добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google
RSS

Наука лидерства

Выпуск рассылки от 05.02.2001

Разговор в письмах

Хотел бы узнать Ваше мнение о том, как соотносится понятие лидера - той личности, которую воспитывает Ваш клуб, и т.н. кидание "пальцев".

Немного подробней.

В одной из конференций, на которую я подписан, завязалась дискуссия по поводу того, как выглядит поведение человека, при случае и без случая непрерывно утверждающего что то вроде "Я крут. Я это делаю классно, и вон то я делаю еще лучше. И вообще я идеален", и т.д. и т.п.

В завязавшейся дискуссии я стоял на позиции, что основной причиной этого является самоутверждение кидающего "пальцы". И выражал сомнения по поводу правдивости сказанного. Мой оппонент приводил такие аргументы, как то, что (1) это его базовая линия поведения, т.е. он так делает всегда, (2) что я просто не готов воспринять эту новую для меня информацию и общаться на том же уровне, как равный среди равных, (3) что жесткое кидание "пальцев" позволило ему стать лидером (с его слов) в другой конференции (я на нее не подписан).

Мне хотелось бы знать Ваше мнение, как соотносится такое поведение с поведением настоящего лидера, свободной личности? Или это просто особенности воспитания и этот вопрос неуместно соотносить с тем, является ли такой человек лидером или нет?

Заранее Вам благодарен, если Вы найдете возможность ответить.

С уважением, Валерий Пепчук

В нашем курсе объясняется, что выдвижение на лидерскую позицию мало связано с выбранным стилем поведения, а определяется лишь выполнением претендентом так называемой комплементарной функции лидера, то есть функции компенсации неудовлетворенных групповых потребностей. Стиль поведения носит вторичный характер. Часто в лидеры может выдвинуться человек с весьма резким, грубым, неприятным, демонстративным и т.п. стилем поведения, но не этот стиль поведения будет тому причиной - выдвижение произойдет не благодаря, а вопреки ему.

Описанный Вами стиль поведения обычно вызывает отрицательную реакцию партнеров и сам по себе затрудняет выдвижение в лидеры. Он является внешней сверхкоменсацией остро переживаемого в определенном возрасте комплекса неполноценности, самонеприятия, способом подавить собственное самонеприятие за счет демонстративно-вызывающего поведения. В результате носитель этого комплекса начинает имитировать манеру поведения доминантного самца, но в истероидно-демонстративной форме.

Такой способ поведения характерен для подростков в период осознания потребности в обретении социального статуса. В стае павианов этот статус обретается в результате драк с другими подростками и определении ранга по силе. Соответственно, вызывающее поведение является демонстрацией готовности ко вступлению в такие схватки.

Поскольку социальная организация людей ушла от павианов не так далеко, как думают люди (но не павианы), аналогичное поведение человеческих подростков является не совсем атавизмом. В ряде социальных страт и сейчас социальный статус завоевывается в дворовых драках, в других это происходит в снятой форме, в виде псевдоинтеллектуального соперничества, но по тем же психологическим механизмам.

Поскольку опыт более старших возрастов заставляет их воспринимать такой стиль поведения как свидетельство незрелости, отсутствия социального статуса и уверенности в себе, то в группах с преобладанием более опытных людей такой стиль поведения является существенным препятствием для выдвижения на лидерскую позицию. Исключением может быть группа, где имеет место потребность коллективного ухода от ответственности и активности. В этих условиях комплементарная функция "особо крутого" заключается в готовности принять на себя ответственность. Группа с удовольствием принимает его лидерство, закрыв глаза на "кидание пальцев" в форме "доброго юмора" в общении с внешним наблюдателем и в форме исключения этого вопроса из обсуждения внутри группы.

Длится это до тех пор, пока такая потребность исчезает, или до провала, который надо на кого-то списать. В этом случае "особо крутой" лидер мгновенно преображается в козла отпущения, причем заодно бедняге припоминают всю его крутость.

Обычно такой стиль поведения возникает в 17-20 лет. Европейская культура социализации предусматривает для этого возраста такую форму обретения статуса, как поединки - от средневековых дуэлей а-ля д'Артаньян и драк один-на-один до многочисленных университетских соревнований, диспутов и олимпиад. Согласно теории профессора Зайцева, именно введенный древними эллинами дух соревновательности лег в основу цивилизационных успехов сначала Эллады, а затем Запада. Азиатский стиль социализации предусматривает "обламывание коллективом" с целью уравнивания статуса.

