добавить в «Избранное» сделать стартовой
Реклама от Google

Искусство доминировать

ГЛАВА 2. Кто есть кто (часть1)

Согласно всеобщему "закону некомпетентности", сфор-мулированному знаменитым английским социологом, са-тириком и знатоком армейского юмора Паркинсоном, все мы в этом мире занимаем не те должности и выполняем не те функции, что должны бы. В пресловутый лериод застоя ходила такая басня. Дескать, в одном лесу благополучно трудился слон. Он выполнял нормальную слоновью рабо-ту в полном объеме, однако числился на должности зайца и потому получал заячью зарплату. Так продолжалось до тех пор, покуда бедняга не прознал, что в этом же лесу не-кий заяц, выполняющий, естественно, заячью работу, чис-лится на должности слона и преспокойно получает слоно-вью зарплату. Слон возмутился и написал жалобу, прове-рить которую на месте приехала львиная комиссия. По-следняя быстро разобралась в деле. Полистав соответст-вующие документы, львы единодушно постановили, что все в лесу обстоит благополучно, и слон не имеет основа-ний на что-то претендовать: в бумаге-то черным по белому написано, что он - заяц. Мораль же басни заключалась в том, что на должностях львов в том лесу состояли ослы.



Так вот, истинный суггестор никогда не позволит себе такой небрежности, ибо даже для него она, как говорится, бывает чревата. К примеру, вы запросто можете "приту-шить" гнев активного экстраверта какой-либо наглой вы-ходкой - скажем, стукнув у него перед носом кулаком по его собственному столу (разумеется, будучи у него в каби-нете). Скорее всего активный экстраверт - допустим, в;ип начальник - на какое-то время растеряется или, как некогда говорили, будет ввергнут в изумление и резко сбавит топ. Новели вы, не дай Бог, проделаете то же самое перед но-сом пассивного экстраверта - среди начальников таковые тоже встречаются, - то моментально наживете себе серьез-ные неприятности. Пассивный экстраверт способен тут же "высвистать" охрану или выкинуть что-нибудь еще более отвратительное.



Итак, любая работа с биологическим объектом предва-ряется его тестированием. Существует несколько видов, и способов такового. При первом контакте с человеком проще всего "начерно" тестировать его по одежде. Запом-ните: черный цвет выражает авторитарность, убежден-ность, силовой нажим, стремление подавить, а также выде-литься; белый тоже свидетельствует о стремлении при-влечь внимание (как правило, "люди в белом" с легкостью вступают в контакты, однако столь же просто и разрывают отношения при малейшем на них нажиме); голубой выра-жает холодность в отношениях с окружающими; синий - склонность к эмоциональной привязанности, а также ро-мантизм и мечтательность; красный - агрессию, гнев, ярость и в то же время сексуальную неудовлетворенность; зеленый - себялюбие, эгоизм, преследование какой-то ко-рыстной цели; коричневый - тягу к комфорту ("люди в ко-ричневом" не в меру любят развлечения); розовый - не-удовлетворенность отношением окружающих к себе, сен-тиментальность, тяту к нежности; серый - эмоциональную пассивность или спокойную уверенность в себе; желтый -интеллектуальную эффективность; фиолетовый или сире-невый - напротив, низкую продуктивность интеллекта и, вместе с тем, мечтательность и легкую внушаемость.

Далее, холодные цвета свидетельствуют об интроверси-рованности того, кто их предпочитает, а цветовые сочета-ния - о соответствующих сочетаниях психических качеств. Всевозможные клетки, полоски, крупные рисунки на одежде говорят о неврастеничности, инфантильности человека. В то же время истероидный тип выражается в блестящих украшениях, "наворотах" и "прибамбасах". Например, оби-лие металлических заклепок на куртке мужчины средних лет с большой долей вероятности свидетельствует о томчто ее владелец в эмоциональной сфере постоянно ожида-ет подвоха от всех и каждого.



Допустим, к вам и кабинет пожаловала незнакомка лет тридцати-тридцати пяти, и вы хотите мгновенно ее тести-ровать, чтобы избрать правильную линию поведения с нею. Условно поделите ее фигуру на четыре части. Пусть голова представляет ее интеллектуальную сферу, туловище до бедер - эмоциональную, бедра и ноги до щиколоток -сексуальную, а ступни - общую устремленность, жизнен-ную цель. В таком порядке мы и будем действовать.



Итак, в ушах у незнакомки скромные серебряные сереж-ку ее губы слегка тонированы коричневатой помадой, я волосы стянуты сзади коричневой же лентой. Что ж, мож-но предположить, что интеллект вашей гостьи тяготеет к стабильности и комфорту, что она консервативна и не лю-бит загадок (коричневый цвет). Что же касается сережек, то в какой-то степени истероидный радикал характерен для любой женщины. Б данном же случае он, безусловно, не является доминирующим, во всяком случае, на интеллекту-альном уровне - в конце концов, практически все женщи-ны сегодня носят серьги.



