добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google

Искусство доминировать

ГЛАВА 1. Не прописные истины (часть2)

Итак, в отличие от сенсорных чувств, наши эмоции способны мгновенно порождать не только элементарные действия, но и комплексные поведенческие реакции. Во-обще-то, чувства и эмоции настолько тесно переплетены в реальной жизни, что их зачастую почти невозможно раз-делить или же выделить в чистом виде. Вы чувствуете зна-комый запах духов, вызывающий у вас очень приятный душевный подъем - и вот уже вы ищете глазами ту симпа-тичную особу, которая, как вы подсознательно знаете, пользуется именно этими духами.

Наверное, примеров достаточно. Теперь задумайтесь: как мы приучены обращаться с эмоциями, со своим драго-ценным инструментом восприятия? Уже с младенчества окружающий мир - родители, воспитатели, телеведущие, лаже кошки и собаки, даже наши сверстники и коллеги по детской песочнице - стремится наработать в нас опреде-ленные стереотипы поведения на все случаи жизни. Впол-не понятно, что эмоции для этого грандиозного мероприя-тия - самая серьезная помеха. И мы поневоле приучаемся их давить, глушить, загонять подальше - в самые темные закоулки нашего сознания. Со временем мы основательно совершенствуемся в этом искусстве и даже начинаем им гордиться. По нашему мнению, умение владеть собою подразумевает способность варварски расправляться со своими эмоциями, давить их на корню.

А иначе нельзя. Стоит позволить какой-то из них, обла-дающей приличным потенциальным зарядом, только разок крутануть свое "динамо" в нашей душе, и потом ее уже ни за что не остановишь. Это мы усваиваем быстро и стараем-ся действовать адекватно - увы, в силу разумения окру-жающего мира.

И что же мы имеем в итоге? С одной стороны, сомни-тельное ощущение комфорта в этом мире, с другой, пол-ную разбалансировку нашей психики, порождающую лю-бые недуги - в том числе и соматические, и даже те, кото-рые покула еще не придуманы докторами. А ко всему тому мы безнадежно утрачиваем свое первородное право на психическую силу, которой преимущественно посвящена наша книга. Дон Хуан Матус, учитель Карлоса Кастанеды, называет эту изуверскую процедуру, которой люди подвер-гаются всю свою жизнь - причем в значительной мере добровольно, - социализацией.

Несколько по-иному способствуют разбалансировке нашей психики всевозможные пособия по йоге. Как пра-вило, в них предписывается, прежде всего, успокоить ум, освободив его от мыслей и эмоций. Вообще-то, английское слово "mind", обычно переводимое на русский как "ум", может иметь и более широкий смысл, близкий к значению слова "сознание". И вот налицо первая нестыковка между смыслом, вложенным в слова, и их фактическим истолко-ванием - первая, но отнюдь не последняя.

Затем ученику может быть предложено созерцать попе-ременно: сначала свои эмоции при помощи мыслей, я за-тем и мысли при помощи эмоций. Если первое предписа-ние еще как-то можно понять и попытаться выполнить, то второе неизбежно заводит искателя в тупик, и он начинает вытворять со своим сознанием нечто совсем уже непотреб-ное, полагая, что это идет ему на пользу. В итоге последо-ватели восточных школ и традиций в своем подавляющем большинстве годами тренируются загонять свои эмоции значительно глубже и достигать психического дисбаланса куда более серьезного, нежели прочие смертные. Правда, взамен они имеют дополнительный повод для высокой са-мооценки.

