НАУКА ЛИДЕРСТВА Дистанционное обучение ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ Учебные курсы Наши проекты
Реклама от Google
|
Статьи по психологииНа крючке у праздничных распродаж (Распространенные схемы обмана покупателей)Когда-то, во времена «развитого социализма» мы и понятия не имели, что такое
распродажи. Но теперь уже попривыкли к сезонным и праздничным скидкам, регулярно стали заглядывать в стоковые отделы и магазины.
Особенно перед Новым Годом и Рождеством. Очень часто скидки у нас так и
называются — «праздничные». Хотя, к примеру, во многих странах это считается
нонсенсом. Массовые распродажи там практикуют не до, а после народных гуляний: И
в этом есть своя логика. Зачем делать скидки, когда народ и так сломя голову бегает по магазинам в поисках подарков? А вот потом, когда схлынет предпраздничный бум, собственно и
приходит время истинных распродаж.
Еще хотим подчеркнуть, что несмотря на все те ужасы, о которых мы расскажем
ниже, не надо ставить знак равенства между всеми рекламными акциями и обыкновенными «лохотронами».
Обманывают покупателей частенько, но все же далеко не всегда. Европейские общества потребителей советуют во время скидок в первую очередь смотреть на ценники. Уж очень любят с их помощью обманывать покупателей. И не только у нас. Несколько лет назад в Бельгии в сезон скидок проверили 170 магазинов от крупных торговых центров до дорогущих бутиков. Больших нарушений закона не обнаружили (Европа, как-никак), однако в 32 магазинах владельцы просто поменяли старые ценники на новые, утверждая, что стоимость изделий снижена, а в 132 (!) — указали только начальные и конечные цены, опустив промежуточные. Однако по сравнению со штучками отечественных торговцев подобные уловки просто детский лепет.
У нас предпраздничные походы по магазинам даруют внимательным покупателям немало чудных открытий.
Заходите вы, например, в модный магазин одежды, на витрине которого гордо красуется
надпись «Скидка 50%». Перед вами вешалка с симпатичными курточками
приятного цвета. Вы давно мечтали о такой, но как-то не решались с бухты-барахты выложить
несколько тысяч кровно заработанных. Теперь вещь подешевела почти на половину. Редкая удача! Осталось найти свой размерчик, и вперед к кассе. И вот тут-то по
отечественной традиции торговцы и выливают на нас первый ушат холодной воды. Оказывается,
половину первоначальной цены стоит размер XS, который с трудом налезет даже на 12-летнего ребенка. А
вот цена на ваш ходовой размер осталась практически без изменений!
Бывает и так, что на витрине магазина красуется огромная надпись: «Скидка 50-70%». Однако на ценниках в торговом зале будет указано, что изделия подешевели максимум на 30 процентов. Здесь простой психологический расчет. У покупателя, привлеченного в магазин, настроение, конечно, несколько испортиться. Однако вряд ли он захочет уходить без покупки. Походив по магазину и повнимательнее приглядевшись к биркам, можно выявить интересную закономерность. Если вещь продается с 50-процентной скидкой, то цену зачастую снижают по всем правилам. Однако если написано, что скидка составляет 15%, 20% или 30%, то глазам своим лучше не верить. Часто торговцы вполне резонно полагают, что среднестатистический покупатель правильно сумеет разделить исходную сумму на два. Это легко. А вот решать в уме пропорцию ему уже не захочется — ведь для этого нужно сделать дополнительное умственное усилие. Поэтому торговцы ничтоже сумняшеся приписывают к ценнику лишнюю сотню-другую. Если о дате начала скидок легко можно узнать благодаря массированной рекламе, то об окончании — почти никогда. Нередко продавцы молчат как партизаны. Не говорят потому что сами не знают. В одних торговых точках праздничные и сезонные распродажи могут продолжаться две недели, в других — месяц, в третьих три месяца. А где-то это вообще перманентный процесс. Сначала снижение цен объясняется Новым годом, потом Рождеством, дальше на носу День святого Валентина, 23 февраля, 8 Марта, Пасха, 1 Мая, День Победы, начало летнего сезона и далее по кругу. На самом деле это означает, что никаких скидок в магазине нет и в помине. Ведь начальную цену изделия уже никто (в том числе и сами продавцы) не помнит.
