Статьи по психологии
Что такое «модификация поведения»
Полуголодную
крысу поместили в пустую камеру,
где был только рычаг и миска для
еды. Сначала крыса
демонстрировала множество
оперантов: ходила, принюхивалась,
почесывалась, чистила себя и
мочилась. Такие реакции не
вызывались никаким узнаваемым
стимулом: они были спонтанны. В
конце концов, в ходе своей
ознакомительной деятельности,
крыса оказывалась в самом
дальнем от рычага углу камеры и
тут же получала удар
электрическим током. Оказываясь
в непосредственной близости от
рычага, она получала шарик пищи,
автоматически доставляемый в
миску под рычагом.
Постепенно крыса научилась
избегать дальнего угла и
проводила почти все время около
рычага. Рано или поздно она
случайно нажимала на рычаг —
пищевой шарик мгновенно падал в
миску. С этого момента пища
давалась не за простое
нахождение около рычага, а
только за его нажатие.
Первоначально реакция нажатия
имела низкую вероятность, она
была чисто случайной по
отношению к питанию. Нельзя было
предсказать, когда крыса нажмет
на рычаг и нельзя было заставить
ее сделать это. Однако через
соответствующий промежуток
времени голодная крыса начинала
нажимать на рычаг все быстрее и
быстрее. Нажатие рычага
постепенно стало наиболее
частой реакцией крысы, ее
типичным поведением в ответ на
условие недостатка пищи.
Если пища переставала
подаваться вслед за реакцией
нажатия рычага, крыса, в конце
концов, переставала нажимать на
него, происходило постепенное
угасание...»
Опыт применения методов
поведенческого контроля я
получил еще в бесшабашные
студенческие годы. В отличие от
большинства студентов психфака
— вундеркиндов в пятом
поколении, интеллектуалов с
пеленок, детей известных ученых
и самих будущих ученых,
верхоглядов и безнадежных
зубрил, непревзойденных
мастеров грызть гранит науки, —
я особыми талантами не блистал,
на практических занятиях не умел
вовремя наморщить лоб и с умным
видом вставить свои пять копеек,
нагло игнорировал официальную
учебную программу, и, к тому же,
отличался нетипичной для
будущих психологов замкнутостью
и мелкопакостным характером.
За что, естественно, не особенно
примечался профессорско-преподавательским
составом.
Однажды, когда ведущая занятие
преподавательница, закатывая
глаза от умиления, в очередной
раз вещала о мифе «Белой богини»
как символе космической
сущности человека, я украдкой
читал положенную на колени книгу.
Тема была чрезвычайно
интересной — как при помощи
ударов электрического тока
сформировать нужное поведение у
белых крыс. Попавшая ко мне с
оказией книга называлась «Экспериментальный
анализ поведения организмов»
("The behavior of organisms: An experimental analysis").
Написал ее Б. Ф. Скиннер —
известный «апологет буржуазной
лженауки» и «прислужник
проклятого империализма».
Читая книгу, я искал ответ на
мучившие меня вопросы. Проблема,
стоящая передо мной, по тем
временам была нешуточной — что
делать с «доставшим» меня
преподавателем. Дело в том, что
один уважаемый профессор (дай
Бог ему здоровья!) отличался
весьма скверной для студентов
привычкой. Требуя стопроцентной
посещаемости своих занятий, он в
процессе чтения лекции очень
любил перемещаться по всей
аудитории, любуясь тем, как
студенты конспектируют его
гениальные мысли. Особенное
удовольствие ему доставляло
незаметно подкрасться сзади к
азартно режущимся в «морской бой»
или «секу» студентам и до смерти
напугать их громогласным: «Молодые
люди!!! Да я вас ... сейчас ... по
этое самое!!!». Для некоторых
студиозусов, предпочитающих во
время бесполезных лекций
заниматься своими делами, такая
ситуация была невыносимой. В
силу вышеперечисленных
особенностей характера, больше
всех это бесило меня.
Естественно, чувства были
взаимными.
Как всегда, решение пришло
быстро и неожиданно. Опусы о «Белой
богине» слушать больше не
хотелось. Чтобы получить свободу,
пришлось скорчить
страдальческую гримасу и
схватиться двумя руками за живот
— способ не слишком эстетичный,
но безотказно действующий в
любых ситуациях. В тиши
университетского коридора я
обдумал детали своего адского
замысла.
