добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google

Статьи по психологии

Современные компьютерные системы психологической диагностики


Исходным пунктом оценки и аттестации кадров является выявление личностно-профессиональных особенностей персонала. Это требует применения диагностических средств, адекватных поставленным целям и позволяющих количественно выражать как внутреннее состояние людей, так и их отношения с окружающим миром.

Традиционные диагностические методики предполагали использование напечатанных на бумажном носителе материалов (стимульного материала, форм регистрации ответов, листов подсчета и представления результатов).

Использование современной компьютерной техники предоставляет качественно новые возможности для проведения диагностики личности и группы. Это можно отнести ко всем этапам процесса диагностики. Так с помощью компьютеров возможно формировании и предъявлении тестируемому гораздо большего количества стимулов, их контекстная коррекция в зависимости от сделанного выбора. Значительно упрощается фиксация и обработка ответов респондента при одновременном снижении вероятности ошибок на данном этапе диагностики (которые при ручной обработке практически неизбежны).

Также резко увеличивается оперативность предоставления заказчику результатов диагностики и возрастает "пропускная способность" диагностического (кадрового) подразделения, что особенно важно при проведении массовых обследований. Существенным плюсом компьютерных средств психологической и профессиональной диагностики является быстрота перевода полученных первичных данных по тестам в стандартные значения и наличие базовых вариантов интерпретации показателей. Таким образом, компьютерные системы диагностики освобождают пользователя от трудоемких рутинных операций и позволяют сосредоточиться на решении содержательных профессиональных задач.

Следует подчеркнуть, что использование компьютерной техники дает потенциальную возможность не только "протестировать" сотрудника, но и соотнести полученные результаты с несколькими выборками стандартизации теста (профессиональными, социально-демографическими, должностными и т.д.), обеспечивая более полную оценку кадров.

Для функционирования психологической (кадровой) службы весьма значима реализуемая в компьютерных системах возможность "сопряжения" диагностического инструментария с накоплением получаемой информации (функция базы данных). Это информация может быть использована как для последующей коррекции тестовых методик, так осуществления эффективного поиска требуемой информации о сотруднике.

Использование компьютера в процессе оценки кадров позволяет повысить объективность результатов обследования, снизить влияние психолога (кадровика) на процесс и итог тестирования. Вместе с тем, при этом следует учитывать специфику проведения компьютерной диагностики. С одной стороны, она связана с организацией взаимодействия психолога с программными средствами, реализующими тест на экране монитора и последующими процедурами его обработки и сохранения результатов. С другой - это особенности взаимодействия проходящего тестирование человека как с собственно компьютером (феномен "боязни компьютера"), так и с материалом теста.

В настоящее время существует большое количество компьютерных систем психодиагностики. Их можно разделить на несколько групп. Критериями при этом могут выступить:

- количество методик в составе системы;

- возможность изменения методик.

На основе первого критерия целесообразно выделять "одномерные" и "многомерные" системы. "Одномерные" системы предназначены для проведения компьютерной психологической диагностики, как правило, по одной тестовой методикам. К ним следует отнести, прежде всего, достаточно распространенные компьютеризированные варианты отдельных известных методик (тесты MMPI, Кеттела, Люшера, Майерс-Бригс и др.). Ориентированность на оценку только одного класса параметров личности - личностных акцентуаций, черт характера, текущего состояния (при всей существенности данных параметров для оценки кадров) является ограничением таких систем и не позволяет рассматривать их в качестве адекватного средства психолого-диагностической поддержки работы с персоналом.

Противоположностью данного класса компьютерного диагностического инструментария являются "многомерные" системы, Они включают в себя несколько методик и позволяют проводить диагностику как по одной из них, так и по нескольким ("тестовой батарее"). К таким системам можно отнести:

- систему "Психологический портрет";

- пакеты психодиагностических методик центра КАТАРСИС (Тест1, Тест2, АРМ психолога профконсультанта);

Рассмотрим в качестве примера систему "Психологический портрет", предъявляющую не слишком высокие аппаратные и программные требования.

Особенностью системы является специальный подбор методик. С одной стороны они прошли строгий контроль на валидность и являются в своем роде классическими. С другой стороны, направленность включенных в систему тестов позволяет (при использовании большинства из них) составить достаточно "объемное" и адекватное представление о личности человека. Отметим, что по всем тестам, оценивающим личностные характеристики, пользователю предоставляются словесные базисные интерпретации результатов.

