добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google
RSS

Наука лидерства

Выпуск рассылки от 12.01.2001

Разговор в письмах

Всем нам приходилось сталкиваться с проблемой "отцов и детей". Мои сомнения - сомнения относительно "детей".

С одной стороны - необходимость внутренней свободы, о которой Вы часто говорите. Она, как мне кажется, предполагает отказ от идеалов, привитых родителями, и прослеживается у многих из тех, кого принято называть лидерами, кто много добился и многое привнес в первую очередь в искусстве. У многих писателей, художников (я имею ввиду гениальных) был полный разрыв с родителями.

Хотя в Вашем понимании являются ли люди искусства лидерами? (из тех, кто поднялся к вершинам профессионализма). И вообще для любого лидера (будь то в политике или в сфере бизнеса) прослеживается ли какая-нибудь тенденция во взаимоотношениях со своими родителями? И насколько здесь уместны высказывания Заратустры о внутренней свободе? Все же, согласитесь, следует отказаться от канонов родительского воспитания, которые загоняют любое новое представление о карте мира в тупик и ведут к безысходности и обезличиванию своего внутреннего мира.

Но авторитеты в смысле лидерства - С.Дали, Э.Хэменгуэй, как известно, имели полный разрыв со своими отцами.

Как Вы лично решаете эту проблему со своими родителями? Предполагаю, что в этой проблеме могут быть и компромиссы. Но все же какие-либо общие положения в смысле внешних и внутренних психологических установок Вы для себя выработали ?

Я спрашиваю, потому что в странах востока, а также в древних племенах существовал обычай старых людей возводить в ранг жрецов, старейшин и т.п. Конечно, я слишком обобщаю, но я веду к тому, что должен же быть какой-то компромисс или в этой проблеме третьего не дано (я имею ввиду для лидера): или ты почитаешь своих родителей или полностью неприемлешь их позицию?

С уважением - Лена Т.

1 Внутренняя свобода предусматривает не отказ от идеалов, привитых родителями, а критическое их осмысление и сознательное, не мотивированное протестной агрессией отношение к ним.

В обществах, которые в целом предоставляют своим членам большую свободу, нежели семья (а это свойственно всем обществам на этапах модернизации), как раз и возникает острый конфликт отцов и детей. Особенно ему подвержены художественный натуры. Очень точно, канонически, описал это Гитлер в “героико-биографической” главе своей “Mein Kampf” – типичный пример отношения художественной натуры с папой-чиновником. Эта история потому и была так популярна в 20-е и 30-е годы, что являлась архетипической для невротического поколения конца позапрошлого – начала прошлого века.

2 Среди людей искусства несомненно присутствует множество лидеров в своей области. Иногда это лидеры совершенно необычной силы, как Смирнов-Сокольский, Товстоногов, Райкин. Лидерство практически неотделимо от профессии режиссера, многие актеры оказываются лидерами как в смысле доминирования, так и в смысле эмоциональном.

В политике художественные натуры реализуются обычно крайне уродливо, привнося в нее шизу, неадекватность оценок, неустойчивость и крайнюю жестокость. Примеров здесь достаточно – начиная от Нерона и того же Гитлера и кончая Кургиняном.

3 Мои отношения с родителями изначально были лишены соперничества в силу того, что сферы нашей самореализации совершенно не пересекались. Родители никогда особо не давили на меня в смысле выбора профессии. Мать немного транслировала традиционные для ее поколения представления о престиже (типа обязательного требования стать академиком – ну вот я и стал), а отец в основном заботился о моем естественнонаучном образовании и позитивистской дисциплине мышления. Последнее в еще больше форме навязывала Школа, где я учился (это был довольно амбициозный проект 70-х-80-х по подготовке из особо одаренных ребят кадров, как думали для советского ВПК, но оказалось, что для израильской электроники и американской информатики).

В целом даже в наиболее конфликтном от природы возрасте 15-17 лет у меня был минимум заметных стычек с родителями, а после этого и вообще предмет для них иссяк. Разве что возникают периодические довольно вялые споры на политические темы – взгляды шестидесятником совершенно несовместимы с ментальностью моего поколения, а я весьма четко ее рефлексирую. Мама даже периодически пыталась вмешиваться в мою политическую деятельность, давая по телефону советы типа “не дружи ты с Руцким, его по телевизору ругали” или “что ты дружишь с Бабуриным, вся Германия считает, что он антисемит, испортишь репутацию” или “не ври, что от Ельцина сегодня на съезде несло водкой, по радио сказали, что он просто плохо себя чувствовал – ты просто не то унюхал”.

