Статьи по психологии
Ведение информационной войны (взгляды военного руководства США)
Развитие мирового сообщества наглядно
демонстрирует, что в последнее время
критически важным государственным
ресурсом, оказывающим все большее влияние
на национальную безопасность, становится
информация, циркулирующая в
автоматизированных системах управления и
связи. Данные системы являются
неотъемлемым компонентом структуры
управления государством, экономикой,
финансами и обороной. Ускоренное развитие
компьютерных технологий не только в
значительной мере способствовало
повышению эффективности их
функционирования, но и открыло
дополнительные возможности для
преднамеренного деструктивного
воздействия на них противостоящей стороны.
В сложившейся обстановке ряд развитых
западных государств, и в первую очередь США,
в начале 90-х годов вплотную приступили к
изучению и проработке проблем, связанных с
противоборством в информационной сфере,
или так называемой «информационной войной»
(ИВ). По утверждению американских
специалистов, отдельные положения
концепции «информационная война» уже в
течение длительного времени реализуются
США на политическом уровне в основном в
форме психологической войны, которая
внесла свой вклад в развал СССР и
Организации Варшавского Договора.
В США под этим термином понимается
комплексное воздействие на систему
государственного и военного управления
противостоящей стороны, ее политическое и
военное руководство, которое уже в мирное
время приводило бы к принятию
благоприятных для Соединенных Штатов
решений, а в ходе войны полностью
парализовало структуру управления
противника. Одновременно с наступательным
воздействием информационное
противоборство предполагает обеспечение
надежной защиты национальной
информационной инфраструктуры США.
В настоящее время разработанная
Пентагоном концепция ведения
информационной войны
реализуется на двух уровнях:
государственном и военном.
На государственном уровне цель
информационного противоборства в широком
смысле слова заключается в ослаблении
позиций конкурирующих государств, подрыве
их национально-государственных устоев,
нарушении системы государственного
управления за счет информационного
воздействия на политическую,
дипломатическую, экономическую и
социальную сферы жизни общества,
проведения психологических операций,
подрывных и иных деморализующих
пропагандистских акций.
Информационные операции (ИО) на данном
уровне могут решать задачи защиты
национальных интересов США, предупреждения
международных конфликтов, пресечения
провокационных и террористических акций, а
также обеспечения безопасности
национальных информационных ресурсов.
На военном уровне информационные операции
представляют собой комплекс мероприятий,
проводимых в масштабах вооруженных сил
страны, их видов, объединенных командований
в зонах, и являются составной частью
военных кампаний (операций). Они направлены
на достижение информационного
превосходства над противником (в первую
очередь в управлении войсками) и защиту
своих систем управления. Для этого могут
использоваться любые военные и технические
силы и средства, имеющиеся в распоряжении,
при формальном соблюдении правовых,
моральных, дипломатических, политических и
военных норм. Перед ВС впервые поставлена
задача воздействия на противника еще в
угрожаемый период (до начала активных
боевых действий) с тем, чтобы обеспечить
выгодную для США направленность процессов
управления и принятия решений
противостоящей стороной.
Такое распределение задач, по оценке
американских экспертов, должно обеспечить
необходимую эффективность проведения
мероприятий в рамках информационного
противоборства, которое в теории и практике
военного строительства в Соединенных
Штатах стало рассматриваться в качестве
особой формы межгосударственных отношений
после анализа итогов войны в зоне
Персидского залива.
В декабре 1992 года
основные положения концепции информационного
противоборства применительно к
деятельности ВС были сформулированы в
общем виде в директиве министра обороны США
№ TS-3600.1 «Информационная война». В ней
ставились задачи объединенному штабу КНШ и
штабам видов вооруженных сил по разработке
новой концепции. Эта работа была завершена
к концу 1993 года и нашла свое отражение в
директиве председателя КНШ МОР № 30-93. В ней
идеи информационного противоборства были
трансформированы для ВС в концепцию «борьбы
с системами управления» (БСУ). В директиве
КНШ БСУ определялась как «комплексное
проведение по единому замыслу и плану
психологических операций, мероприятий по
оперативной маскировке, радиоэлектронной
борьбе и физическому уничтожению пунктов
управления и систем связи с целью лишения
противника информации, вывода из строя или
уничтожения его систем управления при
одновременной защите своих от аналогичных
действий».
