НАУКА ЛИДЕРСТВА Дистанционное обучение ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ Учебные курсы Наши проекты
Реклама от Google
|
Искусство доминироватьГЛАВА 3. К личности через подсознание (часть1)Мы решили начать эту главу с того же самого, на чем завершили предыдущую, то есть с простоты. Увы, совре-менному человеку мыслящему в первую очередь не достает именно этого, казалось бы, наиболее доступного качества. Дело в том, что наш ум, ставший, воистину, богом совре-менного мира, стремится все усложнить и запутать, ибо за-гадки, головоломки, уравнения со многими неизвестными -это его родная стихия. Потому-то, к примеру, в современ-ной литературе и модны так называемые "сложные" натуры, а по нашему, - неврастеники, истероиды, личности шизо-идного типа, всевозможные извращенцы и т.д. и т.п. Но сама человеческая жизнь строится по иным законам, которые в буквальном смысле "не от ума", Любое явление в психологии на несколько порядков труднее описать (то есть зафиксировать в логичной форме, доступной для ума), нежели просто ощутить. В связи с этим мы решили преобразовать свой изна-чальный девиз "От простого - к сложному" в новый, кото-рый, по нашему убеждению, более соответствует духу этой книги, а именно "От простого - к еще более простому". Действительно, в практической психологии, имеющей де-ло с реальностью (пусть и не всегда объективной), самое трудное - это начать. Итак, проще всего воздействовать на биологический объект вербально, то есть при помощи слов, мимики, жес-тов и непременно при личном контакте. В связи с этим следует помнить, что человеческое сознание, ум акценти-руется на семантике слова, на смысловой информации, ко-торую несет речь, а также на ее интонации; в меньшей ме-ре он воспринимает язык мимики и жестов. При этом все, что упускает сознательный ум человека, напрямую загружа-ется в его подсознание, в "подкорку". В то же время основ-ная цель суггестора при индивидуальной работе - это вве-дение в подсознание биологического объекта той или иной установки. Следовательно, от суггестора требуется усыпить или иным образом отвлечь сознание объекта, чтобы без помех вложить в его подсознание нужную ин-формацию. На этом принципе и основаны всевозможные методы гипнотизации, а также нейролингвистического програм-мирования (эриксонианского гипноза). Мы не станем ка-саться в этой книге классического гипноза с его обязатель-ным погружением в транс (при помощи блестящих пред-метов или картинных пассов перед носом и тому подобных излишеств). Все это годится для сцены или же, в отдельных случаях, для клиники. Куда больше нас интересует так на-зываемое внушение наяву, то есть формирование в подсоз-нании интересующего нас лица мотивов для требующегося нам действия или поведения. Проще всего этого добиться путем отвлечения сознания биологического объекта (голо-сом, жестами или комбинацией того и другого) с одновре-менным внедрением в его подсознание нужной информа-ции. Суггесторам известно шестнадцать типов голосовых ре-жимов, из которых чаще всего ими используется шесть. Их мы сейчас и рассмотрим. Первый голосовой резким. Это наиболее мягкий спо-соб речи из арсенала суггестора. Негромкий задумчивый голос с небольшим диапазоном модуляций звучит не-сколько отстраненио и даже грустно. Так старый сказочник может рассказывать какую-то волшебную историю (на-пример, о Золушке), которая случилась давным-давно. Речь течет ровно, точно ручеек; она как бы опутывает слушателя незримыми нитями. Используется для работы с интровер-тами или же с временно интроверсированными лицами. Эффективность внушения в первом голосовом режиме возрастает, если таковое производится совсем тихо, бук-вально на пороге слухового восприятия. Второй голосовой резким. Сдержанно авторитарный. Суггестор говорит негромко, но весомо, с полной убеж-денностью, как бы сдерживая свою внутреннюю мощь. Может использоваться в работе с агрессивно настроенны-ми экстравертами. Третий голосовой резким. Открыто авторитарный. Это - так называемая педагогическая суггестия. Таким то-ном учителя пытаются иногда внушать своим олухам нечто серьезное. Слова произносятся громко, отчетливо и очень уверенно. Применяется в работе с экстравертами или же с лицами в экстраверсированном состоянии. Четвертый голосовой режим. Это - звуковой удар, резкий и оглушительно громкий, точно выстрел. Применя-ется для экспресс-гипноза. К примеру, вы можете мгновен-но остановить и даже уложить бегущего человека, внезапно оглушив его командой "Лежать!" (полезно также сопрово-дить ее