Статьи по психологии
Воспитание
Еще столетие назад было невозможно представить то, что взрослые будут сомневаться, как и чему учить собственных чад. Но двадцатый век потрясают самые радикальные педагогические теории. Последние лет пятьдесят их стало так много, что впору растеряться. Психологи и педагоги предлагают огромное количество методик, предписывая то быть авторитарными с детьми, то предоставлять им полную свободу. Определить, кто прав, нелегко. В педагогике больше не существует аксиом.
А тем временем родителям на самом деле нужна помощь. На улицах - малолетние хулиганы, в подворотнях - наркотики, в школах — перегрузки. Сами взрослые днями пропадают на работе, и их места в умах детей занимают новые «воспитатели» — телевидение, реклама, компьютер. Как уследить, чтобы «цветы жизни» не превратились в «чертополох»? Родители пытаются действовать и - совершают ошибки. Уберечь взрослых от не-• верных шагов, отравляющих жизнь и детям, и им самим, пытаются последователи нового течения — так называемой «педагогики развития».
Создателям педагогики развития пришлось начать с опровержения другой влиятельной теории, сторонники которой вообще не признают роль воспитания в формировании ребенка. Наследственность сильнее любой педагогической теории. «Все определено генами, врожденными способностями ребенка», — убеждены они. Однако исследования последних лет слишком часто опровергают эти категоричные утверждения. Группа финских ученых изучала усыновленных детей, родители которых страдали шизофренией — болезнью, большей частью передающейся по наследству. Проявит ли себя дурная наследственность или нет, зависит от окружения, делают вывод специалисты. Если дети с геном шизофрении росли в благополучных семьях, риск заболевания был для них на порядок ниже.
«Дурные» гены - не приговор. С таким же успехом неприглядные свойства характера могут развиться и под влиянием плохой компании. Но именно родители могут смягчить неблагоприятное развитие. Питерские психологи Андрей Лихтарников и Елена Чеснокова утверждают, что внимание к собственным детям и готовность к диалогу способны разрешить самую острую ситуацию. Ребенок будет лишь больше уважать родителей, которые не боятся идти на откровенность. «Расскажите детям, чего вы боитесь, что вам нравится, что вас смущает, что вам сложно понять», -предлагают психологи. Не обязательно разделять интересы ребенка -важно, что каждый может поделиться тем, что у него на душе, и быть уверенным, что его выслушают.
Специалисты другого российского центра, «Доверие», взяли на вооружение многолетний опыт шведской организации Verdandi. В основе ее методики, разработанной бразильским гуманистом и педагогом Пауло Фрейром, также лежит принцип диалога. По теории Фрейера родители учат и воспитывают детей, вы-
Детей можно воспитывать без крика, выполняя вместе с ними вполне конкретную и нужную работу. Неоспоримые доказательства того, как велико влияние родителей, получила и исследовательница из «Центра социального обучения» (Social I Learning Center) штата Opeгон (США) Марион Форгач. Форгач отобрала более двухсот женщин разных профессий и возрастов. В их биографии были лишь три общие черты: они недавно развелись, были одиноки и имели по крайней мере одного сына шести-десяти лет. Большинство из них, переживая развод, почти забросили собственных детей, которые успели превратиться в «трудных» подростков. Участниц эксперимента разделили на две группы. Одни женщины прошли тренинг для родителей, где изучали разнообразные техники воспитания. Другие не получили дополнительных знаний, и они ничего не изменили ни в своем поведении, ни в отношениях с ребенком. Через два с половиной года, когда Форгач вновь встретилась с участниками эксперимента, результат был очевиден. Сыновья тех, кто прошел тренинг, совершали меньше проступков и реже впадали в депрессии, чем подростки, чьи матери не получили специальной подготовки.
В другой группе, напротив, и матери, и дети стали агрессивнее, они больше ссорились, а сыновья почти вышли из-под родительского контроля. Видеопленки, на которых запечатлены судьбы двух участвовавших в эксперименте семей, говорят сами за себя. Мо-рин Роджерс до развода была образцовой матерью, но потом перестала заниматься детьми. Младший сын, которому тогда было десять лет, превратился в обычного «трудного» ребенка, дрался, прогуливал школу, дерзил учителям - и становился все более одиноким. Вот первая видеозапись: мать, еще не имеющая представления о педагогических методиках, ругает сына. Ее речь — одна из самых распространенных ошибок «педагогически неграмотных» родителей - полна обобщений: «Ты никогда не уберешься в доме. Почему тебя ничего не интересует?». Мальчику откровенно скучно слушать ее монолог — такой, по сути, верный, но такой бессмысленный. Вторая запись сделана год спустя. Теперь Морин специально села напротив сына. «Ты слишком часто дерешься с соседскими детьми, - обращается она к ребенку. - Что мы можем предпринять, чтобы ты перестал так поступать?» Джон оправдывается, но мать это больше не раздражает. И через месяц проблемы решены. Морин перестала запугивать сына, а начала поощрять его, когда он вел себя хорошо. Другая пленка - история жизни Дженет. В отличие от Морин она не проходила специальной подготовки. Камера бесстрастно фиксирует три ее разговора с сыном. Между ними — несколько лет. Но перед нами одна и та же картина — Дженет ведет бесконечный монолог, к которому ребенок совершенно равнодушен. Зато год от года меняется ее сын. Вот он просто беспокойно раскачивается на кресле, потом демонстративно шумит, на третьей пленке, уже подросток, прямо заявляет матери, чтобы та оставила его в покое. В досье отмечено, что незадолго до этого его первый раз арестовали. Сына Морин ждала та же судьба, если бы не полученные ею знания по педагогике.
