Статьи по психологии
Нужна ли операторам социальная реклама?
Многие и сейчас помнят телевизионный ролик "Позвони родителям". Это был первый опыт социальной рекламы на российском телевидении. Возможно, успех этого проекта объяснялся именно тем, что в свое время стал "первой ласточкой". Так или иначе, ролик заметили. Его обсуждали и пересказывали друг другу. Его смысл тронул молодую аудиторию - тех, к кому, собственно, и обращались создатели. А фраза "позвони родителям" стала крылатой.
Но это - пример из практики телевидения. В мировой же практике лидирующую роль в сфере социальной рекламы играют плакаты. Как это направление развивается в Москве?
Сразу отметим: в столице социальные постеры встречаются чаще, чем где бы то ни было еще. Это, впрочем, и неудивительно - в Первопрестольной вообще наружной рекламы в разы больше, чем в других российских городах. А следовательно, и возможности для развития "социалки" здесь лучше.
От теории - на улицы
Согласно Федеральному закону "О рекламе" задача "социалки" - содействовать достижению благотворительных и иных общественно-полезных целей, а также обеспечивать интересы государства. Под ее размещение операторы оutdооr-рынка обязаны предоставлять порядка пяти процентов годового объема распространяемой ими рекламы.
Соблюдается ли это на практике? Да, отвечают в Правительстве Москвы. Участники рынка ежемесячно предоставляют городу площади для размещения социально значимой рекламы и информации.
В марте текущего года для обеспечения единой городской политики в этой области была создана Межведомственная комиссия Правительства Москвы под председательством заместителя Мэра Валерия Виноградова.
Коллегиальная Комиссия определяет приоритетные направления в социальной рекламе на городских улицах. Она собирается два раза в месяц для рассмотрения поступающих в ее адрес обращений. Кроме того, Комиссия может сама выступать с инициативами размещения тематической социальной рекламы и информации в Москве.
С начала 2006 года в столице было размещено порядка двухсот рекламно-информационных программ. Приведу примеры некоторых из них.
Так, на столичных биллбордах появилась реклама правоохранительного портала Российской Федерации в сети интернет, созданная в рамках проекта ГЦП "Электронная Россия". Другой пример - программа МЧС с призывом к горожанам соблюдать правила противопожарной безопасности.
На столичных видеоэкранах для владельцев автомобилей демонстрируется мультипликационный ролик "Уступи дорогу спецтранспорту", напоминающий о необходимости правильного, уважительного поведения на дороге. Кстати, эта тема для мегаполиса особенно актуальна. Ведь измученные "пробками" водители на забитых транспортом трассах часто забывают, что "скорая" и пожарная машина спешат кому-то на помощь и время в такой ситуации зачастую играет решающую роль.
Отдельно стоит отметить информационную программу "С чего начинается Родина?", в соответствии с которой на улицах, названных в честь героев битвы за Москву 1941 года, были размещены информационные плакаты, рассказывающие об этих людях (в декабре столица готовится отметить 65-летие этого сражения, в ходе которого был развеян миф о непобедимости вермахта).
Кроме того, в Москве много информации о различных концертах, театральных фестивалях и других мероприятиях, которая также относится к социальной рекламе.
На память приходят и такие программы Правительства Москвы, как размещение на средствах наружной рекламы текста Гимна Российской Федерации, библейских заповедей, призывов чаще обращать внимание на проблемы детской беспризорности и помогать детским домам, мыть автомашины, ездить с пристегнутыми ремнями безопасности и придерживаться скоростного режима, бережно относиться к своим подъездам и дворам, находить время для занятий спортом и многие-многие другие.
Столичным нововведением стало появление на московских улицах серии плакатов, посвященных реализации в масштабах города приоритетных национальных проектов. Первые такие плакаты и аналогичного содержания видеоролики, объединенные общей темой "Я люблю Москву", появились в Белокаменной в начале апреля по инициативе Мэра Москвы Юрия Лужкова. Далее ежемесячно размещались новые серии постеров - о деятельности Москвы в сфере образования, здравоохранения, сельского хозяйства и доступного жилья. По плану программа будет проводиться до конца 2006 года.
Таким образом, социальная реклама производится преимущественно по инициативе государственных структур - ГИБДД, МВД, МЧС и других, хотя за рубежом ее развитию активно способствуют и коммерческие организации.
Мы ищем таланты
Тема развития "социалки" вызывает много дискуссий среди профессионалов. Тот факт, что в количественном, а зачастую и в качественном отношении социальная реклама отстает от коммерческой, имеет корни прежде всего в финансовой сфере. Из расчета на последующую прибыль для коммерческой рекламы выделяются многомиллионные бюджеты. Социальной же, как правило, приходится довольствоваться остаточным принципом распределения средств. Впрочем, в последние годы наблюдается существенный скачок в качественном совершенствовании социальной рекламы, хотя вопрос о привлечении бизнеса в эту сферу по-прежнему остается открытым.
Многим творческим людям свойственно желание создавать макеты социальной направленности. Это неоднократно демонстрировал Московский фестиваль социальной рекламы, который ежегодно проводит Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы.
В июле этого года комитет подвел итоги уже шестого по счету Московского фестиваля, в котором традиционно состязаются как профессионалы рекламной отрасли, так и студенты профильных вузов. Участники присылают свои плакаты, видеоролики и интернет-проекты, затрагивающие такие темы, как здоровый образ жизни, патриотизм, охрана окружающей среды, и т.д. В этом году к ним были добавлены две новые - "Молодежь Москвы" и "Мир против террора". Последняя, по словам членов жюри, оказалась самой популярной. На пресс-конференции, посвященной подготовке фестиваля, председатель Комитета по рекламе, информации и оформлению города Москвы Владимир Макаров отметил, что практически каждый третий участник представил работы, связанные именно с ней.
География участников фестиваля с каждым годом расширяется. Форум собирает представителей все новых городов, причем не только России, но и других стран. Московскому жюри показались интересными работы немецких студентов. Автор одной из них, занявшей второе место, увез на родину почетную статуэтку фестиваля. Кстати, помимо статуэток победители, занявшие первые места в номинациях, получают в качестве награды право на бесплатное изготовление и размещение своих работ на московских биллбордах.
В рамках фестиваля ежегодно проходит "круглый стол", посвященный проблемам социальной рекламы. В нынешнем году на этом мероприятии профессор Дортмундского университета Эдвард Патрик провел специальный мастер-класс по дизайну и композиции социальной рекламы для городских улиц.
Развитие и совершенствование социальной рекламы имеет большое значение для становления ценностных ориентиров современного общества. Москва сегодня занимает лидирующие позиции в этой сфере. Творческие конкурсы, активность молодых специалистов и конструктивная позиция городских властей - вот основной катализатор прогресса в данной области. Работа по созданию и размещению социальной рекламы может стать одним из конкретных проявлений социальной ответственности бизнеса. Если это произойдет, "социалка" выйдет на качественно новый уровень развития - как в Москве, так и в других регионах нашей страны.
Светлана Погодина
Дата опубликования: 25.03.2007
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу /index.php?page=psy&art=2826" |
|
Ключевые слова статьи "Нужна ли операторам социальная реклама?" (раздел "Статьи по психологии"):
BTL реклама Промоутеры PR маркетинг брэнд