добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google
RSS

Наука лидерства

Выпуск рассылки от 27.09.2001

Разговор в письмах

Вы несколько раз пренебрежительно высказывались о российской системе образования. но ведь хоть она и деградировала в последние годы, но она все же - наследница советской системы образования, самой лучшей в мире. Об этом говорил и президент Путин: сегодня наша система образования во многом превосходит западную. Или это не так?

Наталия Сергеевна К.

Это не так. Советская система образования никогда не была лучшей в мире. В 50-е годы по рейтингу ЮНЕСКО она стояла на 3-м месте в мире по уровню и объему знаний своих учеников. К 80-м годам она сползла по этому показателю в третью десятку.

Но этот показатель вовсе не является интегральным. Уровень знаний не есть показатель успешности образования. Важна еще практическая ориентированность знаний. А вот с этим в России было плохо всегда.

По сути, система была ориентирована на подготовку специалистов-рабов, исполнителей. Творческая составляющая допускалась лишь в инженерной сфере. Система преподавания в школе была и остается гимназическая, предметно-поурочная, обучение основам наук. Академические науки втюхиваются детям вместо реально полезных по жизни знаний. Они выходят из школы, имея определенное представление об анатомии червяка или процессе устройства маятника, но не о том, как строить отношения с людьми, защищать свои права, делать свой бизнес, зарабатывать и получать заработанное, адаптироваться в природной и социальной среде. Они выходят, набитые маниловскими иллюзиями вместо реальных представлений о людях и человеческом обществе, и в результате их жизнь превращается в цепь разочарований и поражений.

Я закончил одну из лучших школ в СССР, один из амбициозных проектов советского ВПК, призванный готовить лучшие научные и инженерные кадры для него. Многие мои однокашники-отличники сегодня занимаются всяческой фигней - установкой антенн на домах, ремонтом квартир и т.п. Один даже оператором на заводе. и все это после окончания самых престижных вузов. Их сверхквалификация не дала им никаких преимуществ в жизни - вообще не прекратилась. Другие мои соученики имеют сегодня кафедры в ряде вузов США, Израиля и Европы - но это те, кто уже тогда больше задумывался о жизни, а не о физике (а другие в тех же США и Израиле прозябают на мелких ассистентских должностях, выполняя всю работу за сильно уступающих им по квалификации профессоров).

Вузовская система также даже в лучшие свои времена была совершенно оторвана от жизни. Даже самые лучшие вузы - МФТИ, МВТУ, МГУ, ЛГУ, ЛЭТИ, ЛПИ давали в лучшем случае чисто техническое образование. В то же время в любой цивилизованной стране действует принцип, что инженер есть организатор производства, что он по сути предприниматель, это часть его квалификации. Человек, обладающий ТОЛЬКО инженерно-техническими познаниями, называется техников. Так вот, даже эти вузы готовили просто хороших техников, снабжая их инженерными дипломами. А остальные готовили посредственных техников.

Так что советская система образования была ПОРОЧНА ИЗНАЧАЛЬНО, готовя квалифицированных рабов, исполнителей, в принципе не способных к самостоятельной игре, защите своих интересов, реализации собственных проектов вне некой системы, компенсирующей их ублюдочность. Но даже и система, готовившая менеджеров - система ВПШ, давала совершенно недостаточный для самостоятельной жизни уровень знаний об обществе и человеческих отношениях, готовила менеджеров среднего звена, исполнителей, способных работать лишь в системе.

Так что успеха некоторые выпускники этой системы достигали не благодаря, а вопреки ей, в тех случаях, когда природный талант, домашнее воспитание или самообразование снабжали их теми знаниями, которых не давала советская система образования.

Такое образование нельзя назвать высшим по мировым стандартам. Это - профессиональное образование. Высшее же образование включает, помимо профессиональных, знания, которые обеспечивают высокую адаптивность в жизни, гарантируют преимущества в решении жизненных проблем, в освоении новых знаний в меняющемся мире. Ничего этого не давалось.

