добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google
RSS

Наука лидерства

Выпуск рассылки от 30.08.2002

Разговор в письмах

Довольно давно читаю вашу рассылку. Считаю её интересной. Но мотивации вступить в Школу никогда не хватало :-)

Возникло несколько вопросов: Школа эффективных лидеров. Поступайте к нам и вы станете очень эффективными и заработаете кучу денег. (1 )А есть ли смысл поступать к Вам в школу людям, которые не self imployed (или работают в небольших компаниях где возможен быстрый рос)? Разъясняю: я работаю в крупной компании и у неё, как оказалось, есть рамки роста :-) Они записаны в документах, утверждены, и вырваться за эти рамки я не вижу никакой возможности. Только если сменить компанию :-) Но менять компанию не хочу, потому что средств, в принципе, хватает и компания дает довольно большую уверенность в завтрашнем дне. В связи с этим вопрос номер (2) А разве так необходимы все эти материальные ценности? Денег с собой в могилу не заберешь, и если ты не испытываешь нужды, нужно ли стремиться зарабатывать больше и больше? Зачем? :-)

Я сравниваю себя и то, что у меня было сейчас и, скажем, 5 лет назад. Имущества, денег на развлечения, возможностей для развлечений и путешествий и т.д. в моей жизни стало на порядок больше, но стал ли я на порядок счастливее? Вроде нет :-) В связи с этим 3й вопрос: Неужели человек становится счастливее, когда он начинает разабатывать ОЧЕНЬ много (ну 1 000 000 в месяц - по моим меркам это астрономическая сумма)? Неужели в этом секрет счастья? (4) А в чём вообще счастье? (это вопрос к Вам не как к философу, а как к психологу).

Если Вы ответите на мои вопросы - буду очень признателен.

С наилучшими пожеланиями, Алексей

Вопросов много. Разберем по порядку.

Думаю, что в ШЭЛ имеет смысл поступать не ради денег. Давно известно, что не в деньгах счастье, хотя несчастье в их отсутствии. Деньги являются промежуточным средством решения проблем, которые по тем или иным причинам нет желания решать лично. Например, можно нанять домработницу, чтобы самому или жене не мыть посуду и не убираться. Можно нанять водителя, дабы не рулить в авто. Можно нанять работягу забивать гвозди.

Но к сожалению, большинство проблем таково, что за деньги их не решишь. Если сам не умеешь решать - деньги не помогут. За деньги тебе не удастся влюбить в себя девушку (можно купить проститутку или зацепить стерву - но вот ту, которую любишь, обычно не купить). За деньги никому еще не удавалось выиграть выборы (хотя PR-вымогатели старательно поддерживают миф, что за деньги могут кого-то сделать депутатом). Да и вообще, все самое важное за деньги не купить.

Деньги не компенсируют отсутствие умения жить. В то же время у того, кто жить умеет, денег обычно достаточно. Поэтому первично не умение зарабатывать деньги, а уметь жить. Более того, умение жить включает понимание, что деньги нельзя зарабатывать ни в коем случае - это удел нищих, или же среднеоплачиваемых рабов, мыдла (от английского термина middle-class, которым себя называют подобные рабы в СНГ). Деньги надо уметь делать, чтобы на них нанимать рабов - это входит в умение быть хозяином жизни.

Сейчас, пока Вы еще не забурели в своей компании с ограниченными пределами роста, у Вас есть возможность вырваться из мыдла и стать хозяином. Дело вовсе не в том, чтобы сменить хозяина, а в том, чтобы самому стать хозяином.

Так что дело не в материальных ценностях, а в экзистенциальных. Еще в прошлом веке Фромм показал в своих книгах, что счастье недостижимо для пролетариата и мыдла в силу неустранимости их отчужденности от продуктов своего труда. Точнее, дело в самом этом труде - отчуждение является его свойством в отличие от свободного творчества.

Постиндустриальная цивилизация предоставляет КАЖДОМУ возможность перейти от зарабатывания денег (экономической мотивации) к свободе и творчеству (постэкономическая мотивация). Но воспользоваться этой возможностью могут лишь те, кто к этому готов внутренне, кто обладает достаточной внутренней свободой и умением жить. Те, кто останется в постиндустриальном мире со старой мотивацией, обречен на неизбежное скатывание в маргиналы - так устроена современная экономика.

Так что дело заключается не в том, каковы будут твои доходы, а в том, каков будет твой личный статус, самоощущение, цели и возможности.

Что касается счастья - то оно бывает двояким. Во-первых, это счастье от достижения цели. Во-вторых - счастье от ощущения свободы и покоя. Никогда не доступно это ощущение тому, кто занят трудом, кто себе не хозяин, кто управляется внешними обстоятельствами, а не управляет ими.

Так что ШЭЛ предлагает Вам не умение зарабатывать деньги, а умение жить, умение быть хозяином жизни, умение вписаться в постиндустриальный мир на уровне его элиты, а не маргинала-мыдла.

----------------------------------------

1) не будет ли так, что будущий развал России сделает абсолютно ненужными выпусников её экономических ВУЗов?

2)Не знаете ли Вы как относятся к нашим учёным в других странах?

Эти вопросы волнуют меня т.к. в этом учебном году мне поступать в ВУЗы, но я не могу сделать выбор между химией и экономикой.

Заранее благодарен за ответ. Роман

1) Ненужными кому? Вы хотите стать чьей-то собственностью? Кому-то запродаться? Главное, чтобы Вы себе были нужны. Все остальные Вас волновать не должны. Поэтому и вопрос Вам нужно ставить по другому: какое образование нужно Вам. И для чего?

Сегодня множество выпускников ВУЗов, получив диплом менеджера, идут торговать в ларек или бутик. Зато среди моих коллег, ведущих бизнес-консультантов, экономического диплома нет и у половины. Одно время я не брал к себе на работу в Центр тех, у кого был экономический диплом, считая его справкой о профнепригодности. Затем, правда, понял, что благодаря традиции мотать лекции, этих ребята не всегда успевают испортить до конца и у них есть шанс понять современную экономику.

Но дело даже не в том, какие знания Вам дадут в вузе, а в том, способны ли Вы их применить себе на пользу? Вот этому Вам следует учиться, а теоретические и профессиональные знания приложатся.

2) В других странах к нашим ученым, как и к ненашим, относятся индивидуально. То есть смотрят, что человек из себя представляет. Если не дурак - хорошо относятся, если дурак - соответственно плохо. Если парень сообразительный и умеет себя подать (или есть тот, кто его подать может и заинтересован), то нет проблем хорошо устроиться в Европе или Азии. Например, из выпускников школы, где я учился, из нашего выпуска 1983 года, сейчас одиннадцать человек из двухсот возглавляют кафедры в крупных американских и европейских университетах, шестьдесят возглавляют собственные фирмы, да и остальные по большей части устроились неплохо. Нынешние школы, конечно, дают теоретическую подготовку похуже, но дело не в ней, а в умении себя подать и взять свое. Например, лучший физик нашего класса, экспериментатор от бога, так и не сделал научной карьеры, а занимается ныне установкой антенн.

Ключевые слова статьи:

труд отчуждение тренинг научиться делать бизнес учебный курс практический образование сделать стать деньги школа эффективных лидеров россии авто экономика стратегический машин вузы сделал смысл статус экономический выпускник диплом менеджер депутат материальные экзистенциальные ценности академик толкачев

ßíäåêñ.Ìåòðèêà