добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google

Статьи по психологии

Психология, сновидения, рефлексы


Часть 1
Сновидения и смещения

Сновидения с точки зрения психологии замечательны тем, что приоткрывают некоторые закономерности менее очевидные в реальной жизни. Это в первую очередь относится к феномену смещения. Впервые на это обратил внимание З. Фрейд, отведя смещению основную роль в работе сновидения. В результате смещения акцент в сновидении перемещается с главного на второстепенное, основное переживание начинает выражаться в символической форме. Аналогичные процессы мы наблюдаем и наяву. Например, явление переноса (смещение чувств), когда чувства-эмоции, относящиеся к одному человеку, переживаются по отношению к другому (в данном случае психоаналитику). Нечто подобное происходит и при психической защите по типу проекции. Заметим, однако, что нельзя исключить и участия механизмов сновидения в этих феноменах. Тем более, развиваются эти процессы медленно (иногда - годы).

В качестве альтернативы сказанному, можно привести пример смещения без явного участия сновидения. Это смещенная агрессия, когда события развиваются в течение светового дня. Пострадавшая сторона в качестве ответной меры выбирает нападение не на источник опасности, а на более доступный, безопасный объект. Однако, эффективность (адаптивность) такого поведения, казалось бы, для поверхностного взгляда, - не выдерживает никакой критики. Еще более срочные реакции с элементами смещения возникают при сильных эмоциональных состояниях (аффектах), при внезапном появлении источника опасности. Реакция на боль или психоэмоциональное состояние ожидания боли в результате смещения трансформируются в состояние страха, и далее, в зависимости от особенностей организма, следует одна из трёх возможных ответных реакций: оцепенение, бегство или агрессия. Таким образом, важные для организма реакции всегда содержат элементы смещений, что обусловлено предыдущим опытом.

Смещение в сновидении может иметь и предупредительную функцию. Например, кошмары падений усиливают и поддерживают страх высоты на необходимом уровне. В данном случае реакция боли, ранее возникавшая при падениях, оказывается вытесненной из сознания (она отсутствует и в сюжете сновидения), но символически представлена в сновидении в виде страха при падении. Не вызывает сомнения адаптивный характер подобных вытеснений. Если животные или человек будут постоянно, в любой ситуации опасаться возможных повреждений и болевых реакций, - это будет сковывать движения и снизит поисковую активность. Кошмары типа "падений", а также смещенные образы в более мягкой форме (символы) предназначены именно для того, чтобы поставить "метки" на действительно опасные ситуации в виде страха высоты, падающих предметов, или в других более сложных жизненных ситуациях.

Если исследовать сновидения не одномоментно, а во временном развитии, то наблюдается, например, в теме падений некая динамика. Сначала, преимущественно в детском возрасте, снятся кошмары "простых" падений. По мере взросления в рассказах об увиденных снах все больше делается акцент на случаях избегания падений, например, при хождении по краю обрывов, крыш высоких домов и т.д., испытывая при этом жуткий страх, который, как бы, и предотвращает падение. Далее, по мере изживания страха, может присниться сон с чудесными полетами над окружающей местностью или боле реалистичный сон на эту же тему, окрашенный положительными эмоциями. Можно сказать, что это один и тот же сон, растянувшийся на многие годы или, что это один и тот же психический процесс, который под воздействием окружающей обстановки претерпевает фазные изменения. Попытка проанализировать этот феномен и легла в основу настоящей статьи.

Вытеснение, смещение

И.М. Сеченов и позже, И.П. Павлов показали важную роль рефлекторных механизмов в формировании высших психических функций. Оставаясь в рамках этой концепции, для начала представим психику, как рефлекторную систему, направленную на избегание нежелательных воздействий внешней среды. Заметим, что болевая реакция является сильнейшей безусловной реакцией, всегда сопровождающейся переживанием страха и ужаса. Эти переживания возобновляются (по крайней мере, негативная окраска эмоций) и при условно-рефлекторном воспроизведении болевой реакции. Физическая боль тоже воспроизводится в виде мышечных спазмов и других проявлений.

Например, страх у маленьких детей может вызвать громкий звук. Б. Уотсон и Р. Рейнер (Watson, Rayner, 1920), совмещая показ белых мышей с ударом в гонг, вызывали у ребенка обусловленный страх мышей. Выяснилось, что угасания этого страха после прекращения безусловного раздражителя (громкого звука) не происходит, в отличие от классического условного рефлекса. Более того, страх имел тенденцию к генерализации, то есть распространялся на кролика, белую шубу, лист белой бумаги и т.д. Позже, изучая природу социальных страхов, психологи пришли к аналогичным результатам.