Работа в системе "Психологический портрет" осуществляется через последовательно активизируемые меню, связывающие пользователя с достаточно сложной интегральной средой-оболочкой, на основе которой построена вся система. Система обеспечивает автоматическое сохранение результатов, накопление базы данных по всем проведенным обследованиям с возможностью вести в ней поиск информации о человеке (в том числе и по неполным данным).

С помощью системы "Психологический портрет" работники кадровых служб с минимальной психологической подготовкой могут достаточно эффективно проводить разносторонние психологические обследования, обеспечивая руководителей о получать беспристрастную оценку своих сотрудников.

Другим представителем таких систем являются пакеты психодиагностических методик центра КАТАРСИС (Тест1, Тест2, АРМ психолога профконсультанта). Они содержат достаточно большой набор психодиагностических методик:

ТЕСТ-1

ММИЛ (MMPI в адаптаци Ф.Б. Березина)

Шестнадцатифакторный опросник Р. Кэттелла (16PF)

Опросник Леонгарда-Шмишека

Опросник Айзенка

Методика УНП

Тест САН

Опросник УСК

Опросник потребности в достижениях

Опросник КОС

Тест Томаса

ТЕСТ-2

Тест Стреляу

Тест "Порог активности"

Краткий ориентировочный тест

Школьный тест умственного развития

Тест мотивации одобрения,

Тест родительского отношения

Тест Басса-Дарки,

Тест склонности к риску

Тест эмоциональной напряженности

Тест Дженкинса

АРМ Психолога-профконсультанта

Методика Д. Голланда

Методика В.Смекалы и М.Кучеры,

Методика Л.А. Йовайши

Методика "Мотивы выбора профессии"

Методика оценки мотивации достижения

Таким образом, на основе анализа характеристик систем данной группы можно сделать вывод, что "многомерные" методики позволяют осуществлять весьма глубокую оценку личностных особенностей. Вместе с тем, возможности проведения тестирования, и обработки полученных результатов в них, как правило, ограничены тем набором, который разработчики системы компьютерной психодиагностики в нее заложили. В таких системах у пользователя отсутствует изменять набор методик, вводить новые, корректировать имеющиеся методики (изменять состав вопросов, правила расчета шкал, правила интерпретации результатов диагностики). Исходя из этого, такие инструментальные средства можно назвать "закрытыми". "Закрытость" системы имеет не только отрицательные, но и положительные стороны, в частности:

- легкость в освоении и использовании;

- невысокие требования к мощности компьютеров;

- возможность работы в операционной системе DOS;

Следующая группа систем психологической диагностики объединяет так называемые "открытые" системы, или, как еще их называют, системы–оболочки. Они системы позволяют не только проводить собственно психологическую диагностику, используя все преимущества компьютерного тестирования, но также имеют богатые возможности по доработке имеющихся психодиагностических методик для решения большого круга различных задач и разработке новых тестов. Среди преимуществ таких систем необходимо, прежде всего, отметить широкие возможности, предоставляемые психологу (специалисту по диагностике) для:

- формирования оптимального набора методик, соответствующего той или иной решаемой задаче;

- разработки и корректировки правил обработки и интерпретации результатов диагностики;

- подготовки текстовых вариантов результатов психологической диагностики.

Кроме этого в таких системах имеются богатые возможности для корректировки диагностических методик, их "тонкой" настройки на различные группы тестируемых.

"Открытые" системы является с практической точки зрения являются наиболее предпочтительными для использования в качестве основы, обеспечения процедуры оценки и аттестации персонала, хотя работа с ними связана с определенной спецификой. Она обусловлена некоторой "громоздкостью" таких систем, сложностью в работе с ними. При освоении они требуют, как правило, специальной подготовки. Но эти проблемы значительно "перекрываются" предоставляемыми возможностями психологической и профессиональной диагностики.

К "открытым" системам можно отнести следующие системы:

- СМОЛ-Эксперт;

- АППК;

- ТЕСТАН;

- НОРТ;

- ПРАКТИК;

- Эксперт+;

- СТАТУС;

- ПРОФЕССОР.

Отметим, что "открытость" системы может быть как "полной" (предполагающей возможность как корректировки имеющихся тестов, так и введения новых), так и "ограниченной" (при которой возможно только корректировка изначально заложенных тестов). Отметим, что "открытые" системы также могут носить как "одномерный", так и "многомерный" характер.