Но вернемся к эмоциям. Как же нам тогда одолеть их без борьбы, как же, не насилуя их и не загоняя в темные чуланы психики, пристойно существовать в этом мире, что для этого нужно делать? Ответ прост: не делать ничего. Только это "не делать" дорогого стоит! Именно так называ-ется древняя психотехника толтеков - не-делание. Она опи-рается на значительную автономность наших поведенче-ских реакций. Когда мы приводили примеры действия эмоций, вы могли обратить внимание на тот факт, что са-ми по себе эмоции безусловны, а вот наши реакции на них наработаны, причем нами же самими. Иными словами, ес-ли нечто вызывает у нас злость, гнев, то никуда нам от это-го не деться, но проявить эту злость мы можем по-разному

- допустим, даже в форме широкой белозубой улыбки! Вы уже поняли? Толтеки предлагают нам сознательно преобра-зовывать свои привычные реакции в более целесообразные и при этом оставить эмоции в покое.

Последнее возможно лишь в том случае, если вы "на-щупаете" в своем сознании некий бесстрастный молчали-вый центр, который может только воспринимать. Это - центр нашей внутренней тишины. Любой из нас им обла-лает, но лишь немногие это сознают. Так вот, только этот созерцатель и способен отслеживать наши мысли и эмо-ции без какого-либо насилия по отношению к ним, ибо его они не затрагивают. Постарайтесь же отыскать в себе центр внутренней тишины.

В "Психодинамике колдовства" мы подробно разобрали основные психотехники, связанные с эмоциями. Они могут быть весьма полезны на первых этапах работы над своим сознанием, но лишь до тех пор, покуда вы не утвердитесь в Центре тишины. Разумеется, было бы идеально добиться этого путем неустанной работы над собою в повседневной жизни, используя древний метол не-делание.

Последний основан на важнейшем свойстве эмоций разрастаться и набирать силу, окончательно ускользая из-под нашего контроля, лишь в том случае, если мы выпол-ним некоторые ключевые действия. В то же время понача-лу, так сказать, "во младенчестве", эмоция всегда подкон-трольна нам; она может довольно легко затухать самопро-извольно, если только оставить ее в покое и не подкрепить именно тем, что для нее требуется. Иначе говоря, чтобы эмоция "заработала" на полную мощность, ее нужно "за-пустить" неким определенным и привычным для нас дейст-вием, или мыслью, или каким-то сочетанием действий и мыслей.

К примеру, вы иногда ссоритесь сoki женой, расходуя при этом "тонны" психической энергии, и в принципе хотели бы никогда не заниматься этим неблагодарным делом, только почему-то у вас не получается. И вот, допустим, по совету психолога-консультанта, вы решаете испробовав древний метод не-делание. Как же вы к этому приступите?

Сперва вам следует выявить свои ключевые действия (повторяем: это могут быть жесты или мимика, слова или мысли), запускающие "стартер" вашего гнева во время сты-чек с женой. И вы честно пытаетесь отслеживать себя во время оных. Не сомневайтесь, эта задача выполнима, ибо то, что вас интересует, всегда предшествует роковому мгновению, после которого вы уже действительно себя не помните.

Допустим, однажды вы подмечаете, что и в самом деле перед тем, как окончательно выйти из себя, вы обычно по-особому смотрите на жену в упор, одновременно прогоня-ривая в уме ее последние слова, которые кажутся вам отвра-тительно несправедливыми. Как только вы это обнаружи-ли, дальнейшее пойдет у вас легче. Теперь, чувствуя, что количество ваших обоюдных обид приближается к крити-ческой массе, постарайтесь сохранять бдительность и в нужный момент, то есгь когда вас потянет на характерны:"! взгляд и почему-то захочется "прокрутить" в уме роковую цитату, сделайте что-либо другое. Например, просто наклоните голову и мысленно скажите жене что-нибудь от себя. Да, что угодно! Можете даже квалифицировать ее по-ведение. И все... На этот раз конфликт предотвращен, в зародыше. Правда, спустя секунд десять вы, раздувшись от гордости, можете все-таки проделать те простые действия, от которых только что благоразумно остереглись. Тогда пеняйте на себя: на этот раз ссора с женою может стать со-крушительной. Дело в том, что ваша маленькая победа над собственным гневом наградила вас некоторым запасом до-полнительной психической энергии, который теперь вы на гнев же и израсходуете.