Рассмотрим, как может образовываться условная реакция страха в ситуациях с падениями. В реальной жизни ничто не повторяется в той же самой обстановке несколько раз. Да и сама обстановка меняется. С рождения дети не боятся высоты, а когда начинают ходить - много падают. Например, один раз ребёнок упал и испытал боль, когда быстро побежал за кошкой, в другом случае упал со стульчика, а на улице - с детских качель. В каждой из этих ситуаций постоянно присутствовал только один условный сигнал - потеря опоры. На неё и вырабатывается условный рефлекс или реакция страха.

Маловероятно, что страх потери опоры и страх к громкому звуку являются врожденными, как принято было считать. Но нельзя отрицать и возможность того, что условные страхи начинают формироваться ещё до рождения, доходя до стадии генерализации-тревоги. Формирование же предметного страха может происходить при наличии конкретного, предметного источника боли, от которого плод защищён. Громкий звук может напрямую вызвать боль в барабанных перепонках, а затем и страх, но, вероятно, только после рождения.

Какое же адаптивное значение может иметь страх потери опоры, ведь ребёнок не осознаёт того, что он когда - либо терял опору и не предвидит этого в опасных ситуациях? То есть ввиду мимолётности, очень малой продолжительности случайного падения, страх потери опоры не осознаётся и, следовательно, в реальности не вызывает никаких осознанных реакций. Ответ на этот вопрос следует искать, скорее всего, в сновидениях. Те ассоциации, которые возникают при каждом падении: потеря опоры и кошка, потеря опоры и стульчик, потеря опоры и качели - рано или поздно выводят на тему потери опоры в сновидении, а значит - на тему падений. Отсюда кошмары падений. Сон "усиливает" едва тлеющее ощущение опасности до таких масштабов, до такого страха падений, что дальнейшее обусловливание, то есть смещение на условный сигнал высоты, и страх высоты, уже не вызывают никаких вопросов. Как и важное адаптивное значение страха высоты для предотвращения падений. Возможно, "усиливающее свойство сна" является причиной трудного угасания социальных и других страхов (фобий).

Забегая вперед, отметим жесткую привязку основных (в детстве) сюжетов сновидений с проявлениями гравитации. Тот же страх падений, падающих предметов, страх тесных пространств, связанный с опасностью обрушения укрытий - все свидетельствует об этом. Не исключая, конечно, и других страхов.

Известно, что живущие в воде морские млекопитающие не имеют быструю (БДГ) фазу сна (Мухаметов Л., 1985), в которую и генерируются предупреждающие сновидения. Так как проявления гравитации в воде ослабляются (опасности, связанные с ней), то можно предположить, что сновидения и быстрая фаза первоначально возникли (наряду с другими причинами) как механизм предупреждения связанных с гравитацией опасных ситуаций, вероятность возникновения которых возрастала с появлением теплокровности и, следовательно, повышенной активности.

Бывает, что очень важные сигналы слишком слабы или кратковременны, но есть возможность предотвратить опасность. Тогда может сформироваться условная реакция на неосознанный раздражитель. Например, ориентация слепых людей в пространстве основана на том, что отраженные от препятствий неслышимые звуки вызывают условную реакцию сокращения мышц лица, воспринимаемую как холодок, прикосновение, затенение (Бериташвили, 1969). Условная связь возникает в результате нескольких столкновений. Возникающая боль всегда сопровождается сокращением мышц лица и шеи, чтобы отстраниться от препятствия.

Аналогичное предупредительное смещение (условная реакция) наблюдается и в других ситуациях. Так, в случае непереносимости некоторых продуктов, их вкус и запах становятся условными сигналами расстройства кишечника, как безусловной реакции. В результате вкус и запах непереносимого продукта, при упрочнении условной связи, становятся неприятными или даже отвратительными. В этом примере заметна некая физиологическая запрограммированность, хотя при заболеваниях внутренних органов наблюдается даже безусловное (генетически закрепленное) смещение боли на определенные участки поверхности кожи (зоны Захарьина - Геда), так называемая, отраженная боль. При повреждении подкожных тканей боль тоже проецируется (смещается) на поверхность кожи, но уже в зоне воспаления.

Состояние общего утомления (стресса) часто сопровождается дискомфортом именно в тех органах или частях тела, функция которых или ослаблена, или они испытывали перед этим повышенную нагрузку (смещение на тот орган, который будет сигнализировать о накопившейся усталости). Такая психовегетативная реакция может проявляться ощущением тяжести в ногах, головными болями, резью в глазах, а при волнении - болью в области сердца. Аналогичный механизм, похоже, задействован и в образовании конверсионных симптомов (нарушения чувствительности, параличи, глухота, немота и т.д.) при неврозах и в случаях психосоматических заболеваний, к которым относят: гипертонию, стенокардию, бронхиальную астму, язвенную болезнь, полиартрит и др.

