добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google
RSS

Наука лидерства

Выпуск рассылки от 30.10.2001

Разговор в письмах

Вы регулярно пишете в рассылке о работе над собой, о "выдавливании из себя по капле раба". Похвальное желание. Еще вы периодически упоминаете, что вы даете что-то из НЛП. Если я правильно понял вас, то ваши методики предполагают довольно жесткую борьбу с собой. Но дело в том, что все что внутри вас - ваше, и для чего-то вам нужно. Вы, как психоаналитик, должны знать, что наше поведение в большей степени определяется не сознанием, а подсознанием. И если пытаться жестко управлять подсознанием, то мы, возможно, решим одни проблемы, но наживем другие. Поэтому, мне больше нравится метафора сотрудничества с собой, принятая в НЛП, "частей личности", "позитивного намерения частей", "отделения поведения человека от намерения подсознания". Т.е., мы вступаем в контакт со своим подсознанием, "частью, ответственной за поведение", и находим другие, более приемлемые для нас способы поведения, которые устроят эту "часть". Процедура "6-шагового рефрейминга". Не "надсмотрщик", а возможно, "часть, отвечающая за нащу безопасность". Пусть она "заботится" о нас другими способами. Что вы об этом думаете?

Мой личный опыт показывает, что такой подход дает намного более продуктивные результаты, чем использование жесткой "силы воли". Теперь о рационализации. Ну вывели мы проблему на уровень сознания, нашли "причины", а дальше-то что делать? Вы хотите сказать, что этого достаточно?!

С уважением, Анатолий

НЛП мы используем по минимуму. Точнее не саму НЛП, а то, что она включила в себя из ранее известных эффективных техник. Что касается весьма спорных теоретических построений НЛПшников, то их мы в курс не включали.

Похоже, Вы не слишком внимательно ознакомились с материалами нашего сервера, находящимися в открытом доступе и архивом рассылки. Мы не раз касались вопроса о том, что насилие над собственной психикой, "воспитание воли" - совершенно бессмысленное занятие. Методика личностного роста у нас основана на рационализации бессознательного, расширении сферы сознательного "Я", установления гармонии с собой, со своим бессознательным. Это весьма эффективная методика.

Что касается рационализации, то она является залогом разрешения большинства проблем. Очень часто вся пробелма в том и заключается, что мотивация, формируемая вне сознательного контроля, управляется посттравматическими моментами, связанными с прошлыми переживаниями. Как только осознание этого факта становится доступным сознанию - проблема исчезает. на этом основана наиболее эффективная методика лечения неврозов. В сфере личностного роста эта методика также за последние полвека себя хорошо зарекомендовала.


Психологическое образование: какие страны вы можете порекоммендовать для получения психологического образования? Быть может каких-то конкретных людей? Как вы можете оценить качество образования в России (МГУ, СПбГУ)?

Rax

Образование можно получить в любой стране. Самостоятельно. Как писал Анатоль Франс: "В ремесленной школе я получил прекрасное классическое образование. Благодаря книжкам, которые читал украдкой от учителей".

Может, у меня слишком завышенные требования, но мне трудно признать идеальным преподавание психологии хотя бы в одном вузе. К СПБГУ у меня традиционно весьма грустное отношение. Мне кажется, что там гарантирвоанно готовят инвалидов умственного труда. В МГУ на психфаке дело традиционно обстояло лучше, в 80-е там преподавали Зейгарник, Гозман, Хомская, Гиппенрейтер. Не первой величины звезды, конечно, но некий уровень обеспечивали. Сейчас их школа деградирует под натиском заимствования не самых лучших западных веяний.

Хорошо преподавалась психология в Париже, пока были живы Лакан и Шерток. После кончины Шертока засилье отмороженных лаканистов типа Элизабет Рудинеску существенно испортило дело. В США традиционно хорошо готовят психологов-практиков, но теоретическая подготовка - слезы. В Германии больше напирают на теорию, но там и практическая направленность в последние годы догоняет американскую. Венская школа хотя и не так блестяща, как столетие назад, но на уровне. В Женеве при хорошем общем уровне преподавания дается слишком узкий подход: сказывается наследие Пиаже. Точнее, тут то же самое, что у лаканистов и марксистов - сам Пиаже, конечно, гений, но его последователи... Хочется вспомнить известную сентенцию Маркса: "Увольте меня, я не марксист!".

