Статьи по психологии
Как воспитывать Индиго?
Новые Дети требуют нового подхода к воспитанию. Одной любви здесь мало. Даже самая сильная любовь, без должного понимания потребностей ребенка, может сильно испортить характер юного существа.
Их воля крайне сильна и они испробуют все способы, чтобы проверить степень своего влияния в семье и попробовать подчинить себе родителей. Это неудивительно, ведь они воспринимают себя на равных со взрослыми, ощущая себя полноправными личностями с самого рождения, и, если почувствуют в родителях слабину или растерянность – не преминут взять ситуацию под свой контроль. Поэтому, в воспитании, наряду с прочим, им прежде всего важна ясность: ясная любовь, ясные чувства, ясные границы, ясная дисциплина, ясные дискуссии и большая свобода. Свобода быть собой, пробовать возможности (без страха ошибки), изучать этот мир, творить и претворять свое видение в жизнь, полностью неся, при этом, ответственность за свои поступки – в этом выражается уважение к свободе выбора личности.
В этой связи, очень хорошо работает метод естественных последствий. Если ребенок только еще собирается сделать что-то, что вам кажется неправильным – спросите его, что, по его мнению, произойдет, когда он это сделает? Нравится ли ему результат? Как можно поступить по-другому? Что произойдет в этом случае?
Если ребенок сам спрашивает вашего совета, относительно того, как он собирается поступить, используйте эти же наводящие вопросы, побуждая его думать самостоятельно, но не навязывая свое авторитетное мнение. Пусть он сам придет к решению, осознавая, что это его выбор и именно он несет за него ответственность, а вы просто направляйте ход размышлений вопросами. Этих детей действительно важно направлять, но не руководить ими. В этом случае их творческий потенциал получает прекрасную возможность для проявления.
Если же дело уже сделано – пусть ребенок сам оценит последствия своего поступка. В случае необходимости, ваша задача предложить вариант исправления ситуации, если он сам затрудняется. Например: ребенок играл с водой, переливая ее из чашки в чашку (познавательный интерес) и разлил ее. Не спешите убирать самостоятельно. Сначала спросите, что можно сделать, чтобы устранить беспорядок? Совсем маленьким сами предложите взять тряпку и помочь маме. Ребенок с радостью сделает что-то еще раз, более позитивным способом, видя, что он имеет право на ошибку, воспринимая ее как очередной опыт, и что его потребности и проявления уважаются.
Что делать, если ребенок капризничает и отказывается сотрудничать? Бывают моменты, когда ваш Индиго испытывает границы дозволенного и проверяет родителей на твердость (получится ли ими манипулировать). В этом случае очень эффективен прием тайм-аута. Ребенок, независимо от возраста, остается один в комнате (зачастую, прямо посреди истерики) на столько минут, сколько ему лет (т.е. для 2-х летнего малыша достаточно 2-х минут, для 12-летнего – 12 минут). Задача взрослого – спокойно и четко проговорить свои требования и выйти из комнаты, предупредив, что это тайм-аут. Врожденное стремление идти на контакт и сотрудничество с родителями, приведет ребенка к поиску компромисса и побудит подчиниться. Если же нет (что бывает очень редко) – используйте метод естественных последствий.
Указывая на неправильные действия ребенка, всегда отделяйте его личность от поступков. Это поможет ему не отождествляться со своим негативным поведением и сохранить самоуважение, зная, что он любим в любом случае.
Вообще, тема безусловной, абсолютной родительской любви и защиты чрезвычайно актуальна в отношениях с Индиго. Им очень нелегко приспособиться к условиям существования в этом мире. Эти «старые», «опытные» души заново приходят на Землю в телах детей и это вызывает существенные неудобства. Столько ограничений физического мира, сплошные запреты, поучения, авторитеты и изжившие себя системы (если бы это было не так – мир не стоял бы сейчас на грани самоуничтожения). Особое видение образа жизни и целей Новых Детей нуждается в надежном тылу – в ощущении понимания и поддержки со стороны семьи. Поэтому, станьте самым лучшим и надежным адвокатом своего ребенка, так, чтобы он ни на минуту не сомневался, что всегда сможет на вас рассчитывать, что бы ни случилось. Вы можете разрешать конфликты между собой, но перед миром ваш ребенок должен ощущать себя совершенно защищенным в любой ситуации. Всегда выясняйте мотивы его поступков и никогда не осуждайте, помогая, при этом, принять правильное решение.
Вырабатывайте в ребенке (и, конечно, в себе) позитивный стиль мышления, так как многие дети с СДВ и СДВГ подвержены хроническим депрессивным расстройствам. И здесь именно от вас, как родителей, зависит, привычку к какому образу мыслей вы привьете. Помните при этом, что лучше всего в воспитании действует собственный пример – никакие слова не повлияют на ребенка так, как то, что он постоянно видит вокруг себя изо дня в день.