Примером "одномерной ограниченно открытой" системы может служить система психодиагностики "СМОЛ-Эксперт". Она основана на тесте СМОЛ, широко применяемом в области медицины, профориентации и ряде других областей. СМОЛ - сокращенный вариант известного теста MMPI, позволивший на порядок уменьшить время тестирования (в среднем оно составляет всего 6-7 минут) за счет устранения, на основе строгой математической процедуры, дублирующих тест-объектов с наименьшим диагностическим весом.

СМОЛ-Эксперт обеспечивает проведение тестирования, обработку результатов, формирование базы данных, а главное - детальную интерпретацию результатов обследования. Всего, по на основе полученных данных программа способна генерировать более 400.000 вариантов заключения, что обеспечивает буквально портретную точность оценки психологических особенностей тестируемого. Программа СМОЛ-Эксперт используется для отбора кадров (подробная характеристика особенностей личности, оценка профессиональной пригодности) и в медицине (детальный анализ психического состояния, предположительный клинический диагноз, рекомендации по психотерапии, прогноз эффективности лечения). Программа СМОЛ-Эксперт отличается достаточно удобным графическим интерфейсом, возможностью сортировки записей в базе данных по нескольким признакам и поиска записи в базе данных по различным критериям, многочисленнными подсказками, облегчающими пользователю работу с программой, поддержкой любых видов принтеров и многим другим. Предусмотрена возможность редактирования пользователем текста Заключения, генерируемого программой, а также переноса Заключения (или его части) в другие программы.

"Многомерной ограниченно открытой" системой является аппаратно-программный психодиагностический комплекс (АППК), который представляет собой интегрированное автоматизированное рабочее место специалиста по психодиагностике, включающее аппаратные средства, специальное программное и методическое обеспечение. Предназначен для комплексной оценки уровня развития широкого спектра профессионально важных качеств, психологических и психофизиологических свойств и характеристик функционального состояния по результатам выполнения тестовых заданий.

Области применения: профессиональный психологический отбор и распределение персонала (кадровый менеджмент), предсменный (допусковый) контроль функциональной готовности к деятельности, психологическое консультирование, профориентация, оценка эффективности лечения и реабилитации больных психоневрологического профиля, оценка влияния условий труда на работоспособность, экспертиза трудоспособности, спортивная, педагогическая, индустриальная психология и др.

Система может иметь и расширенный вариант, включающий компьютер, принтер/сканер HP 1100А (печать и автоматизированная обработка тестовых бланков), головные телефоны (для реализации звуковых тестов).

От большинства аналогичных систем отличается

- разделением интерфейсов эксперта и тестируемого на программном и на аппаратном уровнях;

- широким спектром реализуемых психологических и психофизиологических тестов (около 300), включая уникальную библиотеку деятельностных тестов;

- встроенными технологиями интегрального оценивания разнородных тестовых данных, адаптированными к решению практических задач;

- высокой точностью измерений; надежностью в работе;

- компактностью и современным дизайном;

- простым и удобным интерфейсом;

- тщательной методологической проработкой содержательных и формальных аспектов тестирования;

- стандартизацией механизмов и форм оценивания и представления результатов;

Психодиагностическая компьютерная система СТАТУС представляет собой экспертную систему со встроенным комплексом психодиагностических методик экспресс-оценки нервно-психических состояний. Система работает на IBM-совместимых компьютерах стандартной конфигурации и предназначена для решения следующих задач:

- автоматического тестирования нервно-психического состояния, как актуального, так и в динамике;

- оценки степени нервно-психического благополучия как реальной (школа, воинское подразделение, спортивная команда и т.п.), так и условной (молодые руководители и т.п.) групп по любому заданному критерию;

- оценки степени необходимости психологической помощи человеку (психологическая консультация, курс аутогенной тренировки, социально-психологический тренинг и т. п.);

- оценки результативности проведения тренинговых групп (продуктивность конкретной методики, эффективность работы отдельного тренера и т. п.);

- оценки влияния изменения внешних условий на состояние нервно-психического здоровья группы (внедрение экспериментальных учебных программ; увеличение профессиональной нагрузки, изменение графика работы и т.п.).

ПКС Статус предусматривает возможность сохранения как индивидуальных, так и групповых результатов с целью их последующего анализа. По результатам обследования, проходящего в диалоговом режиме, представляет как численные данные (для специалиста-психолога), так и их вербальную интерпретацию, полностью понятную человеку, проходящему диагностику. Система имеет режим ввода результатов тестирования непосредственно в систему, что в ряде случаев является полезным, например, при проведении массовых обследований.