Потому и говорят, что не-делание - вещь одновременно простая и очень трудная. Простая - ибо в самом этом дей-ствии для любого человека, воистину, нет ничего сложно-го. И трудная - потому что практикующему не-делание необ-ходимо всегда сохранять бдительность, что, согласитесь, не так-то и легко. Повторяем, последнее станет для вас значи-тельно доступнее, если вы будете действовать напрямую из вашего центра-созерцателя, исполненного внутренней ти-шины. И еще, от вас требуется непреклонная решимость сберечь свою эмоциональную энергию.

Стоит, наверное, подчеркнуть, что наша индивидуаль-ная психическая сила имеет свойство быстро накапливаться

- при том, конечно, условии, что мы предотвратим ее не-прерывную "утечку" через наши многочисленные психиче-ские "щели". Так вот, "щели" эмоциональные - из числа наиболее серьезных. В древней восточной притче говорит-ся: "Каждый лень чаша нашей жизни наполняется по капле, и каждый день смерть отпивает из нее глоток; сделай кап-лю больше глотка, и ты обретешь бессмертие!" Так поче-му бы вам не попробовать это совершить?

Вообще-то, толтеки распространяют метод не-делание на всю свою жизнь, ибо нашу психическую силу способен уносить не только гнев, но и прочие бесконтрольные эмо-ции - и даже радость. Не так давно в русский язык вошло заимствованное из английского словечко "индульгировать" (опять-таки благодаря переводным книгам о традиции (толтеков). Так вот, индульгироватъ означает подчиниться эмо-ции, настроению, мысли, позволить проявлениям или ре-акциям нашего "я" завладеть нами. Следовательно, техника не-делание есть противоядие от индулъгирования в сфере эмо-ций - наших превосходных инструментов восприятия.

Теперь еще раз беспристрастно посмотрим на них в этом контексте и выявим для себя еще один немаловажный факт: для зарождения и вызревания любой эмоции необ-ходимы две составляющие. Во-первых, некое явление, ко-торое мы и склонны считать ее причиной, а во-вторых, - и эту, отнюдь не менее важную составляющую, мы почему-то предпочитаем вообще не принимать в расчет - наши конкретные умственные установки, связанные с данным яв-лением и опирающиеся на наше "я". Тогда, уж, коли мы не можем уничтожить или изменить само явление, то почему бы нам не попытаться поэкспериментировать с нашим взглядом на него?

Это - другой аспект техники не-делание. Специалисты по нейролингвисгаческому программированию в пределах своей системы обозначают эту методику, которой, между прочим, придают большое значение и многие мистические или духовные школы и традиции (от чань или дзэн до риту-альных магических культов), термином "рефрейминг". В связи с рефреймингом ими принят еще один термин - "рам-ка"; им обозначается контекст, в который мы помещаем яв-ление и который определяет его восприятие или интерпре-тацию нами. Именно рамка придает явлению в наших гла-зах то или иное значение и определяет связанные с ним эмоции. Вне какой-либо рамки любое событие ничего для нас не значит.

Представьте, что вам нужно попросить приятеля о ка-ком-то серьезном одолжении. Если вы рассмотрите ситуа-цию исключительно в рамке вашей цели, то все ваши мо-ральные терзания, связанные с необходимостью выступить в роли просителя, отодвинутся на самый дальний план или даже сотрутся вообще. Если же вы намерены поместить для себя данное явление в рамку личностных отношений или ролей (проситель-благодетель), то приготовьтесь к самым мучительным душевным борениям. Беда в том, что в по-добных случаях, как правило, сама жизнь (в суровом облике необходимости) подталкивает нас к действию, то есть на-сильственно навязывает нам рамку цели, и в то же время ус-тановки нашего сознания, можно сказать, по привычке из-бирают рамку отношений. В итоге в нашей психике обра-зуется мощнейшая трещина, в которую психическая энер-гия уходит "с еще пущей силой".

