НАУКА ЛИДЕРСТВА Дистанционное обучение ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ Учебные курсы Наши проекты
Реклама от Google
|
Статьи по психологииСон разума порожден рекламой?Прежде, чем мы начнем разговор, я хочу привести несколько аксиом, которые послужат основой нашей беседы. Первая — реклама — это способ продвижения товара, в нашем случае мероприятие, направленное на стимулирование приобретения товара или потребления услуги. Данная аксиома однозначно определяет цели рекламы — продать, «всучить», если угодно, какой-либо товар. Если для кого-то реклама — это произведения искусства, то после прочтения этой статьи он может оказаться на грани крушения идеалов. Вторая наша аксиома — это то, что при общении 10% коммуникации проходит на сознательном уровне, то есть подвергается нашему критическому осмыслению. Остальные 90% — это процессы, проходящие на уровне подсознания, и не поддающиеся контролю разума. Третья аксиома определяет, что невозможно не участвовать в коммуникации. Если в комнате по телевизору идет рекламный блок, то можно на экран даже и не смотреть, а читать, скажем, газету (что многие и делают). И все равно каждый получает свою дозу, и грузят его не менее успешно. И четвертая, пожалуй, самая главная аксиома, высказана классиками: «Обеспечьте 10% и капитал согласен на всякое применение, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при ЗОО% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы» (Т.Дж. Даннинг). Изучив около тысячи рекламных роликов, которые постоянно крутятся в блоках по всем телеканалам, можно сделать потрясающий вывод. Оказывается, существуют два вида видеорекламы. Первый вид — это профессиональная реклама, направленная на то, чтобы народ не зарывал в землю свои золотые, а нес их в магазины. Второй вид — это реклама, созданная счастливыми владельцами Betacam-студий и защищающая нас от этих самих магазинов. К первому виду относится видеореклама, рекламирующая западные торговке марки и появляющаяся в основном на ОРТ, РТР, НТВ и других глобальных каналах. Вторая — эта местная, наша родная реклама магазинов и магазинчиков. Пока нас интересует только первый вид рекламы. Почему? Если мы расскажем правду о втором виде, некоторые рекламные агентства города могут остаться без работы. И наша задача поговорить о «настоящей» рекламе — средстве маркетинговой коммуникации, а не приколоться над «изящными» рекламными идеями мэтров. Хоть раз в рекламе памперсов Вам говорили этак прямо: «Покупайте памперсы»? Хоть раз в рекламе риглисов и стиморолов Вам говорили: «Покупайте жвачку»? Хоть раз в рекламе кофе Вам говорили: «Покупайте кофе»? Скорее всего, нет. В профессиональной рекламе никогда не предлагается покупать рекламируемый товар. Современная реклама только показывает процесс потребления, использования товара. Реклама только дружески подсказывает потребителю о свойствах товара, о его качестве, о его преимуществах перед другими. Призыв «Покупайте!» всегда бился и бьется о стену рационального расчета. Гораздо предпочтительней стоять рядом с человеком, советовать ему на ушко и делать вид, что фирма нейтральна к его кошельку. А команда «Покупай!» (единственная, для которой и делают любую рекламу) закладывается в ролике средствами подсознательной коммуникации. Также подсознательно вводятся и все инструкции, стимулирующие покупку товара. Естественно, во время сна разума реклама «отключает» сознание, используя разнообразные техники, и остается один на один с внутренним миром, и управляет им. Как Вы думаете, что есть общего у практически всех роликов кофе? У «Нескафе», «Чибо», «Якобс», «Эльгусто», «Фолджерс», «Монтеррей» и других. Сколько бы Вы сейчас не гадали, ответа не найдете. А общее то, что все герои роликов хлещут кофе как газировку из больших