НАУКА ЛИДЕРСТВА Дистанционное обучение ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ Учебные курсы Наши проекты
Реклама от Google
|
Статьи по психологииПОЛОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ МОЛОДЁЖИ – ОЦЕНКА ИНИЦИАТИВ СЕВЕРНОЙ НОРВЕГИИВажными направлениями медико-профилактической деятельности, по мнению Министерства здравоохранения Норвегии ( NMH ), является предотвращение нежелательных беременностей, снижение количества абортов и уровня заболеваний, передающихся половым путём ( STD ). Одним из методов профилактики является просвещение молодёжи относительно вопросов пола, половой жизни, контрацепции. Идея использования в этой работе студентов медицинских факультетов первоначально возникла в Дании, откуда и был взят опыт создания Организации студентов-медиков – Medical Students ' Sexual Education Organization (MSO), основанной в Tromsø осенью 1994 г. при поддержке NMH и Социально-медицинского центра ( SMC ) Tromsø . Основанием послужило предварительное выявление SMC выраженного различия в уровнях знаний по вопросам пола и половой жизни среди подростков, а также неоднозначности подходов к обсуждению указанных тем в разных школах [2]. В местностях, не охваченных деятельностью MSO , сексуальное образование в норвежских школах в начале 1990-х годов обычно включало в себя уроки, посвящённые половому созреванию (1 час в 13-летнем возрасте), STD , контрацепции и различию полов (4 часа в 15-летнем возрасте). Проект полового образования, первично начатый для 15-летних подростков в двух школах Tromsø , вскоре был расширен и охватил всех школьников города этого возраста (приблизительно 1400 человек). В последующем деятельность MSO университета Tromsø распространилась на школьников от 14 до 18 лет, а также вышла за пределы города: в Tana ( Finnmark county ), Nordreisa ( Troms county ) и Bardu ( Troms county ). Аналогичные организации стали действовать ещё в трёх университетских городах Норвегии – Oslo , Bergen и Trondheim . Следует обратить внимание, что MSO действует вне каких-либо политических и религиозных воздействий. Наиболее важной целью MSO является снижение количества нежелательных подростковых беременностей и абортов, уровня STD , а также совершенствование знаний в указанных областях студентов-медиков. Задачи MSO сформулированы следующим образом:
Программа и методика сексуального образования подростков были подготовлены Клиникой сексуального образования в Oslo . Обращено внимание, что профилактическое сексуальное образование подростков должно давать не только большое количество основных представлений по вопросам пола, но и просвещать детей относительно ответственности, которая неизбежно следует за сексуальной активностью [3]. Занятия со школьниками подразделены на две части – информационную и дискуссионную и проводятся в тех классах, где проходят школьные уроки. Первая часть обеспечивается SMC и рассчитана на 4 часа, она включает в себя следующие темы: 1) анатомия и физиология полов, 2) сексуальное созревание и функционирование, 3) беременность и аборт, 4) контрацепция, 5) STD , 6) врачебные осмотры и лабораторные методы исследований сексуального здоровья. К сотрудничеству в информационной части приглашаются врачи и медсёстры, при этом рекомендуется присутствие на занятиях школьного учителя или школьной медсестры. Эта часть образования даёт молодёжи знания, где в будущем они смогут получить больший объём информации и проконсультироваться по возникающим проблемам, что создаёт основу для свободного контакта выпускников школ с учреждениями здравоохранения. Несколькими днями позже класс посещается одновременно двумя студентами старших курсов, действующих совместно, то есть один из преподавателей является представителем женского, а другой – мужского пола. Таким образом, ломаются повседневные стереотипы, молодые студенты обоих полов выступают в роли старших друзей, а не педагогов, что существенно облегчает общение и даёт образец гетеросексуального поведения. Вторая часть занятий проводится без присутствия школьных учителей или других взрослых, рассчитана на 3 часа, состоит из свободного дискуссионного обсуждения следующих тем: 1) влюблённость и любовь, 2) сексуальное развитие человека, 3) сексуальность и наркотики (алкоголь), 4) сексуальные привычки и сексуальная ориентация, 5) беременность и аборты, 6) сексуальное насилие. Кроме того, проводятся ролевые игры и тренинги, у школьников есть возможность сразу задавать возникающие вопросы и получать ответы на них. Чтобы иметь допу ск к пр оведению занятий, студенты проходят специальный курс, включающий в себя детальную информацию относительно различия полов, подростковой сексуальности, анатомии и физиологии, сексуального развития мужчин и женщин, STD , беременности и абортов, сексуальных