Статьи по психологии
Психологическое воздействие в тоталитарных сектах
Тоталитарные секты покоятся на эффективных коммуникативных технологиях, что позволяет
им увлекать за собой большое число сторонников. Любое
государство относится к ним с определенными опасениями, поскольку они представляют собой источник неконтролируемых обществом коммуникативных потоков, а
любое общество всегда отдает предпочтение «культуре
согласия».
Сегодняшняя Россия также видит серьезную опасность своей информационной безопасности в тоталитарных сектах. А
на Западе уже достаточно давно отмечают серьезную сближенность
религиозных и политических движений. Дж. Браун видит
следующие параметры эквивалентности между ними:
1) все массовые движения вербуют своих сторонников из
одного типажа людей, обращаясь к тем же особенностям
ума человека;
2) такие движения часто конкурируют друг
с другом, тем самым привлечение сторонников к одному
движению приводит к их потере другим;
3) все массовые
движения взаимозаменяемы и легко могут трансформироваться одно в другое. Возможно, с этим связано серьезное неприятие властью религии в бывшем СССР. На
определенном уровне возникает конкуренция между двумя массовыми организациями.
Тоталитарные секты эксплуатируют достаточно серьезные механизмы воздействия на человеческое сознание,
среди которых можно выделить следующие:
1. Монологичность — первым делом объявляются
«дьявольскими» любые другие источники информации
(СМИ, родители, друзья), тем самым достигается
однонаправленность воздействия.
2. Понижение сопротивления — здесь используются чисто физиологические механизмы: отсутствие белковой
еды, уменьшение числа часов сна делают человека более
внушаемым. Повторение бессмысленных словосочетаний, осмысленных молитв неограниченное количество
раз также понижает сопротивляемость.
3. Опора на апробированную мифологию — лидеры сект
объявляют себя новым пришествием бога на землю, чем
включают уже проверенные мифологические схемы.
4. Коллективизм — воздействие всегда осуществляется
в коллективе, где человек автоматически начинает копировать правильное поведение с помощью других членов
сект.
5. Эмоциональность — секта эксплуатирует эмоциональную составляющую бытия, к ней приближается человек, не получающий удовлетворения в своем окружении.
6. Контраргументация — лидеры сект заранее приводят своей пастве контраргументацию на возможные возражения, заготовки ответов на стандартные вопросы.
7. Целевая аудитория — она также достаточно точно
определена, как правило, это люди с разорванными социальными связями (типа горе в семье), либо с еще не
сформированными социальными связями (молодежь).
Институт Гэллапа в свое время издал тесты, ставшие в
США настольной книгой, которые призваны помочь в
определении, является ли секта тоталитарной. Вот ряд
таких правил:
1. Есть ли в секте иерархия? Армейский принцип
«начальник — подчиненный» должен внушить опасения.
2. Есть ли материальные требования к членам секты?
Обязательность, а не добровольность пожертвований является плохим признаком.
3. Существует ли в секте принуждение? Обязательное
выполнение заповедей и ритуалов, когда вам это не нравится, является признаком тоталитарности.
4. Какими стали отношения с окружающими? Появление признаков нетерпимости и раздражительности показывает, что выбранный путь неправилен.
5. Уважаются ли в секте права личности? Особо опасно, когда возникают требования сменить работу или семейное положение.
6. К чему зовут руководители секты? Скорый конец
света, насильственное изменение общественного строя
должны несомненно насторожить.
При этом авторы призывают не пытаться переубеждать
сектантов, поскольку они гораздо более подготовлены к
этому. Их совет состоит в том, чтобы попытаться найти в
учении и практике секты то, что явно противоречит цели
близкого вам человека. Если человек стремится к духовному развитию, то акцент на имеющихся в секте нетерпимости, фанатизме, раздражительности может помочь.
Игорь Молчанов
Дата опубликования: 10.09.2007
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу /index.php?page=psy&art=3186" |
|