Статьи по психологии
Что такое «административный ресурс»
Последней
избирательной кампанией в СНГ,
выигранной в основном
пропагандистскими методами,
стала незабываемая «Голосуй или
проиграешь» образца 1996 года. В
последующие годы основной «вес»
в политическом бизнесе
приобретают не психологические
технологии влияния на электорат,
а совсем другие факторы.
Это объяснимо. У жителей
постсоветских стран постепенно
формируется психологический
иммунитет к тому шквалу
коммерческой и политической
рекламы, который обрушивается на
них ежедневно вот уже целое
десятилетие.
Во времена перестройки и первые
послеперестроечные годы было
достаточно обличительной
риторики и ореола «борца», чтобы
завоевать любовь девственного (в
смысле политического опыта )
электората и обеспечить
успешную политическую карьеру.
Сегодня красивые слова и пустые
обещания не дают нужного эффекта.
Бесплатно раздаваемые во время
избирательных кампаний керогазы,
футбольные мячи и куриные
окорочка уже никого не вводят в заблуждение.
Народ постепенно понял, что, взяв
у кандидата бутылку водки,
голосовать за него совсем не
обязательно. Поэтому брать —
берут, но всеохватывающего
чувства любви к «благодетелям»,
как правило, не возникает.
Сегодня на людей не производят
особенного впечатления и
поспешные, аккурат перед
выборами, визиты ответственных
лиц в детские дома,
исправительные учреждения и
больницы для бедных.
Не спасают ситуации и такие «крутые»
методы формирования
общественного мнения, как «слив
компромата» с помощью
подконтрольных СМИ.
Безмолвствующий электорат, на
которого со всех сторон
выливаются потоки «чернухи»,
укрепляется в одной разумной
мысли: «Сегодня никому верить
нельзя — все же сволочи...» В
социальной психологии давно
описан феномен «перекорма» или «усталости
масс». На какое-то время люди
становятся невосприимчивыми к
громким лозунгам и призывам к
борьбе за очередное «светлое
будущее». Усталость обычно
наступает после эпох больших
социальных потрясений и может
длиться несколько лет.
Как правило, в России и окрестностях
терпят провал и все попытки
построить имидж кандидата на его
физической привлекательности
для определенных групп
населения. В самом деле, у нас
— не Америка, где тамошняя
женщина точно проголосует за
более высокого, более
привлекательного и, обязательно,
черноволосого мужчину. Выбирать
кандидатов по внешнему виду —
это привилегия сытых и
благополучных стран со
стабильной политической
системой.
В условиях переходного
периода те политические
технологии, которые базируются
на пропагандистских методах
воздействия, очень дороги и не
дают гарантированного
результата. В отличие, например,
от западных стран с развитым
гражданским обществом или стран
с тоталитарными режимами. И в тех,
и в других существуют свои
методы информационного влияния
и социального контроля,
вместе составляющие систему
гегемонии властных элит. В
переходных обществах старые
механизмы социально-психологического
влияния уже недействительны, а
новые еще окончательно не
сформировались. Массовые
социально-психологические
процессы еще не приобрели
необходимую инерцию, и любые
незначительные влияния могут
подтолкнуть электорат к
непрогнозируемому поведению.
Поэтому применение стандартных
пропагандистских технологий
неэффективно (точнее — может
привести к непредсказуемым
результатам).
Стоит ли беспокоиться, что народ
начинает критически относиться
к политике и политикам? Может оно
и к лучшему. Растущая
индифферентность избирателей к
ухищрениям политтехнологов
разного пошиба может только
радовать. Однако это
обстоятельство заставило
политический бомонд в очередной
раз вспомнить старую мысль, что
важно не то, как голосуют, а то —
как считают. На главные позиции
снова вышел пресловутый «административный
ресурс».
Обсуждать данную проблему «серьезные»
специалисты не любят. Это — одна
из самых закрытых тем
политического бизнеса.
Информацию по этому вопросу
получить крайне сложно. При
упоминании административного
ресурса принято со значением
надувать щеки и делать «понимающее»
выражение лица. Те, кто знает
много, предпочитают при этом
молчать. Те, кто знает мало, также
молчат. (Эти, правда, любят
молчать с многозначительным
видом, изо всех сил пытаясь
показать свою близость к тайнам
великих мира сего.) Ну а те,
кто ничего не знает, обычно и рассказывают
на каждом углу о загадочном и
могущественном
административном ресурсе.