проблем и педагогики. Это обучение по объёму превосходит аналогичный обязательный курс на медицинском факультете университета Tromsø . Для своих подготовительных занятий MSO приглашает различных учёных, освещающих определённые темы. В процессе обучения и последующего выполнения указанной работы обращается внимание на желательность избегать как морализаторства, так и слишком вольного поведения, на сосредоточение внимания на актуальных вопросах, волнующих школьников в настоящее время, с целью их адекватного обсуждения, без озвучивания собственного мнения. Предварительная оценка результатов проекта основана на анализе анонимных анкетных данных, полученных от 114 подростков (61 юноши и 53 девушек), проживающих в городе Tromsø , охваченных деятельностью MSO ( I группа), а также 97 подростков (41 юноши и 46 девушек) – жителей города Harstad , не получивших образования по методике MSO ( II группа). Все подростки находились в возрасте 15 лет. Установлено, что практически все подростки были удовлетворены сексуальным образованием, проводимым MSO , при этом отмечено, что молодёжь имеет стремление к получению достоверной информации по вопросам пола, которую может предоставить организация, предпочитая её сомнительной информации от друзей и других некомпетентных источников. Сравнение результатов, полученных от представителей указанных групп, показало достоверно более высокий уровень знаний относительно различных вопросов сексуальности и более безопасное сексуальное поведение в I группе (табл. 1).
Таким образом, краткий анализ показателей знаний по вопросам сексуальности и сексуального поведения показал, что п рофилактическое сексуальное образование дает молодежи достаточное представление относительно различия полов, последствий и ответственности, которые следуют за сексуальной активностью. Всесторонняя информация относительно STD , контрацепции и различных проявлений сексуальности способствует большей подготовленности молодёжи к половой жизни, предотвращает распространение STD, снижает риск нежелательных беременностей и абортов. Наблюдаемый положительный эффект сексуального образования, проводимого MSO , является основанием для продолжения проекта сексуального образования по представленной методике. В настоящее время в России отмечается доминирование невежества относительно вопросов пола и сексуальной жизни, менее 10% детей приобретает минимум соответствующих знаний благодаря беседам с родителями и школьными учителями; наблюдается широкомасштабная подмена социально приемлемого научно обоснованного полового образования суррогатными видами "просвещения" через средства массовой информации, порнопродукцию и путём бесед с друзьями. Отсутствие научно обоснованного общественного полового образования ведёт к достоверно более поздней информированности детей о негативных сторонах сексуальной жизни, чем о физиологических её аспектах, прямо взаимосвязано с ранним сексуальным опытом, риском приобретения инфекций, передающихся половым путём, развитием сексуальной девиантности и сексуальной виктимизацией [1]. Учитывая актуальность проблемы, в Северном государственном медицинском университете (г. Архангельск) разработана и осуществляется научная программа медико-сексологических и гендерных исследований, в том числе в области проблем сексуального поведения школьников, психологических и поведенческих расстройств, связанных с сексуальным развитием и ориентацией. Программа предусматривает обследование учащихся школ трёх социоэкономических уровней: обучающихся в сельских школах, школах на рабочих окраинах г. Архангельска и в престижных школах областного центра. Основными задачами программы являются выделение направлений полового просвещения, разработка соответствующих образовательных программ, тренингов с обращением особого внимания на виктимологические аспекты, а также научное обоснование самой возможности полового просвещения и методов проведения данной работы. В свете предстоящего образовательного проекта опыт норвежских коллег представляется нам интересным, требующим изучения и адаптации к условиям действительности Европейского Севера России. Взаимодействие студентов-медиков под руководством сотрудников профильных кафедр в рамках подписанных Договоров о сотрудничестве между университетами г.г. Tromsø , Harstad и Архангельска открывает перспективу долговременного транскультурального исследования, повышает эффективность профилактической работы в сфере полового просвещения.
Авторство не указано Дата опубликования: 24.11.2007
Ключевые слова статьи "ПОЛОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ МОЛОДЁЖИ – ОЦЕНКА ИНИЦИАТИВ СЕВЕРНОЙ НОРВЕГИИ" (раздел "Статьи по психологии"): половое созревание сексология подросток подростки |
Анонсы мероприятий
Евгений Гильбо
Круг посвященных
|