Статьи по психологии
Отличие товарного знака от бренда
Размышляя о том, что является самым ценным достоянием компании, приходишь к выводу, что это не активы, не акции, не производственные возможности и даже не топ-менеджмент, а имя, т.е. товарный знак (ТЗ). или бренд. Разница между товарным знаком и брендом весьма существенна. Во-первых, понятие "товарный знак" остается узкоспециализированным, и чаще всего им оперируют юристы, тогда как слово "брэнд" на слуху у всех. Во-вторых, бренд зарегистрировать нельзя, а товарный знак можно.
Товарный знак - это средство индивидуализации товара и услуг, бренд - совокупность названия, внешнего вида, репутации продукта и связанных с ним ожиданий потребителя. Бренд нельзя зарегистрировать, но можно оценить.
Рыночная стоимость брендов зависит от многих параметров: уникальности, прибыльности, стабильности, динамики продаж, возможности использования в смежных видах бизнеса, срока присутствия на рынке, доверия потребителей, известности и т. д. Стоимость самого дорогого в мире брэнда Coca-Cola составляет около $70 млрд.
В список десятка других самых дорогих брендов входят Microsoft, IBM, GE, Intel, Nokia, Disney, McDonald's, Toyota, Marlboro.
Их суммарная стоимость превышает $260 млрд.
Соблазн велик
Хороший бренд, как и доброе имя, зарабатывается годами.
И неудивительно, что соблазн воспользоваться известным иностранным брендом - хотя бы на просторах свой страны - довольно велик. Для этого надо просто присвоить соответствующий брэнду товарный знак.
"Регистрация товарного знака носит территориальный характер, - объясняет Елена Кандыбина, специалист по праву интеллектуальной собственности ООО "Финансбюро", - если знак не зарегистрирован или не используется в стране, то использовать похожее обозначение может любой. Исключение делается для знаменитых брэндов типа Coca-Cola, которые признаются общеизвестными.
В мире существует множество товарных знаков, неизвестных за пределами страны, и было бы странно лишать предпринимателей других стран прав на использование таких или похожих обозначений. Поэтому иностранные компании, предполагающие ведение бизнеса в РФ, должны либо регистрировать и использовать свой товарный знак, либо настаивать на том, что он является общеизвестным".
Иностранные компании не всегда бывают столь предусмотрительны, и этим часто пользуются сквоттеры (от английского to squat - захватывать) чужих товарных знаков. Схема действия тут очень проста.
Скажем, существует известный иностранный брэнд, и у него есть не менее известный товарный знак. И этот знак пока что не зарегистрирован в России или зарегистрирован, но не используется. В первом случае велик соблазн зарегистрировать его на себя, чтобы потом продать законному владельцу, а во втором - аннулировать по причине неиспользования (согласно поправке к закону о ТЗ от 2002 года) в течение трех лет, зарегистрировать на себя и тоже продать.
Двое находчивых
В Москве есть два человека, заработавших и продолжающих зарабатывать очень неплохие деньги на чужих знаках. Имена этих сквоттеров хорошо известны в крупных российских и иностранных компаниях патентных поверенных. Первый - глава компании "Моспатент" Виктор Чернышев. Второй - Сергей Зуйков, у которого даже не одна компания, а несколько.
Регистрацией знаков с целью продажи Сергей Зуйков начал заниматься с 1998 года и в начале карьеры регистрировал до 300 заявок в месяц. Сейчас Зуйкову принадлежат права более чем на 300 ТЗ, многие он уже продал законным владельцам, заработав на сделках не одну сотню тысяч долларов.
Так, компания Audi заплатила ему $20 тыс. за право использования пяти собственных наименований автомобилей в России, Белоруссии, Казахстане и Украине. Сергей Зуйков не скрывает свой метод поиска потенциальных жертв: он берет фирменный каталог товаров, выбирает несколько названий компаний и моделей, потом проверяет их по базе данных уже зарегистрированных в России ТЗ. Если в России место свободно, надо зарегистрировать и продать - чем дороже, тем лучше.
Starbucks не дается
Впрочем, даже и у таких акул интеллектуальной собственности, как Зуйков, бывают свои проколы. Так, в 2005 году он посягнул на имя американской сети кофеен Starbucks, но проиграл. В 1997 году Starbucks зарегистрировала свой ТЗ в России, но поить россиян кофе не спешила. Зуйков воспользовался этим и в 2002 году аннулировал ТЗ кофейного гиганта, зарегистрировал собственную компанию OOO Starbucks и предложил американцам выкупить их интеллектуальную собственность за $600 тыс.
