруднительное положение - "Как быть и что дальше?". С этого момента фокус внимания переносится из эмпирического прошлого в теоретическое будущее. Если данный опыт сопровождается проживанием самого процесса (творчества в моменте Здесь-и-Теперь), то появляется осознание необходимости достижения конкретного результата("реализованная мечта"). Если же человек постоянно пренебрегает процессом(и сопряженным с ним удовольствием от работы), то результат по-прежнему остается в области теоретизирования. Конфликт между "можно" и "нужно", формируемый родительским авторитетом в детстве, вполне может привести во взрослом возрасте к Алекситимии ("эмоциональной глухонемоте"), социальной болезни современности. Склонность скрывать свои чувства или, во всяком случае, нежелание их демонстрировать служит моделью для подражания. Поэтому профессиональная компетентность родителей в вопросах воспитания должна быть основополагающей при взятии на себя данной ответственности. Индиго-подход - это осознанность в принятии решения, но, по выражению японского императора Мэйцзы: "Когда событие полностью сформировано, следует отступить от него на максимально возможное расстояние". Цари своих указов не отменяют, а "царственность" каждого из нас лежит в основе Индиго-подхода. Если уж решил, то прекрати пробовать - приходи и делай все возможное, чтобы достичь своей мечты!

3. Экология прежде всего
Принцип "не навреди" лежит в основе Индиго-подхода. Мы уважаем себя и других такими, какие мы есть, не стремясь изменить все и вся без достаточных на то оснований. Синдром дефицита внимания и гиперактивности, не имеющий прямого отношения как к Индиго-подходу, так и к феномену Индиго, несет в себе, по нашему мнению, прежде всего, недостаток душевного тепла и любви. Счастье представляет собой не философское понятие, а состояние души. Соответственно, его можно пережить и переживать. Самообучение и творчество в рамках Индиго-подхода необходимы для поддержания человеческого организма в психо-эмоциональном тонусе. Единственной диагностической категорией Подхода является внутренняя удовлетворенность человека и радость бытия. Индиго-мышление отличается от "нормального" способностью осознанного выбора, направленного на достижение конкретного результата. Мировоззрение человека, ценности(личные, семейные и проч.), традиции заслуживают внимания только в том случае, если они, как ни парадоксально, реально существуют. Чаще случается, что за шаблоном или ярлыком, красивым фантиком скрывается неуверенность ( "все же не могут, а некоторым и не приходится") и отношение к собственной жизни, как череде темных и белых пятен. Появляется религия собственного эго, когда истинные ценности подменяются бутафорией. Отсюда же ложный интерес к психологии и эзотерике, как средству уйти от реальности. Человек превращается в заведенного Щас-вернуса и беспощадно транжирит свою энергию на бесплодный поиск черной кошки в темной комнате. И если кошка там есть, человек на время приобретает ощущение неосознанной радости ("лотерея жизни"), а вот если кошки нет, а есть попытка выдать желаемое за действительное... Мы не берем на себя смелость судить о реальности существования и "правильности" мира внутри человека- чужая душа потемки. Единственный и самый справедливый судья находится внутри каждого из нас. Но если другой человек просит(действие) нас о помощи, понимая, что Система существует только для наблюдателя, мы не вправе ему отказать(Взаимоотношения ПРОСТО Т.А.К.).

4. Человек как система связей
Человек представляет собой целостную систему, в которой все части взаимно дополняют друг друга. Невозможно судить о целом, не зная о том, что представляют собой части. С другой стороны, нельзя судить о целом, не обладая знанием самой системы - т.е. знанием связей между, например, физиологией и психологией, мировоззрением и коммуникацией и проч. Наиболее простой схемой, позволяющей понять смысл сказанного, является схема ТЕЛО-ДУША-ДУХ, где каждая часть связана со всеми другими. Истина, как известно, проста, сложности создает нам восприятие. Но вряд ли кто-либо сегодня станет оспаривать непосредственную связь тела с душой("Тело во владеньи короля, но король не во владеньи телом" У.Шекспир, или яп. понятие "кокоро" - единство тела и души), души с духом (Иисус - сын божий, рожденный непорочным зачатием от духа святого, или у мусульман - "Аллах знает, что у тебя в груди"), тела с духом (инд. йога или рус.нар. "в здоровом теле..."). Все три связи взаимно дополняют и комментируют друг друга, что позволяет составить более точное представление о человеке, как целостной системе. Исследование связей в собственной жизни позволяет обрести большую степень осознанности в принятии жизненно важных решений и, как следствие, сделать свою жизнь если не произведением искусства, то по крайней мере, научиться получать от нее удовольствие. Само исследование связей зависит от сфер применения Индиго-подхода. Схема связей всегда индивидуальна и редко оправдано обобщение до уровня ТЕЛО-ДУША-ДУХ. Чаще работать приходится с несколькими конкретными связями (напр. взаимоотношения с близкими, эмоциональная нестабильность и скованность в движениях тела и.т.д.). В таких случаях приоритет остается за собственным решением человека о необходимости коррекции тех или иных взаимосвязей или построении новых.

