добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google

Статьи по психологии

О детях Индиго


(интервью с Томом де Винтером)

Как только ни называли этих «неудобных» детей: посланниками Бога, эмиссарами с небес, детьми тысячелетия. Но прочнее всего к ним приклеился термин «дети индиго». Учителя, сверстники и даже родители считают их трудными, неуправляемыми, неадекватными, в лучшем случае - «не от мира сего». На самом деле они просто ДРУГИЕ.

Спектр отношений к этому фе­номену очень широк - от трепетно-возвышенного до низменно-нигилистическо­го. Одни уверены, что эти де­ти предвещают новый эволюционный виток и являются чуть ли не новой че­ловеческой породой, несущей новую мораль и новые ценности, Другие счи­тают их моральными уродами и при­знаком вырождения человечества. Та­кие вот две радикальные, взаимоис­ключающие версии, весьма красноре­чиво иллюстрирующие пристрастия че­ловеческого существа к разного рода крайностям. Даже если речь идет о беззащитных детях... Впрочем, таких ли уж беззащитных?..

Специалисты-эзотерики, изучающие этот феномен, считают, что дети инди­го несут в себе небесные послания, ко­торые нам пока недоступны. Они «при­ходят в этот мир со своими намерения­ми» и помогают нам в поисках истины. Они «обладают высокоразвитым со­знанием и повышенной восприимчи­востью» ко всему происходящему.

Психологи и психотерапевты гово­рят, что это дети с новыми психологи­ческими характеристиками и необыч­ными моделями поведения. Психиат­ры в большинстве своем вообще поня­тие «индиго» не признают, а поступаю­щих к ним индиго-детей диагностиру­ют как гиперкинетиков или аутистов и пытаются лечить их от самих себя. Так или иначе, но все интерпретаторы фе­номена индиго сходятся в одном: эти ' дети не такие как все. У них НЕ ТАК работает мозг, у них ПО-ДРУГОМУ устроена психика. Они кардинально отличаются от остальных детей и по­тому требуют к себе принципиально, нового подхода. Обеспечить который непосвященные в тему взросльЦ не могут.

Понятие «дети индиго» появилось сравнительно недавно - около двух десятилетий назад, с легкой руки аме­риканской ясновидящей Нэнси Энн Тэпп, которая в своей книге «Как цвет помогает лучше понять твою жизнь» впервые определила модели поведе­ния «новых детей». Нэнси видит ауру, она смотрит на людей сквозь призму их цвета и считывает их жизненную прог­рамму. Так вот, с некоторых пор в при­вычном спектре начал появляться но­вый цвет, темно-синий цвет индиго, которым светились многие дети.* По словам Нэнси, они имеют совершен­но иную жизненную программу, чем все мы.

«Я уверена, что эти дети открывают нам двери в иной мир, - говорила Нэнси Энн Тэпп в одном из своих интервью. Мир, в котором мы достигнем то­го состояния когда не надо будет трудиться руками, только головой». Видимо, имеется в виду так называемое четвертое измерение куда, согласно некоторым про­двинутым теориям, все мы когда-то благополучно перейдем. А дети инди­го, призванные вывести людей на но­вый духовный уровень, - наши свое­образные проводники в эту благодать Что это значит? На одном из эзотери­ческих сайтов читаем: «Мы живем на рубеже эпох, причем эпох не истори­ческих и не культурных. Грядет смена собственно жизненной эпохи, и мир начинает готовиться к тому, чтобы принять новую, шестую расу человечества. Которая, соединив в себе достоинства и справившись с недостатка­ми предыдущих рас, должна оказаться более совершенной. Вывод напрашивается сам собой: эти странные «не такие» дети и есть первые представители новой расы, предвестники будущих перемен». В общем, будущее обещает быть светлым…

