НАУКА ЛИДЕРСТВА Дистанционное обучение ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ Учебные курсы Наши проекты
Реклама от Google
|
Статьи по психологииВлияние стереотипов на восприятие содержания пропагандистского сообщенияВажным личностным фактором, влияющим на процесс восприятия содержания пропагандистских сообщений, являются стереотипы. Понятие стереотипа было введено в социальные науки в 1922 г. У. Липпманом. Он определяет стереотип как упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта. Эти упрощения определенным образом влияют на восприятие и понимание явлений окружающей действительности. Современное определение стереотипа несколько отличается от классического определения У. Липпмана и включает несколько значений, таких, как определенная убежденность, простейшее явление познания, обобщения или взгляд. Существует обширная литература о стереотипах. Большинство авторов, выступавших по этой проблеме, связывают стереотипы также с языком и познавательным компонентом установок. Чем характеризуется стереотип? Т. Мадржицкий описывает следующие черты стереотипа:
На основании этих характеристик можно определить стереотип как распространенные с помощью языка или образа в определенных социальных группах устойчивые представления о фактах действительности, приводящие к весьма упрощённым преувеличенным оценкам и суждениям со стороны индивидов. В этом смысле стереотипы можно отнести к специфической группе установок (наряду с предрассудками), они существенно влияют на восприятие информации теми людьми, которые обладают ими. Из определения стереотипа следует, что это явление всегда связано с некоторой формой восприятия со стороны определенных лиц, общественных групп, народов и рас. В американской психологической литературе описано типичное представление немцев об англичанах. Средний немец представляет среднего англичанина высоким, худым, безукоризненно одетым, в сюртуке и котелке, в штиблетах и пенсне, с короткой трубкой в зубах. Со стороны морали средний англичанин представляется немцу лицемером, но испытывающим угрызение совести человеком, всегда выходящим победителем из разного рода конфликтных ситуаций; его некомпетентность в делах уравновешивается таинственностью и сомнительными дипломатическими трюками. Образ англичанина в глазах поляка или американца совсем другой. Однако и это представление, основанное на том, что поляк или американец хотели бы видеть в англичанине, искажает образ последнего. Рассматривая генезис стереотипов, некоторые исследователи утверждают, что постоянной тенденцией мышления является составление конкретных образов абстрактной действительности. Иногда такую тенденцию называют реификацией, что означает трактовку абстрактных мысленных конструкций как вещей, овеществление абстракций. В том случае, когда эта тенденция приводит к закреплению в сознании некоторой социальной группы подобных конкретных образов, последние находят «воплощение» в виде определенных априорных шаблонов восприятия и суждения. Так реификация становится источником стереотипов. Можно различать следующие типы реификации: абстрактный (понятийный) предмет, понимаемый как наблюдаемый предмет; вещь, находящаяся в определенном отношении к чему-то, трактуется как не имеющая этого отношения; вещь несуществующая - как нечто существующее; субъективный предмет — как объективный. Другой источник стереотипов, по той же концепции, — это естественные склонности людей — к какому бы обществу они ни относились — к «упрощенному мышлению». Ее автор утверждает, что представления, возникающие в наших головах, являются упрощением действительности. Отсюда следует, что всякие попытки рассматривать вещи как отдельные целостности, а не как обобщенные типы, оказываются затруднительными, а при большой динамике событий — даже невозможными. Современный человек из-за постоянно возрастающего круга явлений, подлежащих его восприятию, прибегает ко все большему числу таких упрощений. В обществе, где совокупность социальных отношений и взаимодействий проста и несложна, такие упрощения могут достаточно верно отображать действительность. В современном же обществе, характеризующемся большой сложностью основных связей, существует все углубляющееся расхождение между простыми, обыденными представлениями и объективной действительностью. Из описанных двух источников возникают стереотипы, которые выступают как условные «ярлыки», наклеиваемые на людей и явления. Они глубоко затрагивают весь процесс восприятия. Стереотипы также участвуют в создании устойчивых взглядов, определяющих ложное отношение к некоторым идеям, людям и предметам. Исследованием функционирования стереотипов в условиях Польши занимается А. Сициньский. В итоге своих наблюдений он пришел к выводу, что стереотипы существуют также и в условиях социалистического строя, выполняя сходную психологическую функцию. Например, поляки представляют Англию как страну, населенную людьми с высокой индивидуальной культурой, страну, проводящую умную международную политику; Францию — как страну, в которой можно прожить яркую н интересную жизнь, ее высоким культурным уровнем населения, в которой существует множество интересных памятников старины и прекрасных пейзажей, страну, в которой особенно доброжелательно относятся к полякам. Люди, обладающие готовыми стереотипами, «знают» все об этих странах и не видят необходимости в исправлении сверхмнений. Согласно выводам большинства из них, стереотипы, имеющие ярко выраженную эмоциональную окраску, являются весьма устойчивыми психическими образованиями и плохо поддаются изменениям. Можно сказать, что это как бы «цитадель нашей традиции, за стенами которой мы испытываем чувство безопасности по отношению к занимаемой нами позиции». Однозначно оценить роль, которую играют стереотипы в нашей жизни, было бы, наверное, трудно, и любые крайности в такой оценке нежелательны с точки зрения общества. Как бы там ни было, стереотипы — факт социальной жизни, и с ними следует считаться в пропагандистской деятельности. Вообще говоря, задача социалистической пропаганды, по нашему мнению, состоит в преодолении, а не в создании стереотипов. В этом, по-видимому, заключается один из существенных моментов, отличающих социалистическую пропаганду от империалистической. В буржуазной системе пропаганды стереотипы образуют один из важнейших механизмов манипулирования взглядами и мнениями людей. Такая пропаганда, обращаясь к ранее сформированным идеологическим и мировоззренческим стереотипам, способствует возникновению конформистских и консервативных взглядов. Поэтому империалистическая, и в особенности американская, пропаганда сознательно создает стереотипы как механизмы манипуляции. Примером может служить попытка создания стереотипа «американского образа жизни», которому предназначалась особая роль в американском плане идеологической обработки стран социалистической системы. Американская пропаганда создает стереотипы и, так сказать, для внутреннего пользования. Еще до недавнего времени на американском телевидении существовал стереотип изображения негра. Как правило, негр появлялся на голубых экранах в нескольких предназначенных для него ролях: в качестве слуги или человека, выполняющего низшую общественную роль, либо как звезда спорта или эстрады. В любом случае подчеркивались такие стереотипизированные черты негров, как детская наивность, лень, легкомыслие, эмоциональная неуравновешенность, повышенное чувство ритма и т.п. До середины 60-х гг. «черные» вообще не появлялись в телерекламе. Американские социологи Б. Берелсон и П. Солтер утверждали, что сформированные таким образом стереотипы оказывают влияние на зрителей, усиливая их предубеждение против представителей этнических меньшинств, в особенности если зрители не имели с последними личных контактов. Стереотипы, воспринятые посредством массовых передач, истолковываются такими зрителями как доказательство обоснованности их предубеждений, заключающихся в том, что негры ленивы и глупы, ирландцы суеверны, а итальянцы склонны к нарушению правопорядка. Американское телевидение, освещая события вьетнамской войны, стремилось к тому, чтобы в этих передачах работал стереотип «наши парии борются против тех». Таким образом, упрощался взгляд на вьетнамскую проблему, лишавшуюся в сознании зрителей своего политического содержания. Если мы говорим, что стереотипы приводят к искажению восприятия окружающей нас действительности, что они мешают его объективной оценке, что они ограничивают наше поведение некоторыми наборами реакций, то при этом трудно усмотреть их позитивную функцию и ввести понятие позитивного стереотипа. По нашему мнению, стереотипы следует трактовать как некоторое искажение восприятия, мешающее правильному отображению действительности, и в этой связи стремиться к его преодолению. При этом мы отдаем себе отчет в дискуссионности такого мнения, поскольку правомерно поставить вопрос: можно ли вообще преодолеть стереотипы? Во многих случаях модифицирующая функция стереотипов при восприятии содержания пропагандистского сообщения может быть настолько негативной, что возникает необходимость преодоления стереотипа. Это трудная задача, требующая длительных и хорошо организованных пропагандистских воздействий. Ничто так не разрушает устойчивость стереотипа, как жизненные обстоятельства, опровергающие те предпосылки, на которых он строится. Английская компания «Би-би-си», стремясь преодолеть укоренившийся в сознании англичан стереотип эгоцентризма, провела серию передач о жизни других стран. После просмотра этих передач мнения английских детей о других государствах содержали больше объективных утверждений. Зная вид стереотипа и способ его функционирования в социальной группе, которой адресуется пропагандистское сообщение, мы должны их учитывать при подготовке этого сообщения. Его содержание должно быть таким, чтобы оно могло, противостоять возможному искажающему влиянию стереотипов при его восприятии.
Л. Войтасик Дата опубликования: 20.10.2007
|
Анонсы мероприятий
Евгений Гильбо
Круг посвященных
|