НАУКА ЛИДЕРСТВА Дистанционное обучение ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ Учебные курсы Наши проекты
Реклама от Google
|
Статьи по психологииПсихологические методы в маркетинговых исследованияхПрежде всего, хотелось бы очертить границу той области, в рамках которой мы можем говорить о собственно психологических методах. Методы могут быть названы психологическими, если они имеют соответствующую процедуру измерения и используются для измерения свойств, функций и закономерностей психических явлений, к которым в научной психологии принято причислять все факты субъективного мира, начиная от бессознательных психических состояний, ощущений и переживаний, и заканчивая поведенческими аспектами и продуктами материальной и духовной культуры человека. Важной особенностью психологических методов является их зависимость от того, как каждое из многочисленных психологических направлений понимает природу психических явлений, строились и методические приемы, и процедуры измерения. Так, в психоанализе это методы беседы и проективных текстов, в бихевиористском направлении — это экспериментальные методики «проб и ошибок», в когнитивной психологии — это процедуры измерения состояний сознания с помощью психометрического шкалирования и репертуарных решеток Дж. Келли, в современной отечественной психологической школе — это формирующий и моделирующий эксперимент с полифункциональной регистрацией динамики состояния человека в заданных ситуациях. Все эти рассуждения могут, на первый взгляд, показаться малосущественными, если исследователь или практический психолог стоит перед конкретной задачей повышения эффективности рекламной кампании некой фирмы, или поиска путей для увеличения объема продаж некого товара, или изучения причин падения спроса на рынке услуг той или иной организации. Хочется поддаться искушению взять первый же, самый модный из методов и наиболее сложный по процедуре, и применить его к проблемной ситуации. При этом, как правило, дерзких исследователей не смущает некое несоответствие измеряемых величин единицам измерения, заданным в рамках того конкретного психологического направления, в котором был создан метод. Проще говоря, в области изучения психических явлений можно довольно долго измерять путь килограммами, а массу градусами и искренне не замечать этого. Значение маркетинговых процессов для общества столь же велико, сколь велико значение системы кровообращения для организма человека. Как кровеносная система собирает и разносит по клеткам организма кислород и питательные вещества, так и маркетинговая система в обществе собирает информацию о потребностях и интересах целевых рынков, обеспечивает удовлетворение нужд, насущных потребностей общества и одновременно сохраняет и укрепляет благополучие всего общества в целом. Такую систему организации маркетинга Ф. Котлер назвал «социально-этическим маркетингом». Одной из главных составляющих этой системы являются маркетинговые исследования, отличающиеся особой системностью и междисциплинарностью. Современная концепция «клиент-центрированного» маркетинга предполагает обращение к психологическим методикам сбора и анализа информации. Из всего многообразия сфер и видов исследований, которые проводятся ведущими фирмами, по данным Ф. Котлера, мы выделяем те, в которых участие психологов и использование психологических методов является необходимым. Прежде всего, это сфера рекламы, которая предполагает исследование потребительских мотиваций и предпочтений, исследование рекламных текстов, изучение средств рекламы и эффективности рекламных объявлений. В сфере разработки товаров — это изучение реакции на новый товар и его потенциал, изучение товаров конкурентов, тестирование товаров, изучение проблем создания упаковки. В сфере сбыта и рынков — это изучение потенциальных возможностей рынка, характеристик рынка, анализ сбыта и изучение стратегий стимулирования сбыта. Маркетинговые исследования традиционно считаются областью социологических исследований. И действительно, когда необходимо изучить поведение человека в условиях свободного выбора на рынке, определить отношение человека и маркетинговых структур к определенным модификациям элементов маркетинговой ситуации и т.д. — эти методы незаменимы. Как правило, социологические методы дают возможность ответить на вопросы: «кто?» — «что?» — «кому?» — «с каким эффектом?», но не на вопрос «почему?» и «что делать дальше?». Это происходит в силу специфики социологических методов, апеллирующих к уровню сознательного речевого поведения человека. Как правило, люди склонны в ситуациях анкетного опроса порождать социально одобряемые или ожидаемые стереотипы ответов и стилей поведения. В силу самой процедуры психологического опроса, человек находится один на один с целой организацией, подготовившей опрос, и инстинктивно занимает личностную позицию «хорошего ребенка», в которой хочет выглядеть как можно лучше, или наоборот, избирает позицию «плохого ребенка», который не одобряет ничего. Однако, факторы, определяющие поведение человека на рынке, зачастую не осознаются им самим. В то же время большая выборка, по которой проводятся социологические опросы, делают результаты довольно надежными и прогностичными. В то же время, собственно психологические методы позволяют объективизировать психологические механизмы, лежащие в основе того или иного выбора, изучить мотивацию, структуру потребностей, иерархию целей, особенности темперамента