Директива МОР № 30-93 фактически выделила
борьбу с системами управления в
самостоятельный вид оперативного
обеспечения боевой деятельности войск.
Теория борьбы с системами управления
получила свое дальнейшее развитие в Едином
уставе КНШ № 3-13.1 1995 года «Совместные
действия разнородных сил по борьбе с
системами управления противника».
В последующем, по мере развития
компьютерных технологий и в связи с
наметившимися тенденциями к повышению роли
информации во всех сферах жизни
современного общества, в том числе и в
военном деле, американское командование
было вынуждено более широко взглянуть на
проблему информационной войны.
В документе КНШ ВС США «Единая
перспектива-2010», определившем основные
направления развития оперативно-стратегических
концепций применения вооруженных сил в XXI
веке, подчеркивалось, что главной чертой
вооруженной борьбы в следующем столетии
будет перенос акцента в сферу
информационного противоборства и
достижение «информационного господства»
станет обязательным условием победы над
любым противником. Эти же положения
содержит и выпушенный в 2000 году очередной
документ КНШ «Единая перспектива-2020»
Дальнейшее свое развитие концепция
информационного противоборства получила в
инструкции КНШ 3210.01 А «Концепция
информационных операций 3 объединенных
группировок вооруженных сил» от 1996 года,
Едином уставе КНШ № 3-13 «Доктрина
совместных действий по проведению
информационных операций», директивах,
уставах и наставлениях штабов видов
вооруженных сил 1998-го. В этих документах
говорится, что информационные операции являются более
широким понятием, нежели борьба с системами
управления (БСУ), но не подменяют его. Задача БСУ
как самостоятельного вида боевого
обеспечения — борьба с системами управления
и связи как с целевыми объектами, а цель
проведения информационных операций воздействие на
информационные системы противника и
циркулирующую в них информацию или
уничтожение их При организации
информационных операции действия по БСУ
централизованно интегрируются в них и
становятся их неотъемлемыми элементами.
В перечисленных документах определены
цели, задачи и основные принципы
информационного противоборства,
обязанности руководящих органов и
должностных лиц по их организации и
планированию в мирное время и в условиях
кризисной обстановки. Кроме того, в них
перечислены требования к
разведывательному обеспечению
информационных операций, а также к
подготовке личного состава,
обеспечивающего их планирование и
проведение.
Военное руководство США считает, что
эффективное информационное противоборство
должно обеспечить командирам (командующим)
возможность навязать противостоящей
стороне ложное видение обстановки,
принудить ее к ведению военных действий в
невыгодных для нее условиях. Это
достигается в основном благодаря
проведению комплекса мероприятий,
позволяющих, с одной стороны, нарушить
процесс принятия решений противником, а с
другой — обрабатывать информацию по циклу
принятия решений в своей системе
управления эффективнее и быстрее, чем это
может сделать командующий противостоящей
группировкой войск.
Практическая реализация концепции
информационного противоборства
осуществляется путем проведения информационных операций,
которые представляют собой комплекс
мероприятий, имеющих целью оказать
воздействие на информацию и информационно-управляющие
системы (ИУС) противника при одновременной
защите своей информации и информационных
систем. Они являются важным фактором в
достижении и удержании информационного
превосходства в ходе операций объединенных
группировок ВС. Информационная война представляет собой
соответствующую операцию, проводимую в
период кризисной ситуации или конфликта (включая
войну) для достижения специфических целей
над специфическим противником или
противниками. Применительно к
информационным операциям термин «противник»
рассматривается в более широком смысле. Под
ним подразумеваются организации,
группы лиц или отдельные лица, принимающие
решения либо осуществляющие действия,
направленные на срыв выполнения задач,
поставленных перед командованием
объединенных вооруженных сил.
Подготовка и проведение информационных
операций связаны с согласованием и
разрешением на уровне национального военно-политического
руководства страны комплекса вопросов
законодательного и политического
характера. ИО проводятся на всех уровнях
военных действий, границы между которыми
зачастую носят условный характер.