ПКС Статус предусматривает возможность предварительной подстройки цвета при предъявлении теста М. Люшера. Для этого в комплект поставки в качестве эталонов входит стандартный набор цветовых карточек.

Компьютерная психодиагностическая система НОРТ представляет собой систему, в которой имеются простейшая база данных о людях прошедших тестирование, возможности по формированию батарей методик. Система содержит большой набор психодиагностических методик, среди которых:

- 16-ти факторный личностный опросник (тест Кеттелла);

- тест C M И Л (мужской и женский варианты);

- C M O Л - сокращенный вариант теста MMPI

- С А Т - самоактуализационый тест .

Специализированная база данных системы НОРТ состоит из двух частей:

- база данных испытуемых - сведения об испытуемых (например, фамилия или псевдоним, пол, возраст, образование, профессия, успеваемость и т.п.);

- база тестовых данных содержит данные тестирования: совокупность признаков, сопутствующих каждому тестированию (например, дата и время тестирования, самочувствие в момент выполнения теста и т.п.); результаты тестирования - ответы испытуемого на задания теста и вычисленные значения шкал выполненного теста.

В системе заложены несколько вариантов интерпретации результатов психологической диагностики (до 3), элементы простейшего статистического анализа (построение матрицы данных, представляющей собой двумерную таблицу значений "объект-свойство", заполненную числовой информацией). Столбцы матрицы данных ("свойство") соответствуют переменным, определяющим какие-либо признаки или свойства. Строки ("объекты") содержат значения переменных для объектов исследования. Каждая строка содержит конкретные числовые показатели объекта по переменным, входящим в матрицу.

Практически единственным, но весьма существенным недостатком системы НОРТ является её "ограниченная открытость", поскольку добавления пользователем новых тестов является невозможным.

Вместе с тем, весьма часто возникает потребность в компьютеризации методики, необходимой для решения конкретной задачи, но существующей только в "бумажном" виде. Решение данной проблемы возможно в рамках ряда "полностью открытых" диагностических систем, в частности, системе ТЕСТАН.

Система ТЕСТАН представляет собой интегрированную программную среду, позволяющая психологу, не владеющему программированием, быстро автоматизировать многофакторный произвольный вопросно-ответный тест, а также разрабатывать оригинальные тесты на основе психометрического анализа пунктов имеющихся методик.

ТЕСТАН состоит из нескольких независимых модулей, которые могут поставляться как автономно, так и в комплекте. Основным модулем системы ТЕСТАН является программа MAINTEST предназначенная для оперативного ввода в компьютер готовых опросных тестовых методик, автоматизированного сбора данных, их обработки и автоматизированной интерпретации, адаптированной самим пользователем-психологом к конкретной диагностической ситуации.

MAINTEST - это базовая конфигурация системы ТЕСТАН и ее первая часть. Она используется для сбора данных, необходимых для психометрического анализа теста (TESTPLUS) и принятия решения (EXPAN). Но MAINTEST может использоваться и самостоятельно. В этом применении он ориентирован не на психологов-разработчиков методик, а именно на психологов-практиков. Легкость редактирования текста вопросов и интерпретационных сообщений, возможность быстрого комплектования батарей из готовых методик, достаточная универсальность и гибкость системы делают MAINTEST мощным инструментом для решения широкого класса практических задач, предполагающих массовые компьютеризированные обследования.

Для системы ТЕСТАН разработана программа TestPlayer, которая позволяет использовать методики диагностики, созданные под систему WINDOWS. Главное достоинство TESTPLAYER для официальных пользователей различных версий системы ТЕСТАН (MAINTEST, MINITEST, PROTOTEST, TESTPLUS) заключается в том, что эта оболочка не требует переработки или переформатирования файлов со старыми тестами. Она позволяет, ничего не меняя в этих файлах, в уже приобретенных тестах, "подхватывать" их (файлы вопросов, ключей, норм, интерпретационных сообщений и т.п.) для проведения теста в среде Windows.

Комплексный Интегратор Тестов системы ТЕСТАН позволяет объединить результаты, полученные с помощью других тестов системы. Пользователь собирает информацию о респондентах (например, кандидатах на должность) в единую базу данных, включив туда факторы тестов, биографические сведения, результаты наблюдений, сделанных в личной беседе и другие данные, важные для решения задачи. В дополнение к этой базе данных пользователь создает модель, в которой зафиксировано оптимальное сочетание качеств-факторов, необходимое для решения определенной задачи или выполнения работы в соответствии с определенной должностью. Программа подсчитывает рейтинг каждой персоны в базе данных в соответствии с близостью к идеальной модели. На основе каждой базы данных можно создать модели для разных задач. Набор средств манипулирования данными позволяет с разных сторон рассматривать всю базу в целом, каждого человека в базе, пофакторную эффективность с точки зрения соответствия задаче, роль каждого фактора в формировании рейтинга и т.п.