Состояние психической травмы (душевной боли), когда нет физического повреждения, нет явной угрозы повреждения, смещенных страхов, связанных с возможностью повреждения, - можно по аналогии, с некоторыми допущениями рассматривать, как безусловную реакцию. Безусловным раздражителем в этом случае может быть какой-либо фактор окружающей обстановки, чаще социального характера. Последующая острая психическая реакция (безусловный ответ) протекает при значительном участии мыслительных (когнитивных) процессов - воспоминаний, умозаключений и т.д. По мере изживания психической травмы включаются механизмы вытеснения и смещения, что равнозначно формированию условной реакции. Условный стимул здесь входит, как правило, в состав безусловного стимула, как часть в целое. В этом случае условная реакция, ранее являвшаяся составной частью безусловной реакции, в результате смещения как бы принимает на себя весь её "отрицательный эмоциональный заряд". То есть второстепенная проблема в какой-то момент начинает восприниматься как более актуальная, чем вытесненная главная проблема (оценка ситуации в целом), включавшая в себя до вытеснения эту второстепенную проблему. В результате этого снижается острота (актуальность) основной проблемы. Рассмотрим два примера.

При переходе в другую школу Анна столкнулась с непривычными для неё строгими требованиями. Некоторые учителя, как она посчитала, отнеслись к ней несправедливо, и она их возненавидела. Ходить в школу с таким настроением очень тяжело. Поэтому переживания по поводу учителей со временем притупились, но у ней появилось отвращение к учёбе (чтению книг, подготовке домашних заданий и т.д.), хотя в прежней школе она училась неплохо. Смещение в данном случае произошло на учебные дела и проблемы, так как они стали условными сигналами, предваряющими неприятное общение с учителями.

У Кирилла возникла сложная ситуация. По независящим от него обстоятельствам он вынужден переехать в другой город. Предстояла смена привычной обстановки. Не хотелось покидать обжитой дом, накатывались тяжёлые мысли о предстоящем расставании с родственниками и друзьями. Жаль терять работу, уходить из коллектива, в котором он так тяжело адаптировался, но с приобретением опыта занял достойное место. Через некоторое время Кирилл стал замечать, что все переживания отступили на второй план, кроме проблемы, связанной с потерей работы (смещение проблемы в целом на её часть).

Объектом смещения (то есть условным сигналом, который вызывает, например, реакцию раздражения) в зависимости от ситуации может быть всё что угодно: деталь одежды, черта характера, человек в целом, группа людей, зрительный образ и т.д. То есть при некотором напряжении во взаимоотношениях, например, с одним человеком, смещение может произойти на его внешний вид, манеру поведения. При взаимодействии в группе - на кого-либо из членов этой группы (феномен "козла отпущения").

Во всех этих примерах наблюдается явление, подобное тому, которое З. Фрейд назвал "вытеснением" в бессознательное или предсознательное, когда главная проблема перестаёт волновать, на какое - то время может забываться, но в определённой ситуации опять вспоминается. При сопоставлении со стадиями выработки условного рефлекса, это состояние (вытеснение) первоначально совпадает со стадией генерализации, когда возникает чувство тревоги (неопределённой опасности). Это и понятно: слишком много условных сигналов (страхов) не "охватывается" сознанием, пока не определится один, самый сильный. Когда это произойдёт (специализация условного рефлекса) - тревога исчезнет - актуальным станет только один условный сигнал (одна проблема). Главная же проблема так и останется вытесненной. Таким образом, смещением завершается начавшийся процесс вытеснения.

Конечно, процесс смещения не следует понимать буквально, упрощенно, с запрограммированным результатом. Каждую минуту окружающая обстановка меняется. Вместе с ней изменяются и акценты восприятия. Поэтому объект смещения непостоянен, так как из - за сложности главной проблемы, не может быть и однозначного решения. Заметим, что простые, но сильно травмирующие факторы, в результате генерализации вызывают сложные психоэмоциональные реакции; не "охваченные" сознанием, они неизбежно вытесняются и смещаются. Простые, неосложнённые реакции часто являются объектами смещения других, более сложных реакций (проблем).