На стратегическом уровне такие операции
проводятся по решению военно-политического
руководства страны и призваны обеспечить
достижение национальных стратегических
целей. В ходе их осуществляется воздействие
на все элементы государственного
устройства потенциальных противников (политические,
военные, экономические и информационные)
при одновременной защите своих
государственных структур. Для достижения
целей ИО на этом уровне должна
обеспечиваться высокая степень
координации между военными органами и
правительственными учреждениями и
ведомствами США, а также союзниками и
партнерами по коалиции.
На оперативном уровне ИО проводятся для
обеспечения успешного хода операции или
кампании в целом или решения главных задач
операции. Их цель — воздействие на линии
связи, системы тылового обеспечения и
боевого управления вооруженными силами
противника при одновременной защите
аналогичных систем, как своих ВС, так и
союзников. Информационные операции,
проводимые на этом уровне, могут
способствовать достижению стратегических
целей.
Информационные операции на тактическом уровне проводятся с
целью обеспечения решения тактических
задач. Они сосредоточены на воздействии на
информацию и информационные системы, такие,
как системы связи, боевого управления,
разведки и другие, непосредственно
обеспечивающие ведение боевых действий
соединениями и частями противника при
одновременной защите как систем своих, так
и союзников.
В основу концепции информационного
противоборства заложена обоюдная
зависимость (уязвимость) США и их
потенциальных противников от информации и
информационных систем. В связи с этим при ее
реализации рассматриваются два аспекта
деятельности — воздействие на
информационную инфраструктуру противника
и защита своей собственной информационной
среды. Соответственно все информационные операции
подразделяются на наступательные и
оборонительные.
Наступательные информационные операции представляют
собой комплексное проведение по единому
замыслу и плану мероприятий по оперативной
маскировке, радиоэлектронной борьбе, программно-математическому
воздействию на ИУС, физическому
уничтожению (выводу из строя) объектов
информационной инфраструктуры, а также
психологических и специальных ИО. В ходе
таких операций принимаются меры,
оказывающие воздействие на сознание людей
и направленные на срыв процесса принятия
решений, а также действия с целью нарушения
работы или уничтожения элементов
информационной инфраструктуры. Новым
элементом наступательных информационных
операций в сравнении с концепцией борьбы с
системами управления являются специальные
ИО и мероприятия по программно-математическому
воздействию на компьютерные сети
противника.
Оборонительные информационные операции представляют
собой взаимосвязанные процессы по защите
информационной среды, вскрытию признаков
нападения, восстановлению боеспособности и
организации ответных действий на агрессию (нападение).
Их основными элементами являются:
обеспечение физической безопасности
информационной инфраструктуры,
безопасности информации и скрытности
действий войск (сил); вскрытие мероприятий
по оперативной маскировке противника;
контрпропаганда; контрразведка;
радиоэлектронная защита и специальные
информационные операции.
Оборонительные информационные операции должны обеспечивать
своевременность и точность передачи данных,
гарантированный доступ к ним пользователей
в условиях информационного воздействия
противника. В ходе их предусматривается
проведение мероприятий по восстановлению
боеспособности информационных систем.
Наступательные и оборонительные информационные операции могут
проводиться по единому замыслу и плану и
взаимно дополнять друг друга. Они
ориентированы на одни и те же объекты
воздействия, в качестве которых могут
выступать:
- органы управления государства и его
вооруженных сил;
- ИУС гражданской инфраструктуры (телекоммуникационные,
включая средства массовой информации,
транспортные, энергетического комплекса,
финансового и промышленного секторов);
- управляющие элементы военной
инфраструктуры (системы связи, разведки,
боевого управления, тылового обеспечения,
управления оружием);
- линии, каналы связи и передачи данных;
- информация, циркулирующая или
хранящаяся в системах управления;
- общество в целом (как гражданское
население, так и личный состав вооруженных
сил), его государственные, экономические и
социальные институты;
- руководящий состав и персонал
автоматизированных систем управления,
участвующий в процессе принятия решений.
В период проведения миротворческих
операций объектами воздействия могут быть
также военизированные, партизанские и
политические организации, религиозные и
социальные группы, отдельные лица, открыто
или тайно выступающие против присутствия
вооруженных сил США или союзников и
препятствующие выполнению ими своей миссии.
