добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google

Статьи по психологии

Юристов и пиарщиков просят не беспокоиться


Если верна поговорка о том, что весной мы меняем семьи, осенью - работу, а на дворе - осень, то поговорим о рынке труда. Как продать себя подороже? Этим вопросом озаботилась компания BEGIN GROUP, проведя недавно очередное исследование, совмещенное с выставкой, по кадровому менеджменту и обучению

Лет десять назад Россия переживала дефицит правоведов, затем - экономистов и бухгалтеров, еще прошлой осенью агентства сбивались с ног в поисках крепких производственников, весной этого года искали "айтишников". Но интересы работодателя и трепетной русской души нанимающегося совпадают не всегда. Или совпадают ненадолго. Например, недавно в моде были профессии "пиарщика" и юриста, многие вузы даже открывали дополнительные факультеты по этим специальностям.

"Сейчас PR-менеджеры не дефицит, - рассказывает "Профилю" Анастасия Каслина, руководитель проекта HRM Begin Group. - Два-три года назад компании набрали массу специалистов в этой области, теперь не знают, что с ними делать. Сошла на нет и популярность юристов. А вот экономисты по-прежнему пользуются спросом. Думаю, через пять лет будут в дефиците социальные психологи, специалисты в области отношений между разными социальными группами. Также понадобятся специалисты сферы услуг, потому что мы постепенно перерастаем в общество потребления".

Поскольку моду на профессию предугадать почти невозможно, специалисты по подбору кадров советуют молодым выбирать специальность исходя из своих интересов. Главное, чтобы было добротное базовое образование, а переквалифицироваться можно всегда.

Сегодня рынок нуждается в специалистах по маркетингу, специалистах высокого класса по IT - не тех, кто копается в железе, а кто занимается проектным менеджментом, в дефиците и сами HR-менеджеры. Спрос на эти позиции явно превышает предложение. Эти данные подтверждает известная рекрутинговая компания "АНКОР".

"Большую потребность в кадрах испытывают фармацевтика, все отрасли недвижимости, строительства, информтехнологий, - говорит менеджер компании Елена Клековкина, - понизился спрос на страховых агентов, так как рынок ими насыщен. Испытывают голод в кадрах индустриальные отрасли и отрасли производства и продажи потребительских товаров".

Короче: требуются люди, умеющие упорядочивать управление компанией. Это говорит о наступлении этапа стабилизации в управлении, о том, что компании почувствовали необходимость в налаживании грамотного трудового и производственного процесса.

Это страшное слово "эйч-ар"

За последний год отечественный рынок кадрового менеджмента вступил в качественно новую стадию. Ведущие компании уже давно борются не только за покупателя продукции, но и за квалифицированный персонал. И на арену кадровых баталий вышли HR-менеджеры (HR - human resource). Те руководители компаний, у кого есть желание сманить к себе лучшие кадры у конкурентов, понимают, что без этих модных специалистов им не обойтись. Если раньше, нанимаясь на работу, мы имели дело со строгими дамами из отдела кадров с партбилетом в кармане и шиньоном на маковке, то сейчас будем беседовать с мило улыбающейся личностью, которая ни намеком не выдаст своих мыслей о нас, соискателях. Между тем именно HR-менеджер ведет переговоры о вашей зарплате, смотрит за тем, насколько грамотно вы работаете, перспективный ли вы работник, не филоните ли, перекладывая свои обязанности на товарищей по офису.

"Высокий статус HR-менеджеров в России получил веское подтверждение, - считает Михаил Мурашов, главный редактор журнала "Кадровый менеджмент". - Совсем недавно HR-директора крупнейших компаний стали учредителями Ассоциации специалистов по персоналу. Подобные организации уже давно и успешно работают во всем мире".

"В последнее время рынок по подбору персонала наконец перерос уровень халтуры, - рассказывает "Профилю" Анастасия Каслина, руководитель проекта HRM Begin Group. - До недавнего времени планка входа на рынок была чрезвычайно низка. Кадровые агентства формировались из кого попало. А сегодня и клиенты стали грамотными, не кидаются в руки первого попавшегося агентства, и агентства прошли естественный отбор".

"Наш рынок труда отстает по развитию от западного лет на пять, - поясняет Михаил Мурашов. - Сейчас там принимают на работу в строгом соответствии с дипломом, и если вы, филолог, придете наниматься на работу PR-менеджером, то вас просто не поймут. Поэтому гуманитариям, недовольным своим положением и карьерой, надо ловить момент и менять работу уже сегодня, потом это будет все менее реально".

