добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google

Статьи по психологии

Гелиопсихология (Солнечный фактор в нашей жизни)


Испокон веков люди понимают, что жизнь на Земле порождена и поддерживается Солнцем. Но знаете ли Вы, что от цикла солнечной активности зависят такие факторы, как количество разводов, частота серийных убийств и эффективность политической пропаганды? Что же такое гелиопсихология?

Тривиальна мысль, что жизнь на Земле зависит от Солнца, — это знали еще древние. Тысячелетия назад люди заметили связь между знамениями и массовыми событиями, например, эпидемическими болезнями.
Древние далеко превосходили нас остротой в искусстве наблюдений за явлениями природы и мастерством логических выводов. Это подтверждает тот факт, что система предзнаменований у всех народов и во все времена тождественна в смысле объектов, знаменующих события. Это подтверждают сохранившиеся документы за последние 5000 лет, начиная с египетских папирусов и заканчивая документами хаотичного ХХ века. Для китайца и для русского летописца, для галла и монгола луч полярного сияния или круг около Солнца знаменовали одно и то же — грозную беду от морового поветрия, войны или другого несчастия. Также давно замечено, что моровые болезни всегда сопровождались определенными явлениями природы.

Начальные симптомы почти всегда были одни и те же. Эпидемии всегда начинались с «потрясений и чудес», предсказанных звездочетами. Так, по мнению ученых далекого прошлого, чума всегда имела отношение к звездам, к тайнам космоса. В Европе просыпались вулканы. Неожиданно и невесть откуда появлялись тучи насекомых, они пожирали урожаи. Цитируем летопись: некий Вилани из Флоренции рассказывает о «настоящем ливне из гигантских черных гусениц с восемью ножками, укус которых ядовит». В 1342 году чумной ветер подул над Эгейским архипелагом. От него умирали люди и животные. На небе появился огненный шар. Он пролетел 100 км на глазах у многочисленных свидетелей и взорвался, распространяя вокруг «ядовитые тучи и пары». Через пять лет во Франции произошло землетрясение, в небе были видны «изрыгающие огонь предметы, похожие на отрубленные головы, вилы и трезубцы». В это же время происходили невиданные миграции крыс, которых называли «странниками»: они кусали людей прямо на улицах. Через год огромный раскаленный «столб» появился и некоторое время парил над папским дворцом в Авиньоне...

В то время этим событиям приписывали исключительно религиозный характер. Периодичность стихийно-катастрофических явлений природы была замечена не так давно — около 150 лет назад. И уже современная наука доказала, что подавляющее большинство физико-химических процессов и коллективных реакций живых организмов на Земле всецело обусловлены воздействием солнечной радиации.

В начале ХХ века выдающийся российский ученый А.Л. Чижевский доказал связь эпидемий чумы, оспы, холеры, гриппа, малярии, дифтерии с периодической деятельностью Солнца. Он также установил зависимость динамики общей смертности (в нее включаются все случаи смерти: голод, убийства, самоубийства, болезни) от 11-летнего цикла солнечной активности. Наибольший подъем смертности приходится на 2-й год после максимумов, затем смертность повышается на 5-й год максимумов и, наконец, имеет место за 1-2 года до максимума. Электрические и магнитные поля, беспорядочно бороздящие земную поверхность и атмосферу в дни прохождения пятен через центральный меридиан Солнца, вызывают увеличение числа внезапных смертных случаев и резкое обострение течения многих болезней.

Конечно, Солнце — не причина эпидемий, оно лишь способствует более быстрому их назреванию и распространению. Наше дневное светило также не стоит называть «убийцей людей». Космические факторы лишь дают толчок, который, падая на ослабленный организм, приводит его к гибели. Для здорового человека эти влияния — ничто, или почти ничто. Гибнут больные. Почти мгновенно после солнечных вспышек гибнут люди с болезнями нервной системы и мозга, через два-четыре дня после извержений на Солнце гибнут больные с болезнями кровообращения, старчески дряхлые, а также резко повышается число самоубийств людей с нервными расстройствами. Гибельное влияние специфических солнечных излучений ныне доказано.

Тот факт, что извержения и взрывы на Солнце оказывают влияние на людей, был впервые установлен Чижевским в 1915-1919 гг. на основания изучения громадных статистических материалов. Его гениальные труды не были оценены в свое время. Но и спустя почти столетие, они не утратили своей актуальности. В работах Чижевского тесным образом переплелись общая биология, физиология, медицина, психология, с одной стороны, и геофизика, метереология и астрономия — с другой. Его по праву считают основателем многих наук: гелиобиологии, гелиопсихологии, гелиомедицины и других. Все они изучают причинную связь между вспышками на Солнце и повышенной земной активностью (массовыми явлениями в природе и обществе).