Становится очевидным, как полагал и З. Фрейд, что вытеснение (и, следовательно, смещение) лежит в основе всех психических движений. В вытеснении мы видим только внешнюю сторону таких, более глубоких процессов, как торможение, парабиоз, а также - индукционных явлений. Феномен торможения был открыт И. М. Сеченовым в 1862г. в эксперименте, показывающим угнетение спинномозговых рефлексов раздражением промежуточного мозга. И. П. Павлов, наблюдая процессы возбуждения и торможения при упрочнении и угасании условных рефлексов, обнаружил индукционные явления. Положительная индукция, когда происходит усиление положительного рефлекса тормозным раздражителем, объясняет тот факт, что начавшаяся генерализация и вытеснение способствуют последующему смещению. С другой стороны, отрицательная индукция, когда применение положительного стимула вначале дифференцировки, облегчает специализацию, усиливая дифференцировочное торможение. Что, соответственно, при состоявшемся уже смещении, делает неизбежным увеличение глубины вытеснения, а для начавшегося смещения - включается механизм необратимости и ускорения. Вытеснение, видимо, включает в себя как элементы внешнего торможения, так и запредельного. В последнем случае, представляя сильно возбуждённое состояние как эмоциональную доминанту, можно предположить, что длительно действующий раздражитель, вызывая эффект запредельного торможения, и приводит к прекращению реагирования по типу вытеснения. Нельзя в этом случае исключить и участия механизмов парабиоза, открытых Н.В. Введенским (1901г.). Опять забегая вперёд, заметим, что фазы засыпания (уравнительная, парадоксальная, тормозная) очень напоминают фазы парабиоза.

Современные исследования процессов, объединённых понятием "вытеснение", начались с открытия феномена повышения порога восприятия табуированных слов (McGinnies, 1949). В дальнейших исследованиях было обнаружено, что неосознаваемая зона (разница между осознанным и подпороговым стимулами) особенно хорошо выражена при патологии головного мозга с симптомами астении и понижении возбудимости органов чувств (Гершуни Г.В., 1977). Если рассматривать подобные симптомы как конверсионные проявления и результаты смещений, то можно сказать, что смещение - это неотъемлемая, завершающая часть вытеснения. Другими словами, с помощью смещения реализуется механизм вытеснения. И действительно, пример из этой же работы - воздушную контузию головного мозга - можно интерпретировать, как смещение травматической реакции на орган слуха (глухота), что привело к расширению неосознаваемой зоны и, следовательно, вытеснению. В других случаях величина этой зоны может колебаться в широких пределах и зависит от эмоционального состояния (Костандов, 1977)

Здесь возникает парадоксальная ситуация: информация об опасности не доходит до осознания, но оставляет следы, накапливается. До тех пор, пока не возникнет реальная угроза (тогда порог осознания будет преодолен). А эти следы памяти в виде различных ассоциаций (временных связей), как оказалось, очень трудно угасают, если они были неосознанны и возникали на базе доминирующей мотивации или эмоции (Костандов, 1983, 1994).

Существующие теории сознания тоже, каждая со своей стороны, расширяют подходы к проблеме вытеснения. Так, развитие концепции "светлого пятна" И.П. Павлова привело к созданию "теории прожектора" Ф. Криком (Crick, 1984). В ней акцентируется переключающая функция дорсального таламуса, с участием которого, каждые 100 мс "высвечивается" всё новый участок коры. Таким образом перемещается центр внимания.

Другая идея основана на том, что рефлекторная дуга, если она имеет обратную связь, превращается в кольцо. В этом случае сигнал, поступивший в проекционную зону коры, далее перемещается в ассоциативную кору, гиппокамп, зоны эмоций и мотиваций гипоталамуса и опять возвращается в проекционную зону, осуществляя тем самым информационный синтез вновь поступившей информации, с уже имеющейся. Предположительно, это и является мозговой основой возникновения субъективных переживаний (Иваницкий, 1976; Иваницкий и др., 1984).

Похожая идея лежит в основе теории сознания, разработанной Дж. Эдельменом (Эдельмен, 1981; Edelman, 1989). По его мнению, субъективные ощущения (осознание) возникают в момент повторного входа сигнала в те же нейронные структуры, куда он уже поступал. Обратные связи могут проходить по различным путям, а сигналы могут поступать как из внешней среды, так и после обработки информации в других структурах. Время одного цикла составляет 100 - 150 мс.

Б. Либет (Libet B., 1991) регистрировал реакцию нейронов с обнажённого участка коры на раздражение кожи и обнаружил, что стимул не осознаётся (раздражение кожи не ощущается), если корковая активация, возникшая в ответ на этот стимул, длится менее 300 - 500 мс. Автор не только подтверждает факт бессознательного восприятия, но и моделирует работу предполагаемого фильтрующего механизма. Так, в следующих экспериментах, применяя два стимула (раздражение кожи) с небольшим интервалом времени, Б. Либет обнаружил, что если второй стимул сильнее первого, то реакция на второй стимул тормозит реакцию на первый. В результате угнетения и прерывания корковой реакции на первый стимул - не происходит осознания соответствующего раздражения кожи. В роли тормозящего фактора, как предполагает автор, могут выступать и внутренние мозговые процессы.