кружек. Хороший кофе в лучших домах Лондона и Парижа во все времена принято пить из специальных маленьких чашечек. С экрана говорят и на экране показывают, что растворимый кофе по качеству настолько превосходен, что не уступает по вкусу натуральному зерновому кофе. Ну, тогда и пейте его по-настоящему. Ан нет. Все пьют из кружек и чуть ли не из пивных бадей. Мало того, еще и сувенирные, подарочные кружки фирм-производителей поражают своими размерами воображение истинных ценителей хорошего кофе. Так почему кружка большая? Мы пьем кофе кружками. Большая кружка — больше кофе. Даже в большой кружке мы делаем крепкий кофе. Чем больше кофе мы пьем за раз, тем быстрее он кончается в банке. Чем быстрее заканчивается банка, тем мы раньше купим другую. Что это? Стимулирование сбыта, и только. И средство — подсознательная инструкция «делай как я», замаскированная в кадре с большой кружкой. Другой пример. Что дольше защищает от кариеса, как не подушечка «Дирола» пли «Орбита», что имеет наиболее длительный и устойчивый вкус, как не они же, только с другим названием. Но опять, и производитель «Дирола» и «Стиморола», и производитель «Риглиса» и «Орбита» едины в рекламе — все персонажи жуют за раз по две подушечки. По две подушечки нарисовано и на упаковке, и на плакатах, и на листовках. Почему? В упаковке всегда по 5 пластинок. Каждая завернута в фантик. Упаковка «жуется» за 5 раз. Подушечки дешевле при производстве, стоят чуть-чуть дороже, но их больше. То есть, жеваться они будут дольше, чем за 5 раз. Потребитель жует больше, а покупает меньше. Плохо. И вводится подсознательная инструкция — жевать за раз по две подушечки. Третий пример. Каждый ролик «Тефаль» заканчивается слоганом — «Тефаль. Ты всегда думаешь о нас». Вроде это она, «Тефаль» думает о нас. От такой заботы слезу прошибает. Но у слогана есть и двойное дно, как в чемодане контрабандиста, перевозящего наркотики. «Ты думаешь о нас» — самая что ни на есть инструкция для подсознания зрителя, исполняющаяся буквально. Осенью 1996 года исследовательский центр «ExMedia» опубликовали данные, что на первом месте в общем зачете (вместе и женщины и мужчины) по запоминаемости стоят ролики «Тефаль». И если у женщин они на втором месте, то у мужиков на четвертом, хотя, наверное, «Тефаль» не мужской товар, и среднестатистическому мужику не нужен. Разве как подарок для тещи. Введение подсознательных инструкций — дело сложное и щекотливое. Вроде как даже и закон запрещает. Но смотри нашу четвертую аксиому. И вводят, да еще как вводят. Основа этого — методы психотерапии. Используется все — от психоаналитического подхода до наведения трансовых состояний и использования методик нейролингвистического программирования. Тексты многих реклам суггестивные (внушающие). В принципе, каждый рекламный ролик наворачивается техниками до предела, рассказать о всех в рамках одной статьи — невозможно. Можно лишь опять привести пример. Ролик «Памперс Бэби Драй». Что, касалось бы, можно внушить про подгузники? Посмотрим, послушаем. Поскольку ролик рассчитан в основном на женщин, текст и звуковая дорожка имеют первостепенное значение. Для конкретного разговора приведем весь текст: «Мара спит гораздо лучше в новых подгузниках «Памперс Бэби Драй». Моя дочурка утром просто сияет от радости. Теперь она просыпается не от того, что мокрая, а потому, что пора вставать. Все это благодаря новым подгузникам «Памперс Бэби Драй». Кожа Мары теперь такая сухая! Как медсестра я знаю, что малыши спят лучше, когда их кожа сухая. В других подгузниках Мара часто просыпалась ночью, и ее кожа была влажная и липкая. Только новые подгузники «Памперс Бэби Драй» имеют специальний слой бэбидрай. Он пропускает влагу глубоко в подгузник и снова становится сухим, оставляя и кожу ребенка сухой, как