Наверное, в целом лучше всего поставлено психологическое образование в Германии.


И еще один вопрос: как Вы думаете, следствием чего является постоянное желание "сверить свое мнение" с Вашим в рассылке? (компрометирующий вопрос :-))

Большое спасибо за то, что вы уделили внимание. Rax.

Думаю, желание верифицировать свое мнение с мнением человека, которого Вы признаете компетентным в тех или иных вопросах, вполне естественно. Однако, ни в коем случае не следует некритично воспринимать чужие оценки - их следует принимать во внимание при выработке собственной - но не более того.


Спасибо за Ваш ответ опубликованный в рассылке.

Меня удивила реакция читателей рассылки на тему эвтаназии в последующих выпусках. По этому поводу я вспомнил прочитанную ранее в рассылке фразу: "Сложные проблемы всегда имеют простое, легкое для понимания, неправильное решение."

1. Я бы хотел узнать Ваше мнение в случае когда человек сам, будучи в трезвом уме, отказывается от помощи медицины, сдерживающей развитие болезни, но признающей неспособность ей активно противостоять. Я имею в виду пример Миттерана из той же самой статьи где рассказывалось по обожженного мальчика. Что это, малодушие, или душа здесь ни при чем?

2. Вопрос, косвенно относящийся к поднятой теме: за счет чего Школа, не давая прямых моральных установок (как я понимаю), прививает курсантам конструктивизм в выборе методов и средств достижения своих целей?

С Уважением - Егор

1 Случай Миттерана отражает глубинную связь психосоматики и нашей текущей деятельности. Принятие аморального решения часто порождает в той или иной форме суицидальный комплекс. Можно верить или не верить в существование бога, но мир устроен так, что между судьбой человека и моральным содержанием его действий есть очень жесткая связь.

Как известно, в 1993 году трое из лидеров западных стран поддержали учиненный Ельциным фашистский переворот в Москве, предав тем самым идеалы, которые сами же защищали на протяжении своей жизни - Миттеран, Мейджор и Карлссон. Судьба всех троих была в дальнейшем по-разному, но плачевна. Если двух подельщиков Миттерана ждала политическая смерть, то он был огражден от нее конституционным положением президента в системе французской государственности. Через два месяца после совершенного преступления Миттерана поразил рак - заболевание, имеющее, как известно, психосоматическую природу.

Сделанного поправить было уже невозможно, так что положение Миттерана было безвыходным. В этих условиях лечиться было бессмысленно: химио- и радиотерапия только подавляют проявления болезни, а излечить ее можно, только изменив психологическую установку. Для Миттерана тут не было вариантов. Помню, в 1994 году он попросил одного из своих друзей, известного французского писателя, встретиться в Москве с вышедшим из тюрьмы Руцким и передать ему свои извинения перед русским народом за занятую в сентябре 1993 года позицию. Но Руцкой вряд ли был тем человеком, который годился для отпущения грехов: он просто не понял, зачем и к чему этот разговор. Я тоже только позже узнал, чем и когда заболел Миттеран, и понял, что происходит.

Миттеран совершил, конечно, преступление не столько перед русским народом, который и не заметил тогда его позицию, сколько перед западными идеалами, идеалами французской революции - ведь именно события 1993 года навсегда закрыли для России возможность к ним присоединиться. Не знаю, в какой мере и в какой форме Миттеран это рефлексировал, но сжигавшая его болезнь явно воспринималась им как заслуженное наказание. В любом случае, его отказ от лечения был логическим продолжением того же суицидального комплекса, который породил само раковое заболевание.

2 Вопросы морали прямо не обсуждаются в Школе, так как Школа - не церковь, и ее цель заключается вовсе не в нравственном воспитании курсантов, а в снабжении их инструментарием для формирования личных конкурентных преимуществ. Можно, конечно, говорить об ограниченности такой позиции - моральные установки в определенной степени также являются средством формирования конкурентных преимуществ - но просто нельзя объять необъятное. Школа не может дать ВСЕ, она и так дает весьма много.

Что касается конструктивизма в выборе целей и средств, то он автоматически вырабатывается в процессе рационализации, который составляет основу первых месяцев обучения.

Ключевые слова статьи:

смерть научиться делать курс практический образование свое цель развитие эффективных лидеров школа россии германии психология москве перечень разрешения связь людей практический практический практический статьи практический эротическое практический