Статьи по психологии
Виртуальная конкуренция
Интернет уже давно не воспринимается лишь как способ общения или проведения досуга. Глобальная паутина становится все более популярной и востребованной. Главное преимущество виртуального пространства — доступность и быстрота получения информации, а в последнее время и услуг. Поэтому не удивительно, что Интернет превратился в идеальную среду для рекламы, маркетинга, сбыта товаров и услуг.
Интернет любит деньги
Так, к примеру, общий объем продаж через Интернет в Евросоюзе в 2005 году возрос по сравнению с предыдущим годом на 51% и составил 40,2 млрд евро. Почти две трети всех Интернет-продаж в Европе производится в Великобритании, Германии и Франции. По оценке аналитиков Mintel, к 2010 году объем продаж через Интернет в Европе вырастет практически в три раза — до 115 млрд евро.
Россия по данным показателям занимает значительно более скромные позиции. По экспертным оценкам, в 2005 году граждане РФ при помощи глобальной сети потратили около $850 млн. Прогнозируется, что объемы продаж в текущем году возрастут более чем на 50%. Стоит отметить, что такая тенденция прослеживается в России на протяжении последних двух лет (ежегодно объем торговли через Интернет в России увеличивался на 40-50%). Однако пока доля "виртуальных" продаж остается незначительной и составляет около 0,7% от общего объема непродовольственной розницы, в то время как в США – 2,5%.
Тем не менее, есть все основания считать, что потенциал у Интернет-торговли в России имеется. Причем отмечается тенденция прироста продаж через сеть за счет регионов, а не только за счет мегаполисов.
Интернет-помехи
Поиск необходимого товара или ресурса обычным пользователем осуществляется в основном при помощи поисковых систем, таких как Google, Yandex, Rambler или "Апорт". Востребованность услуг поисковиков легче всего оценить по их выручке. Например, доходы Google в прошлом году превысили $6 млрд.
Главным фактором успешности любого Интернет-проекта, в том числе и Интернет-магазина, являются топы (верхние строчки) в рейтингах поисковых систем. Рейтинги должны составляться на основе четко регламентированных алгоритмов. Однако многие фирмы, представленные виртуально, теряют огромные деньги из-за недобросовестной конкуренции в поисковиках. Для сайта, представляющего компанию, могут провести так называемую "черную оптимизацию", в результате чего он выпадает из рейтинга. Причем поисковые системы не всегда сообщают компании о том, что она "вылетела" из рейтинга.
Как отметил на круглом столе в "Росбалте" генеральный директор компании "Первый ИТ альянс" Дмитрий Афанасьев, зачастую наилучший результат в рейтингах достигается нечестными способами. "На данный момент в российском сегменте Интернета нет никаких практических, регламентных или общих правил, позволяющих оценивать честные и нечестные методы конкуренции", — признал он. Сегодня есть только расплывчатые определения самих поисковых систем, которые могут быть использованы недобросовестными конкурентами для того, чтобы влиять на положение в рейтингах, считает эксперт.
"Были прецеденты, когда поисковые системы выкидывали из участия в рейтингах или блокировали компании без объяснения причин и возможности восстановления, несмотря на то, что эти компании являются достаточно серьезными участниками рынка", — отметил он. Восстановление в рейтинге может занять очень много времени и стоить очень больших денег. То есть, кто больше заплатит, тот и будет выше в рейтинге. "В данный момент очень резко стоит вопрос о том, чтобы прописать необходимые правила, которые определяли бы, на каких основаниях, как и на какое время рейтинговые системы могут удалять ресурсы из сети", — отмечает Афанасьев.
В свою очередь, президент ООО "Дигитал Зон" Дмитрий Завалишин считает, что продавать свой ресурс в Интернете компаниям мешает война между авторами поисковых систем и черными оптимизаторами. "Поисковые системы заботятся о качестве выдачи поиска, что обусловлено простой причиной – у них есть клиент, который приходит на поисковый сайт и должен получить высокий уровень обслуживания. Прозрачность же рейтингов – проблема техническая", — убежден он.