Высшее образование во всех странах мира дает высокие конкурентные преимущества. В США доходы лиц с высшим образованием в среднем строе превышают доходы лиц без оного. В Европе разница несколько меньше, поскольку социализма больше, но и здесь она более чем вдвое.

Дают ли российские вузы такой эффект? Если нет, то почему даваемое ими образование следует называть высшим?

Деградация последних лет коснулась в первую очередь действительно качественной научно-технической составляющей советского образования. Затронула она и социологическую составляющую - вместо архаичных, но имеющих отношении к реальности истмата и научного коммунизма стали преподавать какую-то беспорядочную смесь еще более архаичных либеральных теорий с мистической фигней типа дугинской геополитики, московской политологии, антисемитизма и т.п. Все это обладает еще меньшей полезностью для адаптации в обществе. правильного понимания происходящего.

Так что российская система образования гарантированно готовит инвалидов умственного труда. Если Путин считает эту систему для себя хорошей - значит, ему нужно общество рабов и госслужащих, изначально несамостоятельных людей, специалистов, каждый из которых, как пояснил еще Козьма Прутков, подобен флюсу: полнота его одностороння.


Вы говорите о том, что дистанционное образование куда дешевле и эффективнее очного. Но почему же в США, самой передовой стране мира, до сих пор еще очное образование преобладает?

Марина

1 По той же причине, по которой в конце XIX века на городских железных дорогах преобладали вагоны на конной тяге, хотя электрические трамваи были дешевле и эффективнее. Новое просто еще не успело вытеснить старое. Имеет место инерция сложившегося технологического строя. А ведь за технологией очного образования - не десятилетия, как за конкой, а тысячелетия.

Сегодня дистанционное образование - самая быстрорастущая отрасль мировой экономики. Ее единственную почти не затронул кризис. На фоне падения DJ и NASDAQ акции компаний дистанционного образования растут, как и клиентская база.

Дистанционное образование имеет издержки, на порядок (а иногда и на два) ниже, чем очное. Если бы я попытался в технологии очного образования, через семинарско-тренингово-лекционную систему, дать нашим курсантам тот объем знаний и умений, который дает наша Школа, затраты составили бы $6-10 тысяч. К тому же, мы вряд ли уложились бы в один учебный год - такой объем вузы дают за два. Кроме того, все курсанты были бы связаны местом и временем проведения занятий, что повлекло бы пропуски и пробелы, пришлось бы заниматься, когда к тому нет настроения и готовности и т.п.

Для сравнения приведу затратность очного образования в бизнес-школах системы МБА, примерно сопоставимого по объему с нашим. Эти школы дают меньший объем умений в сфере самоактуализации, коммуникации и власти, но превосходят нас по объему знаний в сфере менеджмента и экономики. Вот отрывки из недавней статьи в "Business Week" на эту тему.

****

"...Бизнес-школа - дорогое удовольствие: годовой бюджет студента, выбравшего full-time программу, составляет 60 000 долларов, а в таких школах как Wharton, Stanford, Harvard и Columbia сумма может быть и побольше.

Так обстоит дело сейчас. Вполне вероятно, что в будущем эти цифры будут расти. "Учитывая, насколько велика сумма, неудивительно, что более 70% студентов бизнес-школ получают финансовую помощь", говорит Николь Честанг, исполнительный вице-президент и секретарь General Management Admission Council (GMAC), некоммерческой организации, сотрудничающей с бизнес школами по всему миру.

Итак, если вы решили поступить в престижную бизнес-школу, приготовьтесь основательно потратиться, в течение двух лет не получать заработную плату, и залезть в долги. Например, стоимость программы МВА в школе Stanford составляет в среднем 45 000$ US. Теперь прибавьте к данной цифре ту зарплату, от которой вы отказываетесь - это примерно 75 000$ US, а может быть и больше. Если сложить обе цифры и прибавить к ним расходы на проживание, сумма составит 175 000$ US. Действительно, одно из самых крупных вложений, бизнес-школа обойдется вам дороже, чем покупка дома."

