Статьи по психологии
Американские психоборцы. Пентагон наращивает свое превосходство в информационно-пропагандистском оружии
Самое активное и непосредственное участие в успешном проведении военной операции
ВС США против Ирака приняли части и подразделения психологических операций (ПсО)
сил специальных операций ВС США. При этом они не только массированно применяли
все традиционные формы и методы информационно-психологического воздействия (ИПВ)
на противника, но и предложили ряд новых способов использования современных
технологических возможностей, в частности активное применение интернета и
мобильной связи. По оценкам независимых экспертов, психологические операции,
проведенные в ходе подготовки и проведения операции «Свобода Ирака», были
гораздо масштабнее и намного более тесно увязаны с планами конкретных военных
операций, чем когда-либо ранее.
Во многом это стало возможным благодаря крайне серьезному отношению
военно-политического руководства США к использованию сил и средств
психологических операций в ходе
военных конфликтов. Определенные неудачи при организации и ведении
психологических операций в ряде последних военных кампаний США (в Сомали, в ходе
воздушных ударов по Югославии, в Косово и Афганистане) вынудили Пентагон
внимательнейшим образом изучить опыт применения сил ПсО ВС США и предпринять
меры по совершенствованию своего потенциала в этой области.
Так, в 2000 г. специальная группа Комитета военно-научных исследований (КВНИ)
Министерства обороны США по заказу руководства своего ведомства подготовила
специальный доклад на тему «Создание и распространение всех видов информации в
поддержку психологических операций во время военного конфликта». Определенная
ценность исследования состоит в том, что данный комитет был создан для
представления министру обороны независимого мнения. Утверждения, выводы и
рекомендации КВНИ могут не совпадать с официальной точкой зрения Министерства
обороны США.
Изначально данная спецгруппа КВНИ была создана в связи с рядом недостатков
ведения
психологических операций выявленных в ходе военной кампании в Югославии (в частности,
самолеты ЕС-130Е Commando Solo оказались тогда неспособны вести радио- и
телевещание) и некоторых более ранних операций ВС США. Впоследствии было решено
расширить задачу исследования и изучить все вопросы, связанные с
психологическими операциями как составной частью единой кампании по проведению
информационных операций в мирное время, в угрожаемый период и в ходе боевых
действий. Был также рассмотрен круг вопросов, связанных с организационной
структурой сил
психологических операций в вооруженных силах США и взаимоотношениями между структурами
ПсО и разведки. Кроме того, группа сосредоточила внимание на перспективных
технологиях, включая спутниковое вещание и использование быстро развивающихся
мобильных коммуникационных технологий. Кроме подробного анализа, в задачи группы
входила разработка практических рекомендаций.
Перспективы использования
По мнению американских аналитиков, в ближайшей перспективе
психологические операции должны стать
гибким средством быстрой доставки нужной информации, подстроенной с точки зрения
технических возможностей восприятия под возможного противника в районе операций
ВС США. В будущем отчетливее проявится тот факт, что
психологические операции будут иметь
максимальную эффективность, если начать проводить их до конфликта и продолжать
после завершения активной фазы. Проводимые в угрожаемый период
психологические операции помогут
сформировать благоприятную для ВС США обстановку в регионе.
В будущем в ходе проведения тактических
психологических операций уменьшится роль обычных
звуковещательных средств. Тактические группы ПсО будут широко использовать
новейшие электронные средства получения и передачи информации. Во избежание
риска больше не будут использовать переносные звуковещательные станции. Вместо
этого звукопрограммы будут передаваться по беспроводным сетям на автоматические
громкоговорители на наименее уязвимой бронетехнике (например, танках) и будут
сбрасываться в ходе рейдов в тылу противника. Основной задачей тактических групп
ПсО станет сбор черновых видеоматериалов и их отправка для дальнейшей обработки
в различные центры по разработке материалов
психологических операций. При этом активно планируется
использовать новейшие цифровые средства коммуникации в режиме реального времени.
Собранные материалы будут отсылаться напрямую в объединенный штаб
психологических операций и
использоваться в телепередачах госдепартамента, транслируемых во Всемирной сети.
Для распространения материалов
психологических операций в мирное время будут заключаться контракты с
местными СМИ.
Современное состояние
С точки зрения специалистов группы, быстрое развитие средств коммуникации и
современная скорость передачи информации привели к значительному размыванию
границ между тремя уровнями
психологических операций: стратегическим, оперативным и тактическим.
Как отмечается в докладе, современная структура психологических операций ВС США
во многом отражает изжившую себя политику холодной войны с ориентацией на
поддержку тактических психологических операций непосредственно на поле боя с
использованием звуковещательных станций и непосредственного общения. Доктрина и
организационно-штатная структура психологических операций ВС США на
стратегическом уровне больше соответствуют требованиям военного времени. Такая
ориентация является причиной низкой эффективности действий сил и средств ПсО в
угрожаемый период и в ходе миротворческих операций. В числе главных недостатков
системы психологических операций ВС США на стратегическом уровне эксперты
отмечают отсутствие согласованности и несоответствие в содержании информационных
кампаний на ТВД и мероприятий в области программ международного общественного
информирования (внешнеполитической пропаганды МОИ).