По оценке американских экспертов, эффект
целевого информационного воздействия на
противника сравним с применением ОМП и
угроза подвергнуться такому воздействию
может стать важным фактором сдерживания
потенциального агрессора. По их мнению,
эффективность этой угрозы прямо
пропорциональна уровню технологического
развития и масштабам использования
компьютерной техники в системах управления
государством.
Являясь по своему характеру комплексным
процессом, информационная операция
представляет собой интегрированное,
согласованное по времени использование
различных средств и методов,
ориентированных на достижение
определенной общей цели.
Основу достаточно богатого и постоянно
совершенствуемого арсенала методов
ведения информационной войны в ВС США
составляют как исторически хорошо
зарекомендовавшие себя меры, связанные с
использованием традиционных видов
оперативного (боевого) обеспечения войск (сил),
так и новые способы подобного воздействия
на противника.
При проведении наступательных
информационных операций основными
традиционными методами являются
психологические операции и мероприятия по
оперативной маскировке, издавна
применявшиеся для оказания влияния на
сознание людей в процессе принятия ими
решений, а также такие действия, как
радиоэлектронное подавление и
использование средств физического
уничтожения, направленные на нарушение
функционирования или уничтожение
элементов информационной инфраструктуры. К
достаточно новым методам в данном случае
можно отнести программно-математическое
воздействие на компьютерные сети
противника и специальные информационные
операции. Существует также множество
других способов и действий, которые могут
интегрироваться при проведении различного
рода операций. Некоторые из них носят
наступательный характер, другие — оборонительный. По мнению американских
специалистов, их совместное использование
крайне важно для достижения успеха в ходе
проведения как оборонительных, так и
наступательных операций.
Психологические операции представляют
собой мероприятия по распространению
специально подготовленной информации с
целью оказания воздействия на
эмоциональное состояние, мотивацию и
аргументацию действий, принимаемые решения
и поведение отдельных руководителей,
организаций, социальных или национальных
групп и отдельных личностей иностранных
государств в благоприятном для США и их
союзников направлении. Они могут быть
стратегическими, оперативными и
тактическими по своим масштабам и их
проведение может обеспечиваться
мероприятиями оперативной маскировки.
На стратегическом уровне психологические
операции могут проводится в форме
пропаганды определенных политических или
дипломатических позиций, официальных
заявлений либо сообщений руководителей
государства.
На оперативном уровне такие операции
могут проводиться в виде распространения
листовок, с помощью радио- и телевещания,
вещания с использованием средств
громкоговорящей связи, а также других
средств для передачи информации,
содержащей призывы, побуждающие личный
состав вооруженных сил противника к
массовому саботажу, дезертирству, бегству
или капитуляции.
На тактическом уровне проведение
психологических операций предполагает
использование громкоговорящей связи и
других средств для нагнетания страха,
разжигания разногласий и роста
неповиновения в рядах противника.
Воздействие на политических и военных
лидеров, а также на руководителей (наиболее
заметных представителей) СМИ, культуры и
искусства противостоящей стороны является
важным аспектом информационного
противоборства в целом и психологических
операций в частности. В этой связи в США
особое внимание уделяется созданию
коллективных и индивидуальных моделей поведения
представителей высшего и среднего звена
государственного и военного руководства, в
частности составление психологических
портретов на руководителей (в войсках — до
командира соединения включительно).
Для изучения военачальников
потенциального противника и составления их
психологических портретов широко
используются открытые источники,
агентурные данные, а также мероприятия в
рамках военного обмена, масштаб которого
военно-политическое руководство США
настойчиво стремится расширить.
Мероприятия по оперативной маскировке (в
США этим термином обозначается дезинформация и введение противника в заблуждение
— прим. ред.) проводятся
под руководством командующих
объединенными группировками войск (сил). Их
содержанием является оказание воздействия
на органы принятия решений противника
через его системы сбора, анализа и
распределения информации путем
предоставления им заведомо ложной
информации и скрытия признаков реальной
деятельности войск (сил). Цель этих
мероприятий состоит в том, чтобы запутать,
дезинформировать разведывательные органы
противника, заставить их делать
неправильные выводы и, как следствие,
добиться от военного руководства
противника неверных действий. Эти
мероприятия позволяют также опередить
противника в принятии решения, что является
ключом к успеху любой операции.