соответствующим жестом моторного гипноза - как бы подсечь человека ребром ладони). При этом его чувства подобны тем, что вы испытываете, когда у вас за спиною на улице неожиданно заскрипят тормоза. Пятый голосовой режим. Аналогичен первому, толь-ко при этом голос как бы течет из живота, или же, как го-ворят вокалисты, "опирается" о живот. Ощущение такое, будто, произнося слова, вы легонько поглаживаете себя по животу чем-то бархатным. Это - эротический голосовой режим. Его воздействие совмещает в себе тормозящий эффект первого голосового режима со стимуляцией сексу-ального центра у лиц противоположного пола. На лиц од-ного пола с суггестором он воздействует аналогично пер-вому голосовому режиму. Шестой голосовой режим. Негромкая и слегка замед-ленная речь в нижнем регистре специфическим голосом с хрипотцой. Автоматически стимулирует чувство вины у то-го, кому адресована. Хорошенько отработав эти голосовые режимы в сольном исполнении - допустим, перед зеркалом или -на своей кошке, - вы можете перейти к экспериментам в словесных внушениях и на живых людях. Только не особенно мучайте своих близких - ведь поначалу у нас обычно получается далеко не все или не совсем так, как мы того хотим. В общем, будет лучше, если ваши опыты на первых порах за-тронут лишь не особенно близких знакомых, в крайнем случае, сослуживцев. Итак, основные принципы словесного внушения. Во-первых, таковое может быть мотивированным или же не мотивированным, В первом случае биологический объект знает, что вы собрались проделать с его психикой какой-то фокус, и в принципе против этого не возражает. Причем совсем не обязательно (и даже не желательно), чтобы он отчетливо себе представлял, в чем именно этот фокус за-ключается. Нужно лишь его согласие подвергнуться некоей процедуре. К примеру, вы беретесь "пощупать" биополе у весьма привлекательной особы противоположного пола. Попутно вы намерены стимулировать ее эротический центр. На первое эта особа согласна, а знать о втором ей и не нужно. При не мотивированном внушении объект не сознает, что им манипулируют. Но и в этом случае он должен внутренне согласиться - хотя бы на контакт, на беседу с вами. Иначе говоря, внушение возможно лишь при прямом или косвенном согласии объекта на таковое. Наверное, здесь будет не лишним еще раз подчеркнуть, что в этой книге авторы сознательно абстрагируются от различных этических норм и принципов, религиозных убеждений, философских определений и концепций, ос-танавливаясь лишь на технологических, если можно так выразиться, проблемах практической психологии. Возвращаясь к принципам внушения, сообщим вам, что вздействовать на активного экстраверта (или на временно экстраверсированное лицо) методом прямого словесного внушения возможно в том случае, если мы принудительно погрузим его в транс (при помощи внешних раздражите-лей - допустим, звуковых, стробоскопического эффекта, пассов и т.п.), либо введем в состояние ступора. Как уже было сказано, первый способ мы оставим сценическим гипнотизерам и магам, поскольку в реальной жизни он практически не применим. Что же касается состояния сту-пора (резкое понижение способности сознательного вос-приятия информации на фоне особого рода эйфории), то организовать таковое для экстраверсированного лица, ко-торому вы намереваетесь нечто внушить, вполне возможно и в обычной житейской ситуации. Основная техника этого действия очень проста для описания, однако, чтобы ее гра-мотно применять, требуется некоторая тренировка. Выполняется техника так: осуществив подстройку к биологическому объекту, вы избираете голосовой режим, соответствующий его состоянию в данный момент (пер-вый, второй или даже третий), и затем начинаете попере-менно разгонять и тормозить собственную психическую активность, индуцируя при этом (то есть увлекая за собою) и психику объекта вашего эксперимента. Через некоторое время (оно зависит и от вашего искусства, и от индивиду-альных особенностей объекта) последний "сорвется" в со-стояние ступора и без помех "заглотит" ваше внушение, которое в этом случае следует провести достаточно быст-ро. В принципе это - тот же самый стробоскопический эффект, нацеленный на слуховое восприятие. Между прочим, вы слышали когда-нибудь записи пуб-личных выступлений Адольфа Гитлера? Если так, то, на-верное, помните эмоционально-интонационные модуля-ции его голоса. Вождь нации попеременно то психически "разгонялся" чуть ли не до истерии, то уходил в глубокую "заторможенность". Это - наглядный пример массовой гипнотизации вышеописанным методом. При