Метод был прост, как правда. Он
был основан на описанном
Скиннером эффекте подкрепления.
Для всех людей одним из основных
стимулов поведения является
внимание и одобрение окружающих.
Многие люди проводят массу
времени, прихорашиваясь перед
зеркалом, в надежде получить
одобряющий взгляд супруга или
любовника. И женская, и мужская
мода — это предмет одобрения,
она существует до тех пор, пока
есть социальное одобрение.
Хорошие отметки в школе — тоже позитивный подкрепляющий
стимул, потому что за это
получают похвалу и одобрение
учителей. Цветы для любимой,
лесть начальнику, похвала
подчиненному... Внимание и
одобрение значимого другого —
родителя, учителя, возлюбленного
— вот что часто движет нашим
поведением. Причем эти мотивы
далеко не всегда осознаются нами,
чаще они «работают» на уровне
подсознательных автоматизмов.
Как и все мы, бедный профессор
был падок на социальное
одобрение. Мне лишь оставалось
вовлечь в авантюру еще несколько
таких же, как и я, разгильдяев. (Для
этого пришлось сильно
раскошелиться на пиво, но чего не
сделаешь ради науки.)
Эксперимент начался.
Каждый преподаватель постепенно
привыкает, помимо «правильных
фэйсов» конспектирующих каждое
его слово отличников, видеть
перед собой и постные физиономии,
откровенно зевающие и
поглядывающие каждую минуту на
часы в ожидании звонка. Когда наш
профессор, во время плавного
дрейфа по аудитории, случайно
оказывался возле кафедры (предусмотрительно
перемещенной в самый дальний и «безопасный»
для студентов угол), ситуация
резко менялась. Отъявленные
лоботрясы вдруг просыпались и
всем своим поведением
показывали, что очень хотят его
слушать. Вокруг расцветали
доброжелательные улыбки. Каждое
слово лектора ловилось с
трепетным восхищением. Все
преданно смотрели ему в глаза.
Подавались заинтересованные
реплики. Конспектировалось
каждое слово. Но стоило
профессору покинуть
уготовленное ему место, как в
аудитории мгновенно сгущались
тучи. Многие слушатели начинали
хмурить брови, избегали его
взгляда. Кто-то бросал ручку на
стол, кто-то демонстративно
начинал смотреть в окно. На
преподавателя веял холодок
явной недоброжелательности.
Поначалу на лице профессора
читалось искреннее недоумение.
Но постепенно лектор начал
смутно догадываться, каким
образом можно овладеть
вниманием аудитории. С каждым
днем он проводил за кафедрой все
больше и больше времени. Вначале
это делалось сознательно, спустя
некоторое время выработался
соответствующий автоматизм.
Спустя месяц дело было сделано.
Едва появившись, профессор сразу
же занимал свое «рабочее место»
и почти не покидал его до конца
лекции. Хождения по аудитории
прекратились. Лентяи могли снова
заняться своим любимым делом —
играть в «морской бой» или
считать мух на потолке, не боясь
быть врасплох застигнутыми со
спины. Изменений не произошло,
даже когда подлые студенты
вконец расслабились и снова
стали откровенно валять дурака.
Преподаватель просто привык
читать лекцию, стоя за кафедрой.
Впрочем, радость разгильдяев
была недолгой — как всегда
неожиданно, на них обрушилась
сессия.
...С тех пор и ходит по Руси
легенда о том, как студенты
психфака сговорились подшутить
над своим преподавателем.
История эта давно обросла
небылицами и фантастическими
подробностями, превратившись в
одну из бесчисленных баек,
которые любят травить под
хорошие напитки все
профессионалы (ясен перец,
психологи пьют в основном
лимонад ).
Так рождается профессиональный
фольклор. Во всяком случае, мне
всегда интересно услышать (или
прочитать) от очередного «очевидца»
новую версию событий, участником
которых когда-то был и я.