Оперативная маскировка предполагает
применение следующих способов:
- дезинформация
— распространение
заведомо ложной информации о составе,
состоянии, дислокации, боеготовности своих
войск, их группировках, характере и
способах решения задач, планах,
предназначении и состоянии военной техники
и объектов;
- имитация — воспроизведение
правдоподобных демаскирующих признаков,
характерных для реальной деятельности
войск (объектов), создание радиоэлектронной
обстановки с использованием имитаторов,
радиотехнических устройств, ложных
сооружений и объектов, макетов военной
техники и т. д.;
- демонстративные действия
— преднамеренный показ противнику
специально выделенными силами и средствами
активной деятельности в целях его
дезориентации и скрытия истинных намерений
организаторов;
- обеспечение скрытности действий
— определение признаков, распознаваемых
разведывательными системами противника и
позволяющих ему на основе их анализа
получать особо важную и своевременную
информацию; выбор и проведение мероприятий,
которые обеспечивали бы скрытие этих
признаков и тем самым снижали бы до
приемлемого уровня уязвимость союзников от
действий разведки противника.
Мероприятия по оперативной маскировке
обычно проводятся одновременно с другими,
обеспечивающими действия объединенных сил.
Планирование этих мероприятий
осуществляется сверху — вниз с тем, чтобы
планы по введению противника в заблуждение
подчиненных звеньев поддерживали и
обеспечивали аналогичные планы
вышестоящего командования. В вышестоящем
звене оно предполагает использование
частей и подразделений самого нижнего
уровня, хотя сами их командиры и их
непосредственные начальники могут не знать
содержания общего плана мероприятий.
Поэтому в таких случаях важным является
координация планов мероприятий по введению
противника в заблуждение командиров
нижестоящих частей и подразделений со
старшим начальником.
Успех проведения мероприятий по
оперативной маскировке в определяющей
степени зависит от эффективности
разведывательного обеспечения. Разведка в
этом случае осуществляет вскрытие объектов
противника, в отношении которых
замышляются эти действия, оказывает помощь
в разработке правдоподобной версии,
предлагаемой для дезинформации, выборе
наиболее перспективных объектов для
реализации дезинформации и оценивает
эффективность проведенных мероприятий.
Радиоэлектронная борьба подразделяется
на радиоэлектронное подавление,
радиоэлектронную защиту и
радиоэлектронное обеспечение.
Радиоэлектронное подавление представляет
собой действия наступательного характера,
предпринимаемые с целью дезорганизовать,
нейтрализовать или снизить возможности
противника по эффективному использованию
им радиоэлектронных систем в различных
звеньях управления вооруженных сил.
Радиоэлектронная защита предусматривает
такие действия, как защита своих
радиоэлектронных средств (РЭС) от помех,
создаваемых противником, и осуществление
контроля (наблюдения) за работой (РЭС)
союзников, с целью исключения их взаимного
влияния друг на друга. Радиоэлектронное
обеспечение представляет собой действия,
направленные на обнаружение, идентификацию
и определение местоположения РЭС
противника, которые могут являться как
источниками получения разведданных, так и
источниками информационных угроз.
При принятии решения об использовании
средств радиоэлектронного подавления
учитываются не только цели кампании или
операции, но также и риск от возможных ответных действий противника. Для достижения
максимального эффекта операции
обязательным условием является тесная
координация действий сил и средств РЭБ с
другими мероприятиями по обеспечению
информационных операций, проводимыми
разведкой и связью.
Физическое уничтожение элементов
информационной инфраструктурырассматривается
как проводимые в ходе ИО действия по
применению средств огневого поражения и
физического уничтожения с целью вывода из
строя ключевых элементов системы
управления и связи противника.
Программно-математическое воздействие на
компьютерные сети (компьютерная атака)определяется
как действия с применением аппаратно— программных
средств, направленные на использование,
искажение, подмену или уничтожение
информации, содержащейся в базах данных
компьютеров и информационных сетей, а также
на снижение эффективности
функционирования либо вывод из строя самих
компьютеров и компьютерных сетей.
Способы программно-математического
воздействия по вполне понятным причинам не
являются достоянием широкой гласности и
описываются в специальной грифованной
литературе, предназначенной для
ограниченного круга заинтересованных лиц.