Данная концепция "фильтрующего и контролирующего механизма" в некотором смысле сходна с концепцией "цензуры" З. Фрейда. Однако, предлагая одновременно и концепцию "вытеснения", З. Фрейд, видимо, предполагал наличие двух различных механизмов. По существу, эти понятия отражают разные подходы в попытке объяснить одно и то же явление. Разница подходов состоит в том, с какой стороны наблюдать это явление: с сознательной - или бессознательной. Это аналогично: или находиться в освещенной комнате, где только в шкафах темно, или - в тёмной, но с фонариком. То есть является ли осознание "реактивным" процессом, а вытеснение - "активным". Или же осознание "активно", тогда как "цензура", как некая заслонка, - "реактивна". Работа Б. Либета (Libet B., 1991) склоняет именно к последней концепции (цензуры). Её можно сформулировать так: существует механизм активного реагирования на изменения окружающей обстановки (включая эмоции и мотивации), но если в определённой ситуации бурная реакция уже нецелесообразна, тогда достаточно просто не допустить эти эмоции и мотивы (сигналы, их вызывающие) до осознания. В такой трактовке достаточно было бы одного понятия "цензура". Но так как сознание является определённой точкой отсчёта, то и рассуждать удобнее с позиции сознания. Следовательно, если возникает необходимость, термин "вытеснение" вполне может заменить термин "цензура".

Подобная ситуация возникла в электродинамике. Первоначально договорились (условно это принято и сейчас), что электрический ток - это движение положительных зарядов. Когда открыли электрон, оказалось, что по проводнику движутся отрицательные заряды в противоположном направлении. Но в электролитах возможен ток и положительных ионов, а в полупроводниках - положительно заряженных дырок. Вот и посчитали - стоит ли отменять эту условность.

И, возвращаясь к теме, еще раз подчеркнем: "смещение" - это условная реакция предупреждения определенной опасности или проблемы.

Факт смещения указывает на наличие какой-либо проблемы (психической, физической травмы).

Несмещённая проблема или та, которая стала объектом смещения какой-то другой, более серьёзной проблемы, в разное время могут стать объектом смещения третьей, четвёртой и т.д. проблем.

Инверсия эмоций

Следовательно, в случае психического травмирования происходит смещение страха и других отрицательных эмоций с одного объекта на другой. Этим достигается предупреждение об опасности ещё на подступах к ней. Всё начинается с вытеснения. Главная проблема уже не "загружает" полностью сознание. Отрицательные эмоции смягчаются (вытесняются и смещаются), что даёт организму возможность решать повседневные задачи, так как, будучи смещёнными, эмоции актуализируются во второстепенной проблеме лишь эпизодически, при воздействии соответствующих стимулов.

Далее, если опасность отступила, или когда смещённые и несмещённые эмоции (проблемы) мешают решению других задач (при наличии соответствующей мотивации), происходит "инверсия" - замена отрицательных эмоций положительными. Радикально меняется поведение: стратегия избегания заменяется на стратегию достижения. То, что раньше вызывало страх, отвращение, раздражение, - теперь вызывает интерес, желание обладать этим или испытывать ранее избегаемые ощущения. То есть возникает подчинённая мотивация, формирование которой связано с доминирующей мотивацией.

Когда у Анны появилось негативное отношение к учёбе из-за проблем с учителями, ситуация казалась безвыходной, если бы не одно событие. В этой школе была традиционно сильной художественная самодеятельность. Анна стала активно участвовать в ней и, обладая прекрасным голосом, удачно выступила на школьном концерте. После этого она почувствовала особое к себе отношение и симпатию окружающих. Ей стало как-то неловко плохо учиться, и она решила стать одной из первых учениц в школе. Под воздействием этой сильной мотивации, негативное отношение к учёбе сменилось позитивным (произошла инверсия). С возникновением интереса к учёбе и появлением первых успехов, наладились отношения и с учителями (основная проблема тоже инвертируется, то есть разрешаться).

У Кирилла в связи с переездом обострились переживания по поводу потери работы. Но при встрече с руководством выяснилось, что в том городе, куда он переезжает, будет открыт филиал фирмы, и Кириллу, как перспективному сотруднику, предложили его возглавить. После этого предложения (сильная мотивация), улетучились все переживания по поводу расставания с трудовым коллективом (инверсия). Более того, деловые отношения с некоторыми членами коллектива теперь стали восприниматься им как неприязненные с обеих сторон (инверсия чувств от терпимости и, следовательно, скрытой напряжённости, до полного неприятия, что, как ни странно, послужило разрядкой). Как только эта проблема отступила, вдруг обострились другие переживания, уже по поводу расставания с друзьями (возникло новое смещение на часть главной проблемы). Так как мотивация очень сильная (карьерные устремления), то и эта проблема быстро рассеялась: у Кирилла появилось желание испытать себя одиночеством, другими трудностями.

