добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google
RSS

Наука лидерства

Выпуск рассылки от 23.12.2013

Выскажите, пожалуйста, Ваше мнение о вальдорфской школе. Насколько она подходит для русского ребенка, живущего в Сибири,  насколько адекватное мировоззрение она формирует? В интернете мнения самые противоречивые: от бурных восторгов до именования "сектой" и указанием того, что выпускники выходят "овощами", лишены детства, не способны общаться с окружающими. В первом классе дети не учатся читать, вместо этого они "знакомятся с цифрами и буквами, рисуя их красками", перед занятием читают молитву "матери-земле", им запрещены телевизор, компьютер, игрушки должны быть деревянными и т.п.... На первый взгляд - много шизы, а выяснять опытным путем не хочется, поскольку после этой школы перевести ребенка в обычную очень проблематично.

Антон

Вальдорфская школа возникла около ста лет назад как одна из попыток преодоления проблем школы индустриальной эпохи. За XX век был целый ряд попыток сформировать школу, пригодную для воспитания человека постиндустриального общества, но все они были преждевременны и не поддержаны окружающей реальностью индустриального общества, требующего воспитания квалифицированного и ответственного исполнителя – винтика производственной машины. В результате выжить смогла только вальдорфская школа – благодаря интеграции в теософскую секту, которая сама была средством адаптации людей постиндустриальных профессий к господствующему индустриальному укладу.

В результате в настоящее время вальдорфская педагогика оказалась единственной, которая хоть в какой-то степени адаптирована к требованиям нового, постиндустриального общества. Поэтому сегодня реформа образования в Европе идёт по пути “вальдорфизации”, то есть внедрения элементов вальдорфской педагогики в находящуюся в кризисе систему индустриально-гимназического образования. Этот путь – паллиативный, разумнее было бы просто сокращать традиционные школы и способствовать расширению вальдорфских.

В перспективе, очевидно, вальдорфской школе придётся претерпеть серьёзную эволюцию для дальнейшей адаптации к требованиям нового общества. Но в отличие от традиционных гимназий она на такую адаптацию способна. Я прогнозирую, однако, постепенное появление других направлений постиндустриальной педагогики, более радикально направленных на адаптацию к постиндустриальной реальности, например, на базе методики Сухомлинского. Однако, в настоящее время ничего перспективного, кроме Вальдорфской школы, просто нет.

Надо иметь в виду, что в младших классах вальдорфская школа стремится развивать ребёнка, а не загружать информацией, поэтому серьёзно отстаёт от индустриальной школы по предметам образовательного стандарта, в силу чего ребёнка после вальдорфской переводить в индустриальную школу не стоит. С другой стороны, в более старших возрастах обычно это отставание сменяется опережением в силу более высокой мотивации и способности самостоятельной работы с информацией. Разумеется, это общее заключение, в каждой конкретной школе может быть по-другому, в зависимости от установок и квалификации педагогического коллектива.

Ещё одной проблемой вальдорфской школы я считаю слишком догматическое следование учению Рудольфа Штайнера в его классической форме. Конечно, нельзя отрицать гениальности Штайнера, как одного из величайших мыслителей прошлого века, намного опередившего своё время, но обратной стороной этого опережения является абсолютное отсутствие в его время понятийного аппарата современной психологии, в результате чего ем пришлось для формулировки своего учения использовать мистическо-религиозный язык и понятийный аппарат, который сегодня безнадёжно анахроничен, дезориентирует и не только затрудняет понимание, но и искажает саму направленность учения Штайнера. В этом смысле антропософия повторяет сегодня судьбу советского марксизма, который из-за использования архаичной понятийной базы и сектантского отказа от развития теории ушёл от Маркса и пришёл к краху. С другой стороны, у вальдорфской педагогики в условиях отсутствия модернизированной антропософской теории нет другого варианта, как только следовать схеме, сложившейся 90 лет назад.

