Статьи по психологии
Громкость роликов на телевидении превышает допустимый уровень в десятки раз
Что самое ценное в квартире горожанина? Чтобы в кране текла чистая вода? Чтобы за окном был чистый воздух? Нет! Тишина! Вспомните, какую оскомину набивает ремонт над вами... А вечеринка с диско-танцами за стеной? А звук отбойного молотка на улице? Конечно, от всего от этого существует защита. На стену можно повесить ковер, потолок украсить звукопоглощающей плиткой, а окна заменить на тройные стеклопакеты.
А как укротить рекламу, которая бьет прямо из телевизора похлеще отбойного молотка? Сидеть в засаде и при первых звуках отбивки переключаться на другой канал? Это уже не отдых перед голубым экраном, а настоящее сафари.
Понять эту игру несложно: во время рекламной паузы большинство телезрителей идет на кухню поставить чай или, наоборот, справить нужду. Вот звук и становится громче, чтобы даже под журчание сливного бачка можно было расслышать, кто лучше убивает микробы.
Но ведь существует федеральный закон, который четко прописывает, что уровень громкости рекламных блоков не должен превышать уровень остального вещания. И я обратился непосредственно к телевизионщикам. Вот что мне рассказал директор общественных связей Первого канала Игорь БУРЕНКОВ:
- Уровень громкости рекламных блоков на канале не выставляется. Мы получаем уже готовый продукт от нашего рекламного агентства - компании "Видео Интернэшнл", который и ставим в эфир. Хочу заметить, что рекламные ролики изготовляются по допустимым законом стандартам, в том числе и по уровню громкости. Впечатление о том, что уровень звука в рекламе громче, чем, например, в старом советском художественном фильме, современном сериале или документальном кино, создается оттого, что звук был записан в другое время, на другой аппаратуре и в другом формате. Ведь есть определенные параметры громкости звука, которые четко определены законом. Звук в кинокартине может идти на нижней границе этого коридора, а звук рекламы - всегда на верхней. В любом случае наш канал не нарушал и не нарушает закон.
Почти слово в слово мне повторили то же самое и на втором канале, и на третьем. Может, мне и моей жене просто кажется, что реклама играет громче не только во время художественных фильмов, но и во время сериалов, ток-шоу и другой современной телепродукции?
Точечные замеры
И тогда я обратился в компанию "Независимая экологическая экспертиза ЭКОСТАНДАРТ". Развеять мои сомнения и кажущиеся страхи согласился старший специалист технического отдела Михаил Серов. Он подъехал прямо в редакцию с приборами, прикрутил особо чувствительный микрофончик к коробочке со стрелками, и мы уселись перед редакционным телевизором.
Цель эксперимента была проста, как рекламный ролик МТС: зафиксировать разность громкости между рекламой и основной передачей. Причем сам телевизор работал на половинной громкости. На часах было 18.30 - самый-самый прайм-тайм. Основная масса ничего не подозревающих о нашем опыте телезрителей уже вернулась с работы и, заварив чайку, устроилась перед экранами.
Первым был Первый. Шло ток-шоу Андрея Малахова.
- Не могу! Прибор зашкаливает! - взмолился специалист Миша.
Но тут художественная часть программы прервалась на демонстрацию отрывка из фильма "А зори здесь тихие".
- Возьмем художественный фильм за ноль! - не растерялся Миша.
Сразу после отрывка началась долгожданная реклама. Прибор беспристрастно фиксировал превышение уровня звука. Моющее средство - +4 Дб. Майонез - +3 Дб. Стиральный порошок - +5 Дб. Хотя телевизор орал благим матом, цифры не впечатляли.
- Децибелы - величина относительная. Увеличение громкости на 20 Дб говорит об увеличении самой величины в 100 раз! - обнадежил меня специалист.
Теперь оставалось замерить звук основной программы. За этим дело не стало. Реклама закончилась, и вновь на сцену вышел Малахов. Честное слово, с точки зрения экологии лучше бы он этого не делал! Его выход сопровождался скачком звука в 7 Дб! Малахов со своими героями шумел больше самой громкой рекламы на канале. Впору переименовывать программу из "Пусть говорят" в "Пусть поорут"!
Российский канал тоже не отличался ровностью звука. Стиральный порошок - +9. Кредитная карта - +6.
Ren TV удивило. Реклама лекарства вышла в ноль, реклама молочных продуктов - +2, зато "Анонс выпуска новостей" - +4!
В результате эксперимента мы отсмотрели 10 каналов, которые принимал наш телевизор. Выяснили, что самым тихим по рекламе оказался ТНТ, но он же самый громкий по собственным анонсам - +9. А чемпионом можно считать MTV. Здесь бывали скачки до 10 Дб. Самой громкой оказалась реклама стиральных порошков, женских прокладок и телефонов. Самой тихой - лекарств и соков.
Когда специалист Миша уже сматывал микрофоны, он вдруг увидел инструкцию к телевизору. Раскрыв ее на последней странице, он воскликнул:
- Теперь все понятно! В ваш телевизор встроена функция усреднения уровня громкости. Короче, электроника сама выравнивает уровень звучания. То-то я смотрю, показания какие-то скромные!