Такого типа инверсии (как в последнем примере) можно обозначить, как "желание причинить себе боль", понимая под словом боль и психическую травму тоже. В подобных ситуациях случаются и инверсии типа "желание причинить боль другому". Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что желание причинить боль другому равносильно причинению боли самому себе, если этот другой человек тебе небезразличен. Не углубляясь в детали, заметим, что З. Фрейд уже отмечал подобное явление - возможность одновременного существования у человека противоположных тенденций в виде перверсий.

Относительно последнего примера отметим, что аналогично разрешаются и другие сложные жизненные ситуации: поочерёдно, одно за другим, устраняются (инвертируются) все препятствия, стоящие на пути реализации главной цели (сильной мотивации). Этот феномен можно обозначить как "поочерёдные инверсии". Рассмотрим другие примеры.

Страх высоты, неизбежно возникающий при столкновении с реальностью, в некоторых ситуациях может и помешать удовлетворению жизненных потребностей. Поэтому страх высоты, возникший и усиленный в сновидениях, в сновидениях же и ослабляется. Например, когда возникает необходимость добывать плоды на высоком дереве, то взаимовлияние мотивации голода и эмоции страха высоты включает механизм сновидения, который начинает генерировать сны на тему чудесных полётов, захватывающих приключений в горах или бесстрашного лазанья по деревьям. Ослабленный (инвертированный) таким образом страх в сновидениях - уже легче инвертируется и в реальной обстановке. При наличии доминирующей мотивации страх высоты и падений начинает восприниматься как состояние эйфории - и страх преодолевается.

Аналогично устраняется и страх тесных пространств, связанный с возможностью обрушения укрытий. Когда всё чаще возникает необходимость укрыться от непогоды (мотивация избегания неблагоприятных воздействий), в сновидениях могут появиться сюжеты захватывающих приключений в пещерах, лабиринтах и т. д. Эти инверсии во сне ослабляют страх. Наяву, в соответствующих ситуациях, инверсия доводится до автоматизма и может происходить уже без видимой причины. Так дети любят строить шалаши и домики и прятаться в них независимо от погодных условий.

Инверсия наблюдается и после болевой реакции. Те органы, которые в неблагоприятной ситуации (стресс) становились объектом смещенной боли, в благоприятных условиях (наличие мотивации) перестают болеть, вызывать неприятные ощущения и, возможно, за счёт прилива крови повышают свою функциональную активность (что является предпосылкой излечения). По крайней мере, к такому результату приводит кожный зуд (инверсия боли), способствующий улучшению кровоснабжения заживающей раны путём расчёсывания.

Под воздействием сексуального влечения происходит широкий круг всевозможных инверсий. Так, запахи или зрительные образы, в других случаях вызывающие отвращение, в интимных взаимоотношениях могут приобретать свойство дополнительного возбуждающего фактора.

В обыденной жизни инверсия может выглядеть, как появившееся желание преодолеть какое-либо препятствие, решить задачу, приобрести нужную вещь, совершить какое-то действие и т.д.

Сублимация, девиация

Уже отмечалась важная роль сильной мотивации, под воздействием которой происходит инверсия и возникает новая подчинённая (побочная) мотивация. Сильная или доминирующая мотивация была описана А. А. Ухтомским (1904 -1911гг.) и названа им доминантой. В лабораторных условиях мотивационные эффекты возникают при стимуляции зон самораздражения. Впервые этот феномен обнаружил Д. Олдс в 1960г. Дальнейшее детальное исследование этих зон, в частности, области латерального гипоталамуса, показало, что ответная реакция зависит от силы применяемого электрического тока. Она варьирует от демонстрации поискового поведения - до сильных мотивационных эффектов и эффектов самораздражения. Механизм возникновения доминирующей мотивации связывают с физиологическими потребностями. Когда потребности не удовлетворяются, или не удаётся избежать негативных факторов внешней среды (холода, жары и т. д.), тогда и возникает это психофизиологическое состояние. Подобные мотивации некоторые авторы называют "экстринсивными" в отличие от "интринсивных" (внутренних).

В работе Хекхаузена Х. (1986г.) приведены различные мнения по этому спорному вопросу. Таким образом, мотивацию, возникшую в результате инверсии, можно было бы отнести к типу интринсивной. Однако, этот критерий не совсем точен, так как те доминирующие мотивации, которые относят к экстринсивным, тоже (что, возможно, не так очевидно) возникли в результате инверсии и дальнейшего усиления. С другой стороны, и подчинённые, возникшие в результате инверсии мотивации, при определённых условиях могут стать доминирующими.