Последователи педагогики развития не пытаются, в отличие от сторонников когнитивной терапии, глубоко изучать личность родителей и детей. Предлагаемые ими методики требуют значительно меньше времени, чем разговорная терапия. Педагогика развития исходит из того, что родители просто привыкли к неправильному общению с детьми, которое и необходимо исправлять. Основная ошибка родителей «трудных» детей заключается в том, что они не поощряют правильное поведение ребенка, а тратят свои силы, чтобы бранью и криком заставить его отказаться от неправильного. Но дети, как и взрослые, не умеют учиться «методом от противного». И отношения в семье все больше напоминают череду взаимных манипуляций. Старшие и младшие пытаются добиться своего не сотрудничеством, а угрозами. Так дети систематически обучаются агрессии. Все начинается с самых невинных ситуаций. Ребенок хочет печенье - мать его не дает. Ребенок настаивает - мать хранит молчание. Тот заходится в плаче - она остается непреклонной. Доведенный до истерики ребенок переходит на крик. Чтобы остановить рев, мать сдается и выдает ему печенье. Так она одновременно спровоцировала и поощрила агрессию. Теперь ребенок знает: он просто должен действовать все более агрессивно, если хочет добиться своего. Потом наступает реванш. Сын отказывается убирать комнату. Мать переходит к угрозам. В ярости от того, что его заставили заниматься ненавистной работой, ребенок все же принимается за дело. Теперь поощрение за агрессию получила мать. А сын усваивает еще один урок: мать по-настоящему хочет чего-то добиться, лишь когда переходит на крик. Повторяясь постоянно, подобные ситуации превращаются в модель поведения, а принуждение - в принцип.
Самое страшное во взаимном принуждении то, что оно действенно: один получает печенье, другая -- убранную квартиру. Агрессия становится притягательной и для детей, и для родителей. Там, где между старшими и младшими отношения строятся на сотрудничестве, дети в восьми случаях из десяти выходят победителями. Они достигают этого, идя со старшими на компромисс. В семьях, где основным принципом стало принуждение, дети добиваются своего столь же часто - истериками им удается принудить родителей к капитуляции. Но насилие ведет лишь к временным победам, как жизненная стратегия она разрушает личность и родителей, и ребенка. Чтобы добиться своего, каждому из них приходится постоянно повышать «градус» агрессии.
Ученые различают несколько типов взаимоотношений родителей и детей: авторитетный, авторитарный, либеральный и безразличный. Самый продуктивный из них - авторитетный. Здесь действует принцип «что посеешь, то и пожнешь». Родители не боятся хвалить детей, а те платят им доверием и хорошим поведением — в таких семьях желание ответить добром на добро развито сильно.
Законы обычного человеческого общения безотказно работают в отношениях старших и младших. Что же отличает гармоничные семьи от проблемных? Родители, интуитивно выбравшие верный путь, совмещают, казалось бы, противоположные вещи. Они относятся к своим детям одновременно нежнее, строже и внимательнее, чем родители из неблагополучных семей. Они умеют сочетать три основных принципа правильного воспитания: не скупиться на любовь, четко определять свои требования к ребенку и последовательно настаивать на их выполнении. Этот стиль общения предполагает: родители и дети добры и внимательны друг к другу; старшим важно, что на душе у младших; они в курсе, чем занимается ребенок вне дома и как зовут его друзей. «Авторитетные» родители не считают себя истиной в последней инстанции. Они много разговаривают с сыном или дочкой и поощряют подобную откровенность со стороны ребенка. Они четко отличают ошибки в поведении от свойств характера; не позволят себе оскорбить ребенка, и при этом ждут, что тот будет разделять их жизненные ценности. Это соединение требовательности и участия делает детей наиболее социально приспособленными. Они обладают большим чувством собственного достоинства, реже испытывают неуверенность в себе.
Критики педагогики развития утверждали, что она поддерживает нормы, сформированные западной культурой, верность которых весьма спорна. Но, когда ученые проводили исследования в Китае и Пакистане, оказалось, что именно эти три принципа — любовь, требовательность и внимание — лежали в основе выработанных веками национальных систем воспитания. «Авторитетный» стиль выгодно отличается от других воспитательных стратегий. Например, «авторитарные» родители, как и «авторитетные», устанавливают жесткие правила и требуют соблюдать их, Но, в отличие от последних, чувства ребенка им не интересны. Их слово - закон.