На самом деле, ничего
загадочного здесь нет. Все
достаточно просто. Нехитрую
сущность этого явления я понял
несколько лет назад, когда
работал на выборах в одном из
крупных городов. Вопреки распространенным мифам, фальсификациями при подсчете голосов проблема отнюдь не исчерпывается. В гораздо большей степени админресурс воздействует на непосредственный ход избирательной кампании. Итак, влияние «административного
ресурса» имеет место, когда:
- есть насильственное
втягивание граждан (чаще всего —
работников госучреждений) в партийные
ряды; другой вариант — людей под
угрозой увольнения принуждают к
выходу из «плохих» политических
движений;
- существует давление на
предпринимателей — местная
власть принуждает их
перечислить деньги в различные
благотворительные фонды,
средства из которых идут на
избирательную кампанию нужных
кандидатов;
- ответственные лица под
любыми предлогами препятствуют
регистрации потенциально
сильных кандидатов;
- ответственные лица проводят с кандидатами «задушевные разговоры», в ходе которых извлекаются из архивов старые уголовные дела, звучат обещания «похоронить» бизнес кандидата, предлагаются отступные в виде «непыльных и хлебных» мест, намекается на особые отношения со спонсорами конкретного кандидата и т.п.;
- власть выдвигает список приемлемых кандидатов «пакетом», отсекая тем временем от выборов неугодных кандидатов, обеспечивая тем самым «выборы без выбора» и превращая последние в политический фарс;
- почти все местные СМИ
прославляют одного кандидата и
замалчивают существование
другого;
- одному кандидату открыты все
двери, а для другого в большом
городе никак не находится
помещения для выступления перед
избирателями;
- прямой шантаж избирателей,
например, временное отключение
населенных пунктов от
энергоснабжения или ограничение
завоза хлеба в магазины
демонстрирует «непонятливым»,
что их может ожидать в случае «неправильного»
выбора;
- налоговая полиция «по
поступившему сигналу» проводит
обыски в избирательных штабах,
изымает печатные материалы и
финансовые документы;
- за два дня до выборов суд «на
законных основаниях» снимает
одного из кандидатов, имеющего
высокий рейтинг;
- правоохранительные органы
арестовывают тиражи газет с «неудобными»
статьями;
- милиция может избить на
улице политических активистов,
агитирующих «не за тех»
кандидатов;
- власть на местах доходчиво
объясняет членам избиркома, что
они могут избрать кого угодно, но
им здесь жить дальше;
- имеет место «голосование
строем» — дружные ряды солдат,
милиционеров, заключенных,
колхозников идут голосовать за
того, кого им назвали местные
власти;
- во время подсчета голосов
представители местной
госадминистрации попросту
выгоняют за двери всех
независимых наблюдателей, а
утром радостно сообщают об
убедительной победе «их»
кандидата;
- в конечном итоге
председатель комиссии заявляет,
что все имевшие место
незначительные нарушения не
повлияли на волеизъявление
избирателей.
«Вы можете жаловаться» — как
руководителю избирательного
штаба, мне доводилось много раз
слышать эти слова в ответ на
протесты по поводу действий
обличенных властью чиновников.
Эта вежливо-иезуитская фраза
мерещилась мне еще много недель
после окончания выборов. Вы
можете жаловаться куда угодно: в
милицию, в суд, в прокуратуру, в госадминистрацию...
Везде Вас вежливо выслушают, но и
только.
Круговая порука на всех уровнях
властных структур — вот в чем
сила и могущество
административного ресурса. В основе
ее организации — взаимный
услугообмен «ты — мне, я — тебе».
(Средства обмена: деньги,
должности, статус,
покровительство, защита,
преданность и т.д.) Внутренние
отношения взаимной выгоды
роднят «административный ресурс»
с мафиозными группировками,
тоталитарными сектами и другими
организованными сообществами
закрытого типа.
Крайней степени развития это
явление достигает в тоталитарных
и полуфашистских государствах.
Там административные структуры
способны почти полностью
подавить все информационные
каналы, связывающие
потенциальную оппозицию с
электоратом. Но и в относительно
свободных условиях переходного
периода тотальное
административное давление часто
приводит к классическим «выборам
без выбора».
Схема таких
псевдовыборов не меняется со
времен КПСС: единый кандидат от «блока
коммунистов и беспартийных»;
масса людей, специально
собранная органами власти;
скучные выступления кандидата,
ответы на вопросы подставных «представителей
народа», обвинения в связи
одного из кандидатов с мафией,
уверения в преданности со
стороны аудитории и проч. (Для
примера, вспомните недавние
выборы нашего горячо любимого
славянского «батьки».)
Особенно это характерно для
мажоритарных округов — там
исключить влияние
административного ресурса
практически невозможно. Причина
кроется в том, что, как уже было
сказано, большинство людей не
интересуются политикой. И если
на всех уровнях местной власти
авторитетные чиновники говорят:
«Голосуйте за Васю», скорее
всего, этот Вася и наберет
большинство голосов.
