Искусство доминировать
ГЛАВА 5. О пользе лицедейства (часть1)
'Не так давно один из авторов этой книги провел со двенадцатилетним сынишкой очередную назида-тельную беседу. Поводом для нее послужила встреча мальчика со своим школьным приятелем; "случайным" ее свидетелем стал отец. Попытаемся передать вам этот диалог со стенографической точностью. Отец: Кстати, Алеша, сегодня я немножко тебя "отна-блюдал" - покуда ты общался со своим закадычным другом. С точки зрения элементарной психологии, твоя эффектив-ность приблизительно равнялась нулю, вернее, даже имела отрицательное значение.
Сын: Почему?! (Сын нарочито таращит глаза.) Отец: Ну, хотя бы потому, что беседу с Андреем ты на-чал с бесцельных оправданий, заранее ставя себя в подчи-ненное положение. И чего ты намеревался этим добиться?! Запомни: оправдания никогда и ни в ком не стимулируют добрых чувств. Твой приятель промолчал, но у него замет-но сузились зрачки - следовательно, твой лепет он вос-принял критически. Все еще не понимаешь? Тогда проде-лаем опыт. Сядь напротив меня и представь, что я - это ты, а ты - это Андрюша. При этом будешь мне возражать. По-ехали!
- Андрей, ты, конечно, извини, но я не успел "скинуть" тебе на дискету эту "игрушку". Мать с утра отправила меня за молоком, а потом усадила за уроки... И что ты еще ему наплел? Ах, да. Потом я занял компьютер и тебя к нему не подпустил. Так? Теперь возражай. Тебе ведь очень хочется мне возразить.
Сын: Хочется. (В роли приятеля): - Ну, мог бы заняться этим и вчера, и даже позавчера вечером - времени у тебя было достаточно. А теперь я опять остался без этой "игрушки"! И вообще, у тебя всегда одно и то же - то времени не хватило, то компьютер занят, то мать не разрешила...
Отец: Хватит-хватит... Совершенно верно! Оправдании уже сами по себе побуждают твоего собеседника возразить, оспорить их, а значит, только повышают его антагонизм и негативное,к тебе отношение.
Сын: А что мне было ему сказать?
Отец: Ничего. Сказал бы: извини, завтра сделаю. Но и это - не все. Тебе зачем-то потребовалось перемежать оп-равдания хвастовством - ну, этой своей победой на Олим-пиаде.
Сын: Хм.. .Я просто ему сказал...
Отец: Совершенно верно, ты сказал просто или, точнее, просто так, а именно этого никогда и не следует делать. Представь, что родители купят какому-нибудь твоему другу - допустим, Ване - новый компьютер, и он тебе тут же об этом доложит. Что ты почувствуешь?
Сын: Ну, наверно, порадуюсь за него.
Отец: Врешь! Если компьютер будег "круче" нашего, ты ощутишь досаду, а коли он окажется слабее, то ты неволь-но позлорадствуешь: а у меня, мол, компьютер лучше. И та, и другая эмоция - пусть и мимолетная - твоего распо-ложения к Ване не укрепят. Тем более, не следует выстав-лять на показ свой успех. Всего лучше, когда ни друзья твои, H;I враги даже и не помышляют, что ты способен ш что-нибудь этакое. Выставляться глупо. Ты все понял, сын.'
Сын: Понял, папа.
В данную минуту мальчик, наверное, действительно кое-что для себя уяснил. Но это отнюдь не значит, что, до-пустим, через неделю он не повторит те же элементарные ошибки. Чтобы действовать, воистину, безупречно, или с максимальной эффективностью в каждом конкретном слу-чае, следует раз и навсегда принять для себя настроение-воина, или психическую позицию охотника за силой, ко-торый противостоит самой Жизни и потому всегда начеку
Будем считать, что, во-первых, данная установка уже превратилась для вас в непреложную истину, и, во-вторых уже достаточно "раскачали" свою психику, чтобы сво-бодно выполнять психотехники - те, о которых мы уже вам 'рассказали, и те, которые мы намерены вам вскоре предло-жить. Иными словами., ваша подготовка закончилась; от-ныне мы будем обсуждать только реальные действия.
Начнем с того., что у всякого из нас в этой жизни суще-ствует несколько привычных ролей; у кого-то таковых больше, а у кого-то, естественно, меньше, но у каждого они есть. Любая роль нз личного репертуара используется че-ловеком лишь при каких-то определенных обстоятельствах или же при контактах с конкретными лицами, а еще точ-нее, при взаимодействии с биологическими объектами, ко-торые, в свою очередь, в общении с этим человеком также исполняют определенные роли. Причем, напялив на себя очередное обличие, мы не только ведем себя и ощущаем адекватно принятому образу, но одновременно навязываем своему партнеру его роль, которая должна соответствовать нашей. К примеру, если молодая женщина, вступая в кон-такт с молодым же мужчиной, избирает для себя роль Зо-лушки, то ему (если, конечно, он принимает ее игру) ничего другого не остается, как изобразить принца.
