добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google
RSS

Наука лидерства

Выпуск рассылки от 18.03.2003

Размышлял над вопросом о правшах и левшах. Какая именно разница возможна в мышлении (право-, левополушарное преобладание)? Что происходит, когда правша пытается писать левой рукой (или наоборот)?

Заранее спасибо, Михаил

У левшей в общем-то просто меняются местами доминантное и субдоминантное полушарие. Это ничего не меняет в соотношении режимов реципрокности и в характере мышления. Об этом есть в нашем вводном курсе "Элементы психологии". Когда человека переучивают писать субдоминантной рукой, возникает феномен под названием "амбидекстер" (переученный левша). Как показывает опыт, это способствует развитию субдоминантного полушария, но в целом почти не оказывает влияния на психику.

------------------------------------------

Ваш весенний семинар посвящен инстинкту власти. Как мне кажется, этот инстинкт присущ больше мужчинам. Имеет ли смысл женщине участвовать в семинаре?

Ольга

Думаю, Вы несколько путаете биологическое и социальное. У женщин инстинкт власти в большей степени подавлен в силу характера культурной среды, поэтому и проявляется слабее и часто в извращенных, невротических формах. Но это не означает, что он обязательно слабее изначально - тут вопрос индивидуальный, а не половой.

Нет никаких ограничений для участия женщин в любом нашем семинаре и для обучения их в ШЭЛ.

Подробнее посмотрите программу семинара на нашем сайте: http://russian.leaderschool.org/anonce.html и подумайте, насколько она будет Вам полезна.

---------------------------------------------------------

Я являюсь читателем Вашей рассылки уже более 2-х лет. Есть желание учится в ШЭЛ, так как тематика мне очень интересна, многие идеи перекликаются с моими. Но пока на обучение не решилась. Останавливает вот что.

У меня очень хорошие "мозги", разносторонние способности, и это не только моя оценка. У меня достаточно высокий уровень в своей области, да и общий уровень "выше среднего". Но есть проблема: социальная фобия, т.е. страх общения с людьми и низкая самооценка. Я естественно стараюсь бороться с этим - изучаю психологию, психоанализ, применяю методики, предлагаемые специалистами и т.п. И проблески бывают. Страх отпускает на одну-две недели. За это время мне удается многое поправить Если в год выпадает несколько таких "проблесков", то я вполне могу удачно сменить работу, завести связи, произвести впечатление и пр. Но потом следует откат, и если вчера я общалась свободно, не задумываясь, снова возвращается скованность, я напрягаюсь, не могу спокойно отреагировать на самую заурядную ситуацию. Иногда откату предшествует ощущение "страха перед откатом".

Поэтому когда вплотную подхожу к решению об обучении, начинаю опасаться, что новые методики (ШЭЛовские), тоже принесут только временные изменения. Прокомментируйте пожалуйста мою ситуацию. Откуда берутся откаты? Возможно ли стабильное улучшение? И если да, то каким образом его добиться?

С уважением, Ирина

Прежде всего следует обратить внимание на ситуации, в которых провоцируется социофобия. Очевидно, в процессе социализации Вы усвоили очень узкие рамки внутренней свободы, Ваш надсмотрщик тщательно блокирует страхами все пути как социальной, так и сексуальной самореализации. В силу этого фобия проявляется в те моменты, когда Вы выходите на новые возможности в карьере (бизнесе), на новые полезные контакты, на возможного сексуального партнера. Происходит блокировка, препятствующая реализации этого контакта или представившейся возможности. Такие действия цензурирующих механизмов психики достаточно стандартны, в Вашем случае специфика заключается только в более узких рамках дозволяемой воспитанием свободы.