В России XX века социализация подростков проходила в этом возрасте на военной службе. Поначалу большевики ввели в РККА европейский стиль взаимоотношений и высокую соревновательность, это очень сильно подняло деревенскую массу. "Русификация" армии в конце 40-х-начале 50-х (в сталинском понимании "русскости"), борьба со всеми этими "жидовскими штучками", выдвижение командиров из казачества вылилось к середине 70-х в устойчиво регрессивную азиатскую систему социализации, получившую название "дедовщина". Эта система несмотря на более высокое качество призывников резко понизила боеспособность и сыграла крайне негативную роль в обществе, воспитав "опущенное" поколение.

Кидание пальцев как форма проявления "крутости" исторически возникла в середине 80-х в культуре подростков-поклонников группы "Алиса" и распространилась из Петербурга по всему поколению конца 60-х годов рождения. Занимаясь социологией подростковых субкультур, я впервые зафиксировал эту манеру в полевых исследованиях 1984 года, но она скорее всего имела место и раньше.

К концу 80-х возник серьезный спрос на недостаточно зрелых молодых людей, переваливших за 20, но сохранивших достаточную инфантильность для безоглядного риска. Это было связано с неготовностью правящей элиты, и номенклатуры, и теневиков, и криминалитета, к перегруппировке в связи с неожиданным обвалом социальной структуры. Срочно и крайне остро нужны были кадры, рисковые и достаточно при этом глупые, чтобы быть при такой рисковости хоть как-то управляемыми.

Эта работа весьма высоко оплачивалась (плата за риск), а неспособность этих ребят к рациональной трате денег порождала крайнее мотовство, которое создавало впечатления наличия неисчерпаемых финансовых ресурсов (хотя на самом деле у них редко были деньги для крупных покупок, а часто они даже и голодали, "подсев" между крупными получками). Эти ребята стали прообразом для архетипа "нового русского", ставшего основой русской карнавальной культуры конца XX века.

Поскольку реальная элита в эти годы не светилась, а эти ребята были на виду, то следующее поколение, подросшее в 90-е, приняло их за новую элиту и стало подражать их манерам поведения, считая их признаком богатства и социального статуса. Так растопыренные пальцы пролетарских подростков Ленинграда 80-х парадоксальным образом стали для следующего поколения россиян символом буржуазной респектабельности и высокого статуса.

К концу 90-х эти ребята покинули подлунный мир, так как уровень риска дел, на которые их пользовали, был запредельно высок и значительно превышал размер полученной ими оплаты за него. Они сыграли роль "расходного материала". Из деловых этого поколения выжили ребята более умные и серьезные, но они изначально не принимали "новорусскую" манеру поведения, памятуя ее пролетарское происхождение.

Исключение составляют стрельцы (по гороскопу). Эта порода всегда склонна интуитивно усваивать и имитировать групповые символические ценности и нормы, чтобы использовать их к своей пользе как манипулятивный инструмент. Они всегда оказываются носителями групповых норм и ритуалов, в душе относясь к ним с юмором. Поэтому умные стрельцы косили под "новых русских" и по инерции сохранили эту манеру, пережив их. Впрочем, и они уже потихоньку ее бросают, адаптируясь к манере поведения, принятой в тех социальных группах, где они обращаются сейчас. Иногда они воспроизводят еще ушедшую манеру своей молодости, но уже в постмодернистско-юморном ключе, как дань традиции - ведь стрельцы крайне традиционны. Спустя двадцать лет они еще раз разыграют эту манеру - как ретро и ностальгию.


Я попала в очень непростую ситуацию. Мой сын 16 лет решил стать эстрадной звездой и связался с нехорошей компанией. Их ансамбль обещает "раскрутить" какой-то продюсер, и он требует от них за это сексуальной близости. Они тут все это обсуждали, и решили ему "дать". Я возмутилась, говорю - совсем с ума сошли. А они говорят - сейчас так принято, все звезды со своими продюсерами живут, сейчас пока какому-нибудь карабасу-алибасу не дашь - не раскрутишься. Я им пыталась объяснить, что это непринято, и в наше время вообще за это сажали, а они говорят, что у каждого поколения свои представления о жизни, и чтобы я со старорежимными своими не лезла, что сейчас геями быть модно. И вообще, разве я не слышала, что в России все делается через ж:.. Я конечно давно слышала, что в России все делается, через ж:, но я всегда считала, что здесь имеется в виду что-то другое.

Я давно читаю Вашу рассылку, все думала сына подписать на Школу, чтобы он человеком стал, а он вот так. Но Вы тоже писали вроде, что в этом нет ничего плохого, вот я и не могу понять, что мне сыну говорить. Я воспитываю одна, работаю секретарем, и не понимаю многого. Чувствую, что неправильно он поступает, но как объяснить?