Иногда кажется, что они словно сотканы из противоречия, в маленьком человечке уживаются нежность и аг­рессивность, простодушие и хитрость, обаяние и конфликтность, гениальность в чем-то одном и абсолютное невосприятие другого. Они могут быть очаровательными и несносными од­новременно. Они не вмещаются ни в какие рамки, не признают никаких ав­торитетов, не хотят следовать общепринятым нормам. Приходя в мир с ощущением своей значимости, они вполне самодостаточны, потому что знают то, чего не знаем мы. Они чувствуют свою исключительность и ведут себя соответственно. Попытки призвать их к порядку ни к чему не приводят – общепринятая система наказаний и поощрений тут не действует. Что еще? у них нет друзей, они как бы «варятся в собственном соку», де, ленно и кажутся некоммуникабельны­ми, если только находятся не в своей среде, то есть не в компании себе по­добных. Часто становясь объектом из-за своей непохожести на основную массу, они замыкаются и становятся агрессивными. Но у детей индиго удивительные глаза, в них есть нечто, не присущее обыкновенному ребенку. Мудрость, тайное знание, высший знак - называйте как угодно. Согласно теории Нэнси Энн Тэпп, Ли Кэрролл и Джен Тоубер, этих детей можно условно разделить на четыре группы: гуманисты (хотят служить людям), концептуалисты (стремятся управлять и манипулировать людьми), художники (впечатлительны, хрупки, склонны к творчеству), и, наконец, живущие во всех измерениях (многомерный тип) – будущие философы и носители новых религий. В отличие от первых трех типов, они не умеют приспосабливаться, поэтому им в коллективе приходится труднее всех. Почти все дети индиго плохо вос­принимают школьную программу. В то же время многие из них обладают очень высоким интеллектом (IQ=I2O-135) и выдают порой совершенно неха­рактерные для своего возраста суждения. А еще – рассказывают взрослым об устройстве мира, вспоминают прошлые жизни, другие планеты, видят ауры, умеют управлять энергией…

Многие индиго наделены паранор­мальными способностями. Так, напри­мер российские ученые рассказывали о шестилетнем мальчике, который читает закрытую книгу, положив на нее ладонь. Некоторые индиго могут видеть внутренние органы человека. А в Беларуси живет девушка, которая в 16 лет вспомнила в подробностях свою всю предыдущую жизнь. В одной из статей о детях индиго рассказывается о 8-летнем американце, умеющем с помощью карандаша, который он называет волшебной палочкой, находить потерянные предметы в доме...

Говоря о сверхспособностях индиго, уместно, наверное, вспомнить русского мальчика со странным именем Брюс, таскающего длинными волосами груженые вагоны. И юное дарование Нику Турбину, которая в шесть-восемь-десять лет писала «взрослые стихи» и декламировала их в заунывной манере Беллы Ахмадуллиной, повергая тем самым нормальных людей в ужас, а поэтов - в благоговейный трепет перед таким чудом природы. Нередко отношения повзрослевшего индиго с окружающей его действитель­ностью напоминает бой на поражение. А поскольку ничья тут не предполагает­ся, исход этой битвы трагичен в любом случае: либо действительность разда­вит индиго, либо индиго изменит дейс­твительность - наиболее удобным в данный момент способом - вплоть до физического уничтожения. Обыкновенная обида или «борьба за справед­ливость» может стать причиной убийства, Несколько лет назад в Нарве произошла трагедия, немыслимая с точки зрения нормального человека. Но, видимо вполне объяснимая с позиций индиго. Ученик старших классов зарубил топором собственного отца за то, что тот наказал его за плохие отметки... Вспомните не единичные случаи рас­стрела школьников их же соучениками в США. Вспомнили? Неоднократно уже упоминаемая Нэнси Энн Тэпп однажды сказала: «Все дети, убивавшие своих школьных товарищей или родителей, которых я так или иначе наблюдала, были из числа индиго... Для них это ~ форма выживания. Когда мы с вами были детьми, нам в голову тоже прихо­дили разные ужасные мысли. Но тогда мы хотели от этого убежать. Нам было страшно. А они ничего не боятся».