Далее, мотивация, возникшая в результате инверсии, может стать и доминирующей. Подобный процесс З. Фрейд назвал "сублимацией". Но он рассмотрел частный случай, когда сексуальные запретные импульсы, влечения, не находят своего выражения и сублимируются в социально приемлемую деятельность. Понятно, что в результате этого, доминирующей становится мотивация, вызвавшая эту деятельность.

Другие исследователи тоже описывали подобные процессы. В частности, Б. Ф. Скиннер (Skinner B. F.) в экспериментах с применением наказания получал противоречивые результаты. Оказалось, что поведение, в результате которого возникают неприятные последствия, не исчезает полностью. Оно лишь видоизменяется, проявляясь в других формах.

Г. Олпорт (Allport G., 1937) сформулировал "принцип функциональной автономии", в соответствии с которым инструментальные действия, порождённые биологическими потребностями, могут в дальнейшем мотивироваться уже независимо от этих потребностей.

А. Н. Леонтьев (1975г.) показал возможность полноценному мотиву (свойству доминирования) сдвигаться на другой объект (подчинённую цель) и выразил это в концепции "сдвига мотива на цель". То есть действия, служившие ранее для достижения подчинённых целей, могут отщепляться от первоначальной (ведущей) мотивации. И эти цели приобретают свойство полноценного (ведущего) мотива.

Пример с Анной. В результате сильного желания стать одной из лучших учениц в школе, у ней появились значительные успехи в учёбе. Но для того, чтобы стать первой, требуется много усилий. Она поняла, что лидерство её уже перестало привлекать. К этому времени уже возникли дружеские отношения с одноклассниками. Ей просто стало интересно учиться, каждый день узнавать что - то новое. Акцент сместился с лидерства на интерес к учёбе. В данной ситуации (процессе сублимации) преобладают, как видим, социальные мотивы.

Чёткую границу между инверсией и сублимацией определить невозможно. Инверсия часто происходит в случаях смещения на малозначительные проблемы, потребности (кажущийся дефект внешности, нехватка какой - нибудь вещи и т. д.). Этот процесс может получить дальнейшее развитие, а может и не получить. Инверсия будет выражаться в желании устранить эту проблему (изменить внешность, купить дорогую вещь). Если желание не удовлетворяется (фрустрация), то мотивация усиливается и становится доминирующей. С какого - то момента такие изменения можно назвать сублимацией: когда конкретная неудовлетворённая потребность начнёт вызывать более сильные переживания, чем вызвавшая её первоначальная потребность (желание выглядеть не хуже других).

Возможен и несколько иной вариант: если сильная потребность (доминирующая мотивация) не может быть удовлетворена (фрустрация), тогда и возникает та побочная деятельность (тоже результат инверсии), которая становится главной. С того момента, когда мотивация этой деятельности становится доминирующей, можно считать, что произошла сублимация.

И тот, и другой вариант сублимации может быть основой как нормальной деятельности (собственно сублимации), так и отклонений от нормы (девиаций поведения, перверсий). В рамках понятия "сублимация", отклонения от нормы можно, соответственно, и назвать "девиациями".

Перечислим кратко признаки сублимации и девиации: усиление результата инверсии, то есть превращение желания устранить побочную проблему в доминирующую мотивацию; обособление деятельности, которая была связана с удовлетворением доминирующей потребности, в самостоятельную; усиление мотивации, вызвавшей эту деятельность, до статуса доминирующей с одновременным ослаблением первоначальной (доминирующей) мотивации.

Сублимацией можно также назвать желание детей строить укрытия и прятаться в них без видимых причин. Как и желание качаться на качелях, преодолевая страх высоты. Следовательно, внутренней (интринсивной) мотивации (в буквальном смысле), скорее всего, не существует. Любые действия являются следствием (имеют предысторию) столкновения с окружающей реальностью. Условно, внутренними можно считать те мотивации и действия, целесообразность и полезность которых неочевидна.

Инверсия эмоций и сублимация, как филогенетически закреплённые механизмы, работают на опережение. Когда ещё не возникли опасные ситуации, и удовлетворены основные потребности, процесс всё равно находится в развитии. Желание приблизиться к опасной черте, рисковать без необходимости, для того и появляется, чтобы при возникновении потребностей, действительно жизненно необходимых, уметь преодолевать опасные ситуации, не задумываясь, в "автоматическом режиме".