никогда прежде. А уникальная прокладка лок-эуэй удерживает влагу глубоко в подгузнике, исключая контакт с нежной кожей малыша. Теперь Мара спит спокойно всю ночь. Благодаря новым подгузникам «Памперс» ее кожа стала сухой, и наш день начинается еще радостней. Только подгузники Проктер энд Гэмбл называются «Памперс». Новые подгузники «Памперс Бэби Драй» — сухая кожа — здоровый малыш!» И получается: 1. Всего в тексте — 150 слов (ого!). Слово «Памперс» встречается 6 раз, связка «Сухая кожа» — 5 раз, словосочетание «Памперс Бэби Драй» встречается 4 раза. Отмечая эти и другие наиболее часто встречающиеся слова, мы «вычисляем» подсознательное сообщение, созданное персеверацией (последовательным повторением): Новый подгузник — Памперс Бэби Драй — Сухая кожа — Спит лучше. 2. В тексте имеется гипнотический трюизм (сверхобобщенное высказывание, справедливое во всех ситуациях) — «Малыши спят лучше, когда их кожа сухая». Также есть любопытная фраза «Как медсестра, я знаю...» — ссылка на специалиста, и одновременно «привязка» к личности слушающего рекламу. З. Есть в данной рекламе и еще один очень любопытный трюк. При словах «В других подгузниках...» как фон идет плач малыша, а при словах «подгузники Памперс Бэби Драй» малыш смеется. Этот прием можно назвать установкой психологического якоря: «другой подгузник» — плохо, «памперс» — хорошо. Другие рекламы памперсов не менее наворочены, и результат — все подгузники называются памперсами, все родители спасают свой сон (а в действительности потакая своей лени), а дети не умеют ходить на горшок и контролировать себя во сне до вполне «зрелого» возраста. Кстати — обратите внимание — «взрослеет» персонаж рекламы памперсов разных производителей. Если сначала это были грудные младенцы, потом годовалые малыши, то теперь это трех — и четырехлетки. Скоро будут продавать памперсы для первого класса. Чем дольше ребенок спит в памперсах — тем больше их надо покупать. Я бы сейчас мог привести еще много примеров. Экономя Ваше время, я просто приведу «параметры» крутого ролика, в котором основной упор делается на подсознательное сообщение: — нет прямого призыва покупать, а демонстрируется процесс потребления; — идет текст, причем текст с постоянным повторением названия рекламируемого товара. Особенно должно насторожить, когда идут два совмещенных текста — песня и голос диктора, шум за кадром, два голоса одновременно: — в тексте имеются трюизмы — «все знают, что...», «всем известно, что...», — сюжет ролика построен как история — сначала разыгрывается начало истории, потом рассказ о товаре, потом окончание истории. В данном случае рассказ в середине (о товаре) сознанием не оценивается, — используется видеоряд с прохождением тоннеля — концентрические окружности, вращающиеся спирали, коридоры, идущие из глубины экрана на зрителя. — используется игра цвета — от блеклой черно-белой картинки до насыщенного цвета при показе товара. Это минимум того, что видно сразу. В принципе, потом мы еще поговорим о том, почему моющие и чистящие средства рекламируют женщины со светлыми волосами, почему тетя Ася и соседка с «Кометом» годятся в матери молодым неопытным хозяйкам, почему лотереи рекламируют детские персонажи, почему лента «зубной пасты», как змея, окружает семью и защищает ее, почему «Риглисы» летают на небе, а «Орбиты» падают из космоса, как метеориты, и зачем этот график про кислотность, почему «Кока-кола» красно-белая, а «Пепси» синяя, почему пропали после победы Ельцина реклама банка «Империал» («Всемирная история») и «Русский проект». Разговор будет очень интересен. Кстати, анекдотик в тему: — Раньше мои волосы были сухие и безжизненные, а теперь они жирные и шевелятся! Евгений Потапов Дата опубликования: 18.08.2007
|
Анонсы мероприятий
Евгений Гильбо
Круг посвященных
|