добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google

Статьи по психологии

Карты. Деньги. Два ствола


Чтобы изменить чье-то поведение или мнение относительно новой модели памперсов или кандидата в президенты, необходимо либо (1) описать объект так, чтобы он соответствовал идеалу в карте восприятия человека, либо (2) изменить критерии «хорошо» и «плохо», то есть саму карту восприятия...

Аллен Даллес, директор ЦРУ в 1953 - 1961 годах, главный идеолог "холодной войны", в своей работе "Размышления о реализации американской послевоенной доктрины против СССР" (1945 г.), писал:

"Окончится война… и мы бросим все, что имеем, - все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей!

Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России.

Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания.

Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением... исследованием, что ли, тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства.

Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель.

Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом.

И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества.

Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением.

Будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку всегда будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов. Вот так мы это и сделаем…


Карты

Восприятие человеком окружающей его действительности есть лишь отражение этой действительности в его сознании, искаженное, сильно урезанное и весьма отдаленно напоминающее то, что существует на самом деле. Однако для нас это отражение, эта ментальная «карта реальности», совсем непохожая на саму территорию, является основой для принятия решений, для любви и ненависти, для предпочтений и неприязней. Посему любое наше предпочтение и поведение суть предпочтение и поведение, основанное на целесообразности в рамках нашей карты, но не в рамках самой реальности. Что такое «хорошо» и что такое «плохо» мы оцениваем по критериям, установленным в рамках нашей ментальной карты, но никак не по критериям, существующим в действительности. Хотим мы этого или нет, но мы уже живем в виртуальной «матрице», формируемой нашим сознанием. При этом любое поведение – конкретного человека, группы людей или целого народа, - есть следствие позитивного намерения, существующего в карте этого человека, в общей карте группы людей или народа. Отсюда следует простой вывод: чтобы изменить чье-то поведение или мнение относительно чего-либо, будь то новая модель памперсов или кандидат в президенты, необходимо либо (1) описать объект отношения так, чтобы он соответствовал идеалу в карте восприятия человека или группы лиц, либо (2) изменить критерии «хорошо» и «плохо», то есть саму карту восприятия этих людей.

Зачастую эти приемы используются совместно для достижения наибольшего эффекта. Например, сначала исказим карту для формирования требуемого нам идеала, а затем предложим описание «товара», близкое к этому идеалу. Скажем, в политике, если мы работаем в сфере избирательных технологий, манипуляция с картой и «товаром» может выглядеть следующим образом. Для начала актуализируем тему терроризма, сообщая о взрывах и убийствах на каждом шагу и, тем самым, изменяя, смещая карту восприятия окружающей реальности в сторону «самое главное сейчас - обуздать терроризм». Затем предложим избирателям нашего кандидата – избавителя от терроризма, готового мочить его в сортирах или посылать войска в страну – рассадник терроризма. Это уже второй прием – описать, представить объект-товар в терминах идеального образа, который мы же и сформировали на первом этапе.

Очевидно, что в данном случае можно смело говорить о манипуляции, которой может считаться формирование искаженной ментальной карты, достаточно далеко отстоящей от реальности или же той, в которой некоторая область актуализируется, затмевая собой другие сферы, то есть формирование однобокой, перекошенной карты. При этом, естественно, манипуляция, то есть искажение карты производится в интересах достижения целей конкретного человека или группы лиц.

Деньги

Ментальная карта каждого человека – это результат его личного опыта, образования, информационного давления, воздействия средств массовой информации. Это совокупность поступающей информации и способов ее переработки, то есть мышления. Но с мышлением проще, оно у нас преимущественно линейное. С другим способом мышления – нелинейным, в России всегда боролись. Цари, большевики, спецслужбы. Поэтому осталось мышление в стиле «если-то», «причина-следствие», «партия сказала…». Именно поэтому постоянно происходит «хотели как лучше, получилось как всегда». Именно поэтому так легко менять ментальные карты жителям России и бывших стран СНГ – они слишком линейны.

