добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google
RSS

Наука лидерства

Выпуск рассылки от 11.01.2001

Разговор в письмах

Вчера у меня случилось несчастье: грохнулся компьютер (в смысле сдохла Windows98). В связи с этим всем, кто посылал нам почту вчера и не получил ответов, полезно продублировать письма. Кроме того, некоторые письма от меня могут быть инфицированы. Не открывайте никаких приложений, особенно с расширением .pif.

Вопросы последнего времени все дальше уходят от непосредственно материала Школы и начинают охватывать некий энциклопедический круг вопросов. В связи с этим прошу все же держаться темы рассылки более строго. Но как и ранее отвечаю на все заданные вопросы.

Я с большим интересом читаю вашу рассылку, собираюсь поступить в Школу. Подписался и на другие рассылки раздела "психология". В рассылке "Психотерапия и консультирование: Популярная психология" недавно попалась статья "Гомосексуалы как группа риска психического здоровья" некоего Дмитрия Исаева. В ней есть такая информация:

<цитата>"

В процессе осуществления проекта по изучению гомосексуальности было проведено психологическое обследование 630 молодых мужчин с гомосексуальной направленностью влечения, которые сравнивались с контрольной группой, состоящей из 540 гетеросексуальных мужчин (средний возраст в обеих группах - 23,3 года).

У гомосексуалов выявилось значительное снижение самооценки. Основным ответом на вопрос о преимущественным самоощущении оказалось "Иногда мне очень тоскливо и одиноко" (35,1% ответов). В контрольной группе основным был ответ: "Моя жизнь наполнена и интересна" (31,5% ответов). Показательно, что относительно благополучные ответы суммарно дали 38,8% гомосексуалов и 74,9% контрольной группы.

Гомосексуалы имели значительно больше эмоциональных проблем, включая депрессию, и расстройств, связанных с тревожностью (46.5% против 30,6% у гетеросексуалов). Неоднократно проводимые в последние годы за рубежом исследования находили клинически и статистически достоверную связь между суицидными попытками и гомосексуальностью. В нашей выборке 26,5% гомосексуальных мужчин подтвердили существование мыслей о самоубийстве, а 10,8% признали наличие в анамнезе суицидных попыток (в контрольной группе суицидные попытки были только у 2,6% мужчин).

Закономерно искать источник проблем в особенностях личности обследованных. Шкалирование по методике полоролевого дифференциала зафиксировало достоверные качественные различия в самооценках гомо- и гетеросексуальных мужчин." <конец цитаты>

Можно предположить, что подобные особенности гомосексуалов делает их менее пригодными для роли лидера? Для меня это очень важно, так как я сам гомосексуал, и думаю, я не один такой среди Ваших потенциальных учеников.

Вы касались в отрывках курсов темы сексуальности вскользь, но может быть стоит уделить ей больше внимания? Быть может необходима дополнительная коррекция, адаптация курсов к сексуальной ориентации курсанта? Пожалуйста ответьте, это очень для меня важно.

Игорь Т.

1 Прочитал эту статью. Приводимые автором факты выглядят вполне достоверно. Их интерпретация, однако, несколько отличается от принятой в научных методиках. Автор ищет корреляцию с личностными особенностями, абстрагируясь от социальной среды. В то же время известно, что высокая тревожность свойственна лицам, принадлежащим к меньшинствам, в отношении которых в обществе бытуют репрессивные предрассудки и осуществляется та или иная дискриминация.

Например, обследование ветеранов войны в Афганистане в конце 80-х, когда отношение к ним и войне в обществе было крайне негативным, давало схожие результаты и заставляло отнести их в группу суицидального риска. Аналогичные проблемы встречаются у национальных меньшинств, инвалидов и представителей прочих групп, в отношении которых в обществе существует негативная установка. Тот факт, что господин Исаев проводил исследования и интерпретировал результаты, абстрагируясь от социального контекста, отражает общую методологическую деградацию психологической науки в СНГ в сравнении с 80-ми годами. Тогда вряд ли подобные "выводы" могли бы быть приняты без смеха.

2 Осваиваемые в рамках школы умения и навыки не имеют никакого отношения к проблеме сексуальной ориентации. Ваши сексуальные предпочтения сами по себе не имеют никакого отношения к способности быть лидером. Приведенные Вами в цитате факты вызваны не сексуальной ориентацией респондентов, а их высокой зависимостью от общественного мнения вообще и об этой ориентации - в частности.

Здесь нет никакой специфики. Уверен, что 100% наших кандидатов испытывают психологические проблемы, связанные с высокой зависимостью от давления социальной среды. Давление социальной среды по любому вопросу порождает у зависимого человека психологический дискомфорт, а бывает что и тревожность, депрессии, расстройства сна, суицидальные попытки. Независимые личности, кстати, в принципе не склонны к суициду ни при каких обстоятельствах. Все успешные методики лечения суицидальных больных основаны именно на преодолении или ослаблении их зависимости от навязанной обществом интерпретации тех или иных обстоятельств, в которых находится жертва суицидальной попытки.