Учитывая масштабы ИПВ в ходе оперативных
психологических операций, планирующие органы ПсО должны
развернуть свою деятельность в поддержку главкома на ТВД и начать координировать
мероприятия
психологических операций еще до начала переброски войск в регион. Однако развертываемые
обычно оперативные группы
психологических операций малочисленны и не обладают соответствующим уровнем
компетентности для эффективной организации ПсО (в первую очередь это касается
качественного планирования, то есть включения мероприятий
психологических операций в соответствующие
оперативные планы).
В области организации и ведения психологических операций на оперативном уровне
силы и средства ПсО ВС США призваны конкурировать с хорошо подготовленными
местными и международными средствами массовой информации, которые зачастую лучше
финансируются и лучше оснащены в техническом плане. В частности, они не имеют
возможности распространять материалы ИПВ через интернет и коммерческие
спутниковые каналы. Теле- и радиовещательные станции, размещенные на борту
самолетов ЕС-130Е Commando Solo, технически устарели и легко подавляются
техническими средствами противника. Подразделения
психологических операций ВС США, как правило,
укомплектованы военнослужащими, представляющими собой, как отмечено в докладе,
«в большинстве случаев любителей без специального образования», не имеющими
опыта профессиональной работы в крупных СМИ и соответствующих навыков в
маркетинге, изучении общественного мнения и производстве материалов ИПВ.
Особо в докладе КВНИ выделены проблемы, связанные с недостаточным знанием
специалистами
психологических операций ВС США национально-психологических и культурных особенностей
зарубежных объектов воздействия, что неоднократно приводило к низкой
эффективности проводимых мероприятий. В идеале, по мнению экспертов группы,
изучение иностранных объектов психологических операций должно быть поставлено на
современную научную основу и базироваться на доступе к любым данным
национального разведывательного сообщества и последним достижениям в области
информации. В действительности специалисты
психологических операций ВС США сталкиваются со
значительными трудностями при получении необходимых разведданных.
В докладе обращается внимание руководства МО на то, что существующая
организационно-штатная структура сил ПсО ВС США плохо отвечает потребностям
проведения тактических
психологических операций. Региональные батальоны, которые отвечают за ведение
оперативных психологических операций, имеют значительные трудности при
развертывании в районах боевых действий и испытывают дефицит специалистов,
способных решать разноплановые задачи.
Основной недостаток сил и средств, предназначенных для тактических
психологических операций, заключается в их значительной уязвимости в конфликтах
средней и высокой интенсивности. С возрастанием поражающих факторов современного
оружия срок жизнедеятельности тактических команд
психологических операций в составе трех человек на
легком бронированном автомобиле, оснащенном громкоговорителем с дальностью
вещания около 1000 м, по оценкам экспертов группы, будет идти уже не на часы, а
на минуты, а средства удаленного управления сеансами звуковещания пока не
разработаны.
Рекомендации по совершенствованию
Одним из главных выводов специальной группы, прозвучавших в докладе, стало
настоятельное требование, чтобы применение
психологических операций в ходе военных действий
рассматривалось должностными лицами всех уровней как неотъемлемая часть общей
военной операции, а не отдельно. Для повышения эффективности
психологических операций необходимо
включать их как часть единой информационной операции на всех стадиях развития
конфликта, начиная с угрожаемого периода в мирное время, включая полномасштабные
боевые действия и этап после завершения основной фазы вооруженного конфликта
(операции по стабилизации обстановки и восстановлению мира).
Кроме того, в докладе был сформулирован целый ряд конкретных практических
рекомендаций по совершенствованию ПсО ВС США. Эксперты группы КВНИ предлагают:
1. Создать в Министерстве обороны специальный орган по планированию
психологических операций под руководством помощника министра обороны по
специальным операциям и конфликтам низкой интенсивности, который будет
обеспечивать интеграцию психологических операций на оперативном и тактическом
уровне с программами стратегического международного общественного
информирования, а также оказывать помощь в планировании стратегических
психологических операций.
2. Пересмотреть организационно-штатную структуру и ряд должностных категорий
аппарата
психологических операций:
увеличить штатную численность офицеров ПсО (оперативных и планирования) в штабе
командующего ВС США на ТВД, создать постоянное «ядро», на основе которого будет
развертываться объединенная оперативная группа
психологических операций;
усовершенствовать структуру сил ПсО (регулярных сил и резерва), предназначенных
для развертывания и выполнения задач, стоящих перед объединенной оперативной
группой
психологических операций;
главный советник командующего на ТВД по
психологическим операциям должен иметь штатную категорию
«полковник» (или эквивалентную гражданскую должность) и входить в специальный
штаб командующего;
командир объединенной оперативной группы
психологических операций, поддерживающей командующего ОГВ на
ТВД, должен иметь штатную категорию «полковник».
