Статьи по психологии
Роль психолога в политической кампании: задачи и возможности
Одной из главных задач, которую дает возможность решить прикладная психология в ходе
политического процесса, является обеспечение
кандидата в депутаты информацией о психологических
особенностях аудитории, на которую направлена его политическая активность.
Наряду с масштабными социологическими исследованиями, позволяющими выяснить политические симпатии электората, рейтинг средств массовой информации,
готовность избирателей участвовать в голосовании и ряд
других факторов, необходимы психологические исследования, направленные на решение важнейшей задачи избирательной кампании
— собрать материал
для создания имиджа кандидата, который был бы максимально доступен для восприятия избирателями.
Речь идет о психологических исследованиях по таким направлениям:
а) анализ отношения к прошлому опыту, сегодняшних настроений и ожиданий целевой аудитории политического деятеля;
б) изучение речевых конструкций — «языка» различных общностей и групп избирателей;
в) проверка различных компонентов планируемого
имиджа кандидата — тех или иных характеристик
личности кандидата и его программных тезисов.
Результаты этих исследований наиболее эффективно могут использоваться при условии включения в команду кандидата психолога (или оказания им консультативной поддержки).
В ходе избирательной кампании психолог может выполнять различные
функции — в зависимости от распределения ролей и квалификации других участников команды.
Сформулируем основные задачи, которые может
решить психолог в процессе избирательной кампании.
1. Сбор информации для формирования имиджа
кандидата — включает в себя, кроме организации описанных выше типов психологических исследований
электората, интервьюирование кандидата с целью выяснения его
психологических свойств и возможностей.
2. Выработка главных компонентов имиджа кандидата на основании собранной и проанализированной
информации и выбор целевой аудитории (потенциальных
приверженцев).
3. Участие в составлении политических рекламных
текстов кандидата и его группы поддержки.
4. Подготовка кандидата и членов его группы поддержки к выступлениям, встречам, агитационной кампании и другим мероприятиям предвыборного марафона.
5. Анализ «обратной связи» с электоратом — появляющихся слухов, оценок, суждений относительно кандидата — для коррекции его имиджа и политического поведения.
Все эти задачи психолог (психологи) может решать
коллегиально с другими членами команды, отвечающими
за идеологию кампании — социологами, политологами,
пресс-секретарем, спичрайтерами, рекламистами, имиджмейкерами и др., однако психолог может и взять на себя
какую-то одну задачу в полном объеме — в каждой команде это взаимодействие происходит своим уникальным
способом по причине открытости и игровой специфики
ситуации избирательной кампании.
Е.Л. Луценко
Дата опубликования: 25.08.2007
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу /index.php?page=psy&art=3157" |
|