Но даже с умной электроникой наши "победители" превысили громкость в 50 раз! А что будет с обыкновенным телевизором, где нет электронного фильтра? Да он просто развалится на части!
Кто отвечает за громкость?
Теперь я убедился, что повод для опасений есть. Но где установлена та самая кнопка, которая делает звук рекламы громче? Если верить телевизионному начальству, то повышенный звук "вылетает" из компании "Видео Интернэшнл", которая поставляет готовые рекламные блоки. Полдня я потратил, чтобы дозвониться до нужного человека. Поначалу никто не хотел брать на себя ответственность для заявления в прессе. Наконец штатный юрист одного из подразделений компании Сергей Иванов грамотно ответил на все мои вопросы.
- Каналы сами регулируют громкость звука. Мы здесь ни при чем. Наша реклама записывается на современных носителях по мировым стандартам, - объяснил Иванов.
Опять двадцать пять! Так кто же делает рекламу громче?
- Поймите, - уже доверительно продолжил юрист, - мы сами не заинтересованы, чтобы наша реклама вызывала негативные эмоции у потребителя. Могу только предположить, что каналы делают звук не громче, а... тише на основную программу. Больше я вам ничего не скажу.
Вот оно что! Но от перемены децибелов долбежка на уши не меняется. Получается, что и закон соблюден (реклама не громче установленного уровня), и реклама выделяется (основная передача тише рекламного блока). Интересно, а что на самом деле говорит закон по этому поводу?
Депутат Госдумы Владимир Мединский был одним из разработчиков Закона о рекламе. Рассуждения о том, что должно быть тише, а что громче, просто возмутили его:
- В нашем законе четко прописано, что уровень громкости рекламы должен быть таким же, как и основной программы. Ни больше ни меньше! Закон вступил в силу на всей территории Российской Федерации с 1 июля 2006 года. Я часто смотрю телевизор и замечаю, что закон грубо нарушается. Мы неоднократно обращались в Федеральную антимонопольную службу, которая должна следить за нормами законности. Знаете, что они каждый раз отвечают? У них нет специального оборудования, чтобы отслеживать уровень громкости на телеканалах! Но ваша газета ведь смогла провести эти замеры? Ну хорошо, а секундомер у них есть? В законе четко прописано, что в течение часа рекламы должно быть не более 20%. Я сам на днях засекал время рекламы. Оно превышает отведенные рамки почти на всех федеральных каналах!
Вот так - закон есть. Есть и служба, которая должна следить за его исполнением. Но миллионы телезрителей продолжают судорожно давить на кнопки во время рекламной паузы. Между прочим, все эти всплески звука серьезно влияют на наше здоровье. И поэтому прошу, нет, требую прокуратуру разобраться, кто же крутит регуляторы громкости в телевизионной отрасли и почему вот уже полгода все это сходит с рук контролирующей организации!
КОММЕНТАРИЙ ВРАЧА
Член-корреспондент Российской академии медицинских наук, заведующий лабораторией физиологии слуха Института физиологии им. И. П. Павлова Российской академии наук Яков АЛЬТМАН:
- Скачки звука во время рекламных пауз действуют на наш организм крайне отрицательно! Нормальный человек в течение дня слышит звуки, громкость которых обычно не превышает 40 Дб (исключение - шумное производство, метро, самолет). Это наиболее комфортный уровень для нашего слухового аппарата. И вот человек присел у телевизора и инстинктивно выставляет этот комфортный уровень громкости на телеприемнике. А во время рекламной паузы, по нашим наблюдениям, звук резко возрастает на 20 - 30 Дб! В день современный человек смотрит телевизор 3 - 4 часа. За это время 10 - 15 раз программа прерывается рекламой. Эти скачки отрицательно действуют на органы слуха, возбуждают мозговые структуры. Все это ведет к прогрессирующей потере слуха и невротическим состояниям (тревоге, депрессии, быстрой утомляемости), а также к сосудистому дисбалансу и гипертонии.
ЧТО И КАК ЗВУЧИТ
Звуки леса - 30 Дб.
Разговор на тихой улице - 65 Дб.
Прибытие поезда в метро - 97 Дб.
Болевой порог - 120 Дб.
Громкость телевизора на среднем уровне - 75 Дб.
Самая громкая реклама - 105 Дб (по данным врача Якова Альтмана).
Самая тихая реклама - 78 Дб (по замерам журналистов "КП").
Каждые дополнительные 10 Дб повышают артериальное давление на 2 мм рт. ст., на 10% риск инсульта и на 5% риск коронарных заболеваний.
А КАК У НИХ?
На большинстве американских и европейских кабельных каналов уровень громкости рекламы значительно ниже, чем уровень основной программы. В этом можно убедиться, включив спутниковое телевидение. Для особо чувствительных к рекламе телезрителей разработаны специальные приставки, которые в рекламной паузе автоматически переключают канал или делают громкость приемника ниже на 20 Дб.
Юрий Снегирёв
Дата опубликования: 26.03.2007
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу /index.php?page=psy&art=2827" |
|
Ключевые слова статьи "Громкость роликов на телевидении превышает допустимый уровень в десятки раз" (раздел "Статьи по психологии"):
BTL реклама Промоутеры PR маркетинг брэнд