«Хорошенькое дело! - возмутится читатель. - Получается, что эти «послан­ники небес» - чудовища! Отморозки, от которых нужно держаться подальше!» Нет. Они не монстры и не отморозки ~ просто они другие. Их ценности несколь­ко отличаются от наших. И цель у них оправдывает средства. А описанные жуткие ситуации - результат неправиль­ного обращения с такими детьми, негра­мотности или равнодушия взрослых. Итак, почти все дети индиго гиперактивны, трудно адаптируются в коллекти­ве и плохо усваивают школьную прог­рамму, что рано или поздно заставляет родителей вести их к врачу. А что врач? Врач по совокупности признаков ставит диагноз. В основном - ADHD, или по-на­шему СДВГ - синдром дефицита внима­ния с гирперактивностью. И выписывает рецепт на препарат риталин, после кото­рого дети действительно становятся бо­лее управляемыми, упорядоченными и спокойными. Но, учитывая то, что в пос­ледние годы в Америке детей с диагнозом СДВГ стало очень много, препарат начал поглощаться в таких неимоверных количествах, что врачи забили тревогу - за несколько лет американцы рисковали превратиться в «нацию риталина». К то­му же обнаружились весьма нелицепри­ятные побочные явления этой «пана­цеи». Ярые борцы с риталином говорили о разрушении личности и замедлении темпа развития под­севших на этот препа­рат, а некоторые его поглотители из чис­ла эсдэвэгэшников жаловались, что чувствуют себя... зомби.

Впрочем, нам все эти страсти не угро­жают - вредный психотропный препа­рат риталин (метилфенидат) в Украине приравнен к наркотикам, а потому - «к производству, ввозу и распростра­нению на территории страны запре­щен». Да и диагноза СДВГ как такового в Украине официально нет. Так же, как и понятия «индиго». А нет понятия - все просто до при­митивной уравниловки: всем «подо­зрительным» детям диагностируют психоорганический синдром (мозговая дисфункция) или, того хуже, аутизм. Далее встает вопрос о месте учебы неудобного дитяти, поскольку школа иметь с ним дело отказывается ~ слишком буйно. И вот тут на сцену вы­ходит великолепное порождение оте­чественной образовательной систе­мы ~ Медико-психолого-педагоги­ческая комиссия, от которой теперь зависит все: этот всесильный орган поистине наделен высочайшей влас­тью вершить человеческие судьбы.

Например, некоторые региональные МППК весьма преуспели по части наполнения так называемых вспомога­тельных интернатов (в просторечье -дебильников, испытывающих, слава Богу, недостаток в «кадрах») отечес­твенными детьми индиго. Благо ис­точник неисчерпаем. А каков процент среди действительно больных детей тех, кого в мире называют «индиго», ~ это ни МППК, ни интернаты не вол­нует - они ни про каких «индиго» слы­хом не слыхали... В бане все равны. Хо­рошо еще, что в ряде случаев убийс­твенный вердикт отменяет вышестоящий орган – Всеукраинская МППК. Вот такая непростая судьба предначертана детям индиго в Украине.

И именно здесь уместно привести слова таллиннского психотерапевта экзистенциального направления Влади­мира Киреева: «Никакими другими способами мне не удавалось до сих пор донести до сознания людей, что вот уже более 30 лет в мировой психиатрии не существует такой вещи, как «психичес­кое заболевание». Есть расстройства поведения и расстройства состояния, феномен индиго назвали по признаку, выделенному экстрасенсорно. В любом случае, смена терминологии - удачный способ облегчить людям понимание то­го, что расстройство поведения и состо­яния ~ не то же самое, что телесное за­болевание, как, например, туберкулез. Если раньше некоторые человеческие проявления определяли симптомами аутизма или синдрома Аспергера, моз­говой дисфункцией или органическим поражением мозга, синдромом гипер­активности или нарцистическим рас­стройством личности и квалифициро­вали как диагноз, то теперь все это и многое другое стали называть призна­ками феномена индиго. И эффект клей­мения, согласитесь, исчезает. Одно от­ношение - когда жизнь сводит тебя с шизофреником как больным. Столкно­вение с болезнью всегда фрустрирует. Это неприятно. И совсем другое - когда ты встречаешь «ребенка индиго», пер­вое чувство, которое ты, возможно, ис­пытаешь, ~ это удивление от встречи с завораживающим иным, что может вызвать даже радость».