работе с ау-диторией он (то есть метод) имеет еще и то преимущество, что позволяет одновременно и с высокой эффекгивностью апеллировать к людям, пребывающим в различных психических состояниях (с высоким и низким уровнем активно-сти). В общем, примите его на вооружение. Наверное, следует указать вам и еще на одно полезное свойство (полезное, конечно, для сугтестора) состояния ступора. Последнему сопутствует особого рода эйфория. Следовательно, биологический объект, неоднократно вво-димый вами в это состояние, автоматически попадает в психологическую зависимость от вас. Покуда он в ступоре, можно проделывать с ним самые разные вещи. К примеру, провести мягкое и, на первый взгляд, совсем безобидное внушение такого типа: "Теперь мой голос будет постоянно с тобою. Он станет возвращаться к тебе снова и снова..." Между прочим, это уже - шизофрения. Или же вы можете довести буквально до суицида психоэнергетически зависи-мое от вас лицо, поставив какое-то невыполнимое для него условие контактов с вами. Впрочем, противостоять такого рода зомбированию не так и сложно (разумеется, тренированному человеку); нуж-но лишь помешать биологическому объекту, стремящему-ся на вас воздействовать., манипулировать своею (а заодно, и вашей) психической активностью. (Он "разгоняется", а вы "тормозитесь"; он "тормозится", а вы "разгоняйтесь".) Этим же путем можно также противостоять воздействию наркотиков или же алкоголя (конечно, в определенных пределах). К примеру, наркотики резко повышают психи-ческую активность, но вы-то, надеемся, способны теперь (или же вскоре научитесь) самостоятельно ее "гасить". Ана-логичным образом, преодолеть тормозящее воздействие алкоголя позволяет нам психическая "разгонка". Мы уже рассматривали в "Паралогии" и то, и другое - эазгонку и торможение психической активности. (Очень подробно эта основополагающая психическая технология иасана в книге В.В.Шлахтера "Человек-оружие".) Здесь мы не менее обстоятельно разберем несколько иной йюсоб этого важнейшего действия, увязав последнее с теми навыками, что получены вами в результате работы с первостихиями. Для начала вам потребуется небольшое пламя. Подой-дет свеча, зажигалка, спичка - все, что может гореть. Со-средоточив внимание на пламени и реализовав состояние пустоты, позвольте своему сознанию ощутить, а затем как бы впитать в себя его энергетику, его импульсивное., поры-вистое состояние. В данном случае ваше внимание концен-трируется именно на том вибрирующем "живом" качестве пламени, которое, собственно, его и создает. Осознайте без какой-либо мысли, что в течение каждого мгновения пламя полностью обновляется, но, тем не менее, остается все тем же пламенем, тем же облаком частиц "живого" огня. По-чувствуйте, как быстро нарастает ваша внутренняя "взве-денность", скорость восприятия, особого рода эмоцио-нальность - без малейших, впрочем, эмоций. Это и есть психическая разгонка. Теперь, глядя на внешний мир - на шкаф, деревья, об-лака или же на какой-то биологический объект, - попытай-тесь ощутить в его основе (или просто вообразите) вот это вибрирующее свойство огня и "разгонитесь" психически, "опираясь" на него. Попробуйте проделать то же самое с закрытыми глазами, "усмотрев" в темноте перед ними ту же кипящую энергию. Тем из вас, чья "родная" первостихия Вода, видимо, пока-жется проще "разгоняться" именно с ее помощью, визуали-зируя стремительный бурный водный поток и ощущая его кипящую энергию. Людям аудиального типа восприятия, как правило, бы-вает легче при разгонке психической активности "опе-реться" на какой-то воображаемый звук - например, на вой сирены, - "пропитав" им свое психическое пространство. Для сознательного торможения психической активно-сти в себе, действуя аналогичным образом, можете вос-пользоваться качествами покоя и инертности первостихш Воздух или Земля, выбрав ту из них, которая вам ближе. Не жалейте времени на такую тренировку: умение свободно разгонять и тормозить свою психическую активность ле-жит в основе многих суггестивных техник. Но вернемся к состоянию ступора. Существуют и дру-гае способы введения в это состояние (правда, лишь на ко-роткое время) интересующего вас лица. Вот, пожалуй, наи-более простой; его мы продемонстрируем, что называется, прямо в действии. Представьте, что вы - чиновник, и в ваш просторный кабинет пожаловал посетитель - допустим, не особенно близкий ваш знакомый, - на которого вы решили психологически воздействовать. Вы отрываетесь от бумаг, глядите на него с улыбкой и радушно говорите что-нибудь