Ныне доказано, что солнечный период влияет на массовое поведение человечества. Возможно, это Вам покажется удивительным, но раздоры и согласия в семьях или организациях, бурное или мирное течение парламентских заседаний, чередование либеральных и консервативных правительств в разных странах, разгар битв или перемирие на фронтах войн и революций — все они в среднем зависят от состояния центрального тела нашей системы, от изменений, вносимых им в физическую среду Земли.

Колебания в личной жизни индивидов также в той или иной степени подчинены ходу периодической деятельности Солнца. Это особенно отчетливо видно на примерах из жизни великих государственных деятелей, полководцев, реформаторов. Стоит взять биографию любого из них (Александра Македонского, Наполеона, Гитлера и др.), чтобы убедиться в постоянном соотношении между перипетиями жизни конкретного лица и синхронными изменениями кривой количества пятен на Солнце. Этот факт, достойный изумления, давно подмечен историками.

Резкое увеличение числа разводов также падает на эпохи максимального напряжения в солнцедеятельности, иногда отставая от года максимума на 1-2 года, что находит свое объяснение в ходе бракоразводного процесса.

Еще в 20-х годах ХХ века французские ученые доказали влияние солнечных бурь на частоту убийств и самоубийств. Солнечная радиация изменяет нервно-психический тонус и может нарушить неустойчивое психическое равновесие некоторых людей, склоняя их к таким поступкам. В последние годы активно изучается зависимость динамики серийных убийств от периода активности Солнца.

Особенно явно солнечная активность связана с психическими эпидемиями — особыми состояниями массового сознания, характеризующимися однотипными проявлениями в больших группах людей. Индуцированные психозы, распространение идей, подъемы и спады разного рода общественных движений, бунты, забастовки, эмиграции... Очень давно замечено их сходство с инфекционными заболеваниями, периодически охватывающими разные территории. Еще Тит Ливий писал, что социальные конфликты подобны заразительному мору. Массовые движения возникают не произвольно по отношению к эпохам солднцедеятельности, а имеют наибольшее число шансов вспыхнуть тогда, когда деятельность Солнца либо находится на известном уровне, либо претерпевает резкие изменения. А.Л. Чижевский установил, что крупнейшие исторические события имеют определенную тенденцию совпадать с максимумом солнечной активности. Чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить даты революций и гражданских войн с астрономическими данными.

Массовая человеческая деятельность обнаруживает строгий параллелизм с ходом деятельности Солнца. Причем первая обычно ровно на один месяц опережает последнюю. Причины месячного упреждения деятельности человеческих масс пятнообразовательной активности Солнца до сих пор не выяснены окончательно. Предполагают, что оно вызвано влиянием на физико-химическую среду Земли т.н. невидимых солнечных пятен. Во всяком случае этот загадочный эффект опережения подтверждает, что наша нервная система очень чувствительна к таким воздействиям.

Особенно показательны психические эпидемии, имеющие сексуально-религиозную почву. Еще в ХІХ веке обратили внимание на то, что в некоторые эпохи без всяких на то хорошо ощутимых социальных причин половая преступность резко повышается. Увеличивается число групповых изнасилований, убийств на сексуальной почве, растет количество коллективных сексуальных оргий.

Массовые половые психопатии были известны во все времена. В Библии мы встречаем легенду о гибели Содома и Гоморры. Эпидемии разврата процветали в средние века. Так, во Франции во времена Карла Великого (771-814) не было ни одного города без нескольких десятков публичных домов. На улицах Парижа не было прохода от публичных женщин. Изнасилование девушки считалось вполне невинным поступком. Часто бывало так, что в одном и том же находилась школа для детей и публичный дом. Этому обстоятельству было обязано повальное распространение гонореи и сифилиса в средние века.

Известны массовые сексуальные эпидемии на Востоке. Описана всеобщая половая психопатия во Франции в 1848 году. Описаны эпидемия мастурбации в Германии, эпидемия изнасилований 1903 г. и т.д. Бывали и педерастические эпидемии — повальный гомосексуальный разврат эпидемически распространился по Риму в 218-222 годах, а в конце ХІХ века — среди солдат Бразилии и Колумбии.