"Если, допустим, взять индекс цитирования Яндекса, то, как он строится, известно нескольким людям на планете, которые об этом никому не расскажут. Причем схема очень простая. Если вы знаете, как строится индекс цитирования, то вы знаете, как в него попасть и как воздействовать на изменение рейтингов. Это война между авторами поисковых систем и "черными оптимизаторами". Авторы говорят, что мы не откроем рейтинг потому, что как только мы его открываем, возникает новая волна черной оптимизации. Владельцы информационных ресурсов говорят: мы хотим знать, как он строится, так как если мы не знаем, на нас можно воздействовать", — отметил Завалишин.
Есть и более резкие мнения. В частности, генеральный директор рекламного агентства "МаньяКо" Кирилл Готовцев считает Интернет-рынок полностью криминальным. "Это "джинса" Интернета. Мы все знаем, что статьи в прессе и упоминание в них покупается, и чем более "джинсовым" становится издание, тем ниже уровень социального доверия к нему. Поисковые системы сейчас начинают переживать огромный кризис доверия к ним. Большинство поисковых систем выдают некачественную информацию на большинство поисковых запросов", — говорит он.
Бизнес страдает от неизвестности
Проблема "черной оптимизации" может отразиться на бизнесе непосредственно. Возможным сценарием развития событий поделился коммерческий директор компании "ОЛДИ" Евгений Поляков. "Мы занимаемся высокотехнологичной продукцией, достаточно долгий период времени мы находились на высоких местах в рейтингах Интернета, которые нам крайне важны и интересны. В один прекрасный момент мы поняли, что нас там нет", — рассказал он. Сотрудники компании начали разбирать ситуацию с Интернет-ресурсом, который исключил компанию из рейтинга. Объяснение было очень кратким: "Вы накрутили свой рейтинг".
Компании пришлось выяснять, что случилось, и кто приложил к этому руку уже после исключения. "В итоге, после очень длительных прений и переписок, мы получили информацию о том, что мы к этому не причастны. Однако в связи с тем, что они посчитали, что накрутка все-таки происходила, на нас возложили "забавную" обязанность найти того, кто это сделал. Связавшись со специалистами, удалось выяснить, что технологически найти того, кто это сделал, очень сложно", — резюмировал директор компании.
Поисковик всегда прав
Однако у "поисковиков" позиция другая. По словам главного редактора "Яндекса" Елены Колмановской, нет смысла регламентировать отношения между поисковиками и компаниями, так как иначе они будут бесконечно судиться. К примеру, у поисковой системы "Яндекс" существуют свои правила сортировки. Они ориентированы на качество продукта для конечного пользователя. "Нам совершенно все равно, какая из пятнадцати тысяч фирм, продающих пылесосы, будет стоять в рейтинге первой,- заявила Колмановская. — Пусть делают сайты для людей, а не в качестве рекламы, и тогда никаких проблем не будет".
Исполнительный ДиректорWeb Alta Алексей Чурбанов также считает, что нет необходимости узаконивать отношения между поисковыми системами и Интернет-ресурсами, так как "черных оптимизаторов" все равно не получится загнать в жесткие рамки.
Таким образом, складывается ситуация, когда Интернет-проекты, продавая свой ресурс, могут быть выбиты из игры. При этом компания, ставшая жертвой "черных оптимизаторов", зачастую даже не подозревает, что была удалена. А поисковые системы не спешат раскрывать методы построения рейтингов сайтов. Можно предположить, что в ближайшее время положение дел не изменится. Остается принимать те правила игры, которые существует, и просто учитывать все "за" и "против" системы.
Артем Мазюк
Дата опубликования: 09.05.2007
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу /index.php?page=psy&art=2914" |
|
Ключевые слова статьи "Виртуальная конкуренция" (раздел "Статьи по психологии"):
BTL реклама Промоутеры PR маркетинг брэнд креатив продажи