Серьезные ребята — Однажды я купилась на предновогодний слоган «Внимание! Полная распродажа!» — признается Елена Арефьева, бывалая покупательница и профессиональный психолог. Приехала в электронный супермаркет в надежде приобрести хороший телевизор, о котором давно мечтала. Однако на месте оказалось, что все это лажа. Со скидкой продаются только некоторые модели телевизоров, самые убогие. Большинство из них не имеет даже отдаленного отношения к высококачественной аппаратуре. Выходит, меня снова обманули, обещая «полную распродажу». Ведь главное — заманить покупателя в магазин. Торговцы практически ничем не рискуют. Те, кто купился на недобросовестную рекламу и пришел в магазин, справедливости, как правило, уже не ищут. Хотя и испытывают понятное чувство разочарования: ведь им по телевизору или в газетах наобещали с три короба. Редко кто из наших людей жаждет отмщения за бесцельно потраченное время. «Вот еще одна классическая схема акционного обмана, — продолжает Елена. Рекламодатель вовсю трубит о сумасшедшей скидке на определенный товар, скажем, в 70%. Тысячи людей бегут в супермаркет за новеньким телевизором. На месте они услышат от менеджера, что товар уже раскуплен. Таким образом покупателя сознательно заманивают в торговый зал с большой суммой денег в кармане в расчете, что он все равно что-нибудь купит. Ни в коем случае нельзя верить акциям, при которых говорится, что скидка на бытовую технику составляет 50-70% и даже больше. Компания, позволившая себе такие скидки, наверняка разорится»
Еще многие торговые компании могут сознательно завышать цену накануне
«праздничных распродаж», а затем сообщают о скидке на этот товар. Например, на
стиральную машину определенной марки. Вы приходите в торговый зал и видите на на
ценнике «старую» цену, демонстративно зачеркнутую жирной чертой, и рядом с ней
— новую Т.е. цена якобы «упала» (хотя
на самом деле просто осталась первоначальной). В торговом зале, кстати, в это
время вполне могут продаваться куда более качественные и дешевые стиральные машины, чем та,
которая фигурирует в акции. А со «скидкой» реализуется обычный неликвид. И вообще, если вещь вдруг стала стоить на много-много процентов меньше или вам предлагают уйти с двумя коробками сапог вместо одной для вас это должно прозвучать тревожным звонком. Значит, первоначальная цена была завышена, и в соседнем стоковом магазине или даже на рынке вы легко найдете более дешевый аналогичный товар. Те, кому не важен конкретный лейбл (а большинству населения он действительно не важен), вообще не должны покупаться на слово «скидка», — советуют общества потребителей.
Те же, кто любит отовариваться в модных дорогих бутиках и товарам «для широких
масс» всегда предпочитает «элитные» лейблы, должны помнить следующее. Как правило, уже первые
25-30 процентов покупателей, приобретающих товары из новой модной коллекции, с
лихвой покрывают все основные и дополнительные расходы продавцов. Имеется в виду закупка товара, расходы на транспорт, растаможивание,
арендную плату и т.д. и т.п. Следующие 35-40 процентов клиентов — это уже чистая
прибыль в их карманы. Распродажи обычно начинаются, когда на складе остается
менее четверти первоначального ассортимента. Но при нынешнем высоком уровне
покупательского спроса небольшие объемы качественного товара, да еще выставляемые на продажу
со скидкой, могут закончиться в считанные часы. Не пропустите! Ведь может
случиться и так, что распродажи только-только громогласно объявлены, а торговый
зал уже полупустой. На вешалках сиротливо висит по две-три вещи, полки сияют
девственной белизной, красивые продавщицы откровенно скучают, а между стеллажами
слоняются толпа недовольных покупателей, поминающих тихими словами рекламу,
которая и привела их в этот магазин. Менеджерам-продавцам, и особенно владельцам
магазина в таком случае не до смеха. На складах пусто, новая коллекция еще не
пришла, а продавать что-то надо. В противном случае придется прикрывать свой
позор спасительной табличкой «Закрыто по техническим причинам».
Скидка уценке рознь! Все вышеизложенное относится и к разнообразным дисконтным или клиентским программам в супермаркетах (а-ля «Купи товара на ХХХХ рублей и получи дисконтную пластиковую карточку, дающую Х-процентную скидку...»). Такая скидка чаще всего означает всего лишь завышенную первоначальную цену. Реально от таких скидок в супермаркетах выигрывают не простые малообеспеченные граждане (коих большинство и для которых двух-пяти процентная скидка на пакет молока действительно имеет значение), а те, кто покупает дорогие коньяки, элитные сыры, и другие продукты класса «люкс». На такие товары действительно могут немного сбавить цену. В отличие от магазинов, торгующих одеждой и обувью, продовольственные супермаркеты объявляют скидки гораздо чаще, чем раз в сезон. Оно и понятно. У брюк и лифчиков не бывает срока годности. Они могут просто выйти из моды. А вот творог, сыр, йогурт, колбасы и прочие продукты питания довольно-таки быстро портятся. Приходится объявлять скидки. С формальной точки зрения это даже не скидки, а уценка. Но наши продавцы обычно не заморочиваются разъяснением таких «незначительных» нюансов. Обычно покупателей даже не предупреждают, что срок годности у этих продуктов практически вышел. Идти с жалобами в Управление защиты прав потребителей почти бесполезно. Пока чиновники затребуют необходимую информацию, выслушают объяснения представителей магазина, обратятся к экспертам... В общем, когда придет время выносить решение, «скидки» уже давным-давно закончится. Да и полномочия у Управления не очень велики. Да и зарплата у чиновников небольшая... Так что — сами понимаете. Шанс понести серьезное наказание у такого супермаркета сугубо теоретический.