Кстати, любая сексуальная ориентация сама по себе - продукт зависимости от социальной среды. В норме преобладание в психике тех или иных сексуальных предпочтений не выливается в жесткую сексуальную ориентацию.

Одно из направлений работы в рамках школы заключается в снижении степени этой зависимости, увеличении степени внутренней свободы. Лидером может быть лишь внутренне свободный человек. Расширение внутренней свободы, снижение зависимости не только повышает конкурентоспособность личности в социальной среде, но и формирует положительную самооценку, гармонизирует психику.

Специальных курсов, ориентированных на представителей тех или иных меньшинств в Школе не предусмотрено в связи с неспецифичностью их проблем для осваиваемого материала.


Мне интересна Ваша рассылка. Сдается, что "Школе эффективных лидеров" предстоит не короткое плавание. Поскольку, общаясь с подписчиками, Вы касаетесь широкого круга вопросов, выскажите, пожалуйста, свое мнение и о работах Солоневича, в частности о книге "Народная монархия".

Всего доброго Константин

К сожалению, я не читал работ Солоневича. Что же касается самой идеи народной монархии, она мне кажется очередной натяжкой. Как верно показал Карл Шмидт, проблема делегитимизации власти в новое время напрямую связана с деперсонификацией суверенитета. Появившаяся в конце 18 века теория “народного суверенитета” приписывает суверенитет абстрактному субъекту, который не является юридическим лицом, не имеет юридической дееспособности, не может быть признан вменяемым и ответственным. Да и вообще является абстракцией, понятием, существующим лишь в голове господ, получивших образование в либеральном духе.

Такое положение делегитимизирует власть и открывает простор узурпациям, которые оказываются даже более предпочтительными, чем нелегитимная республиканская власть, которая в любой сколь-нибудь критической ситуации выявляет свою нежизнеспособность. Делегитимизация власти открыла дорогу разного рода извращениям типа нацизма, сталинизма, фашизма, “общества по Хосе Антонио” и т.д. Все это вызвало естественные монархические настроения в пострадавших странах.

Для того, чтобы канализировать эти настроения в либеральное русло, и была сочинена странная теория, при которой суверенитет в монархическом государстве принадлежит не Государю а все тому же абстрактному “народу”, то есть никому конкретно. Этот принцип, в частности, реализован в Испанской конституции и других монархических конституциях образца последней трети прошлого века.

Думаю, подобные паллиативные решения бессмысленны. Надо выбирать либо легитимную монархию, либо “народный суверенитет”, ведущий через анархию к диктатуре. “Все, что наполовину, всегда губит целое”, - так говорил Заратустра…

Подписался на Вашу рассылку недавно. Идея всего проекта замечательная и потому, я думаю, он просто обречен на успех. Тому будет способствовать и удачно выбранная форма его реализации. Буду благодарен, если вы ответите на некоторые вопросы.

Существует ли научная концепция, которую Вы сами бы могли назвать основополагающей Ваших взглядов?

Как вы можете оценить тезис, который утверждает, что все проблемы лидерства - это проблемы организационные (системные) и, следовательно, определяются в рамках и терминологии теории систем?

Ваше отношение к А. Богданову (автору "Тектологии")?

Спасибо. Ужинин Владимир Владимирович

Научная концепция сама по себе имеет малую ценность для практики. Я отношу себя к практикам. Академическая же наука занимается тем, что пережевывает наши объедки, оставляет от них, то, что можно вогнать в прокрустово ложе их позитивистской формы, и выдает в качестве суррогата.

Разумеется, я мог бы сформулировать некую теоретическую концепцию из материала Школы, воспользовавшись этим методом. За годы работы в Академии наук я овладел им весьма неплохо. Но необходимости в этом я не вижу: лучше учить практике и вживую.

Что касается идей Богданова, то для своего времени они были весьма прогрессивны. Сейчас наука ушла далеко вперед, очень много сделано в теории систем, системной логике, теории управления, исследовании операций и т.п. В 50-е годы Винер Сформулировал кибернетику, в 60-е Акофф и Эмери - теорию целеустремленных систем. Сейчас системные исследования накопили большой прикладной материал, который вскоре проявится в глубоких теоретических обобщениях.

Что касается определения проблем лидерства в какой-то терминологии, то это не является предметом наших занятий. Им является освоение конкретных умений, повышающих конкурентоспособность обладателя, а также коррекция личности в направлении расширения ее внутренней свободы.

Ключевые слова статьи:

жизнь практический образование работы юридические идеи свое власть эффективных лидеров идея психология стратегический времени банк астрологический компьютер связь признаки практический практический практический успех курсов практический экономический эротическое практический экономический

ßíäåêñ.Ìåòðèêà