Имеет смысл обратить внимание и на форму проявления цензурирующих механизмов. В момент блокировки, воспринимаемой Вами как проявление страха, надсмотрщик подкидывает Вам вполне конкретные "уродства", то есть Ваши свойства, которые по его мнению должны породить остракизм к Вам со стороны окружающих. Эти "уродства" подсовываются каждому свои (у одного - безотцовщина, у другого - якобы маленький член, у третьего - лысина, у четвертого - не та форма пальца и т.п.). В реальности все эти особенности настолько мало волнуют окружающих, что ими не замечаются, но самому человеку надсмотрщик подает их как сверхценные.

Обратите внимание, какими образами шантажирует Вас надсмотрщик в моменты обострения фобии. Проанализируйте их рационально, осознайте, что для окружающих они совершенно безынтересны. Запомните их. Теперь, когда они будут появляться, "хватайте надсмотрщика за руку", то есть немедленно рационализируйте происходящее, ставьте его под контроль сознания, осознанно рассматривайте происходящее как шантаж. С каждым проявлением шантажа Вы должны тут же понимать, то это означает: Вы вышли на новые полезные контакты или жизненные горизонты. Оглянитесь вокруг, проанализируйте, что это за полезные контакты, которые пугают надсмотрщика.

Если Вы будете настойчиво и постоянно заниматься такой рационализацией происходящих процессов, надсмотрщик постепенно отступит. Обычно в процессе рационализации бессознательного расширение зоны свободы (то есть сознательного контроля своей психики) происходит весьма быстро, и невротические симптомы исчезают в течение пары месяцев.

-----------------------------------------

Евгений Витальевич, здравствуйте. У меня вопрос к вам по поводу армии российской, куда меня сейчас пытается заманить военкомат, т.к. меня отчислили из универа, а я что-то очень не хочу туда списывать два года своей жизни, но болезни реальной позволяющей не записываться в этот кружок у меня (по-видимому к счастью) нет. Тем не менее, я собираюсь приложить все силы к тому что бы не ходить туда, и на это существует множество причин, но и виноватым перед "Родиной" (с её точки зрения) быть неохота. Хотелось бы прочитать ваше мнение по этому, актуальному для многих вопросу, и может быть советы (юридические, психологические...) если не сложно.

С уважением, Алексей

Я считаю, что в той "армии", которая существует у России сегодня. Нормальному парню делать нечего. Вместо раскрепощения и обучения полезным навыкам, которые дает служба в европейских армиях, в российской армии прививают навыки, полезные разве что в зоне. Это - армия рабов. Она была естественна для традиционного общества и крестьянской цивилизации, каковой была Россия до 70-х годов прошлого столетия, но совершенно не отвечает требованиям модернизирующегося урбанизированного общества.

Вы должны осознать реальное положение вещей в России. Россия сейчас находится на этапе кризиса модернизации, когда консервативно-подавляющий режим ельцинизма, российская форма фашизма (не путать с нацизмом) препятствует формированию современного общества и пытается обеспечить социализацию молодого поколения в формах традиционного общества. В силу разложения самого традиционного общества социализация осуществляется в формах, основанных на консервативно-насильственных имитиациях его институтов. В частности, армия с момента прихода к власти ельцинистов стала точной копией зоны, школа - точной копией брежневских ПТУ, а высшая школа - системой принципиально оторванной от жизни схоластической дрессировки лояльных всем невнятицам режима бесхребетных существ.

Поскольку вам приходится входить в жизнь в условиях этих неустранимых противоречий, Вам следует принять их как данность, выработать критичность к происходящему и разработать стратегию сожительства с неустранимым маразмом жизни. В частности, Вам следует изучить технологию уклонения от службы режиму без вступления в прямой конфликт, определить риски и перспективы различных вариантов, выбрать наименьшее зло. Имеет смысл обратиться к общественным организациям, которые оказывают содействие этому направлению социальной адаптации молодежи к существованию в условиях ельцинизма. Я знаю, что существует ряд таких организаций при партии "Яблоко" - можно поискать их через интернет.

Возможно также сменить место жительства без официального уведомления властей. Тут придется скрываться до 27 лет.

----------------------------------------------