Далее, по признаку психологического соотношения с окружающими весь наш репертуар можно условно поде-лить на три основные ролевые группы: роли доминантные, равноправные и рецессивные (подчиненные). Причем ак-терский диапазон человека зачастую весьма широк. На-пример, типичный Диктатор в мире внешнем, скажем, на службе, может запросто удовольствоваться в кругу своей семьи какой-нибудь рецессивной ролью. Правда, такое случается не особенно часто. Зато при контактах с собст-венным начальством любой Диктатор бывает вынужден моментально поменять свою доминантную роль на какую- -то рецессивную.
Итак, коли, уж, мы упомянули образ Диктатор, то с него и начнем наш краткий разбор основных ролей человека в обществе. Безусловно, это - наиболее динамичная из до-минантных ролей. Лидер, напяливший ее на себя, как правило, очень энергичен, решителен, крайне авторитарен и нетерпелив. Подчиненным бывает непросто его понять, хотя самому ему кажется, что он изъясняется ясно и кон-кретно. В общении же с ними Диктатор не утруждает себя подбором деликатных выражений и легко срывается на крик. В то же время он стремится вникнуть во все мелочи и постоянно контролирует действия всех и каждого в своем окружении. В этом смысле Диктатор - великий экспансио-нист.
Основная его "слабинка" - это потаенная жалостли-вость. Диктатора довольно легко вызвать на сочувствие, ес-ли только ему не перечить. А потому для эффективного взаимодействия с ним очень подходит рецессивная роль Униженные и оскорбленные, особенно в женском исполнении (в этом варианте она обозначена нами как сиротка Каст).
Яркий пример типичного Диктатора - это некогда "свергнутый" со всех своих "тронов" Н.С Хрущев.
А вот исполнителя другой доминантной роли - ее мы назвали Барин - "взять" на жалость рассчитывать не прихо-дится. Потому как его бы и самого в пору пожалеть. Чело-век загружен до предела; причем все его дела имеют если не вселенское, так, уж, по меньшей мере, планетарное зна-чение. Вообще-то, Барин - человек разносторонне просве-щенный, но при такой жизни у любого сдадут нервы. А тут еще вы со своей белибердой...
Чтобы воздействовать на Барина, нужно ему немного подыграть. А для этого неплохо подходит подчиненная роль Доверенный слуга.
Очень эффективна - конечно, в надлежащем исполне-нии - еще одна доминантная роль, названная нами Добрый дядюшка. На такого человека просто немыслимо обижаться или же испытывать к нему какие-то негативные эмоции, ко-гда он делает что-то не так или же, напротив, не делает то-го, что вам насущно необходимо. Ведь он так благосклонен и внимателен к вам. Пожалуй, чересчур говорлив - не по-зволяет и слова вставить, - но у каждого сыщутся недостат-ки. Расспросил вас о жене, о сыне, о теще, вспомнил даже про вашу кошку - и все это при том, что очень занят. В общем, вы и на этот раз так и не успели изложить ему свое дело.
А Благодетеля (следующая доминантная роль) подчиненные стремятся обойти стороной. Его, бедолагу, никто не ценит; а он радеет буквально за каждого своего сотруд-ника (или члена семьи). Вон, к примеру, цветочный гор-шок в офисе переставил с одного окна на другое - проявил заботу о вас, - чтобы цветок вам свет не заслонял. А вы приходите со своими неуместными требованиями...
Перейдем к равноправным ролям. Очень эффективен бывает образ Железного парня (разумеется, при надлежащем исполнении). По сути, это - одна из модификаций психи-ческого карате, Железный парень совершенно не восприни-мает то, о чем ему толкует собеседник. Последний обычно выходит из себя и перебивает Железного парня, а тот, умолк-нув па время, преспокойно пропускает все доводы собесед-ника мимо ушей. Выждав, покуда тот выпустит пар, Желез-ный парень продолжает затем гнуть свое, причем точно с то-го же самого места, на котором остановился.
Другой эффективной равноправной ролью является до-вольно расхожий образ, который мы условно обозначили, как Приятель начальника (или жены начальника, а может, министра здравоохранения). Его исполнителю не обой-тись б
Следующий отрывок из курса:
Ключевые слова страницы "ГЛАВА 5. О пользе лицедейства (часть1)"
(раздел "Искусство доминировать"):
война делать перечень лидер закон времени карате компьютер великий успех