Детьми индиго не обязательно восхищаться (не столько ими, сколько великой миссией, якобы на них возложенной). Их не следует бояться (мол, вырастут, всех замочат). Их нужно просто принять - таки­ми как они есть. Другими и непохожими на нас. Их надо постараться по­нять - и они многому смогут научить нас. Ну, а самое главное - их нужно любить. И все встанет на свои места. Поскольку, несмотря ни на что, в этом гадком, подлом, несовершенном мире (иными словами - в третьем изме­рении) всем еще движет любовь. Наталья Кулик

Р.S. Признайтесь, вам хотелось когда-нибудь исправить мир? Ну хотя бы один раз, на заре прыщавой юности? О чем речь... А потом вы забросили эту глупую идею, не так ли? И правильно сделали. Потому что, откровенно говоря, это не ваше дело. Возможно, это действи­тельно их предназначение ~ рожденных на рубеже тысячелетий, тех, кого называют сегодня детьми индиго? Во всяком случае, идея изме­нить этот мир не кажется им такой уж неконструктивной.

Оксана Ткачева, психотерапевт, научный сотрудник Украинского научно-исследовательского института социальной и судебной психиатрии и наркологии:

- Меня как специалиста-психотерапевта актуализация этой темы радует. Я приветс­твую появление термина, который помогает дестигматизировать этих " детей, позволяет относиться к ним толерантнее: на место огульного отрицания и желания немедленно «вставить в рамки» приходит осто­рожное любопытство. Таким образом, меняется отношение к этим де­тям, возникают предпосылки для более полного их принятия.

Дети, которых называют индиго, - это мощные промоутеры, но­сители изменений. Как по-другому можно рассматривать их обще­ние с людьми, их отношение к авторитетам, к устоявшимся схемам, следования которым от них требуют? Они своим поведением как бы говорят: «Это все старо, а если старо ~ значит, неинтересно, а если неинтересно - это должно отжить. Поэтому мы боремся с этой действительностью - чтобы показать всем, что есть другие способы „ общения». Фактически, они ~ дети-реформаторы. Думаю, эта проблема сейчас встает неслучайно. Я подозреваю, что такие дети были 1 всегда. Но в разные времена к ним по-разному относились. Сейчас мы более щепетильны в вопросах их воспитания, более серьезно подходим к проблеме их развития.

Интеллектуальные ресурсы у таких детей достаточно мощны, они в состоянии решать те же задачи, которые решают остальные 'дети, но способы решения при этом могут сильно отличаться. Если смотреть широко, то речь идет об ином видении реальности. Дети индиго принципиально иначе воспринимают и обрабатыва­ют информацию. Обычному ребенку скажешь: сиди и решай за­дачу - он будет сидеть и решать, а к ребенку-индиго нужен абсо­лютно другой подход.

Сейчас появилась возможность говорить как-то иначе о таких детях - не как о нарушителях поведенческих и прочих норм, не как о трудновоспитуемых и неуправляемых, а как о детях, к кото­рым нужно прислушиваться, которых нужно и можно понимать. В любом случае, они показатели каких-то глубинных общественных процессов. То, что им самим даже определением дано право быть такими, принципиально отличными от большинства, - это уже большой плюс.