Еще несколько лет назад считалось, что степень МВА - ключ к карьере. Однако, как показало недавнее исследование Begin Group, работодатели все чаще скорее обращают внимание на качество образования, чем на сам диплом. Что касается завтрашних выпускников вузов, то им будет интересно знать, что большое внимание работодатели уделяют базовому образованию. По-прежнему высоко котируются МГУ, Бауманка, Плехановская академия. Главное теперь - иметь качественное базовое образование. В случае необходимости компании переучивают или доучивают своих специалистов.

Кроме того, сейчас наблюдается интересная тенденция: раньше при приеме на службу вас встречали вопросом, имеется ли у вас опыт работы по данной специальности не менее трех лет. Теперь многие фирмы от этой практики отказались. Объясняется это просто: Россия стоит на краю демографической ямы. Специалистов самого трудоспособного возраста от 25 до 40 лет все меньше. Поэтому активно требовать опыта работы компании не могут. Значительная часть компаний вообще подбирает кадры в вузах, среди студентов, выращивая их "под себя".

Служебный роман - бизнесу не угроза

Но вот фирма создана, персонал набран. Дальше возникают предсказуемые проблемы общения, построения команды. И непрогнозируемая проблема - служебный роман.

Вот как комментирует эту проблему гендиректор компании BEGIN GROUP Ольга Гозман: "По поводу близких отношений на работе Рокфеллер говорил: "Бизнес, основанный на дружбе, ужасен. Дружба, основанная на бизнесе, прекрасна". Когда люди работают вместе, у них возникают не только рабочие, но и личные отношения. В этом нет ничего страшного. Проблемы начинаются в другой ситуации. Если по каким-либо причинам теплые отношения прекратились, и дальше люди не хотят друг друга видеть. Это уже несет угрозу для бизнеса и осложняет жизнь окружающим. Обычно служебных романов опасаются из-за того, что они служат богатым материалом для обсуждения в коллективе. Бояться этого не стоит. Если люди хотят что-то обсудить на работе, предмет обсуждения найдется всегда. Да, на время романа у человека снижается работоспособность. Но, с другой стороны, работоспособность снижается в ситуации любого романа, с коллегой или с человеком со стороны. Есть также ошибочное мнение, что романтические отношения на работе - признак непрофессионализма. Мне так не кажется, ведь романтические отношения на работе часто возникают, если есть некая включенность в общее дело, а когда люди становятся интересны друг другу в процессе работы, общему делу это не повредит. Но одно дело, когда влюбленные находятся на одной социальной ступени. Другое - когда начальник предлагает подчиненному некие отношения. В России нет системы защиты подчиненного, если он намерен отказаться от такого романа и отказ грозит его карьере. На Западе же такие ситуации страхуются и люди не боятся отказывать: их карьере это не грозит. Более того, такая ситуация способна перечеркнуть карьеру самого начальника".

Недавно журналом CareerJournal.com (издание Wall Street Journal) и Обществом специалистов по персоналу (Society for Human Resource Management) было проведено исследование по служебным романам. В исследовании участвовали 2100 человек - сотрудники разных фирм. 37% опрошенных сотрудников признались, что хотя бы раз заводили роман на работе. 71% респондентов отметили, что стоит много раз подумать перед тем, как показывать свои отношения с коллегой окружающим. В общем, американские служащие всячески опасаются служебных романов. 76% опрошенных считают служебные романы опасными, так как они могут привести к конфликту в коллективе. 71% сказал: я сделаю все, чтобы избежать служебных романов! 49% уверены, что если уж роман случился, то его всеми силами надо скрывать от коллег. 32% заранее знают, что любой служебный роман заканчивается плохо. Столько же опрошенных считают, что за служебным романом всегда интересно понаблюдать со стороны. 58% вынесли жестокий приговор: роман на работе - признак непрофессионализма.

Впрочем, романы романами, а в России дорожат хорошими отношениями в коллективе. А вот ориентированность на клиента стоит у русских всего на пятом месте. Это низкий показатель. На тему общения с коллективом есть поучительный анекдот. Одного богатого человека спросили, как он достиг своего богатства. Он ответил: "Я понял: важны не деньги, а процесс работы!" "И с помощью этой идеи вы и разбогатели?" - удивился журналист. - "Нет, я разбогател после того, как внушил это своим подчиненным!"


Источник: Профиль

Артем Бахметов
Дата опубликования: 15.11.2006


Понравилась статья?

Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу
/index.php?page=psy&art=1953"