Статьи по психологии
Детские болезни социальных сетей
Становящиеся все более популярными сайты сетевого общения, такие как MySpace или Facebook, меняют пользовательскую структуру интернета. Они были бы идеальным объектом для инвесторов, если бы не одна особенность, связанная прежде всего с тем, что аудиторию таких сайтов обычно составляют молодые люди. Как отмечают интернет-аналитики и ученые из Wharton School университета Пенсильвании, насколько быстро пользователи стекаются к модному сайту, настолько же быстро они могут сменить свои предпочтения без какой-либо видимой причины.
MySpace – сайт, позволяющий посетителям (которых сегодня уже 70 миллионов) загружать фотографии, "вывешивать" новости о музыкальных группах и собственные профайлы – рассказы о себе с подробным описанием своих музыкальных предпочтений. Facebook – сайт, адресованный исключительно студентам колледжей. LinkedIn – сайт для профессионалов, Xanga – сайт, построенный по принципу блога. Эти и еще около 300 подобных сайтов и создают сегодня вселенную сетевого общения.
Как считает преподаватель Wharton School Дэвид Белл, успех этих сайтов зависит от их способности удержать интерес пользователей. В том, какие сайты пользуются популярностью, присутствует элемент моды или прихоти, отмечает он и приводит в пример сайт Friendster, число пользователей которого сократилось в 20 раз после того, как большую часть его посетителей переманил MySpace.
Преподаватель Wharton School профессор Питер Фэйдер считает, что причина непостоянности успеха таких сайтов – их ориентированность на молодежь. "Полная непредсказуемость", - говорит он о сайтах сетевого общения. – "Сколько таких сайтов появилось – и как быстро многие из них наскучили".
Пример, который он приводит – Orkut, сервис, запущенный Google. Сделав португальский вторым языком интерфейса, этот сайт быстро приобрел бешеную популярность в Бразилии, где сейчас находятся 70% его пользователей, но остался почти неизвестным у себя на родине. Невозможно определить те факторы, которые влияют на популярность таких сайтов, считает Фэйдер. Любой из них может вдруг оказаться забытым, и нет оснований рассчитывать на то, что новые сайты, которые придут на смену существующим сегодня, будут чем-то кардинально от них отличаться. Судьба любого веб-сайта или портала непредсказуема, и поэтому единственная возможность для инвесторов получать прибыль от сайтов сетевого общения – расширять предложение.
Цель: телефоны
На сегодняшний день наиболее популярными сайтами сетевого общения являются MySpace и Factbook. Обе компании планируют не ограничиваться экранами компьютеров: уже сейчас пользователи сайта Facebook могут размещать сообщения на своих домашних страничках или осуществлять поиск по сайту с помощью мобильных телефонов, а пользователи MySpace в скором времени смогут со своих мобильников не только обновлять блоги и профайлы, но и загружать на сайт фотографии.
По данным ComScore Media Metrix, MySpace занимает второе место после Yahoo по количеству просматриваемых страниц и по времени, проводимому пользователями на сайте. Facebook, созданная 21-летним студентом Гарварда, уже имеет 7,3 млн зарегистрированных пользователей – и это при том, что, как замечает представитель Facebook Крис Хьюз, сайт задумывался скорее как телефонный справочник, нежели как место общения незнакомых друг с другом людей. Цель компании – рационально управлять информацией, которая интересна большинству зарегистрированных пользователей.
Сайты сетевого общения в большинстве своем используют простую модель рекламы – продажу баннеров и текстовых объявлений. Facebook также разрешает компаниям-рекламодателям создавать на сайте сообщества, посвященные тем или иным продуктам или услугам.
Профессор Wharton School Леонард Лодиш считает, что традиционные инструменты маркетинга работают с новыми интернет-проектами так же успешно, как и в других, более традиционных сферах бизнеса. Он вспоминает, как в 2000 году смог предсказать банкротство музыкального интернет-магазина CDNow, который тратил в среднем $70 на привлечение одного клиента. В случае с MySpace и Facebook цена привлечения новых клиентов практически сводится к нулю. Пользователи регистрируются добровольно, обновляя контент сайта за счет своих профайлов. Стоимость содержания серверов достаточно низкая, что позволяет извлекать из сайтов прибыль, даже обходясь традиционными формами рекламы. "Yahoo зарабатывает деньги на продаже рекламных мест, - говорит Лодиш, - так почему Facebook и MySpace не могут делать то же?"