Особой
загадки в этом феномене нет. В
отличие от полумифических
демократических свобод,
клановый патернализм
предоставляет среднему человеку
возможность сносно существовать
уже сегодня. И если уважаемые им
лично люди (мэр города, директор
завода, председатель сельсовета,
— от которых в основном и
зависит благополучие местных
жителей) не стесняются
признаться, что нуждаются в его
голосе, то почему бы и нет. Голоса
ему не жалко, а что там они
будут решать — не его ума дело.
Барину виднее...
Смирение в обмен на
относительное благополучие. В
этом состоит смысл негласного
договора между региональными
феодалами и местным населением.
Наплевать на идеалы демократии
или заветы Ильича! Гораздо
важнее, чтобы местный барин не
отменил ежедневный автобус до
ближайшего райцентра! (Для «непонятливых»
периодически используется
шантаж с демонстрацией реальной
возможности выполнить угрозу.
Так, временное отключение
населенных пунктов от
энергоснабжения накануне
выборов явно или неявно дает
понять избирателям, что их может
ожидать в случае «неправильного»
голосования. Угроза холода и
голода — мощное средство
контроля над поведением
электората.)
Склонность рядовых граждан к
вассально-феодальному мышлению
давно подмечена «серьезными»
политтехнологами. Об этом
свидетельствует структурный
анализ деятельности ведущих PR-агентств,
специализирующихся в
политическом бизнесе. Из года в
год они все больше ориентируются
не столько на применение
пропагандистских методов
влияния на электорат, сколько на
установление отношений с людьми,
контролирующими ситуацию в
конкретных регионах.
В самом деле, зачем тратиться на
дорогостоящую массовую
пропаганду? Тем более что ее
эффективность в сегодняшних
условиях весьма проблематична.
Достаточно заручиться
поддержкой региональных
властных структур, пресечь с их
помощью пропаганду политических
оппонентов и использовать
представителей местной элиты в
качестве «лидеров мнения»
для населения.
Сегодня выборы выигрывает
совсем не тот, кто знает самые
хитрые технологии. Побеждает тот,
кто может замкнуть на себя
интересы большинства
заинтересованных групп и
согласовать их с интересами
большинства избирателей. Для
современного политического
бизнеса это является аксиомой.
Еще одна аксиома заключается в
том, что в настоящий момент самые
большие возможности для этого
имеют административные
структуры, они же — первая,
главная и единственная власть в
регионах.
Каким же образом можно
противостоять всесильному
административному ресурсу?
Этого сегодня не знает никто.
Силу админресурса нельзя
подорвать путем разоблачения
грехов и преступлений — сегодня
их не особо и скрывают, хотя и не
афишируют. Современные режимы
власти опираются отнюдь не на
уважение и авторитет у населения,
а на силу круговой поруки. (Цитата
из жизни: «Пока ОМОН и суды послушны,
плевать мы на вас хотели...»).
Наши начальники не боятся собственного народа — в этом все дело. Они боятся друг друга, президента, местного олигарха, но только не народа. У наших начальников отсутствует панический страх перед собственным народом, ствойственный, к примеру, их западным коллегам. Западный мир создал более-менее
эффективную систему, которая
способна противостоять
административному произволу —
развитое гражданское общество,
независимое от органов власти. В потенциале оно способно «разорвать» недобросовестного чиновника любого ранга.
Для большинства постсоветских
стран это — фантастика. У нас
отсутствует основная
предпосылка его формирования —
материальное благополучие
широких слоев населения.
Основная масса граждан просто
парализована тяготами жизни и
борется за элементарное
выживание. Здесь уже не до
демократических свобод.
Второй вариант противостояния
административному ресурсу более
реален — большое количество
сильных политических партий,
активно конкурирующих между
собой и поэтому
заинтересованных в честных и открытых
«правилах игры» на политическом
рынке. Анализ избирательных
компаний 2000/2001 годов в
Российских регионах показывает,
что там, где такая конкуренция
имеет место быть, власть
чиновников обычно не является
критическим фактором. Там, где
партийной конкуренции
фактически нет, выборы обычно
выигрывают местные «феодалы» —
те, кто имеют сильные позиции в
региональных властных
структурах, обеспечивают
работой тысячи своих земляков и
от которых зависит благополучие
целых регионов. Этим трем
преимуществам сегодня
неспособно противостоять
никакое «правильное применение
современных электоральных
технологий».
Виктор Сороченко
Дата опубликования: 24.08.2007
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу /index.php?page=psy&art=3155" |
|