Перейдем к сфере эмоциональной. На гостье однотон-ный коричневый пиджак, под которым розоватая блуза, застегнутая у ворота крупной коричневой брошью с блестя-щими металлическими краями. Вы замечаете браслеты на запястьях незнакомки и множество колец на ее пальцах. Кроме того, ее коричневая сумочка украшена серебристы-ми заклепками. Итак, в сфере эмоций это, видимо, все-таки истеричка (обилие блестящих украшений), так что в обще-нии с нею проявите осторожность - избегайте двусмыс-ленностей и вообще любых действий, которые Moгут бьпъ истолкованы нежелательным образом. Что же касается тяги к комфорту и удовольствиям (коричневый пиджак, сумоч-ка), то в эмоциональной сфере это может выразиться и стремлении к стабильности (допустим, к замужеству и к расчету), к определенности отношений с людьми (любит их выяснять), а также в нежелании менять к ним собственное отношение (с этой особой, вероятно, куда легче поссо-риться, чем помириться). В целом ваша гостья не удовле-творена отношением к ней окружающих; ей бы хотелось чувствовать к себе больше внимания, больше нежности (розоватая блуза).



Затем вы незаметно переводите взгляд пониже (некото-рые начали бы именно с этого). Вы удивлены: на незнаком-ке черная короткая юбка и черные же колготки. Следова-тельно, в сексуальной сфере она ощущает себя лидером, стремиться доминировать и не боится это подчеркнуть. Возможно, ее партнерам сексуальный нажим дамы не осо-бенно нравится, и потому незнакомка закинула ногу на но-гу (жест сексуальной неудовлетворенности у женщин). Но о том немного позже.



Наконец, вы обращаете внимание на ее коричневые туфли. Что ж, стремление к комфорту и удовольствиям у этой особы все-таки является доминирующим. Скорее все-го, она сильно экстраверсирована, и все устремления у нее так или иначе связаны с материальным благополучием и развлечениями, посулив которые, от этой особы можно кое-чего добиться. Видимо, если вы с нею познакомитесь и пригласите ее в приличный ресторан, ей будет трудно от-казаться.



Безусловно, это лишь "черновое" тестирование, так ска-зать, предварительный диагноз, который затем будет вами уточняться, а возможно, и корректироваться при дальней-шем исследовании биологического объекта. Преимущество этого метода - в его оперативности. Вы тестируете незна-комого человека по одежде, когда вам срочно требуется сформировать о нем изначальное мнение. (Между прочим, в психологии даже неверная стратегия все-таки лучше пол-ного отсутствия таковой.)



Безусловно, следует учитывать, что данное тестирова-ние возможно лишь по отношению к тем объектам, кото-рые хоть сколько-нибудь следят за своей внешностью. К примеру, желтые рваные носки на ногах лица БОМЖ от-нюдь не свидетельствуют о его устремлении к интеллектуальной эффективности. Как правило, по одежде легче тес-тировать женщин. Но при этом следует делать поправку на их чрезмерную приверженность моде в юном возрасте и на стремление скрыть дефекты своей внешности любою ие-ной в зрелости.



Более точную карту психического состояния человека можно составить по его мимике, жестам и позам. Кстати, по этой категории признаков проще диагностировать муж-чин. Начнем с мимики.



Знаете, почему цыганка, гадающая вам по руке, всегда зорко следит за вашими глазами? Потому что ваши зрачки подсказывают ей, то ли она говорит, не завралась ли. Дело в том, что при появлении в сознании человека критическо го импульса, не согласия с чем-то, желания что-то опроте-стовать, у него непроизвольно сужаются зрачки. При по-вышенном доверии в сочетании с вниманием и эмоцио-нальной заинтересованностью зрачки, напротив, расши-ряются. Правда, они могут расшириться и от ужаса. В общем, примите этот эффективный цыганский прием себе на вооружение.



Далее, бегающие глаза собеседника выдают его неуве-ренность в себе, быть может, подавленность, чувство вины.



Между прочим, любой из нас предпочитает обращать к собеседнику и вообще к миру только одну сторону лица, смотреть преимущественно одним глазом. (Этот глаз, кста-ти, специалисты по стрельбе называют командным.) Так вот, рационалисты инстинктивно предпочитают пользо-ваться левым глазом, а люди эмоционального склада пра-вым. Будучи же обеспокоенным, любой человек, как пра-вило, часто меняет свой командный глаз; отсюда и эффект бегающих глаз. Причем, чем чаще он это делает, тем более он напряжен.