С солнечными периодами тесно связаны и массовые религиозные психозы. Все крестовые походы, кроме шестого, были совершены в периоды максимальной активности Солнца. Это же относится и к эпидемиям самобичевания, прокатившимся по Европе в 1260, 1296, 1333, 1349-1352, 1414 годах. Во время самобичевания, по словам хроникеров, сановные и простые, богатые и бедные, старые и молодые, даже дети бродили по улице без одежд. Каждый имел только повязку вокруг пояса и кожаную плеть, которой бичевал свою плоть со слезами и вздохами, до изнурения, иногда до полной кровопотери. Городские хроники средних веков рисуют подробные картины таких покаянных шествий.

Описания хроник подтверждают хорошо сохранившиеся фрески с изображениями картин всеобщего религиозного помешательства того времени: черное с кроваво-красным оттенком небо, разрушенные города и покинутые села, по которым в конвульсиях пролетают хороводы смерти Святого Ги. Мужчины и женщины подпрыгивают, держась за руки, извиваются в судорогах, затем падают на землю полумертвые; они видят демонов и ангелов, им кажется, что они тонут в крови, что красный цвет и музыка сводит их с ума...

Всеобщее исступление было связано также с кровавыми и зловещими политическими событиями и преступлениями, которые разоряли те же самые страны. Это были всеобщие бедствия и кризисы. Никто точно не знал, сходили ли люди с ума в результате войн, или это войны рождались вследствие всеобщего сумасшествия. Не вынеся сцен всеобщего помешательства, многие хоронили себя заживо. Другие уединялись в замках, где искали забвения в диких оргиях. В обезлюдевших городах людоеды питались трупами; в Париже, например, они собирались на улице Транс-Ноннэн. В сельской местности чудовища с человеческой внешностью сосали мозг мертвецов. Некоторых из них сожгли, а их дома оказались забитыми черепами жертв.

Периодически вспыхивали и эпидемии «охоты на ведьм» Колдовские процесс в это время приобретали какой-то бредовый оттенок, палачи и жертвы погружались в одни и те же кошмары, судьи беседовали с демонами и начинали видеть то же самое, что и подсудимые. Так было во Франции. Так было в России. Так было в Испании. Так было в Италии — в то самое время, когда Леонардо да Винчи рисовал проект крыльев для человека, а Рафаэль писал своих мадонн, во Флоренции сжигали до трехсот колдунов в день. Эксперты и судьи были такими же безумцами, как и обвиняемые. Толпы народа осаждали трибуналы и требовали крови. Людей, которые никогда не видели друг друга, обвиняли в совместных жестоких преступлениях и шабашах.

История Земли знает мрачные страницы, когда жажда крови и убийств охватывала миллионы — и тогда воздвигались горы рук и языков, отрезанных у своих противников; живых людей бросали в печи для обжига извести — связками по десять человек; в лагеря медленной смерти помещали миллионы людей, единственным недостатком которых была форма черепа, цвет кожи или принадлежность к определенной касте. Вирус безумия заражал и инквизиторов, и их жертвы. И в 1516, и в 1914, и в 1917, и в 1937, и в 1940...

В соответствии с солнечной периодичностью развивались также суды Линча, еврейские погромы, пики массовых репрессий.

Принято считать, что в массовых убийствах виновны деспотичные лидеры и полубезумные вожди. Однако многие историки утверждают, что эти психические эпидемии были всегда делом широких масс, а правительства обычно лишь плелись в хвосте народных настроений.

Не следует думать, что сила воздействия солнечного фактора одинакова всегда и везде. Не Солнце, а социальные процессы в конечном итоге обуславливают общественные явления. Роль Солнца сводится лишь к регулировке их во времени, в пространстве и интенсивности. По-видимому, особенно сильно его влияние сказывается лишь в периоды крупных потрясений общественного организма или социальных перестроек и наоборот, ослабевает в спокойные эпохи. Возможно, определенные виды солнечной радиации усиливают скрытые низменные наклонности человека — тщеславие, сладострастие, жестокость, жажду наживы. Выяснение этого — задача будущих исследований.

Массовые религиозные психозы случались не только в средние века. Так, в одной Америке только за ХІХ столетие можно насчитать до 10 психопатических эпидемий на религиозной почве. Но постепенно, со снижением массовой религиозности, они уступали место эпидемиям финансовым, когда басни о легкой наживе охватывали умы миллионов.

Указание на связь между помрачнением солнечного диска и изменением цен на рожь мы находим еще в хрониках Древнего Рима. Широко известна эпидемия во Франции в 1717 году, когда некоего Джона Ло, выпустившего акции мифической торговой компании, осаждали толпы жаждущих наживы герцогов и графов. Все знают знаменитые «золотые лихорадки» ХІХ и начала ХХ-го веков. А современные спекулятивные трансы на территории постсоветских стран, когда сотни тысяч людей вкладывали все свои сбережения в финансовые пирамиды?