Что касается средств такого воздействия, а
работы в области их создания ведутся в США с
1990 года, то их можно подразделить на
следующие:
- «Логические бомбы» — скрытые управляющие
программы, которые по определенному
сигналу или в установленное время приходят
в действие, уничтожая или искажая
информацию, воспрещая доступ к тем или иным
важным фрагментам управляемого
информационного ресурса либо дезорганизуя
работу технических средств. В АСУ войсками
и оружием подобное вмешательство даже в
течение короткого времени может коренным
образом повлиять на ход и исход боя,
операции.
- Компьютерные вирусы, представляющие
собой специализированные программные
продукты, которые способны воспроизводить
«логические бомбы» (обладая при этом еще
большей разрушающей силой) и внедрять их
дистанционно в информационные сети
противника. Кроме того, вирусы способны
самостоятельно размножаться, то есть
копировать себя на магнитных носителях.
- Программные продукты типа «троянский
конь» программы, внедрение которых
позволяет осуществлять скрытый
несанкционированный доступ к
информационному массиву противника для
добывания разведданных.
- Нейтрализаторы тестовых программ,
обеспечивающие сохранение естественных и
искусственных недостатков программного
обеспечения.
- Преднамеренно созданные, скрытые от
обычного пользователя интерфейсы для входа
в систему. Они, как правило, сознательно
вводятся в программное обеспечение
программистами-разработчиками с
корыстными или диверсионно-подрывными
целями.
- Малогабаритные устройства, способные
генерировать электромагнитный импульс
высокой мощности, обеспечивающий вывод из
строя радиоэлектронной аппаратуры.
Кроме того, большое внимание уделяется
созданию новых средств воздействия на
системы связи, сбора и обработки информации.
Так, с начала 90-х годов осуществляется
переход к использованию необнаруживаемых
помех интеллектуального воздействия (блокировка
ключевых элементов сообщения, например,
названий и координат пунктов, времени
действия с одновременным вводом ложных
ключевых элементов). Такие системы
базируются на автоматизированном анализе
структуры сообщений, отслеживании ключевых
слов, синтезировании речи в реальном
масштабе времени.
К действиям, обеспечивающим проведение
информационных операций, относятся и
мероприятия по организации связи с
гражданской администрацией и населением, а
также по связи с общественностью,
проводимые соответствующими службами
вооруженных сил.
Подразделения по связи с гражданской
администрацией непосредственно
ориентированы на действия, обеспечивающие
взаимную поддержку при проведении
психологических операций.
Декларативно задачи службы по связям с
общественностью заключаются в следующем:
оперативное доведение точной и
своевременной информации о проводимой
кампании (операции) до заинтересованных
организаций и общественности; разъяснение
целей и задач, решаемых вооруженными силами;
предоставление командованию каналов СМИ
для информирования противника (потенциальных
противников) о намерениях и возможных
действиях союзных войск. При этом
утверждается, что все эти действия не могут
применяться для введения противника в
заблуждение или для дезинформации
общественности. На практике, однако,
возможности этой службы широко
используются для формирования мирового
общественного мнения в выгодном для США
отношении за счет выборочной и
дозированной подачи информации.
В целом концепция информационного
противоборства в том виде, в каком она
реализуется в ВС США, не является новым
понятием для российского военного
искусства. Теоретические основы
информационного противоборства достаточно
полно раскрыты в российской военной науке
через понятия «борьба с системами
управления противника», «радиоэлектронная
война», «завоевание господства в эфире», «психологическая
война», «дезинформация», «военная хитрость»
и т. п. «Новизна» американского подхода к
теории информационного противоборства
заключается в комплексном использовании
военно-теоретических разработок по данной
тематике и своих технологических
достижений в области информатики.
В настоящее время США, обладая
значительным преимуществом в области
разработки и использования новейших
радиоэлектронных систем и компьютерных
технологий и основываясь на постулатах
новой концепции, стремятся закрепить за
собой доминирующую роль не только в
политической, экономической и военной
сферах, но и в мировой информационной
инфраструктуре.
В. Жуков
Дата опубликования: 27.09.2007
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу /index.php?page=psy&art=3222" |
|