Поскольку отношения в нашей семье в целом лишены какого-либо лицемерия, никто не читал Карнеги и не особо пытался друг другом манипулировать, все чувства и желания выражались в открытую, то и причин для склок не имеется. Вот и все установки. Рецепт Шострома (см его книгу “Анти-Карнеги”) в семейных отношениях столь же действенен, как и везде – актуализация поведения и личности есть залог решения всех проблем.

4 Что касается обычая уважения к аксакалам, то в статических обществах их опыт действительно был высокоценен. Сегодня в рамках динамической цивилизации опыт старшего поколения обесценивается в куда большей степени, хотя уметь прислушаться к нему и вычленить то, что будет сегодня полезно – самое разумное поведение.

Сформулированная Вами дилемма “или ты почитаешь своих родителей или полностью неприемлешь их позицию“ на самом деле существует лишь в рамках несвободно-агрессивного поведения. На самом деле предметом агрессии является Ваш внутренний надсмотрщик, цензор, а на родителей эта агрессия переносится в результате бессознательной идентификации его с ними, персонификации.

Для свободной личности одинаково чужды обе составляющие этой дилеммы. Как говаривал Гете, “неверно думать, будто между двумя крайностями лежит истина. Между ними лежит проблема”. И разрешение проблемы всегда находится вне плоскости. Определяемой этими крайностями. Свободный человек не чувствует своей зависимости от мнений родителей и потому не испытывает по поводу этих мнений сильных эмоций, способен критически осмысливать их и вырабатывать свою независимую позицию без всякой конфронтации с кем-либо по этому поводу.

Наиболее это важно в сфере нравственности. Свобода есть способность самому вырабатывать свои моральные принципы, “самому творить свое добро и свое зло”, что Ницше провозгласил когда-то первым признаком высшего человека.


Я так понял, что Вы представляете лидерство, как преодоление неких внутренних, психологических ограничений и повышение за счет этого человеческой способности влиять на других или как-то достигать своей цели. Но есть ведь и ограничения, которые не являются преодолимыми, которые объективны. Я – инвалид-опорник. Наверное, для таких как я курсы должны иметь некоторую специфику? Или я вообще не по адресу обращаюсь?

Всеволод

Разумеется, имеющиеся у Вас ограничения непреодолимы и создают значительные проблемы. Но Вы явно преувеличиваете их специфику. На самом деле те или иные непреодолимые ограничения есть у всех людей, и всем приходится изыскивать способы их компенсации и преодоления. В принципе вся жизнь человека есть преодоление внешних ограничений, и они преодолеваются тем успешнее, чем меньше ограничения внутренние.

В этом смысле никакой специфики положения инвалидов нет. Можно приводить список общеизвестных примеров, возглавляемый Рузвельтом в США и Островским в России, но можно и на других обратить внимание. Например, Хемингуэй. Ведь вся его героическая биография и сложилась-то как преодоление тех проблем со здоровьем, которые преследовали его с детства. По советской медицинской классификации он с 30 лет инвалид второй группы. Оказалось, что слабое здоровье может затруднить достижение поставленной цели, но не помешать.

На самом деле я вижу специфику положения инвалидов в обществе, действительную проблему, лишь в отношении к ним со стороны других членов общества. В этом плане не только в России, но и в благополучной Европе, где официально все делается для облегчения положения инвалидов, это отношение трудно назвать благополучным. Как и представителям других меньшинств инвалидам все время неявно напоминают об их необычности. И если они психологически зависимы от мнения других, гипертрофируют его значение, ориентируются на него, то это формирует стойкий комплекс неполноценности.

Таким образом проблема как всегда сводится к тому, чтобы обрести бОльшую внутреннюю свободу, самодисциплину и коммуникативную эффективность. Для решения стоящих в нынешнем обществе перед человеком проблем умение бегать стометровку крайне редко бывает совершенно необходимым, как и умение поднимать штангу и т.п. Свойственное современному обществу глубокое разделение труда позволяет сосредоточить усилия на том, что дает именно тебе наибольшую отдачу, предоставив другим оказывать тебе услуги в вопросах, вызывающих затруднения. Например, я с детства не терплю мыть посуду, таскать тяжести, ремонтировать квартиру и т.п. В результате я занимаюсь лишь любимым делом, а оно дает достаточные заработки, чтобы платить тем, кто делает все, что я не хочу сам.