3. Помощник министра обороны по специальным операциям и конфликтам низкой
интенсивности и командование специальных операций США должны предпринять меры по
повышению общего качества материалов ИПВ путем привлечения существующих на рынке
производителей высококачественной продукции. С этой целью необходимо обеспечить
соответствующее финансирование сил
психологических операций ВС США для определения и задействования в
своих интересах определенного круга стабильных коммерческих медиа-провайдеров,
на что потребуется выделить примерно 10 млн. долл. в год.
4. Создать в разведывательном управлении Минобороны специальное разведывательное
подразделение психологических операций. На уровне заместителя министра обороны
решить вопрос с обеспечением аппарата ПсО доступом ко всем имеющимся открытым
источникам информации и привлечь разведывательные структуры для предоставления
силам
психологических операций всех имеющихся архивных материалов и базовой информации, включая
сведения по национально-психологическим и культурным особенностям и СМИ
определенных стран. Предполагается, что это не потребует дополнительных
бюджетных расходов.
5. Рекомендуется рассмотреть вопрос о создании специального фонда военной
разведки, необходимого командованию специальных операций США для приобретения
соответствующих информационных источников за пределами страны, прежде всего в
Европе и Азии, а также для создания банка данных. Затраты на это оцениваются
примерно в 5 млн. долл. в год.
6. Министерству обороны совместно с государственным департаментом США необходимо
обеспечить финансирование, определить, приобрести и поддерживать в надлежащем
состоянии коммерческие каналы и «раскрученные» брэнды для распространения
информации в интересах
психологических операций. Также следует всячески развивать и совершенствовать
политику использования новых и существующих трансатлантических СМИ.
Рекомендуется активно привлекать для ПсО признанных профессионалов и
использовать высококвалифицированные коммерческие структуры, способные
обеспечить качественное содержание материалов ИПВ. Предполагаемые расходы
составят примерно 10 млн. долл. в год.
7. Министерство обороны должно приобрести технические возможности,
соответствующие современным и перспективным технологиям и способам
распространения массовой информации. Более того, Минобороны должно обеспечить
финансирование приобретения (в собственность или в аренду) у коммерческих
организаций перспективных каналов создания и распространения информации.
Предполагаемые расходы — приблизительно 10 млн. долл. в год.
8. Министерство обороны должно продолжить оснащение существующего парка
самолетов EC-130E Commando Solo комплектом оборудования для специальных миссий.
По мнению экспертов группы, получаемые преимущества в связи с переустановкой
специального оборудования на платформы EC-130J не соответствуют затратам в 250
млн. долл. Более того, в будущем каналы распространения информации во всемирном
масштабе ограничат эффективность радио- и телевещания. Для выполнения различных
миссий командованию специальных операций США необходимо разработать
малогабаритные и легко перенастраиваемые приемопередающие комплексы, совместимые
с различными базами, включая беспилотные летательные аппараты и арендуемые
самолеты. Первоначальные вложения в разработку и создание таких комплексов
оцениваются примерно в 10-20 млн. долл. в год.
9. Ежегодно увеличивать финансирование на обеспечение потребностей сил
психологических операций
примерно на 50 млн. долл. в год (для реализации рекомендаций 1-8).
Предполагается, что такое увеличение расходов на указанные нужды можно
обеспечить за счет перераспределения суммы в 250 млн. долл., первоначально
предназначенной для переустановки спецоборудования Commando Solo на платформы
EC-130J.
Таким образом, согласно выводам американских экспертов, непременным условием
успешного ведения
психологических операций в современных условиях является постоянное моделирование
наиболее вероятных направлений развития глобальных средств массовой
коммуникации, их возможного влияния на содержание программ психологических
операций и информационно-пропагандистской продукции и своевременное
перевооружение сил ПсО ВС США, обеспечивающее адекватные технологии и
технические возможности. При этом крайне необходимым считается эффективное
изучение специалистами
психологических операций ВС США зарубежных объектов воздействия
психологических операций и создание на этой основе современных каналов и средств
распространения материалов информационно-психологической войны.
Роль, отводимая информационным операциям в стратегических планах Пентагона, и
определенные неудачи американских формирований
психологических операций, в частности в Югославии,
Афганистане, Ираке и ряде других районов, заставляют военно-политическое
руководство США предпринимать активные дальнейшие меры по повышению
эффективности всей системы психологических операций ВС с учетом рекомендаций,
выработанных специальной группой КВНИ МО США. Так, в ходе осуществляющихся в
настоящее время в ВС США реформ в сухопутных войсках принято решение создать еще
две роты ПсО регулярных сил и четыре роты ПсО резерва, а также продолжать
наращивать усилия по модернизации технических возможностей этой службы.
Как отмечают российские специалисты по информационному противоборству, особенно
интересен тот факт, что подавляющее большинство проблем, с которыми сталкиваются
американские силы
психологических операций, характерны и для аналогичных формирований вооруженных сил
РФ. Однако изложенный выше уровень предполагаемого их решения, финансирования и
совершенствования технических возможностей аппарата психологической войны ВС США
справедливо вызывает у российских «психоборцев» чувство сильной зависти.
Владимир Ахмадуллин
Дата опубликования: 23.09.2007
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу /index.php?page=psy&art=3213" |
|