5. Ничего априори
Индиго-подход предполагает осознанность в управлении собственной жизнью. Соответственно, ни одно решение не может быть принято без тщательного исследования сопряженных с ним связей. На уровне контакта техника ПРОСТО Т.А.К. предполагает готовность и принятие любых представлений относительно тех или иных связей со стороны другого человека. На индивидуальном уровне основную роль играют мировоззрение человека, его система ценностей, интеллектуальный уровень и проч. Система образования, существующая сегодня, построенная по принципу "вопрос-ответ"(ситуация единственно правильного ответа на экзамене), не соответствует запросам современного общества. Жизнь полна выборов и конвергентность мышления (линейность), заложенная в школе, привела и приводит многих людей к стрессам и депрессии. Развитие творческого мышления предполагает исключительно индивидуальный подход, системность которого заключается в исследовании связей как на индивидуальном уровне, так и на уровне контакта. Ни одна истина "извне" не принимается априори, даже та, отражение которой, как нам кажется, представляет собой Индиго-подход.

6. Каждый сверходарен
Основным отличием Индиго-подхода от Индиго-восприятия (Индиго, как феномен) является признание того, что Дети Индиго не имеют возраста. Во все времена родители надеялись и желали светлого будущего своим детям. Идеализация детства - свойство каждого родителя. Но не будем кривить душой и признаем, что у каждого из нас есть свои представления относительно этого "светлого будущего". Дети вырастают, сами становятся родителями, но живут совсем в другом "будущем", где их родители занимают место бабушек и дедушек, представителей прошлого. Вряд ли кого-либо из нас радует перспектива когда-нибудь стать "представителем прошлого". Как мы можем оказаться в прошлом, когда всеми силами стремимся в будущее? Но мы знаем, что так устроен мир и не стремимся угнаться за нашими детьми - так как где-то, в глубине души понимаем, что им виднее. Каждый младенец, рождающийся на этой планете генетически обладает знанием всей цивилизации, стоит на ступенечку выше на эволюционной лестнице по сравнению со своими родителями. Индиго-восприятие делает акцент на слове "младенец", Индиго-подход ставит акцент на слове "каждый". Каждый взрослый был когда-нибудь ребенком. Каждый взрослый перед тем, как им стать, мечтал изменить мир, будучи подростком. Каждый взрослый несет ребенка внутри себя до конца своих дней. Кто-то из нас более успешный в жизни, кто-то менее. Кому-то суждено изменить этот мир, кому-то суждено прежде измениться самому. Бесполезно ссылаться на судьбу, карму, или "суровую жизнь"... в конце концов, мы живем той жизнью, которую за-слу-жи-ва-ем. Что мы сделали для того, что бы жизнь изменилась в лучшую сторону? Чем отблагодарили подаренный нам шанс существования? Только один из великого множества сперматозоидов достиг своей цели и появились Вы... Это ли не везение? Вы - избранный, тот, кто способен изменить этот мир, если найдете в себе силы пожелать и взять на себя ответственность за это желание. Ваши способности и таланты лежат мертвым грузом под пластом привычек. Каждый сверходарен, но не каждый способен реализовать свои способности. Только через великий труд, через пустыню сомнений и поисков себя можно привнести в этот мир что-то поистине неслыханное, искрящееся радостью и счастьем, а именно подарить миру себя.

Воль Архипов
Дата опубликования: 01.03.2008


Понравилась статья?

Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу
/index.php?page=psy&art=2460"

Ключевые слова статьи "Дети небесного цвета 9" (раздел "Статьи по психологии"):

дети индиго