А потому, чтобы этого избежать, следует решительно и безоговорочно использовать для восприятия того или ино-го явления в каждый конкретный момент лишь одну-единственную рамку. Потом, конечно же, можно (а зачас-тую и целесообразно) ее поменять на какую-то иную, но тогда прежнюю рамку следует решительно "выпроводить" из своего сознания, хотя бы на время.

Но это - лишь один аспект метода. Чтобы овладеть рефреймингом в полной мере, вы должны научиться свободно помещать любое явление в самые разные рамки. К примеру, жена опять намекает, что к ее новой сумочке отлично по-дошла бы и норковая шубка, но ваши финансовые воз-можности в данный момент не позволяют вам с этим со-гласиться. В общем, вы в глубине души кипите от негодо-вания, поскольку рассматриваете ситуацию в рамке своих возможности. Попробуйте последнюю сменить, допус-тим, на рамку отказа от любых личных интерпретаций. В этом случае вы начнете рассматривать ситуацию как бы со стороны, используя полученную от жены информацию исключительно как средство достижения взаимопонима-ния; затем в этот процесс вовлечется и ваша спутница жиз-ни. Безусловно, шубу из этого не сошьешь, а вот энергию сберечь можно.

Кстати, эффективно "работают" на нас именно непри-вычные рамки. Тогда, возвращаясь к нашему примеру, если вы привыкли рассматривать безответственные поползнове-ния супруги на семейных бюджет именно в рамке отказа от интерпретаций или даже в рамке цели, то для вас будет не-деланием ввести данное явление именно в рамку своих воз-можностей.

Между прочим, как раз неожиданная смена рамки и есть юмор в чистом виде. Потому-то истинные мудрецы, как правило, умели пошутить.

Теперь ненадолго вернемся к "пусковым устройствам" нашего индульгировемия в различных сферах жизни, нарабо-танных нами в процессе социализации для собственных нужд. Иногда какое-то из них почему-либо не удается вы-явить путем прямого самонаблюдения. На этот случай у томтеков припасена специальную техника пересмотр, или припоминание (вспоминание), которая заключается в том, что мы сначала воссоздаем в памяти до мельчайших подробно-стей, а затем как бы заново переживаем события своего прошлого.

В этой книге мы не станем специально останавливаться на перепросмотре, поскольку данная методика достаточно подробно изложена в книгах Кастанеды, Мареза и некото-рых других авторов (чего, к сожалению, не скажешь в от-ношении техники не-делание).

В заключение этой главы, кратко повторим постулаты об эмоциях. Во-первых, эмоции - это наш важнейший ин-струмент восприятия окружающего мира и средство само-ощущения в нем. А потому ни в коем случае не следует принудительно их "гасить"; эмоции, напротив, должны сознательно нами высвобождаться, чтобы затем использо-ваться для некоторых особых целей (к этому вопросу мы еще вернемся в одной из последующих глав).

Далее, эмоция становится неуправляемой только на оп-ределенном этапе своего развития; до этого критического момента ее можно контролировать без какого-либо прину-ждения. Чтобы предотвратить спонтанный эмоциональный взрыв и не допустить индулыирования на какой-либо эмоции, досгаточно воспользоваться психотехникой не-делаше. Для работы с эмоциями в повседневной жизни можно также использовать рефрейминг или сознательную замену при-вычных рамок восприятия тех или иных явлений.

Наконец, безэмоциональное состояние, в котором про-изводится психическое воздействие, конечно же, не пред-полагает насильственного подавления собственных эмоций вплоть до полного их искоренения, но лишь их контроль, осуществляемый из центра внутренней тишины.




Следующий отрывок из курса:

Ключевые слова страницы "ГЛАВА 1. Не прописные истины (часть2)"
(раздел "Искусство доминировать"):

смерть научиться делать стать работы машин перечень план право день динамо английского техника техники юмор собаки самые русский книга сделал смысл школы