Таким образом, непреодолимых проблем в современном обществе нет – необходимо лишь уметь строить стратегию оптимальной адаптации в нем. Когда-то знаменитый мультимиллиардер Эндрю Карнеги (не путать с болтуном Дейлом Карнеги) сказал: “лучше я буду иметь по 1% от усилий ста человек, чем 100% от своих собственных усилий.” В рамках такого подхода Ваши проблемы, согласитесь, выглядят совсем по-другому. Как и проблемы всех остальных.


Мне интересна Ваша рассылка. Сдается, что "Школе эффективных лидеров" предстоит не короткое плавание.

Меня интересует собственно сам курс. Из рассылки не очень ясно, насколько он подходит для обучения. Я при покупке программ и других вещей всегда предпочитаю те, где продавец дает мне возможность попользоваться вещью и только потом решить. Try before buy, так это называется. Поэтому очень бы хотелось try этот замечательный курс. Вы категорически против халявы, поэтому практически это выглядит так - я плачу примерно 5% от стоимости курса и обучаюсь примерно 5% от курса. Этого достаточно, что бы решить о продолжении или не продолжении обучения.

Спасибо.

Кстати, к вопросу о Эхуде Бараке. Эхуд и Иуда это разные имена, хотя и звучат почти одинаково. Есть несколько евреев с именем Иуда, сделавших много хорошего, например Иуда Маккавей. Соответствие между Иудой и предательством выдумано и при непредвзятом рассмотрении это соответствие ложно.

Влад

1 Снова уважаемые читатели поднимают вопрос о новых формах оплаты, хотя прошла лишь неделя с введения очередных новшеств. Правда, введение этих новшеств себя оправдало. Не знаю точно, что такое “Try before buy”, но 5% курса это примерно 1,5 условных учебных недели из 34-36, составляющих учебный год. В первую неделю наши курсанты получают вводный теоретический курс, который просто определяет круг основных понятий и терминов. На второй неделе осваивается первый блок курса “сделать себя”. Только на третьей и четвертой неделе осваиваются важные и эффективные методики, курс, посвященный коммуникативной эффективности осваивается в течение второго-третьего месяца обучения. На третьем месяце мы предлагаем тренинг актуализации и т.п.

Таким образом, чтобы составить себе мнение о практической полезности материала Школы в целом, следует позаниматься хотя бы 4 недели, что составляет более 10% объема материала. При этом вряд ли составленное кандидатом мнение будет сильно отличаться от того, которое сложится на основе материалов, с которыми можно ознакомиться в архиве этой рассылки. Собственно, рассылка и составляет вариант такого предварительного ознакомления, и единственное ее отличие от Вашего “Try before buy” заключается в ее совершенной бесплатности.

Некий вариант типа предлагаемого Вами мы рассматривали для наших кандидатов из СНГ – 50% за первое полугодие и 50% - за второе. Но в конце концов мы решили, что вторую половину взноса в Клуб курсанты могут внести в любое время в течение года, то есть лишь тогда, когда окончательно убедятся в полезности для себя материала Школы, даже если это случится лишь по прохождении всего объема материала. Как показал опыт, это резко повысило доверие наших кандидатов к Школе и Клубу и способствует быстрому росту числа новых членов.

Поскольку на наших кандидатов из Дальнего зарубежья этот порядок не распространяется, а Вы представляете именно Дальнее зарубежье, действительно имеет смысл обсудить тот или иной вариант процедуры оплаты для повышения доверия. Поэтому я пока оставляю вопрос открытым и предлагаю и другим кандидатам из Дальнего зарубежья предложить свои варианты. Обещаю все их представить Правлению на февральском заседании.

**

2 Думаю, что здесь непредвзятое отношение не имеет смысла – ведь я говорил о том значении, которое имеет это имя в конкретной культурной традиции – православной. Именно этим и мотивировали запрет называть Барака Иудой на российском телевидении. Кстати, не знаю, как в Израиле, но в России никогда не было формы имени Эхуд, всегда произносили Иуда.

Ключевые слова статьи:

тренинг жизнь учебный курс практический сделать стать юридические свое свобода курсы клуб эффективных лидеров школа история россии германия стратегический бизнеса книгу банк астрологический радио людей люди практический практический практический никогда практический смысл экономический эротическое практический экономический

ßíäåêñ.Ìåòðèêà