Статьи по психологии
Вредная сказка
Мама, как же я вырасту без "Растишки"? Взрослые по большей части ненавидят рекламу или как минимум не доверяют ей. А вот дети рекламу, в первую очередь телевизионную, просто обожают. И если сказки из детских книжек - несбыточные, далекие и с обязательной моралью, то рекламные "сказки" короткие, незамысловатые, вполне реальные. Они не "нагружают" маленького зрителя, не намекают, не поучают, ничего не запрещают.
Реклама всегда яркая, броская, динамичная, в ней все красиво, светло, благополучно. Эти неправдоподобные и навязчивые сюжеты мы, взрослые, "пролистываем", словно назойливую страницу в теле-меню. Но для ребенка, с его марсианским пока восприятием, именно реклама становится откровением и путеводителем среди "плохого" и "хорошего".
Наша машина умрет без "калгора"?
Первый интерес моего четырехлетнего сына к рекламе начал проявляться год назад. Смотрел он ее гораздо внимательней, чем передачи, старательно запоминал торговые марки. Забеспокоилась я несколько месяцев спустя, когда сын начал требовать покупки "по мотивам" недавно увиденной рекламы.
Отправившись со мной в еженедельный поход за продуктами в супермаркет, Сережа стал просить торт "Домашнє свято". Купить торт я могла, но знала, что сын не любит вафли.
Давай купим твое любимое печенье, - увещевала я, - или зефир. То, что ты будешь кушать. А это вафельный торт, ты же не любишь вафли…. Однако никакие мои уговоры не подействовали. Я уступила и потом ела весь торт сама - Сережа осилил только маленький кусочек.
Следующим "испытанием рекламой" стал кетчуп "Торчин". Три дня ребенок рассказывал мне, что его надо добавлять ко всем нашим блюдам. Я рассердилась и не купила кетчуп принципиально. Через месяц Сережа удивил меня еще больше: проснувшись утром в выходной, я обнаружила его обдумывающим какую-то серьезную задачу.
- Наша машина сломается и умрет, - заявил мне сын, - если ты не купишь "калгор".
Что-что? - я никак не могла спросонья понять, о чем он толкует.
"Калгор", мама, надо "калгор" для нашей машинки, - начал объяснять Сергей.
Ах, "Калгон"… Ясно, я никогда больше не включу тебе телевизор - обозлившись, пообещала я.
Сережа расплакался, он боялся, что машина сломается и ему придется ходить в грязном.
Все это меня изрядно напугало - как объяснить ребенку, что не все, что хвалят, стоит похвалы? Кроме того, рекламные обещания между собой не согласованы, часто противоречат друг другу, а малолетнее чадо не знакомо с законами конкуренции. Так что я даже не удивилась, когда стали появляться вопросы по типу: что все-таки лучше - порошок, "как русалочка" ("Ариэль") или другой порошок - "от лисички" ("Лоск"), а также весит ли "легкий" майонез меньше "тяжелого"…
От родителей Сережиных одногруппников по детсаду и воспитательниц я узнала, что не только моего малыша беспокоят рекламные россказни. Дети вспоминали рекламные слоганы, дразнились ими, хвастались покупками "как в рекламе" - рекламные образы становятся объектом для подражания.
Дальше - больше. С началом выборов с экрана заговорили не только торговые марки, но и всевозможные хорошие "дяди". Каждый обещал золотые горы. Тут и взрослые не знали, кому верить, а ребенок и вовсе запутался.
- Кого же нам выбрать, мама? - не раз с тревогой спрашивал малыш.
"Это мыло нам не надо…"
Однажды в транспорте Сергей ни с того ни с сего спросил, есть ли у меня прокладки. Мой сын не знает, зачем они нужны, однако убежден, что такие должны быть у каждой красивой тети.
Ситуация, конечно, почти анекдотичная, но за ее комизмом гораздо более серьезная проблема. Реклама продает нам йогурты и стиральные порошки, но за ними ясно просматривается другой коммерческий образ - полноценная обеспеченная семья, двое родителей, сын и дочка, своя квартира, детская комната, машина, путешествия… Но купив йогурт, я не куплю все это моему сыну. Что делать тем, у кого нет денег, возможностей или элементарного желания жить так, как это продемонстрировано на экране.
В последние выходные мы опять пошли вместе за покупками. Денег хватало лишь на необходимое, потому я уговорила Сережу обойтись без любимых йогуртов и сладостей. Дома я заметила его встревоженную мордашку. Ты чего грустишь? - попыталась разговорить его я.
Мама, а если я не буду есть "Растишку" всю неделю, я что не буду расти все это время?! - неожиданно расплакался Сергей. Конечно, будешь, - успокоила я, - ты ведь растешь не благодаря "Растишке", другие продукты тоже помогают, а я вообще без всяких "растишек" выросла вон какая большая…
Однако саму меня такая реакция ребенка не на шутку взволновала - после этого случая я обратилась к детскому психологу в киевский "Центр семьи". Психолог Елена Лукьяненко посоветовала меньше включать ребенку телевизор, а во время рекламных роликов менять канал.
Помните, реклама - это технология, это программирование зрителя, - рассказывает Елена. - С младенчества дети подвержены рекламным уловкам гораздо больше, чем взрослые. У нас хоть есть какой-то "иммунитет" на рекламу, свое мнение. Дети открыты, все принимают за чистую монету. Семимесячный малыш оторвется от любимой игры во время рекламы и повернется к экрану. Дети, еще не осознавая происходящего в рекламном ролике, уже смеются и хлопают в ладоши. Согласитесь, это заставляет задуматься, какой такой "рекламный" импульс действует на малыша. Что с этим можно сделать? Попробуйте изменить восприятие вашего малыша, подайте рекламу, как сказку, придуманную историю, нечто сродни "мультяшному" волшебству. А на конкретные вопросы и требования отвечайте правдиво и уверенно. Если вы не согласны, что рекламируемый товар подойдет ребенку, так и скажите ему - мол, это мыло нам не надо, у нас есть другое и оно еще лучше…
Мария Углецова
Дата опубликования: 06.04.2007
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу /index.php?page=psy&art=2847" |
|
Ключевые слова статьи "Вредная сказка" (раздел "Статьи по психологии"):
BTL реклама Промоутеры PR маркетинг брэнд