добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google

Дети и воспитание

С КАКОГО ВОЗРАСТА ПРЕДОСТАЛЯТЬ ПРАВО ВЫБОРА РЕБЕНКУ И КАК ОБУЧИТЬ УМЕНИЮ ВЫБИРАТЬ


С самого раннего, еще в коляске- пусть выбирает ту игрушку. которая нравится и всегда у ребенка должна присутствовать возможность выбора, чтобы вырастить самостоятельную личность, отвечающую за свой выбор. И если вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок вырос полноценной развитой личностью - учите его делать выбор как можно раньше. С первых дней жизни! Скажем, вы купили своему малышу две погремушки. Дайте ему обе одновременно - он потянется к одной, тогда другую игрушку на время уберите. Ваш ребенок сделал выбор - не игнорируйте его желания, не навязывайте ему то, что ему на данный момент неинтересно. Да, дети быстро теряют интерес к объекту своего внимания. Они еще не умеют концентрироваться и сосредотачиваться, поэтому через полчаса-час можете снова ему предложить обе игрушки... И если в один момент он протянет руки за двумя одновременно - что ж, это тоже его выбор. А может, кстати, не выбрать ни одной - потому что нет настроения играть…

То же относится и к подаркам: лучше покупать вместе с ребенку, предварительно объявив сумму предполагаемой покупки.
Но если уж мы говорим о воспитании личности, следует заметить, что умение делать грамотный, взвешенный, обоснованный выбор - одно из основных качеств такой личности. Этому, кстати, предыдущие поколения научиться не могли - не из чего было выбирать, хватай, что дают… Во многом и поэтому иные родители не учитывают, что ребенка нужно научить выбирать, причем чем раньше, тем лучше.
А если родители и педагоги не признаЮт право выбора за маленьким ребенком - мол, он ничего не понимает, - где тогда проходит эта возрастная граница, когда можно предоставить ребенку право выбирать самому? Иные взрослые считают - как только пойдет в школу, кто-то скажет - как только школу закончит, а иные и вообще говорят - когда заведет семью… А в результате ребенок не может выбрать ни друзей в школе, ни будущую профессию, ни спутника жизни, ни президента на выборах. Потому что не умеет.
Следует заметить, что есть родители, которым в принципе не хочется, чтобы их ребенок мыслил самостоятельно. Вообще слова "не хочется" тут не совсем правомерны. Ибо хотение - чувство сознательное. А родители эти бессознательно воспринимают своего ребенка как свою часть (хотя пуповина уже давно перерезана). Они изначально стремятся в глубине души, чтобы ребенок всю жизнь подчинялся родительскому диктату (возвращаясь к диалогу о том, зачем людям дети - увы, порой именно затем, чтобы иметь в жизни вечных подчиненных…) Им можно говорить сколько угодно, что ребенок, не умеющий делать выбор, не имеет своей точки зрения, не может быть ответственным, не может занять достойное место в жизни - но подспудно родителям именно этого и надо, вот что страшно…

Ребенку можно доверить и выбор собственного питания. Я хожу вместе с сыном в магазин и покупаю то, что он хочет есть. И могу сказать, что он выбирает не только конфеты и несквик.
В "науке выбирать" для детей есть еще один подводный камень со стороны родителей. Многие детские психологи рекомендуют родителям, которые жалуются на непослушных детей, применять так называемую ситуацию псевдовыбора. Мол, говорит ребенок "не хочу гулять", а в ответ предлагается сказать: "Хорошо, ну так что ты оденешь на прогулку, куртку или пальто?" Мне это всегда напоминало старую байку о том, как кошка поймала воробья и спрашивает: "Ну с чем тебя есть, с уксусом или со сметаной?" То есть молчаливо предполагается, что ребенок должен выбрать один из двух вариантов - при том, что ни один из вариантов его не устраивает. Эта ситуация вправду хороша, когда дитя капризничает, и его отказ ничем не мотивирован - просто ему хочется покричать и поперечить родителям (во многом, кстати, потому. что прежде они упорно игнорировали его мнение). Но учтите, что однажды ребенок на подобный вопрос скажет: "Ничего не надену, вообще гулять не хочу!" И это, кстати, его право. Да, есть режим, есть необходимые вещи, в том же детском саду есть обязательные для всех формы занятий - но если ребенок дома и вы имеете возможность прислушаться к его мнению, прислушайтесь! Это могут быть не капризы, а какое-то осознанное желание, имеющее причину. И всегда, когда ребенок упорно отказывается гулять, есть, спать - стоит обратить внимание на то все ли у него в порядке. А вообще тот ребенок, с которым считаются с рождения, если уж сумел сказать "не хочу", как правило, сможет и объяснить, почему не хочет…
И если вы хотите "вырастить личность", учтите, что эта личность уже растет, и уважайте в ребенке эту личность - вот главное правило! Не говоря уже о том, что игнорируя мнение ребенка, можно ребенку и навредить.

Ребенок и в школьном возрасте не всегда может мотивировать свое "не хочу", а что говорить о детях в пять лет, в три, и даже в год, а то и младше? К их нежеланию делать что-либо нужно прислушиваться особенно внимательно - по крайней мере, откровенно игнорировать такие проявления не стоит!
Но как быть, если ребенок напрямую начинает манипулировать родителями с помощью капризов? Как отличить капризы от истинных потребностей, и когда стоит потакать ребенку, а когда нужно проявить твердость?
Про капризных детей поговорим позже.

Ольга Ковалева
Дата опубликования: 05.07.2008


Понравилась статья?

Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу
/index.php?page=childarticles&art=123"

Ключевые слова статьи "С КАКОГО ВОЗРАСТА ПРЕДОСТАЛЯТЬ ПРАВО ВЫБОРА РЕБЕНКУ И КАК ОБУЧИТЬ УМЕНИЮ ВЫБИРАТЬ" (раздел "Дети и воспитание"):

жизнь научиться делать свой свое перечень закон право магазин руки дети ребенок время жизни сделал