"Учитесь экономить

Первый шаг на пути к степени MBA - жесткая экономия денежных средств, брать заем необходимо только в крайнем случае. Затем узнайте, сможет ли ваша компания (извините, ваши работодатели - вряд ли вам так повезло, что у вас есть собственная компания) оплатить вашу учебу. По словам Урсулы Кайзер, которая является директором отдела финансовой помощи в Stanford, сейчас многие компании берут на себя расходы по образованию. "Я бы сказала, что от 5% до 10% наших студентов получают безвозмездные займы от компаний, в которых они работают", добавляет к сказанному Урсула. Иногда компании, оплачивающие программу MBA, заключают контракт со своими сотрудниками на срок от трех до пяти лет, по которому они должны продолжать работать в компании после окончания обучения. Если сотрудник решает не возвращаться на работу, он выплачивает кредитору полную стоимость обучения.

Но даже если ваш работодатель отказывается оплатить ваше образование, не отчаивайтесь. Престижные бизнес-школы, как правило, тратят на привлечение лучших студентов огромные суммы. Например, в New York University 20 студентов получают гранты и полное возмещение стоимости обучения. "Чтобы получить стипендию совсем не обязательно быть гражданином США", - говорит Джулия Мин."

""В процессе поиска источников финансирования будьте внимательны, когда компании и веб-сайты требуют первоначальный взнос, взамен обещая внушительные суммы денег", - предупреждает Марк Кантровиц, создатель сайта Finaid.org. Ему не раз приходилось давать показания против подобных компаний на судебных слушаниях. В большинстве случаев такие компании берут взносы за стипендию или грант, которых в действительности не существует. Иные компании берут деньги якобы за включение студента в базу данных для получения стипендии, не давая, впрочем, никаких гарантий."

"Национальные и этнические меньшинства.

Так как большинство школ стремятся сделать состав студентов МВА как можно более многонациональным, студенты получают отличный шанс получить стипендию или грант. В бизнес-школе Wharton, где студенты, представляющие национальное или этническое меньшинство, в 2001 году составляют 7%, могут подавать документы для получения стипендии Henry E. Mitchell Fellowship.

Сложнее с предоставлением финансовой помощи тем студентам, которые не являются гражданами США. Они, как правило, не могут получать стипендии need-based и должны рассчитывать на частные займы."

"Частные займы готовы предоставить вам такие организации как

AccessGroup, CitiAssist и Sallie Mae. С недавнего времени программа MBA Loans program при совместном сотрудничестве с GMAC и Sallie Mae предоставляет студентам единый пакет государственных и частных займов."

*****

Дистанционное образование представляет собой дешевую альтернативу всей этой тягомотине. Вместо $60000 дистанционное образование может предложить тот же объем знаний за $6000, то есть на порядок дешевле. В России, кстати, где нет такой шизы с авторскими правами, как в США, а зарплаты преподавателей намного меньше, цена оказывается еще намного дешевле.

Кроме того, нет никакой нужды отказываться на два года от работы или бизнеса и терять зарплату (в СНГ, понятно, эти потери на порядок меньше американских $75000, но это тоже немало). Нет и затрат на поездку в другой город, двухлетнее проживание там и т.п. - место жительства для дистанционного образования не имеет значения, в то время как к очному, понятно, имеют намного лучший доступ жители столичных городов, нежели провинции.

Так что дистанционное образование - технологическая революция в сфере образования вообще. Думаю в ближайшее десятилетие эта революция охватит сферу последипломного образования, существенно вытеснив очные формы. Затем дистанционная форма охватит и сферу высшего образования, а потом (хотя и не до конца) - и школьное образование. К середине XXI века останутся лишь университеты с раскрученным брэндом, которые превратятся в элитарные клубы, занимающиеся наукой, но основные доходы все равно получающие в сфере дистанционного образования. Школы также станут клубами, сохранив за собой функции общения детей, их воспитания, праксиса, физкультуры, художественного развития. Собственно обучение полностью будет автоматизировано на базе технологий дистанционного образования.

Ключевые слова статьи:

дистанционное образование

ßíäåêñ.Ìåòðèêà