Статьи по психологии
Люди дождя - аутизм
Выпускные экзамены Андрей сдал досрочно, в 13 лет, учителя в порядке исключения приняли их письменно. Они уже знали: задавать вопросы этому странному мальчику бесполезно. Дело может закончиться обмороком. В аттестате по всем предметам были "пятерки".
"Человек дождя", "Карточный домик", "Восход Меркурия" - эти фильмы объединяет общая особенность главных героев - аутизм. Название этого синдрома происходит от латинского слова autos - "сам". Аутизм - погружение в себя - встречается не так уж редко: по данным Всемирной организации здравоохранения, до 10-15 случаев на 10 000 детей, и эта тревожная цифра из года в год растет. Впрочем, такая ли уж тревожная?
Аутисты - странные дети: их часто принимают за недоразвитых и даже определяют в специальные школы для умственно отсталых. Но потом выясняется: ребенок обладает интеллектуальными возможностями, не свойственными обычным людям. О них иногда шутят: гении, похожие на сумасшедших.
На прошлой неделе Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА) приступило к изучению необычных способностей аутиста Кима Пика, ставшего прототипом главного героя фильма "Человек дождя".
- "Человеку дождя" сделают компьютерную и магнитно-резонансную томографию головного мозга, сравнив эти результаты с полученными в 1988 году, - рассказал журналистам руководитель программы доктор Сэмюэль МОРРИСОН. - С помощью полученных данных ученые из НАСА намерены составить трехмерное изображение мозга Кима Пика. Тем самым они надеются установить природу необычайной одаренности аутиста, который проявляет выдающиеся способности сразу в 15 дисциплинах, в том числе в истории, литературе, математике, географии и музыке. Он с легкостью запоминает длинные ряды цифр, даты, телефонные номера, умножает и делит многозначные цифры, возводит их в любую степень и извлекает корни. В то же время Пику с трудом даются самые простые действия: например, ему сложно одеваться самостоятельно, поддерживать разговор на повседневные темы, он не может сам сходить в магазин и боится переходить улицу...
Аутисты есть и в нашей стране. Андрею Нежданову 35. Первый раз посмотрев фильм "Человек дождя", он понял: это про него. Знакомые трудности общения со сверстниками и родителями, уже привычные обидные насмешки, шепот за спиной. В пять лет его отдали в детский сад, и он почувствовал себя одиноким и несчастным. Андрей не хотел играть с другими детьми, не мог петь хором и водить хоровод.
Весь день он сидел, забившись за шкаф, и складывал кубики. Было еще одно любимое занятие: часами сидеть в раздевалке и смотреть в стену. Там висела стенгазета, где были нарисованы разные звери, написаны детские стишки. Воспитатели даже не догадывались, что таким образом Андрей научился читать и давно знает содержание стенгазеты наизусть.
Дома он принялся читать книги. В шесть лет освоил всего Дюма-отца и приступил к Стивенсону, Лему, Азимову и братьям Стругацким. К семи годам художественная литература отошла на второй план: ему попался на глаза учебник сестры по алгебре за 8-й класс. Цифры привели его в восторг: он схватил учебник, начал прыгать по комнате и кричать, напугав сестру и мать. "Это было так красиво, - вспоминает Андрей. - Я понял: цифры - это моя музыка".
В школе было трудно. Домашние задания он выполнял за пять минут, а вот ответить даже на простой вопрос учителя не мог. "Двойки" чередовались в журнале с "пятерками", и педагоги сомневались, что мальчик делает уроки самостоятельно. То, что у Андрюши талант, выяснилось случайно: он оканчивал второй класс, а сестра - десятый, выпускной. Решала "олимпиадную" задачку повышенной трудности, а Андрей, у которого не было ключа от квартиры, ждал ее. Когда она вышла из класса, он взял задачник и что-то быстро написал на листочке в клеточку. Сестра вернулась через две минуты и, увидев запись, ахнула: "Это кто написал? Ты? Откуда ты знаешь решение?"
Выпускные экзамены Андрей сдал досрочно, в 13 лет, учителя в порядке исключения приняли их письменно. Они уже знали: задавать вопросы этому странному мальчику бесполезно. Дело может закончиться обмороком. В аттестате по всем предметам были "пятерки".
- Сначала я закончил МАИ с красным дипломом, потом мехмат и аспирантуру МГУ, - рассказывает доктор физико-математических наук, академик РАЕН Андрей НЕЖДАНОВ. - За эти годы я научился общаться с людьми, даже читаю студентам лекции. Хотя мне до сих пор это нелегко. Порой просыпаюсь и хочу только одного - никогда и никуда не выходить... Тогда я смотрю на себя в зеркало и кричу: "А ну, выметайся!" Когда вижу знакомого - первое желание перейти улицу, спрятаться, убежать. На дни рождения и другие праздники не хожу, исключения делаю лишь для научных конференций. Это не значит, что я мизантроп, самовлюбленный эгоист. Люблю людей, очень дорожу своими близкими, стараюсь им помогать. Но мне трудно с ними общаться. В юности я страдал из-за этого, но позже понял: такова моя особенность, не стоит ее драматизировать.
И тем не менее медики во всем мире бьют тревогу: в последнее время все чаще детям ставят диагноз "аутизм". В чем причина?