Нитин Гупта, аналитик The Yankee Group, считает, что успех MySpace коренится в возможности появляющимся музыкальным группам устанавливать связь с новыми фанатами. Это делает его незаменимым партнером для медиа-компании (такой как News Corp.). Сайт, по мнению Гупты, превратился в живую систему, давно вышедшую за рамки музыкального сообщества. Он связывает людей, интересующихся не только музыкой, но и радио и телевидением. News Corp., прежде чем купить MySpace, выкладывала на нем фрагменты из телешоу "Офис".
Сотрудничество медиа-компаний с сайтами сетевого общения вполне логично, считает Гупта, но и другие сферы бизнеса в скором времени тоже могут "запутаться в сети": "Немного сложнее, конечно, создать сообщество, посвященное бритвам Norelco, но возможно".
Гупта уверен: сетевое общение не должно ограничиваться одной рекламой. Оно вполне может выступить в качестве инструмента управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) для компаний, продающих те или иные продукты или услуги. Пора отойти от традиционных форм веб-рекламы. Сайты сетевого общения предоставляют возможность создавать сообщества, посвященные определенным продуктам, медиа или услугам, а это, в свою очередь, позволит компаниям по-настоящему контактировать с потребителями.
Разумеется, превратить онлайновые сообщества в деньги будет непросто даже для таких монстров, как MySpace и Facebook. Однако, как отмечает профессор Wharton School Эрик К. Клермонс, не стоит забывать, что ценность сайта не в количестве кликов или просмотров, а в прибыли, которую можно из всего этого извлечь.
Вопросы безопасности
С ростом популярности сайтов вроде MySpace связана серьезная проблема безопасности и защиты частной жизни. Примеров множество. Так, MySpace пришлось создать должность координатора по безопасности после многочисленных сообщений о деятельности сексуальных маньяков в сети.
Популярность сайтов может иметь для пользователей непредсказуемые последствия. Например, студент-гей, учащийся Христианского колледжа, был исключен после того, как администрация учебного заведения обнаружила на сайте Facebook его фотографии в женской одежде; двадцать учеников калифорнийской средней школы были временно отстранены от занятий за участие в онлайновом сообществе, носившем антисемитский характер. Гэри Арлен, президент Arlen Communications, утверждает: пользователи начнут избегать сайтов сетевого общения как только поймут, чем чревато выкладывание в сети фотографий с диких вечеринок или рассказов о сексуальных подвигов.
Тем не менее, он считает, что несмотря на некоторые трудности, у этих сайтов большое будущее. Сегодня они создают у молодых людей привычку, а через 15 лет станут частью окружающего их мира.
По словам Дэвида Белла, существуют стратегии, которые позволят сайтам сетевого общения не быть забытыми завтра. Один из способов сохранить особую ауру сайта – ограничить возможности регистрации. Сайт сетевого общения должен найти баланс между разнообразием, которое привлечет большое число пользователей, и селективностью, которая удержит их. Не менее важно для сайта идти в ногу со временем и постоянно предлагать посетителями новые возможности. "Сайт должен предлагать радость общения и удобство функционирования, - говорит Белл. – А если чего-то из этого не хватает, вы даете людям повод искать в других местах".
Сетевое общение поддается мониторингу. Заметив изменения в поведении людей на сайте, можно выявить и предотвратить такие проблемы, как, например, снижение числа новых регистраций или массовую миграцию посетителей на другие сайты.
Однако, считает Белл, если сайты намерены приумножать свой успех, придется искать новые подходы в маркетинге. Сегодня популярна модель рекламы "из уст в уста", когда те или иные продукты или услуги рекламодателей обсуждаются на личных страницах пользователей сайтов сетевого общения. "Если кто-то на сайте фанатов Mac рассказывает мне о iPod, это выглядит куда достовернее, чем рекламные объявления Mac", замечает Белл.
Возможности сайтов сетевого общения неограниченны, считает он. Пока еще неизвестно, каким будет их будущее, но ясно одно – "они здесь надолго". "Идея создания и участия в онлайновых сообществах вряд ли исчезнет в ближайшее время".
E-xecutive.ru
Дата опубликования: 25.05.2007
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу /index.php?page=psy&art=2951" |
|
Ключевые слова статьи "Детские болезни социальных сетей" (раздел "Статьи по психологии"):
BTL реклама Промоутеры PR маркетинг брэнд креатив продажи