Вот и прошу Вас написать, что я тут не понимаю. Как Вы считаете, правильно они решили или идиоты? Не хочу сына в Москву отпускать, у нас город маленький, и то нарвался на продюсера, а там еще по рукам пойдет:

Марина К.

Ваш неуспех в переубеждении сына и его друзей связан с принципиально неправильным выбором аргументации. Вы апеллировали к традиции (не принято, сажали), в то время как традиция не имеет ценности для молодежи, тем более если опровергается социальной практикой и установками социальной микросреды. Так что действительно у каждого поколения свои представления.

Вам следует апеллировать к жизненному опыту и рациональной аргументации. Во-первых, ситуация не нова. Вы помните, что в нашем поколении юные девицы ездили в Москву в надежде стать киноактрисами, попадали в лапы "режиссерам", шли потом по рукам и известно в каком виде возвращались. Вот и расскажите предметно молодым эти истории - тут ничего не изменилось, только вместо "режиссеров" - "продюсеры".

Объясните пацанам и то, что эстрадный продюсинг - это бизнес, а не личные отношения. Действительно, есть много случаев близости между представителями этой сферы деятельности - как и между сослуживцами в других местах (приведите в пример, что у Вас на работе). Отношения эти не являются обязательной составляющей, а возникают естественным образом просто в результате взаимного интереса между близко и интенсивно общающимися по работе людьми.

Объясните, что настоящие деловые люди никогда не путают секс с бизнесом. По большому счету продюсеру все равно с кем спать, а вот кого раскручивать - не все равно. Раскрутка - вложение денег. Их вкладывают тогда, когда уверены в получении прибыли. Если такая уверенность есть, деньги вложат и раскрутят вне зависимости от сексуальных отношений. Если уверенности нет - то раскручивать не станут, опять же вне зависимости.

Проблема заключается в том, что у ребят по жизни существует установка на инфантильную зависимость от другого, который все сделает за красивые глазки или, в данном случае, за их современный аналог. Такая зависимость в жизни ничего хорошего не дает. В старые времена она была характерна для девиц, а нынче стала проявляться и у пацанов. Думаю, это связано как раз с неполными семьями, отсутствием примера успешного мужского стереотипа поведения.

Успешный стереотип поведения заключается в ставке на себя, а не на зависимость от чьего-то умения, в желании самому пробиться, самому научиться делать то, чего не умеешь. Объясните ребятам, что раскрутиться они смогут только сами, и только если изменят установку на жизнь, навсегда откажутся от любой зависимости.

Объясните парню, что спать с человеком можно только если он нравится. Использовать секс в качестве способа решения проблем делового плана оказывается непродуктивно. Скажите ему заодно, что это по-русски называется бл@ядством, если он еще не знает. Важна не сексуальная ориентация, а социальный статус.

А насчет того, что геями быть модно, существует известная притча о том, как к психотерапевту приходит пациент со словами:

- Доктор. Мне кажется, что я гей.

- Неужели? Вы эстрадный артист?

- Нет, доктор.

- Тогда, может быть, депутат?

- Нет.

- Тогда известный дипломат?

- Да нет, слесарем вот работаю:

- А, ну тогда Вы, батенька, не гей, а самый обыкновенный п$дор...


Прочитал фрагменты Вашего курса бизнеса и понял, в чем успех американцев. Они это, наверное, давно просекли и используют. По сути, весь успех бизнеса заключается в завоевании и удержании клиента. То есть бизнес все больше и больше сводится к психиатрии: главную роль в нем играет специалист по удержанию клиентуры, а остальные ему ассистируют. Но должен ли этот человек разбираться в предметной области бизнеса?

Алексей

В рамках нашего курса управления приводится таблица профессиональных требований к менеджерам разного уровня, принятая ныне в кадровом менеджменте в промышленности США. Есть три уровня владения соответствующими навыками: высокий (В), средний (С) и низкий (Н). Из таблицы Вы видите, какие требования к кому предъявляются. Как видите, на высшем уровне технические знания (а в промышленности они и есть предметная область в вашем представлении) считаются маловажными.

Требования к квалификации менеджера.

Уровни менеджмента

Концепту альность

Операти вность

Аналити чность

Способность к администри рованию

Коммуника ционность

Коммуника бельность

Владение технич. знаниями

Высший

В

В

В

С

С

С

Н

Средний

С

С

С

С

С

С

В

Низкий

Н

Н

Н

С

С

В

В

Ключевые слова статьи:

жизнь научиться делать бизнес стать юридические деньги клуб красивые истории россии секс бизнеса работа лидер банк петербурга культура людей люди никогда доктор успех элита высший город статус

ßíäåêñ.Ìåòðèêà