Starbucks отказалась, вступила на тропу войны и победила.
Однако стоит отметить, что закон о товарных знаках Зуйков не нарушал и регистрировал товарные знаки на свою компанию абсолютно законно.
Право бумаги
"На самом деле закон не запрещает аннулировать неиспользованные чужие ТЗ и регистрировать их на себя, - комментирует действия Зуйкова патентный поверенный РФ, партнер фирмы "Иннотэк" Татьяна Вахнина, - хотя сейчас уже юристы начали думать, как бороться с такими, как он, и даже ввели в ФАС статью, которая может признать актом недобросовестной конкуренции регистрацию чужого ТЗ на свое имя". По мнению Татьяны Вахниной, деятельность Сергея Зуйкова стала бы невозможной, если бы в нашем законодательстве существовало право приоритета использования ТЗ. "Например, в США, - рассуждает Вахнина, - знак аннулируется, если ты вовремя не предоставишь декларацию об использовании. Приоритет всегда будет за тем, кто использует знак, а не за тем, кто его застолбил. А в нашей стране первично право "бумажки", впрочем, не только у нас, многие страны живут по этому принципу".
Как упустить бренд
От сквоттеров пострадала даже швейцарская компания Interbrand Zintzmeyer & Lux, которая занимается оценкой международных брэндов типа Coca-Cola или Microsoft. Оценивая чужие брэнды, швейцарцы проморгали свой. Уже упоминавшийся здесь Виктор Чернышев несколько лет назад зарегистрировал ТЗ Interbrand на себя, а потом продал его небольшой российской компании ЗАО "Интербрэнд русконсалтинг". Доверчивые клиенты решили, что Interbrand теперь работает и в России, и начали заказывать фирме-двойнику оценку брэндов. В прошлом году Interbrand Zintzmeyer & Lux попыталась выйти на российский рынок. Изначально швейцарская сторона была готова смириться с существованием русского двойника, полагая, что клиенты сами разберутся, кто есть кто. Однако Роспатент отказал компании в регистрации товарного знака Interbrand Zintzmeyer & Lux.
Представители ЗАО "Интербрэнд русконсалтинг" даже приезжали в Швейцарию, чтобы договориться о продаже занятого ими ТЗ с его истинными владельцами, но швейцарская сторона в переговоры с посланниками российской фирмы не вступила. История с ТЗ Interbrand пока не завершена, продолжение следует.
Государственная регистрация всех без исключения товарных знаков в России совершается в Роспатенте. Законодательство позволяет Роспатенту отказывать в регистрации товарных знаков, если есть основания полагать, что речь идет о недобросовестной конкуренции.
Однако этими правами Роспатент пользуется крайне избирательно, что позволяет сквоттерам типа Зуйкова или Чернышева чувствовать себя очень неплохо. Так, совсем недавно Зуйков аннулировал в России ТЗ Telefunken в связи с неиспользованием более трех лет.
Возможно, очень скоро господин Зуйков, зарегистрировав этот знак на свою фирму, выставит его на торги.
Пока что сквоттинг подобного рода - бизнес очень прибыльный, стоимость одного ТЗ колеблется от $1000 до $300 тыс.
Патентное ведомство пытается бороться с "бизнесменами", продающими владельцам их же собственные товарные знаки. Именно для этого был снижен срок неиспользования ТЗ с пяти до трех лет, повышена цена за регистрацию ТЗ (до 20 тыс. руб.), однако это не остановило сквоттеров. Хороший товарный знак можно продать за такие деньги, что риск и затраты окупаются довольно быстро.
Впрочем, даже если товарные знаки окажутся под защитой закона, сквоттерам есть куда отступать. Сквот в виде захвата доменных имен хотя бы в одной только зоне ru открывает массу возможностей для обогащения. Главное - вовремя подсуетиться.
Авторство не указано
Дата опубликования: 17.02.2007
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу /index.php?page=psy&art=2751" |
|
Ключевые слова статьи "Отличие товарного знака от бренда" (раздел "Статьи по психологии"):
BTL реклама Промоутеры PR маркетинг брэнд