Немного психологии
Психологи, исследовавшие поведение людей во время акций типа
«налетай-подешевело», обнаружили, что одни воспринимают скидку как Божий дар,
внезапно свалившееся на голову счастье. Таких любителей халявы среди нас
большинство. Другие же, напротив, во всем видят обман и желание торговцев нагреть
руки на неискушенных российских покупателях. Это, как правило, люди старшего
возраста, умудренные опытом и не обремененные излишком средств. Наконец, третьи
(увы, их меньше всего) к распродажам относятся вполне здраво: с одной стороны,
признают право владельцев магазинов на дополнительную прибыль, а с другой — не
упускают собственной выгоды. Ситуация подобна той, когда маленький ребенок видит яркую и интересную игрушку и тут же тянется к ней руками, пытается ее схватить, завладеть ею. В магазинах мы зачастую превращаемся в таких глупых детей, не думающих о прошлом или будущем. Мы стремимся удовлетворить свои детские желания «здесь и сейчас». Тем более, когда перед нами светиться надпись «Налетай — подешевело! Только сегодня! Две упаковки по цене одной! Покупай прямо сейчас!»
Такой «хватательный импульс», помимо прочего, имеет в своей основе и древний биологический инстинкт накопления.
Последний широко
распространен в живой природе — вспомните «предусмотрительных» животных,
которые летом делают запасы пищи на зиму. Этот инстинкт был очень важен для
выживания первобытных человеческих сообществ. Тысячелетия тяжелых
охот на крупного зверя, примитивного земледелия и собирательства в неблагоприятных условиях
научили древних людей бережливости. Удалось сегодня «завалить» мамонта или найти
дерево с вкусными плодами — прекрасно. Значит, сегодня ты должен унести с собой
как можно больше еды: столько, сколько ты способен унести. Нужно как можно больше заготовить
впрок. Иначе ты рискуешь погибнуть голодной смертью. Ведь неизвестно, когда
опять так повезет, а кушать хочется всегда. Рудименты такой архаичной психологии
до сих пор дремлют в каждом из нас. Они просыпаются, когда мы попадаем в
торговый зал супермаркета, сверкающий доступным изобилием.
Советы бывалых Во-первых, мы здесь не будем рассматривать крайние случаи, когда шопинг из приятного времяпровождения превращается в навязчивое стремление покупать все подряд, которое человек уже не в состоянии контролировать. Для избавления от болезненных зависимостей требуется уже квалифицированная медицинская помощь, а не советы психологов в научно-популярных изданиях. Будем считать, что вы пока еще — личность достаточно адекватная, способны контролировать свои поступки и обладаете толикой здравого смысла. Во-вторых, знание «магазинных хитростей» и тех человеческих слабостей, на которые они рассчитаны, уже само по себе является хорошей защитой от неадекватных покупок. В-третьих, сам по себе поход по магазинам — неплохой способ эмоциональной разрядки, отвлечения от жизненных проблем (особенно для женщин). Рассматривание ярких витрин и пестрящих товарами стеллажей давно уже стало чем-то сродни медитации. Для многих людей это увлекательный способ убить время, собраться с мыслями, помечтать. Незачем лишать себя такого удовольствия. Просто нужно знать, как себя вести. И тогда посещение супермаркета не будет вызывать у вас психологический дискомфорт и чувство сожаления о напрасно потраченных деньгах.
«Если вы замечаете, что атмосфера магазинов на вас «плохо
действует» и заставляет совершать неадекватные покупки (особенно в периоды
праздничных скидок и распродаж), старайтесь соблюдать
несколько простых правил», — советует Виктор Сороченко:
О возвращении собственного здравого смысла вы узнаете, когда
при взгляде на свою заполненную доверху тележку начнете задумываться, а действительно ли
вам нужна такая куча разного барахла? Действительно ли вам нужно такое
количество продуктов с ограниченным сроком хранения, половину из которых
вскоре придется выбросить? Действительно ли вам нужны пять ящиков туалетной
бумаги, семь сортов сыра и десять одинаковых
кофточек, отличающихся только цветом? Через некоторое время,
уже на «трезвую голову», проведите генеральную ревизию содержимого вашей
тележки. Выбросьте все, без чего вы сможете обойтись. Оставьте только самое
необходимое. Таким образом вы сможете удовлетворять свой «хватательный инстинкт»
без ущерба для собственного кошелька.
Очерк составлен по материалам зарубежных и отечественных СМИ Игорь Молчанов Дата опубликования: 24.07.2007
|
Анонсы мероприятий
Евгений Гильбо
Круг посвященных
|