такое: "Проходите, пожалуйста. Очень вас жду". Но одно-временно рукою вы делаете резкий отторгающий жест в горизонтальной плоскости -"Пошел вон!" В результате такого нарочитого диссонанса реакция ва-шего знакомого на смысл того, что он услышал, вступает в конфликт с подсознательной реакцией на жест отторже-ния, и человек оказывается в кратковременном ступоре. Вы уловили суть метода? Все очень просто: говорите что-то приятное, а жестами или мимикой демонстрируете прямо противоположное. Итак, в состояние легкого кратковременного ступора погружает человека мыслящего некая неадекватность, аб-сурд, разрыв потока сознания. Вот вам примеры использо-вания в этих целях ассоциативного разрыва. Вы вещаете кому-то нечто "заумное" в академической манере, а в про-межутке отпускаете какую-нибудь реплику совершенно иной эмоциональной окраски, допустим, "Не сопи!" или "Чего пасть разинул?". Или же вы встречаете кого-то, с кем знакомы очень мало, буквально с распростертыми объя-тиями. Тут ассоциативный разрыв вызывает само ваше по-веден ие. Уже упомянутый нами в этой книге президент Горбачев постоянно вводил в ступор своих оппонентов методом аб-сурда. К примеру, его излюбленным выражением была ис-каженная (не сомневайтесь: искаженная сознательно,, а во-все не от косноязычия советского лидера) поговорка "Вот, где собака роется". А вспомните, как на первом съезде на-родных избранников Михал Сергеич, отключив у какого-нибудь особенно разгоряченного оратора микрофон, благосклонно отвечал на протесты последнего: "Да, я вас по-нимаю, я вас очень понимаю..." Но микрофон не вклю-чал. Это уже - абсурд в реакции. Подобных приемов., вводящих в ступор, можно изо-брести превеликое множество. Как вы, наверное, поняли, их уже немало и придумано, и многие из них постоянно воздействуют сегодня на массы людей. Возьмите к примеру дискотеки, на которые, точно на мед, липнут наши тинэйджеры. А вы не задумывались, почему? Между тем, это просто. Громкая ритмичная музыка в сочетании со свето-выми эффектами (сродни стробоскопическому), да к тому еще прибавьте взаимное индуцирование в толпе - все это быстро вводит молодых людей в ступор, а то даже и в транс. Одновременно ими овладевает эйфорическое со-стояние, которое они затем и стремятся испытать вновь и вновь. Вы правы, современные дискотеки в чем-то сродни наркотикам, ибо точно так же вызывают зависимость (слава Богу, только психологическую). Теперь представьте, что за информация закладывается в подсознание любителей дис-котек в состоянии ступора, ведь тексты современных песен, мягко говоря, не проходят цензуры. Итак, задача суггестора, намеренного провести словес-ное внушение, сводится к следующему: овладеть внимани-ем объекта, тем или иным способом ввести его в ступор и, покуда его сознание подавлено, а подсознание, напротив, активно,, заложить в последнее нужную информацию. Итак, задача суггестора, намеренного провести словес-ное внушение, сводится к следующему: овладеть внимани-ем объекта, тем или иным способом ввести его в ступор и, покуда его сознание подавлено, а подсознание, напротив, активно,, заложить в последнее нужную информацию. Пожалуй, труднее всего поддаются прямому словесному внушению пассивные экстраверты или же лица, пребы-вающие в соответствующем состоянии сознания. Если активного экстраверта можно погрузить в транс, так сказать, в приказном порядке или же ввести в ступор при помощи какой-нибудь хитрости, то пассивного экстраверта так про-сто не возьмешь, ибо он не отождествляется с ситуацией и постоянно сохраняет критичность. Тут требуется особая уловка - индивидуальная в каждом конкретном случае. Проще всего сыграть на присущей всем пассивным экстра-вертам страсти к вычислениям и учету, к дотошному "об-нюхиванию" новой информации. Б этом случае мы зани-маем сознание биологического объекта какой-нибудь за-дачкой, а сами, что называется, "под шумок", осторожно проводим внушение. Б качестве такой задачки подойдет все, что угодно, - скажем, учредительные документы вашей фирмы, которых данное пассивно экстраверсированное лицо еще не видело, или какой-нибудь завалящий договор, или что-то другое. Важно лишь, чтобы это "что-то" имело хотя бы косвенное отношение к служебным или личным интересам нужного вам лица. Как, вы уже знаете, существует два принципиально раз-личных метода внушения. Первый - это авторитарное ко-дирование или гипноз в состоянии транса. Его используют сценические маги и гипнотизеры. Чтобы их метод работал, им предварительно нужно ввести объект опыта (с его со-гласия - прямого