У детей из таких семей редко возникают проблемы в школе. Из них не вырастут хулиганы, но они лишены чувства собственного достоинства и мало доверяют себе. Полная противоположность — дети из «либеральных» семей, которым позволяли творить что угодно. Те с трудом подчиняются школьной дисциплине и склонны к всплескам эмоций. Они уверены в собственных силах, но не умеют идти на компромиссы.
Суть «безразличного» подхода к воспитанию выдает его название. Так обозначают поведение родителей, не обременяющих своих чад обилием требований, но и не балующих их вниманием. Надо сказать, что такая минимальная забота вредит детям меньше, чем чрезмерное давление или терпимость. Как показывают исследования отечественных психологов, именно «безразличный» тип отношений (кав и «авторитарный»)—наиболее распространен в России.
Но и безмерная похвала может превратиться в средстве манипуляции. Достаточно лишь во всем потакать собственному чаду, чтобы превратить его в домашнего агрессора. Допустим, трехлетний сорванец стащил у маленькой сестренки кусок пирога. Maть начинает его ругать, но потом боясь показаться авторитарной, меняет тактику. Она хвалит сына: он так ловко укра: пирог, что тот даже не упал Hi пол. Ребенок с удовольствием дожевывает добычу и усваи вает жизненную мудрость -чтобы получить свое, достаточно проявить изворотливость. Родители, придерживающиеся такой модели поведения, хвалят ребенка, как бы дурно он себя ни вел. И когда сын или дочь перестают обращать внимание на их слова, это становится для бесхребетных «воспитателей» полной неожиданностью. Дело здесь не в переизбытке любви, а в поощрении неправильного поведения, ведь родители не устанавливают своим чадам никаких правил.
Иначе ведут себя родители-«молчуны». Боясь избаловать ребенка, они вообще перестают его хвалить. Даже если тот выполняет все их просьбы, ему не дождаться от взрослых слов поддержки. «Молчуны» уверены — правила существуют, чтобы их выполнять, зачем же еще нужна похвала? Родительская любовь способна убить любые ростки самостоятельности. Кажется, мать всю жизнь готова кормить свое чадо с ложечки и завязывать ему ботинки. Ребенок манипулирует взрослыми, а те идут у него на поводу.
Другой крайности придерживаются сторонники «жестких мер». Они считают, что учить детей можно только с помощью наказания. Но им придется заплатить в будущем высокую цену. Дети, пережившие насилие и унижения, вырастая, не церемонятся со своими родителями.
Не поощрять детскую агрессию - настоящее искусство. Каким же должен быть первый шаг на пути к верному стилю воспитания? Он прост: попытаться ответить на предельно конкретные вопросы - что именно происходит с ребенком за день, какие правильные поступки и ошибки он совершает? Порой сами родители не могут определить, что же их раздражает в собственных детях. «Она меня все время злит, он со мной постоянно спорит», - таков уровень их претензий. Затем предстоит сформулировать, вновь предельно четко, что же изменить в своем поведении детям. Просить ребенка «хорошо вести себя за столом» бессмысленно, а вот потребовать вернуть втихомолку взятый кусок пирога — реально.
По мнению ученых, важно не только, что говорить ребенку, но и как это делать. Внимательный родитель без всякого смущения опустится на колени рядом с малышом, чтобы общаться, глядя ему прямо в глаза. Третий шаг к верным отношениям в семье— чаще хвалить ребенка. Ученых удивило, что родители игнорируют это мощнейшее средство. Наконец, самое сложное - научиться верно реагировать на капризы ребенка. Угроза (а точнее, откровенная манипуляция: «Пока не уберешься в комнате, не пойдешь гулять») оказывается последним средством, с помощью которого родители пытаются доказать свою правоту. Но от запрещенных приемов придется отказаться. Вместо агрессии сторонники педагогики развития предлагают пользоваться принципом «последствий». Ребенок не хочет одеваться утром — отлично, вы готовы отправить его в детский сад прямо в пижаме. Брат с сестрой не могут договориться, какой мультфильм выбрать? Пусть пятнадцать минут вообще посидят без телевизора. Родителям непросто дается подобное олимпийское спокойствие. Кроме того, такая тактика мешает им проявлять собственную силу, ведь ребенка убеждают не их слова, а сама логика событий. Ничего не поделаешь — поступок доходчивее нотаций. Еще одно средство справиться с капризным ребенком можно было бы назвать «двумя минута ми тишины». Буяна, готового закатить истерику, усаживают на стул, где ему предстоит провести несколько минут и успокоиться. Здесь нет наказания страхом, который переживает ребенок, когда его ставят в угол. Скорее предложение сделать паузу, подождать, пока агрессия и возбуждение уйдут сама собой.
Авторство не указано
Дата опубликования: 16.09.2006
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу /index.php?page=psy&art=2631" |
|
Ключевые слова статьи "Воспитание" (раздел "Статьи по психологии"):
Воспитание