В естественных условиях голод (сильная мотивация) вынуждает животных идти на поиски пищи. Страх встретиться с хищником на этот момент ослабляется (инвертируется). Насытившись (мотивация исчезает), животное опять начинает опасаться хищников (произошёл процесс, обратный инверсии). Потребность безопасного отдыха (новая мотивация) заставляет лезть на дерево. Страх высоты ослабляется (инвертируется). Такие психические подвижки отчётливо заметны только на стадии научения. Когда выработается автоматизм, в подобных ситуациях будут использоваться уже готовые поведенческие стереотипы. Сублимация способствует формированию этих стереотипов даже тогда, когда жизненные потребности удовлетворены (животное продолжает охранять свою территорию и при избытке корма; кошка продолжает охотиться на мышей, будучи сытой, и т.д.). При возникновении же реальных потребностей (под воздействием доминирующей мотивации), колебательные подвижки психики - инверсия и обратно - опять станут нормой поведения

И ещё относительно сублимации: в традиционном понимании сублимацией называют процесс, который рассматривают относительно доминирующей мотивации; если рассматривать этот же процесс относительно мотивации, возникшей в результате инверсии (побочной мотивации), то сублимация будет выглядеть, как "усиление" побочной мотивации до статуса доминирующей.

Динамика психических процессов

Состояния, которые называют болевой реакцией, психической травмой, переживанием, возникшим желанием и др. - то есть мотивации и эмоции (негативные и позитивные), возникшие в конкретной жизненной ситуации, можно объединить одним понятием: "психический образ". Подобно гештальту, психический образ представляет собой единое целое (психоэмоциональное состояние), включающее в себя не только образы восприятия, но и весь комплекс психических переживаний. Целостность, неразрывность психического образа (аналогично целостности зрительного, вкусового и др. образов, которая проистекает из свойств сенсорных систем) определяется свойством сознания "охватывать" события, включая и эмоции, и мотивации с ними связанные, как единое целое. Что значит - способность удерживать сознанием (в "поле зрения") в данный момент только одну проблему, примерно одного уровня значимости (эмоциональной "заряженности"). Сильные переживания в результате генерализации становятся сложными - вытесняются и смещаются. Незначительные впечатления, не подкреплённые эмоциями, ускользают из сознания (или интегрируются в другие образы).

Этих уточнений теперь достаточно, чтобы сформулировать "Закон движения психических образов":

"Психический образ, представляющий собой болевую реакцию или травмирующее переживание, претерпевает следующие, поочерёдно происходящие изменения: вытеснение, смещение, инверсию, усиление, сублимацию".

Движение психических образов обратимо на любой стадии (например, в случае возобновления действия патогенных, травмирующих факторов).

В данной формулировке закона "смещение" можно также понимать, как "конверсию", "сублимацию" - как "девиацию" (имея ввиду случаи отклонений от нормы).

Если возникает необходимость обозначить не процесс, а его результат (психический образ), то, например, смещение, инверсия и сублимация могут обозначать и результат соответствующего процесса. Все образы можно обозначить и таким способом: вытесненный образ (тревога), смещённый образ, инвертированный образ и т. д. Образ, вызвавший все эти процессы, можно обозначить как "первичный образ" (прообраз) или "прототип".

В результате перечисленных в законе процессов возникает череда отличающихся друг от друга образов, связанных одной нитью. То есть в результате воздействия какого - либо негативного фактора, возникает "эмоциональный заряд", который движется, переходит от одного образа, к другому.

Смещения и сублимации реализуются с переключением на другие образы. Тогда как результаты последнего смещения, инверсии, усиления - всё варианты одного и того же образа.

Смещений может быть несколько.

За сублимацией следуют только сублимации.

Заметим, что побочная мотивация является составной частью доминирующей, аналогично, как второстепенная проблема при смещении является составной частью главной проблемы. Поэтому доминирующая мотивация в сочетании с фрустрацией, как новая проблема (психическая травма), начинает двигаться по новому витку спирали согласно уже известной последовательности (вытеснение, смещение, инверсия), то есть смещается на второстепенную проблему: побочную мотивацию в сочетании с побочной фрустрацией. Таким образом, сублимация включает в себя все предыдущие стадии, но уже на другом уровне.

Закон показывает, что сильным положительным эмоциям, переживаниям всегда предшествуют сильные отрицательные.

Выявленные закономерности прослеживаются на разных уровнях организации психики. Например, психовегетативная реакция на боль при заживлении раны может проявляться одновременно остаточными болями в самой ране и приятным кожным зудом вокруг неё. Вероятно, нейрорегуляторные механизмы ранозаживления (медленно развивающийся процесс) совместно с рефлекторными и явились основой развития психики.

Иванов Владимир Александрович
Дата опубликования: 19.01.2008


Понравилась статья?

Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу
/index.php?page=psy&art=2433"