Система конструирования и автоматизации тестов "ПРАКТИК" обеспечивает быстрое получение данных, позволяет проводить в сжатые сроки массовые психодиагностические обследования. При её разработке были учтены требования гибкости и многоаспектности. В системе "ПРАКТИК" используются следующие данные: анкетные данные испытуемых; тесты (стимульный материал, ключи, бланки, интерпретацию и т.п.); результаты тестирования; характеристика.

Система имеет модульную структуру и включает в себя:

- модуль создания тестов (осуществляет ввод всех параметров теста, работает с его информационным обеспечением);

- модуль интерпретатор (предназначен для ввода анкетных данных, сбора данных тестирования с бланка или в диалоге с компьютером, обработки результатов тестирования, вывода графического профиля и интерпретации, создания комплексной характеристики по данным разных тестов, экспорта (передачи) результатов вывода в Microsoft Word, поиск испытуемых имеющих "идеальный профиль", формирования выборки и передачи ее в статистические программы);

- модуль UserInfo (основное назначение - сбор анкетных данных и проведение тестирования согласно списку батареи тестов. Используется совместно с модулем TakeTest. (используется для предъявления стимульного материала, используется модулями: интерпретатором).

Отметим также следующие отличительные функциональные особенности данной системы:

- генерация машинно-читаемых бланков

- полное соответствие между бумажным бланком и компьютерной формой ввода;

- "публикация" - т.е. передача в Microsoft Word стимульного материала, возможность подготовки макета бумажного эквивалента используемого теста (стандартного бланка);

- создание двух типов интерпретаций: типовой и расширенной. (которая не зависит от методики обработки и интерпретации результатов тестирования, т.к. пользователь имеет возможность задавать свои правила и ему обеспечен доступ к любой части теста и полученным результатам конкретного тестируемого).

Достоинством данного программного продукта является то, что структура системы позволяет обеспечить накопление общей нормативной базы тестов.

Вместе с тем, система ПРАКТИК предъявляет достаточно высокие требования к компьютеру и программному обеспечению (Процессор не ниже Intel Pentium, 120 MHz или выше; операционную систему Windows 95, Windows 98, Windows NT версии 4.0 или старше; не менее 16 МБ оперативной памяти).

"Эксперт" - многофункциональный психодиагностический программно-методический комплекс (ПМК) для оценки профессионально важных качеств и отбора сотрудников. В него входят более 100 тестов и опросников, предназначенных для диагностики личностных характеристик и особенностей когнитивной сферы человека (интеллекта восприятия, внимания, памяти; мышления).

Система позволяет:

- учитывать формализованные данные в т.ч. опросов, экспертных заключений и т.п.;

- получать "сырые" цифровые и обработанные результаты (в т.ч. стены, Т-баллы);

- получать текстовую интерпретацию по шкалам теста; по профилю теста в целом; по профилю факторов пакета тестов.

Важным функциональным преимуществом системы является возможность:

- самостоятельного создания компьютерных тестов (аналогичных по экспериментальной процедуре предлагаемым в библиотеках системы) и также направленных на тестирование профессиональных знаний и умений сотрудников;

- редактирования всех составляющих элементов теста, для адаптации под специфические условия организации.

Наиболее функциональная из рассмотренных - автоматизированная система для профотбора и психодиагностики персонала "ПРОФЕССОР" - рекомендуется для использования в организациях, применяющих психологические исследования для решения следующих задач:

- профессионально-психологический отбор при приеме на работу и учебу;

- проведение углубленного психологического обследования при решении кадровых вопросов, оценка уровня надежности сотрудников;

- анализ межличностных отношений и психологической совместимости;

- бесконтактное (заочное) изучение людей и др.

Система ПРОФЕССОР предназначена для работников кадровых служб, руководителей учреждений, менеджеров, психологов, педагогов и социологов как высокого уровня квалификации в области практической психодиагностики, так и с минимальными знаниями по психологии.