или косвенного) в достаточно активное экстраверсированное состояние. Чего они и добиваются, фиксируя всевозможными приемами внимание объекта на своей персоне, а также используя различные зрительные и слуховые эффекты. По-другому действуют различные экстрасенсы, целите-ли, колдуны. Их предварительная задача - интроверсиро-вать объект опыта, чтобы затем провести мягкое внушение в первом или пятом голосовом режиме. Итак, при работе с интроверсированными лицами мы в первую очередь должны их поудобнее устроить (допустим, в кресле), мягко предложить им расслабиться и закрыть глаза, Практикующие психологи знают: если веки пациен-та, которого вы усадили для работы, тут же сами собою смыкаются, значит, человек интроверсирован и готов к восприятию внушения. Если же пациент с интересом на вас пялится, следовательно, он экстраверсирован; потому-то ему и хочется следить за вашими действиями. В таком случае следует мягко, но настойчиво предложить ему рас-слабиться и ощутить нечто, относящееся к нему самому -скажем, его волосы, тепло в руках и в позвоночнике и т.п. Затем вы можете предложить ему что-то представить, по-чувствовать, ощутить - причем обязательно с закрытыми глазами. Кстати, это еще и превосходный тест на интроверсиро-ванность вообще. Как бы между прочим в контексте беседы вы можете предложить кому-либо нечто себе представить или припомнить, а сами продолжаете зорко следить за его глазами. У интроверта они тут же "поплывут", то есть зату-манятся, расфокусируются. Подстроившись к интроверту и убедившись, что он пребывает в достаточно активном состоянии, чтобы нечто воспринять, можете приступить к внушению. Непременно свяжите последнее с какими-нибудь радужными планами на будущее, с надеждами и желаниями объекта. Свою работу с интровертом, который находится в пас-сивном состоянии, весьма близком к депрессивному, начи-найте с подстройки и затем - при помощи той же под-стройки - непрерывно ее контролируйте. Тут недопустим никакой силовой нажим. Если вы чувствуете, что психика объекта как бы от вас ускользает и опять "скатывается" в депрессивный провал, тут же снова к ней подстраивайтесь и продолжайте настойчиво, но мягко "вытаскивать" психи-ческую активность нужного вам лица. Внушение проводи-те, когда объект уже достаточно активен, но при этом все еще интроверсирован и максимально расслаблен. Как правило, всевозможные экстрасенсы при работе с пациентами сочетают метод внушения с другими приемами суггестии. К примеру, со стимуляцией сексуального центра (конечно, в тех случаях, когда пациент - лицо противопо-ложного пола). В этой связи сообщаем вам, что продольные пассы вдоль тела - от головы к бедрам - способствуют сексуальному возбуждению (для предоргазменного состоя-ния характерны тепловые волны, распространяющиеся сверху вниз). Но к проблеме эротического кодирования мы еще в этой главе вернемся. Пока же нам предстоит закончить этот ее раздел, посвященный прямому вербальному внуше-нию. При индивидуальной работе с людьми следует уделять особое внимание так называемым зонам подхода, или же расстояниям от объекта до вас. Собственно, нас интересу-ют лишь зона оценки (иначе, критичная зона - расстояние до двух-трех метров) и интимная зона, или же то расстоя-ние, с которого начинает обоюдно восприниматься тепло чужого тела (60-70 см). Если во время диалога с биологическим объектом (или же вашего монолога) последний проявляет стремление приблизиться к вашей интимной зоне и даже в нее войти, значит, вы правильно подстроились к нему, и объект под-готовлен к внушению. Если же вы уловите обратную тен-денцию, то есть стремление объекта уйти из интимной зо-ны в критическую, то повремените с внушением и улелите больше внимания подстройке. Кстати, это не только тест, но и весьма эффективный прием суггестии, некогда посто-янно эксплуатируемый небезызвестным вам Григорием Распутиным. При контакте с дамой старец вначале к ней подстраивался, стимулируя ее сексуальный центр, а затем начинал плавно уходить из ее интимной зоны, заставляя тем самым женщину непроизвольно тянуться к нему. Это простое действие мощно влияет на подсознание. В итоге это не Распутин добивался своих избранниц, но они его. Следующий отрывок из курса:Ключевые слова страницы "ГЛАВА 3. К личности через подсознание (часть1)" (раздел "Искусство доминировать"): практический работы будущее цель эротические музыка получения закон времени экспресс техника тест самые песен тексты горбачев документы смысл эффективный |
Анонсы мероприятий
Евгений Гильбо
Круг посвященных
|