и когнитивного стиля, направленности личности, словом, многочисленные психологические факторы, опосредующие поведение человека в сложных социальных ситуациях. Принципы применения психологических методов в маркетинговых исследованиях1. Принцип дополнительности 2. Принцип комплексности или системности 3. Принцип соответствия 4. Принцип прогностичности 5. Принцип профессионализма Наш десятилетний опыт работы в области массовых коммуникаций и маркетинговых исследований позволяет нам выделить основные семь методов, применение которых в различных ситуациях дает впечатляющий эффект. Психологические методы в маркетинговых исследованиях1. Метод наблюдения 2. Метод экспертного анализа Анализ проводится группой компетентных экспертов от 6 до 10 человек по разработанной схеме экспертного анализа. При этом выделяются категории, по которым проводится экспертиза продукта, рекламного текста, рекламного ролика и т.д. Результаты экспертного анализа обрабатываются с помощью математических методов анализа (факторный, кластерный, дисперсионный). 3. Метод опроса, анкетирования или структурированного интервью Анкеты или интервью составляются при участии грамотного психолога, способного корректно задавать вопросы и выстраивать их последовательно в анкете. Предварительно разрабатывается сценарий структурированного интервью, а также стратегия опроса или анкетирования, снижающая уровень недостоверности собранной информации. При этом чрезвычайно важно составить план и определить численность выборки. После обработки данных выявляется вся значимая информация. Данный метод чрезвычайно трудоемок (как правило, приходится опрашивать от 100 до 2000 человек), поэтому здесь обязательна согласованность команды исследователей. 4. Метод фокус-группы Для проведения этого метода необходимо наличие отдельного помещения, а также технических возможностей: видеосистемы, диктофонов и т.д. Комфортные условия создаются с помощью удобных кресел по числу участников (обычно от 6 до 12 человек), участникам предлагается выпить чай, кофе. Исследование проводится по разработанному сценарию. Ведущий-психолог должен обладать высокой компетентностью в теме, которая подвергается исследованию, большим опытом работы с группами. Перед проведением фокус-группы разрабатываются методы снятия психологических защит участников. Кaк минимум два супервизора фиксируют динамику групповой дискуссии, отслеживают невербальное поведение участников группы и выявляют групповое решение. В настоящее время этот метод пользуется наибольшей популярностью в области изучения рекламной коммуникации. 5. Метод психосемантического шкалирования Целью данного метода является выявление подсознательных установок, когнитивной сложности и категориальной структурой восприятия потребителеми любого предмета исследования: от отдельного товара до сценария рекламного сообщения. Благодаря психологическим исследованиям А. Артемьевой, В. Петренко и А. Шмелева, применение этого метода не составляет труда для большинства психологов, являющихся выпускниками факультета психологии МГУ или знакомых с работами этих ученых. Выборка для таких исследований составляет от 10 до 100 человек. 6. Метод экспериментальной аудитории
Для сравнительного эксперимента отбираются несколько групп потребителей. Далее выявляются изменяющиеся и постоянные категории в продукте или в поведении испытуемых и выбираются методы фиксации динамики переменных (это могут быть методы объективной регистрации функционального состояния человека, такие как КГР, миограмма, метод вызванных потенциалов, а также устные отчеты испытуемых или результаты наблюдения экспериментатора). Здесь очень важен выбор метода анализа полученных экспериментальных данных и их интерпретация. 7. Метод контент-анализа Целью метода является выявление структуры воздействия рекламных посланий, маркетинговых документов, отчетов испытуемых, почты. Схема контент-анализа разрабатывается специалистом-психологом высокой квалификации, способным разработать категории и схему контент-анализа. Исследователей здесь, кaк правило, от трех до семи, они должны поощряться, что повышает личностную включенность специалистов в процесс анализа. Анализ должен быть обеспечен видеотехникой, позволяющей обращаться к одному и тому же материалу несколько раз. Мне бы хотелось привести пример одного из таких исследований. Объектом исследования выступали рекламные тексты. Целью исследования было выявить воздействующую структуру рекламных текстов. В исследованиях использовались методы контент-анализа, психосемантического шкалирования и экспертного анализа. Анализу были подвергнуты 154 рекламных текста из ТВ рекламы, которую мог увидеть каждый включивший телевизор на территории России. В исследовании приняли участие 12 экспертов — филологи и психологи. Схема контент-анализа была разработана на основе категорий, отражающих стилистические особенности и выразительные средства русского языка. Психосемантическая шкала строилась на основе выявленных в предварительных психологических исследованиях критериев, определяющих воздействие рекламных текстов. В качестве примера проведенного комплексного анализа рассмотрим характеристику рекламного текста концерна «Тибет». Рекламный текст представляет собой «поэтическое» произведение в 8 строк, размером 3-4 стопного ямба. Следует упомянуть, что в начале XIX века именно этим размером писались оды. Рифмы мужские и женские, рифмовка перекрестная. Стилистически данное стихотворение бедное, преобладает книжная лексика:
Предложения простые, нераспространенные, многократное повторение книжной некоммуникативной конструкции с краткими в качестве сказуемых причастиями и прилагательными подчеркивает оторванность от России: быстры, точны, высоки, дан. Общий смысл текста — незаинтересованность в общении (мое дело — предупредить). Метафорические сравнения типа: «как воздух гор чисты», «высоки как горные вершины» навязчивы по форме. Ритмика: ударение, падающее на слог и даже гласную в конце первой и третьей строки создает напряжение в этом тексте, недосказанность и активизирует внимание. Рифмуется: дан сами — нам с нами. Звукопись: цвет объявления близок к черному, так как такой большой концентрации буквы «Ы» невозможно встретить в настоящих стихах. Интонационно выделены риторические утверждения типа «сиди, слушай сюда». Психосемантический портрет рекламного текста концерна «Тибет»
Можно видеть, что наиболее значимые факторы, определяющие выразительность этого текста, связаны с внушаемостью, эмоциональностью и раскачиванием социальных установок. При этом можно отметить низкую информативность текста. На основе комплексного анализа данного рекламного текста было высказано предположение о сомнительных намерениях рекламирующего концерна, так как ничто не говорит о «намерениях», желании помочь, а только о том, что «на вас хотят сделать деньги». Построение психологического исследования с целью повышения эффективности рекламной кампании на рынке услугРекламная коммуникация — один из видов воздействующей коммуникации, которая, с одной стороны, информирует потребителей о разного рода услугах и товарах, а, с другой стороны, пытается модифицировать социальные установки поведения потенциальных потребителей (см. рисунок «Структура опосредованного коммуникативного акта»). Структура опосредованного коммуникативного акта Существует ряд факторов, определяющих эффективность коммуникативного акта: прежде всего, это наличие единого коммуникативного эмоционального пространства между партнерами по общению. Оно возникает, если:
Кроме того, существует информационная согласованность, которая возникает в случае:
Любое опосредованное общение регулируется двумя видами образов, согласованность которых необходима для успешной рекламной коммуникации:
Будем исходить из того, что эффективность рекламной коммуникации определяется позитивным воздействием на индивидуальное сознание потенциальных потребителей и способствует формированию, с одной стороны, устойчивой тенденции по предпочтению предлагаемой услуги или товара, с другой стороны, жизнеспособности, нравственности и культурного менталитета нации в целом. Для анализа ситуации важны 3 типа критериев:
Критерий первого типа можно найти в Словаре русского языка В. Даля: «Хороший» — это, прежде всего, красивый, добрый, способный, добротный по внутренним качествам, дорогой, ценный, полезный по своим свойствам, достойный; Следовательно, определение «хороший» для российского человека включает оценку явления или предмета по следующим параметрам:
Критерии второго и третьего типа необходимо выяснить в результате исследования. Логика и схема исследования, подбор методических приемов на примере изучения рынка страховых услугАнализу подвергаются три блока коммуникативного акта: заказчик (коммуникатор), рекламное сообщение, потребители. 1. Работа с заказчиком (коммуникатором):
Мы полагаем, что наиболее удачными являются методы структурированного интервью и метод беседы. Число участников опроса — около 20 человек. Результаты подвергаются качественному анализу. После обработки этих данных строится схема исследования самой рекламной кампании и мнений потенциальных потребителей страховых услуг. 2. Предварительная работа с рекламными материалами
Результаты подвергаются качественному и количественному анализу, и на их основе строится основная часть исследования. 3. Исследование потребительской аудитории В настоящее время наиболее эффективными методами работы в маркетинговых исследованиях являются методы фокус-групп и психосемантического шкалирования. Они показывают, что минимальное количество фокус-групп для получения надежных результатов должно быть не меньше четырех, соответствующих основным категориям потребителей. Все возможные потребители разбиваются на 4-5 групп по различным критериям: по социально-демографическому признаку, по социальному статусу и др. — в зависимости от типа исследования. Наибольшее внимание должно отводиться написанию сценария фокус-групп, который необходимо согласовать с заказчиком, а также построению психосемантических шкал для изучения категориальной структуры восприятия рекламного продукта, семантического поля вербальных и невербальных ассоциаций, связанных с понятием об услуге или товаре и построением образа самовосприятия и образа партнера по общению, т.е. в описываемом случае — образа страховой компании. Сопоставление результатов, полученных на разных этапах исследования, дает достаточно информации для креативных групп, работающих в рекламе, а также для прогноза поведения потребителя по отношению к рекламируемому продукту или услуге. Источник: Лаборатория рекламы Лидия Матвеева Дата опубликования: 25.06.2006
Ключевые слова статьи "Психологические методы в маркетинговых исследованиях" (раздел "Статьи по психологии"): Психологические методы в маркетинговых исследованиях маркетинг психология |
Анонсы мероприятий
Евгений Гильбо
Круг посвященных
|