Учите ребенка организовывать свое время и осознанно распоряжаться им. Обычно дети не имеют настолько развитого чувство времени и внутреннего календаря, как мы. При этом, ориентируйтесь на собственные ритмы ребенка, не стремитесь навязать не свойственный ему темп (среди Индиго, так же как среди остальных, встречаются как весьма энергичные, так и медлительные дети, это связано с разными типами темперамента).
Слушайте, слушайте, слушайте своего ребенка! Эти дети пришли сюда, чтобы привнести новое знание, новое видение мира, новую философию, чтобы в корне трансформировать сознание людей. Убедитесь, что вы действительно понимаете, что говорит вам ваш ребенок. Развивайте свою интуитивную сторону, чтобы лучше понимать послания своего Индиго. Доверяйте ребенку!
Концентрируйтесь больше на сильных сторонах ребенка, чем на его слабостях. Развивайте, культивируйте и как можно чаще дарите внимание этим сильным сторонам, ибо, по вселенскому закону жизни – то, на чем концентрируешься усиливается, растет и процветает.
Хвалите ребенка самого по себе, а не только в связи с его успехами и достижениями. Чаще делайте комплименты и воодушевляйте его, ведь, эти «царственные особы» просто уверенны в своей неотразимости и совершенстве, что ж, именно так и есть – таковы мы все (как частицы бесконечно мудрого разума Вселенной) , а наши дети служат живым напоминанием об этом!
Важно, чтобы родители хорошо осознавали, что существующая образовательная система, к сожалению, чаще всего не может удовлетворить реальные потребности ребенка в знаниях, и не является способствующей развитию его потенциала. Она создавалась совсем в других условиях, для других потребностей и мало поддается реформам и преобразованиям (главным образом в следствии косности руководства). Поэтому обращайте пристальное внимание на то, чтобы школа не отбила интерес ребенка к занятиям обучению вообще. Делайте различие, между выставляемыми в школе оценками, и вашей собственной котировочной шкалой, по которой вы оцениваете достижения ребенка.
Если ребенок отказывается ходить в традиционную школу – попробуйте альтернативные варианты: Вальдорфские-, Монтессори- школы и др.
Обучение в Вальдорфских школах основывается на принципе 7-летних циклов развития детской психики, а так же на принципе близости к природе, в постоянном контакте с ней. Дети, наряду с обязательной программой, занимаются сельским хозяйством, ухаживают за животными и пр. Из наблюдения за природными циклами и явлениями, приобретаются знания по различным дисциплинам.
Большое внимание уделяется так же художественно-музыкальному развитию. Вальдорфские школы используют комплексный подход, например, рисование, проходит под музыку и дети учатся изображать эмоции, которые возникли в них от данной мелодии.
В этих школах учат духу коллективизма, чувству плеча, некой общинности.
С оценками не спешат. Они появляются только в средних классах. Важен не результат, а само действие, попытка за попыткой. Такой подход снимает тревожность перед неуспешностью и хорошо раскрепощает детей неуверенных или тревожных.
Монтессори –школы работают по несколько иной системе: здесь ведущую роль играет подготовленная среда, разбитая на зоны развития: математическую, языковую и т.д. Учебные материалы в них разработаны и подобраны таким образом, что они все взаимосвязаны и дополняют друг друга, предоставляя возможность постепенно повышать степень сложности заданий.
В группах присутствуют дети разного возраста, и это важно, поскольку, считается, что наиболее интенсивно дети учатся друг у друга: младшие тянутся за старшими и быстрее перенимают у них новые знания, а старшие, обучая младших, тоже лучше усваивают материал.
Роль преподавателя здесь далеко не ведущая. Он лишь организует пространство для обучения и выступает в дальнейшем в роли наблюдателя, вмешиваясь только по просьбе ученика, в случае возникновения у него затруднений. Ребенок сам выбирает, чем заниматься и сколько. Такой подход предоставляет полную свободу действий и предполагает следование естественным наклонностям ученика, максимально благоприятствуя их развитию.
Еще один вариант альтернативной школы успешно действует в США. «Долина Садбери» - так называется это необычное учебное заведение. В нем вообще нет никакой учебной программы. Дети сами выбирают себе предмет, по которому в данный момент намеренны углублять свои познания и преподавателя, который подбирает необходимую литературу и материалы. Занимаются столько, сколько считают нужным. Одним словом, пока не надоест. Потом переключаются на другой предмет. Таким образом, ученики всегда осваивают действительно интересующую их область знаний, причем, в собственном темпе. Это значительно повышает качество образования. По результатам приема в ведущие ВУЗы Америки, выпускники этой школы значительно обогнали своих сверстников по всем дисциплинам!
Евгения Вагу, психолог-консультант
Дата опубликования: 16.07.2006
Понравилась статья?
Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу /index.php?page=psy&art=2603" |
|
Ключевые слова статьи "Как воспитывать Индиго?" (раздел "Статьи по психологии"):
Как воспитывать Индиго