Таким образом произошло мое
первое знакомство с
бихевиоризмом —
психологической наукой,
изучающей то, как воздействие
окружающей среды определяет
наше поведение. Только поведение
может и должна изучать
психология — говорил Б. Ф. Скиннер,
один из отцов-основателей
бихевиористики. Он смеялся
над большинством современных
психологических теорий, считая
их умозрительными концепциями,
высосанными из пальца
высоколобыми интеллектуалами и
не имеющими ничего общего с
реальностью. Скиннер оспаривал
абстрактные психологические
концепции, являющиеся продуктом
кабинетного философствования.
Звуча как объяснение, они часто
дают психологам ложное чувство
уверенности в своем знании
человека. На самом деле они
ничего не объясняют, а только
запутывают своей сложной
терминологией.
Так, например, чтобы объяснить,
почему способную студентку
исключили из колледжа за
неуспеваемость, психолог-когнитивист
скажет: «Потому что она очень
боялась неудачи». «Нет, потому
что она не сумела достичь
полного осознания собственного
"Я"», — возразит ему
гештальтпсихолог. «На самом деле
она не смогла найти способы
решения собственных проблем», —
внесет свою лепту психолог
гуманистического направления.
Психоаналитик же приведет свое
объяснение: «Она стала хуже
учиться из-за того, что
бессознательно боялась успеха».
Зачем заниматься бессмысленным
словоблудием? Не лучше ли
проверить, какие условия
окружения предшествовали
этому событию, чем предъявлять
для его объяснения какую-то
психическую реальность, которую
мы никогда не узнаем наверняка?
— спрашивает Скиннер.
Например, мешал ли девушке шум в
общежитии настолько, что она
не могла успешно заниматься?
Может, финансовые трудности
заставили ее работать вместо
посещения лекций? Или она играла
в студенческой спортивной
команде и пропускала из-за этого
занятия? А может, любовные
отношения помешали ей
сосредоточиться на учебе?
Скиннер отстаивал необходимость
функционального анализа
поведения организмов, который
устанавливает связь между
открытым поведением (реакцией) и
контролирующими его условиями
окружающей среды (стимулами).
Изменяя условия среды, мы
изменяем поведение. Вот так
просто. И сложно. В этом состоит
сущность модификации поведения.
С точки зрения Б. Скиннера
наше поведение контролируется
позитивными (приятными) и
аверсивными (неприятными или
болевыми) стимулами. К первым мы
стремимся, вторых предпочитаем
избегать. Они действуют очень
сложно и едва уловимо, но они
существенны для нашего
поведения в разнообразных
ситуациях. Деньги, секс, хорошие
отметки, одобрение окружающих,
лесть, похвала, власть — список
позитивных стимулов бесконечен.
Очень много и аверсивных (неприятных)
стимулов: тревога, страх,
физическая боль, потеря
самоуважения и уверенности,
голод, бедность... Позитивные и
аверсивные стимулы можно
использовать как во благо
человеку, так и ему во вред.
«Кабинетные философы» жестко
критикуют теории Скиннера уже
полвека. Эстетическое чувство
высоколобых интеллектуалов
оскорбляют некоторые простые
аналогии. Основное обвинение —
человека нельзя сравнивать с
крысой, нажимающей на рычаг для
того, чтобы получить пищевой
шарик. Действительно, нельзя.
Человек — это нечто большее и
нечто иное, чем крыса. Но эта
крыса сидит в каждом из нас,
иногда очень глубоко, а иногда
она полностью захватывает
власть над нами. И самое главное,
ее можно использовать для
управления нашим поведением. От
этого никуда не деться — природу
переделать нельзя. (Подробнее о
практике поведенческого
контроля Вы можете прочитать в
статье «Модификация
поведения в действии»)
P.S. Развитие современных
обучающих методик и учебников по
программированию является
прямым результатом исследований
Скиннера. Бихевиоральная
терапия, основанная на
разработанных им принципах,
успешно применяется для лечения
психических расстройств,
заикания, алкоголизма, для
обучения навыкам общения и
повышения уверенности в себе,
помогает преодолеть различные
страхи и тревожные состояния.
Не так давно члены Американской
психологической ассоциации
назвали Б.Ф. Скиннера психологом,
который внес самый больший вклад
в психологию ХХ столетия.
Зигмунд Фрейд назван вторым.
Иван Непомнящий
Дата опубликования: 30.06.2007
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу /index.php?page=psy&art=3044" |
|