Как же узнать, к каким поступкам и действиям более склонны человеческие массы в течение каждой эпохи солнечного цикла? Эти вопросы изучает молодая наука гелиопсихология. Она рассматривает предрасположенность к определенному поведению человеческих масс как функцию энергетической деятельности Солнца.

Так, например, установлено, что в зависимости от солнечных периодов в общественном поведении обнаруживаются определенные тенденции: к пассивному созерцанию или к массовому действию. Существует и переломный момент, когда массы переходят из статического состояния в динамическое. А.Л. Чижевский назвал его «гелиотараксисом», когда интеграция нервно-психической энергии масс находит свою разрядку в социальных поступках.

Конечно, не Солнце заставляет людей что-либо делать — к этому их побуждают сугубо земные, социальные обстоятельства. Оно лишь инициирует цепную реакцию действий, конкретный смысл которых к этому моменту вызрел. Обнаружен также и феномен «усталости масс» после больших социальных потрясений, когда на какое-то время люди становятся невосприимчивыми к громким лозунгам и призывам к борьбе за очередное «светлое будущее». В другие же годы, наоборот, некоторые научные, культурные, бытовые идеи или религиозно-политические учения распространяются по характеру эпидемии, вызывая повальное увлечение.

Гелиопсихология может найти свое применение в военной области. Давно установлено, что завоевательные походы, совершенные в эпоху минимума солнцедеятельности, в большинстве случаев доставались победителю легко и просто. В эпоху минимумов выигрывали лишь те страны, которые могли выдвинуть талантливых полководцев. Случаи бескровных завоеваний также обычно совпадают с эпохой наименьшей деятельности Солнца. История колониальной политики Европы очень хорошо подтверждает это правило. В такие моменты особенно удивляет то обстоятельство, что народы, гордые своим прошлым и сильные своим настоящим, покорно и робко терпят великие обиды и унижения.

Политическое планирование и прогноз — еще одна область практического приложения законов, открытых  гелиопсихологией. Еще Чижевский писал, что для этого мы можем использовать знания о том, к какого рода поступкам и действиям более склонны человеческие массы в течение каждой эпохи солнечного цикла. Допустим, что задачею какой-либо политической партии является приход к власти в какой-либо стране. Для такой цели имеются агитаторы, литература, денежные средства и проч. Партия дает ход этому механизму пропаганды и ждет результатов, и часто ждет тщетно. Затраченные средства и человеческая энергия не дают ожидаемого результата.

Конечно, этому отсутствию результата можно дать сколько угодно объяснений. Но если бы об этом спросили у человека, который бы знал основы гелиопсихологии, он бы сказал, когда следовало бы пустить в ход механизм пропаганды. Так, взвесив экономическое о политическое положение страны, можно указать с большой точностью, когда следует начинать агитацию и когда нужно доводить ее до крайней степени напряжения, чтобы получить наибольший эффект влияния. Такой человек мог бы сказать, что в трехлетнюю эпоху минимума солнечной активности самое ничтожное количество шансов на благоприятный исход пропаганды. Он мог бы сказать, что в трехлетний период падения максимума ждать положительных результатов от пропаганды тоже очень трудно, ибо максимум уже прошел и нервно-психическая предрасположенность масс к восприятию идей и социальной динамике идет на убыль.

Таким образом, шесть лет солнечного цикла было бы выкинуто как время, наименее благоприятствующее развитию массовых движений. В это время имеет место наименьшая чувствительность масс к влиянию социальных раздражителей. Следовательно, перед партией мог бы возникнуть вопрос о том, насколько она богата средствами и людьми, чтобы жертвовать ими при наименьшем числе шансов на успех.

С другой стороны, начинать пропаганду идей в самую эпоху максимума было бы слишком поздно, так как идеи распространяются и углубляются в массах не так скоро. Они требуют для своей прививки некоторого времени. Если начать пропагандистскую деятельность в период максимума, то решительный момент, когда можно вплотную подойти к захвату власти, придется  опять таки на эпоху падения максимума, что также должно считаться неблагоприятным, ибо наибольшая активность масс и наибольшая интенсивность массовых движений уже пойдут на спад.

Отсюда следует заключить, что наиболее благоприятным периодом для начала пропаганды является эпоха назревания максимума, начинающаяся через 1-2 года после года минимума солнечной активности и длящаяся от 2 до 3 лет. Во всяком случае, можно сказать, что эта эпоха и следующая за ней эпоха максимума являются в наибольшей степени располагающими к восприятию массами политической агитации.

Чижевский А.Л.
Дата опубликования: 04.07.2007


Понравилась статья?

Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу
/index.php?page=psy&art=3052"