В любом случае, в Вальдорфской школе обучают своих детей не только представители интеллигенции, но и крупные политики – там учились дети Коля, Геншера, Шрёдера, Берлускони, то есть тех, кто хорошо осознаёт перспективу. С другой стороны, среди выпускников Вальдорфской школе были лауреаты нобелевской премии по медицине, но не по физике и химии.


У меня на месте сосредоточения моего внимания начинает сжиматься область тела. Задержав его,например, на кисти - она сжиматся в кулак не произвольно, довольно сильно и держиться до тех пор, пока не переключу внимание на что-то другое. Но оно не уходит никуда. Если концентрируюсь на чем-то во внешнем мире, то сжимается что-то в туложище, мышцы пресса, груди, шеи.
Вообще-м такая вот штука. Очень напрягает.
Понимаю, что вы не доктор, но я честно говоря не знаю к кому с таким вопросом обратиться. Помогите советом. Хочется узнать что это и как с этим справиться.
Заранее спасибо.

Андрей

Вы слишком сильно себя сдерживаете по жизни, результатом чего является сублимация инстинктивной энергии и её инверсия в агрессию. Вам необходимо заняться раскрепощением своего инстинкта власти.


Мне 36 лет, всегда сколько помню у меня проблемы со сном, лет с 13-15. Я в отца (мои сестра и мама спят как пожарные). Слышу все звуки, сплю очень не глубоко, просыпаюсь от каждого шороха. Крепко сплю только в первые часа 1,5 - 2, после того, как засну и пожалуй под утро, перед тем как зазвонит будильник:(
У меня пониженное давление, вегетососудистая дистония. Веду здоровый образ жизни, делаю зарядку, каждую неделю в сауну хожу. Раньше жила с окнами на большую шумную улицу-думала, если перееду, проблему со сном хоть немного улучшу. Сейчас живу в почти полной тишине за окном по ночам. Но качество сна не улучшается. Посоветуйте что-нибудь?

С уважением, Алла Попова

Приём мелатонина на ночь решает проблему глубины сна и снижения тревожности.


У меня вопрос следующий:
Слушая записи семинара обратил внимание на высказывание - два поколения советских людей поверили в шизу Хрущева о репрессиях Сталина и это явилось проблемой для этих поколений. Я думаю сейчас тоже пущена шиза о том, что Россию предал Горбачев в холодной войне с Западом, а также о том, что всех продали оптом Западу и чтобы ты ни делал все равно результат один - продадут за бесценок и в следствии этого трудиться вообще резона нет. В этом нынешнее поколение тоже может попасть в объятия обмана и лжи? Как быть в этой ситуации, чтобы взгляды людей были объективны и приближены к реальности. Может стоить разъяснить ближайшую историю России и мира в прошедшие 20 лет после распада СССР и дать людям перспективу развития. Я думаю нашим людям заморочили голову и уводят от главного от созидательного труда.

Александр Сазонов г.Якутск

Действительно, подменив реальные события кровавой борьбы за власть мифом о дурном характере Сталина, Хрущёв вверг поверивших ему людей в состояние полного неадеквата, в коем они пребывают уже и дожив до седых волос. За клевету на Горбачёва платить, боюсь, придётся такую же цену, как и за клевету на Сталина.

В новом сезоне вебинаров я собираюсь в цикле БЫТЬ РУССКИМ – 3Й СЕЗОН: ЭЛЕМЕНТЫ ИСТОРИИ РОССИИ В XX ВЕКЕ рассказать как о становлении, так и о крахе СССР, а также подлинную историю последнего двадцатилетия РФ. Надеюсь, этот цикл вызовет интерес, и на него запишется достаточное для начала количество участников. Затрону я эту тему и в раках цикла ИСТОРИОСОФИЯ.


Ключевые слова статьи:

Вальдорфская школа

ßíäåêñ.Ìåòðèêà