добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google

11 - Большие Группы и Манипулирование Ими

Общественность

Общественность (отрывок)

Масса и толпа обладают минимальной структурированностью. Более структурированные формы больших групп обладают существенно отличными характеристиками своего функционирования. Часто массовое поведение, отвечая на некий вызов, организуется в некое движение. Оно перестает быть массовым поведением и становится общественным, обретая структуру, программу, традиции, правила, субкультуру, внутригрупповую установку, групповое сознание.

Общественностью называют группу людей, которые сталкиваются с какой-то проблемой, разделяются во мнениях относительно подхода к решению этой проблемы и вступают в дискурс, посвященный этой проблеме. В рамках общественности происходят выдвижение каких-то аргументов, их критика и столкновение с контраргументами.

Общественность возникает не в результате замысла, а в качестве естественного отклика на определенную ситуацию. Она не существует в качестве устоявшейся группы, ее поведение не предписывается никакими традициями или культурными моделями. По сути общественность есть группа, позиционированная по отношению к некой проблеме, которая тем самым становится общественной проблемой.

Например, некая судебная ошибка не является сама по себе общественной проблемой. Но если вдруг возникает широкий интерес к ней, широкое общественное обсуждение и позиционирование людей в отношении этой судебной ошибки, она превращается в общественную проблему, вокруг которой возникает соответствующая общественность.

Общественностью в широком смысле называют вообще всю совокупность индивидов, включенных хотя бы в одну локальную общественность. Именно в этом смысле это слово часто упоминается в прессе и обыденной речи.

Индивиды внутри общественности интенсифицируют свое самосознание и обостряют свои способности к критическим суждениям, в то время как в толпе они скорее теряют самосознание и обретают внушаемость. Дискурс способствует противопоставлению, а не единодушию толпы. Но при этом дискурс влечет если и не сближение позиций, то выстраивание общего ментального поля данной общественности.

В результате вырабатывается некое общественное мнение - равнодействующая тенденция, установленная в борьбе между позициями дискурса. Общественное мнение всегда стремится к какому-то решению, которое делает возможным согласованное действие, не обязательно основанное на консенсусе, контакте или случайном совпадении индивидуальных выборов.

Иногда имеет место поляризация, когда таких равнодействующих две, и вокруг них кристаллизуются примерно равные подгруппы.

Эффективность дискурса требует некоего общего языка, то есть понятийной системы. В силу этого формирование общественности из представителей достаточно различных кругов оказывается просто невозможным. Поляризация происходит и в случае столкновения несовместимых идеологий (католичества и протестантизма, либерализма и коммунизма и т.п.).

В структуре общественности можно выделить группы интересов и незаинтересованную или менее заинтересованную часть, которая в результате оказывается в роли судьи или арбитра, особенно при значительном численном и ресурсном превосходстве над группами интересов. Группы интересов в рамках дискурса всегда стремятся завоевать поддержку и лояльность со стороны внешней незаинтересованной группы.

Следствием этой заинтересованности является применение пропаганды и манипуляций, которые разрушают рациональный дискурс и включают механизмы массовизации. Пропаганда стремится добиться принятия заданной точки зрения не на основе ее достоинств, а апеллируя к каким-то иным, обычно эмоциональным, мотивам. Она включает истерические и невротические симптомы, апеллирует к предрассудкам. В результате общественное мнение становится переменчивым, обретает иррациональную природу.

Очень часто общественность порождает толпу, когда достаточное число ее членов собирается в одном месте. Рождается толчея и начинается процесс становления толпы.

Еще чаще встречается процесс превращение общественности в манипулируемую массу. Это является как раз следствием пропагандистского манипулирования. Мы были свидетелями, как манипулирование общественностью, навязывание ей простых идей типа антикоммунизма и "рыночной" экономики повлекло ее быструю массовизацию и последующий крах общества. Массовизации подверглось и общественное мнение Европы в отношении Югославии, что в 1999 году породило кризис, сказавшийся на судьбах…




Следующий отрывок из курса:

Ключевые слова страницы "Общественность"
(раздел "11 - Большие Группы и Манипулирование Ими"):

Общественность Масса толпа