Все, что нужно, чтобы поменять эти карты, в отсутствие необходимости менять мышление, – так это получить доступ к информационным источникам, формирующим информационное пространство, влияющее на ментальные карты. Понятно, что это стоит денег. Очень больших денег. Но оно того стоит.

Получив в руки управление информационными источниками, можно формировать ту карту, которая нужна, и то отношение к событиям, которое требуется на данном временном отрезке. Например, постоянно рассказывая, что сегодня стране нужна стабильность, можно позиционировать стабилизационный фонд как серьезное достижение руководства. Посмотрев на происходящее с точки зрения развития экономики, необходимого для нормальной жизни его граждан в будущем, тема стабилизационного фонда приобретает совсем другой оттенок. Если же актуализировать тот момент, что деньги стабилизационного фонда вложены в акции иностранных компаний и, по сути, работают на чужую экономику, то появляется прямо противоположное отношение к руководству, к фонду, и вообще к тому, что происходит вокруг. Вокруг денег. Больших денег.

Много лет проработав в политтехнологическом консалтинге, мы ни разу не встретились с кандидатом, шедшим в народные избранники только ради великой идеи осчастливить свой народ. Не повезло, наверное. Каждый пытался решать при этом и какие-то свои проблемы, руководствуясь мудростью о том, что «чтобы стать хозяином жизни, нужно стать слугой народа». Достигая больших вершин, бывшие кандидаты начинают покупать или захватывать информационные источники и формировать те ментальные карты, которые им нужны, чтобы делать что-то свое…

Два ствола

Оценка иностранных наблюдателей хода первого тура выборов президента Украины была однозначна: эти выборы далеки от демократических. И главной причиной комиссия назвала неадекватное отражение деятельности кандидатов на украинском телевидении. Абсолютное присутствие в позитивном контексте одного кандидата и практически только негативное отражение деятельности другого – до боли знакомая выборная технология, видимо, привезенная в Украину околокремлевскими политтехнологами. Недаром они так часто мелькали в кадрах из Киева. Эта технология особенно известна россиянам после выборов в Думу в 1999 и 2003 годах и выборов Президента России в 2004. Технология формирования однобокой карты.

Вспоминая, например, Думскую кампанию 1999 года, достаточно упомянуть агрессивную антилужковско-примаковскую истерию 1 и 2 телевизионных каналов. Отражая интересы «Единства» и управляясь «креативной командой» Березовского, эти «два ствола» дали такой залп по «Отечеству», что большинство участников того сражения так и не смогли отмыться от пороха и грязи, причем как со стороны «жертв», так и со стороны «стрелков».

В том сражении использовались такие технологии манипуляции, о которых в нормальном государстве и не помечтаешь. Например, технология нейро-лингвистического программирования под названием «изменение субмодальностей», применяемая обычно психотерапевтами для изменения убеждений. Ею, в частности, воспользовался приснопамятный С.Доренко, когда в передаче за неделю до выборов уменьшал, делил и множил Юрия Лужкова на глазах у миллионов российских телезрителей. И не он один. На втором канале Примакова смешивали с Убожко и Жириновским, снимая одинаковые ролики – в одном интерьере и практически с одинаковым по смыслу текстом, и ставя их в один блок.

С тех пор воды утекло много, но два ствола всегда наготове и находятся сегодня в одних руках. Правда, теперь уже не два, а все. Поэтому и карта у нас одна, и партия тоже. Но есть все-таки что-то обнадеживающее в сегодняшнем положении. Как всегда мудрый, Жванецкий назвал это «ощущением зарождающегося подполья». Я бы назвал это ростками нового, нелинейного мышления – основы для нелинейных ментальных карт нашей страны, нашего народа и каждого из наших сограждан. А иначе совсем грустно.

Автор: Игорь Ниесов, руководитель компании «Психология и бизнес он-лайн» Источник: Psycho.ru

Игорь Ниесов
Дата опубликования: 18.11.2006


Понравилась статья?

Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу
/index.php?page=psy&art=1960"