Однако появление применительно к ним нового понятия и со­провождающие его процессы таят в себе и определенные «подвод­ные камни». Мы должны избегать чрезмерной идеализации образа таких детей, исходя из вопроса их собственной безопасности. Дети с подобным восприятием мира хуже адаптируются в обществе.
Безусловно, в определенных ситуациях они находят такие гениаль­ные решения, которые никому другому не придут и в голову. Одна­ко в большинстве обыкновенных бытовых ситуаций, требующих ре­ализации шаблонных поведенческих стратегий, такие дети со свои­ми нестандартными подходами к обществу и его нормам выглядят абсолютно беспомощными. Возможно, именно в силу этого многие индиго оказываются пациентами психиатров. Важно, чтобы при этом психиатрическая или психологическая помощь направлялась на коррекцию самооценки и улучшение социальных контактов, а не на поиски и устранение причин «вредного» поведения. И крайне важно не превратить работу с ними в очередную секту.

Интервью с Томом де Винтером об индиго.

Том де Винтер – международно-признанный целитель, который проводит лекции и семинары, путешествуя по всему миру. Его видение: «Наши тела - это наши храмы, наши тела - это наша ду­ховность. Прислушиваться к нашим телам означает слышать то, на что вдохновляет нас Источник». Владея глубоким духовным видением, он много занимается развитием интуиции, целительством и читанием ауры. Сотрудничает с известными эзотериками и экстрасенсами мира...

В1994 году Том де Винтер овладел практикой Мер-Ка-Ба, а уже в 1996-м, лично подготовлен­ный Друнвало Мельхиседеком, в качестве ведущего семинара «Цветок жизни»* он привез это учение в Россию и Украину.

Недавно под патронатом Киевского просветительско-миротворческого центра в столице Ук­раины состоялась лекция Тома де Винтера «Забота. Дети нового времени. Индиго-дети», по окончании которой, с трудом преодолевая языковой барьер, мы немного пообщались...

~ Том, я знаю, что Вы сами вырастили двух детей индиго,

поэтому кому как не Вам знать, кто они такие... Физически они такие же дети, как и все - потому что рождаются через мужчину и женщину. Но их душа живет совершенно на другом уровне. Индиго-дети - это новое явление или новое понятие?

~ Это новая категория детей, рождающихся в последние годы.

- Почему врачи норовят поставить таким детям диагноз будь то СДВГ или аутизм?

- На нашем уровне души этих детей познать не­возможно. Ту высокую энергетику, самую напряженную энергетику души в физическом те­ле, с которой ребенок не может справиться. Поэтому внешне это похоже на аутизм.

~ Правда ли то, что ребенок индиго не может мирно сосуществовать с действительностью?

- Тут могут быть два варианта. Или он будет изменять мир, или мир будет изменять его душу.

~ Что можно посоветовать родителям таких детей, как правило, не уживающихся ни в од­ной школе?

- Прежде всего, нужно объяснить реальность
своему ребенку.

Школы не соответствуют тому стандарту, который ему подходит. Нужно сделать все возможное, чтобы най­ти или создать интересную программу рядом со школой. Нужно покупать ему книжки, которые он хотел бы читать. И он будет знать, что школа - не для него.

- Но он все равно должен эту школу закончить – в любом случае...

- Да, это закон, и избежать этого нельзя. Поэтому нужны альтернативные школы. Такая практика существует у нас в Голландии, в Америке, и в вашей стране уже что-то начинает шевелиться в этом направлении,

- Может, дети индиго чувствуют себя здесь не в сво­ей тарелке?

~ Они хотят быть здесь, в этом мире. Они хотят его изменить. Они живут уже на другом уровне сознания, то есть ощущают себя как единое целое. Они действуют исходя из побуждений единого сознания, у них развито ощу­щение единства. Эти дети не чувствуют разобщенности или одиночества - это среди других они «изгои», а на своем уровне, среди своих, они в постоянной связи.

Том де Винтер
Дата опубликования: 01.06.2006


Понравилась статья?

Размести ссылку на нее у себя в блоге или отправь ее другу
/index.php?page=psy&art=2579"

Ключевые слова статьи "О детях Индиго" (раздел "Статьи по психологии"):

Индиго