В науке немало ярких ученых, которые вплотную подошли к аутизму, не переступив "грань", - Ньютон, Эйнштейн, Дарвин, Больцман, Планк, Менделеев, Карно, Эренфест, Шредингер и многие другие. Эйнштейн и Ньютон - ярчайшие примеры. Альберт Эйнштейн в детском возрасте держался в стороне от сверстников. До семи лет навязчиво повторял одни и те же фразы. Не мог вписаться в каноны обучения и в 15 лет выбыл из школы. Политехнический институт закончил, но вызвал такую враждебность профессоров, что научную работу в нем продолжить не смог. Только через два года нашел постоянную работу. К науке она отношения не имела - патентное бюро в Берне.
На протяжении всей жизни Эйнштейн так и не научился обеспечивать себя средствами к существованию. Для аутичных людей это не редкость. Питер Митчелл, нобелевский лауреат, автор одного из самых значимых открытий ХХ века - электрического объяснения энергетики жизни, - сумел закончить работу и опубликовать ее на свои средства только потому, что неожиданно получил наследство.
- Понятие "аутизм" было впервые введено Э. Блейером в 1920 году, - рассказывает доктор медицинских наук, профессор, старший научный сотрудник Института психического здоровья РАМН Владимир ВОРОБЬЕВ. - Аутизм определяется как "эмоциональная неблагополучность, которая выражается в замкнутости личности, в почти полном отсутствии контакта с окружающим миром". Это явление врожденное, и причины его в том, что в эмоциональной конструкции ребенка отсутствуют механизмы, необходимые для нормального приспособления к жизни. Проще говоря, такой ребенок психически совершенно незащищен, очень раним, и почти каждый контакт с внешним миром оказывает на него воздействие, граничащее со стрессом.
В последние годы аутизму уделяется особое внимание. Связано это с тем, что, по данным ряда исследований, количество людей, подверженных синдрому аутизма, с каждым годом растет. По данным статистики, в России на 10 000 детей восемь рождаются с синдромом аутизма.
Как распознать, не подвержен ли этой напасти ваш малыш? Аутичные дети начиная с первых месяцев жизни отличаются некоторыми особенностями развития. Прежде всего такой ребенок рано избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не тянет к ней ручки, как это делает здоровый малыш, не смотрит в глаза, избегая прямого взгляда. У него преобладает периферическое зрение (смотрит краем глаза). Он часто не реагирует на звуки, на свое имя, что заставляет подозревать нарушения слуха, которых в действительности нет.
Беда семей с аутичным ребенком прежде всего в том, что осознание проблемы зачастую наступает внезапно. Поэтому в момент постановки диагноза семья порой переживает тяжелейший стресс: в три, в четыре, иногда даже в пять лет родителям сообщают, что их ребенок, который до сих пор считался здоровым и одаренным, на самом деле "необучаем".
Характерно, что потребность в общении у аутичных детей изначально не нарушена. Такой ребенок может быть глубоко привязан к близкому человеку, а человеческое лицо так же значимо для него, как и для любого другого, только... чужой взгляд он может выдержать лишь очень непродолжительно. Словом, аутичный ребенок скорее не может, чем не хочет, контактировать с окружающими людьми.
Что делать, если вы заметили признаки аутизма у своего малыша? Прежде всего не впадать в панику. При диагностике аутизма основным критерием является то, что это заболевание никогда не развивается у здорового ребека после пяти лет. Только опытный специалист может определить, действительно ли ваш ребенок страдает аутизмом.
Можно ли вылечить аутизм? Полностью избавиться от него невозможно. Аутичный ребенок никогда не вырастет душой компании. Однако адаптировать ребенка, научить жить среди людей - вполне реальная задача. Терапия аутизма предполагает как соответствующую диету, так и применение лекарств, успокоительных средств, чтобы улучшить общее состояние ребенка.
Кроме того, существует масса методик, направленных на коррекцию аутизма: аудиовокальная тренировка и аудиообучение, терапия конфликта, холдинг-терапия. Все это помогает выработать независимость, самостоятельность и навыки социальной адаптации. Кроме того, необходимы постоянные занятия специализированной лечебной физкультурой для того, чтобы ребенок научился правильно владеть своим телом.
- В одной из английских клиник, занимающихся лечением аутичных детей, я увидел плакат, повешенный специально для родителей: "Вы должны достучаться до его внутреннего мира: поверьте, он того стоит", - вспоминает доктор Воробьев. - Многие такие дети после долгих лет трудной работы как бы раскрываются, выносят в мир то, что так долго копили в себе. Некоторые из этих ребят учатся в консерваториях, элитных вузах, лучших университетах мира, обладают нетривиальной системой мышления. У аутизма есть несколько степеней сложности, но даже самые трудные дают надежду на адаптацию в том случае, если спохватиться уже при первых признаках неблагополучия.
Когда я только начал заниматься этой проблемой, мне казалось, что помочь таким малышам невозможно. Они казались мне потерянными для общества, полностью закрытыми для него. Тогда один опытный психиатр, много лет занимавшийся проблемой аутизма, сказал мне: "Да вы загляните в МГУ, там же сплошь наши бывшие клиенты, причем в основном среди профессуры!.."
И ведь это правда!
Авторство не указано
Дата опубликования: 29.06.2006
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу /index.php?page=psy&art=2621" |
|
Ключевые слова статьи "Люди дождя - аутизм" (раздел "Статьи по психологии"):
аутизм