Функциональная оснащенность системы ПРОФЕССОР позволяет

- проводить профессионально-психологическое обследование с использованием готовых тестов;

- модифицировать имеющиеся методики исходя из специфики контингента, задач диагностики и т.д.;

- создавать и вводить в систему необходимые для работы тесты.

В систему ПРОФЕССОР включены разнообразные диагностические методики, применяемые в целях определения уровня развития личностных, деловых, социальных и интеллектуальных качеств обследуемых и выявления отклонений от психологической нормы (классические тесты Люшера, Айзенка, Кэттела, MMPI, различные варианты методики "семантический дифференциал", уникальные психобиографические методики, разработанные под руководством профессора Н.И. Конюхова и др). В зависимости от поставленной задачи тесты можно использовать в полном или экспресс-вариантах, выборочно или "батареей" (серией последовательно запускаемых тестов).

Особенностью системы является разделение модуля тестирования и модуля обработки результатов диагностики. Благодаря этому модуль тестирования может быть установлен на любом количестве компьютеров (в том числе в территориально удаленных местах). Это делает возможным проведения "массовой" оценки персонала в организациях филиалах с последующей передачей собранных первичных данных (в том числе по компьютерным сетям). В то же время доступ к обработанной и интерпретированной информации может быть легко ограничен.

Для обработки результатов тестирования в системе имеется встроенная база знаний с элементами искусственного интеллекта, содержащая более 10000 правил. На этой основе обеспечивается получение развернутых текстовых характеристик по результатам обследования, подбор наиболее подходящих кандидатур на конкретные должности с учетом их профессиональных и личностных качеств. При этом система ПРОФЕССОР позволяет осуществлять гибкую настройку методики отбора в соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретной профессией и должностью.

Для решения задач связанных с отбором и аттестацией персонала наиболее подходит специализированная система ПРОФЕССОР-КАДРЫ для Windows. Она изначально разрабатывалась как компьютерная программа кадровой службы солидного предприятия или организации. Поскольку в современных условиях кадровая работа предполагает и использование информации о личностно-профессиональных особенностях сотрудников, то ПРОФЕССОР-КАДРЫ представляет собой интеграцию системы ведения базы данных персонала (по различным аспектам) со всеми возможностями системы ПРОФЕССОР по психологическому тестированию (как проведения диагностики, так и хранения её результатов).

База данных системы ПРОФЕССОР-КАДРЫ формируется в соответствии со структурой организации и состоит из учетных карточек персонала, в которых имеется возможность накапливать любую информацию по людям в виде документов, электронных таблиц, баз данных, рисунков, видеофрагментов и так далее. Кроме описанных в учетной карточке полей (ФИО, возраст, пол, паспортные данные и так далее), можно ввести любые дополнительные параметры (поля базы данных), специфические для поставленных целей (например, предоставляется возможность вести учет всех мест работы и учебы человека). В качестве дополнительной информации по каждому конкретному человеку могут храниться результаты его психологического тестирования в виде текстовых характеристик.

К каждой учетной карточке "прикрепляется" любое количество документов, связанных с этим человеком: его психологические характеристики, аттестации (в виде документов Word), его фотографии, счета (электронные таблицы) и так далее. При этом работа облегчается удобным интерфейсом пользователя системы. Например, при работе с документом, на экране появляются все опции текстового редактора Word, при работе с таблицей - все опции (меню) Excel и т. д.

Таким образом, используя приведенную выше классификацию, можно определить ПРОФЕССОР-КАДРЫ как "многомерную полностью открытую" систему. Она имеет все достоинства рассмотренных выше программных продуктов (наличие большого числа валидных диагностических методик; возможность коррекции и адаптации тестов под конкретную задачу; возможность ввода новых тестов и т.д.). Вместе с тем, ПРОФЕССОР-КАДРЫ обладает существенным преимуществом. Если иные существующие системы ориентированы, прежде всего, на "собственно психологическую диагностику", то ПРОФЕССОР-КАДРЫ обеспечивает единую компьютерную среду для работы с персоналом организации, отвечая потребностям решения как кадровых, так и психологических задач.

А.С.Мельничук, кандидат психологических наук, доцент РАГС
В.А.Сергеев, кандидат психологических наук, доцент РАГС

Источник: Psycho.ru

А.С.Мельничук, В.А.Сергеев
Дата опубликования: 19.01.2007


Понравилась статья?

Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу
/index.php?page=psy&art=786"

Ключевые слова статьи "Современные компьютерные системы психологической диагностики" (раздел "Статьи по психологии"):

Современные компьютерные системы психологической диагностики тесты