Если вы задали кому-то вопрос, а его глаза скользнули вверх, то можете с большой долей уверенности предполо-жить, что ваш собеседник собрался солгать. Можно даже уточнить: если глаза прыгают вверх и влево, значит, чело-век врет насчет чего-то, что он якобы видел собственными глазами; когда же глаза отклоняются вверх и вправо, то, скорее всего, биологический объект грешит в отношении того о чем ему, якобы, довелось услышать. Причем это -лишь первая модель мимики лжеца. В соответствии с дру-гой моделью, последний просто опускает голову; при этом его глаза точно так же уходят вверх.



Если же взгляд человека скользит в горизонтальной плоскости чуть выше уровня вертикали, то, возможно, он врет о какой-то ситуации.



Когда глаза человека скользят вниз и влево, то можно предположить, что он говорит правду, которую ему трудно выразить логически. Если же глаза скользят вниз и вправо, значит, сообщить вам истину человеку нелегко по причи-нам эмоционального характера.



Напряжение во внешних уголках глаз свидетельствует о подозрительности вашего собеседника по отношению к вам. Такая подозрительность может отлично сочетаться с общим агрессивным настроением. Напряжение во внут-ренних уголках его глаз говорит о презрении к вам или же о высокомерии.



Поднятые брови свидетельствуют о наигранном удив-лении.



Кривая улыбка левой половиной рта говорит о крайней стенени ехидства или же о стремлении таковое изобразить; когда же человек, глядя на вас, задействует в улыбке лишь правую сторону рта, то это обычно выражает era готов-ность к совместному веселью и даже приглашение к тако-вому.



Верным признаком профессионального неудачника служат опущенные при улыбке уголки гy6.



Теперь перейдем к позам и жестам. В переводной око-лопсихологической литературе полно околесицы на сей счет. Вероятно, душевный склад и манера поведения наших с вами соотечественников действительно никак не стыку-ются с менталитетом и привычками жителей Запада. К примеру, в одной из работ известного американского пси-холога нам довелось вычитать буквально следующее.





"Если в своем рабочем кабинете вы принимаете посети-теля, и тот свободно развалился в кресле перед вами, заки-нул ногу на ногу так, что его ступня поднята вровень с ко-леном, то знайте: этот человек чувствует себя с вами легко и свободно; он к вам расположен".



Ничего себе "расположен"! Да такого наглеца, по на-шим меркам, еще очень мало просто выставить из кабине-та; лучше же дополнительно спустить его с лестницы или, если вы человек благодушный и отходчивый, всего лишь поддать ему коленом пониже спины.



Итак, позы и жесты. Их язык достаточно однозначен, чтобы его мог безошибочно понимать компетентный че-ловек.



Крепкий парень стоит напротив вас, опустив плечи и слегка подав их вперед. Эта поза безошибочно свидетельствует о его внутренней агрессии. Вот он приближает подбородок к плeчу, не выпуская вас из поля зрения. И этот красноречивый жест еще раз подтверждает ваш первоначальный вывод.



Чиновник принимает вас в своем кабинете стоя. Вы ви-дите, что он свободно заложил руки за спину. Эта его поза должна уберечь вас от заблуждения, будто чиновник не уверен в себе, что он перед вами робеет (вон ведь - даже из кресла своего вылез; ну и что?!). Напротив, руки за спиной го-ворят о его уверенности в себе и авторитарности.



Человек приближается к вам и вступает в зону близкою контакта (60-70 сантиметров от вас); при этом его руки сво-бодно опущены вдоль тела. Значит, он тоже чувствует свою си-лу и потому совершенно спокоен.



Вы увлеченно о чем-то рассказываете, а ваша слуша-тельница то и дело слегка к вам нагоняется, как бы проникая в вашу интимную зону. Выходит, она чувствует к вам рас-положение, быть может, даже испытывает влечение к вам.



Вы обращали внимание, что многие сотрудники право-охранительных органов привыкли держать руки па животе? Это - жест осторожности, опаски, стремления отгородить-ся от окружающих. Приблизительно о том же свидетельст-вуют и сложенные на груди руки. Только этот последний жест выражает стремление целиком отгородиться от мира, а также несет дополнительно очтенок высокомерия, надменности.



Руки на поясе или же упертые в бедра означают вызов. Мо-дификация этого жеста -уцепиться пальцами за ремень (при этом еще можно задрать подбородок).



Парень стоит, слегка раздвинув локти. Этот просто вы-пендривается, пытается показать: вот какой я сильный! Дру-гой картинно оперся о стул или о стену. И он тоже собою лю-буется и очень хочет, чтобы с его самооценкой согласи-лись окружающие.



Мужчина свободно привалился спиною к стене, но при этом уперся в нее подошвой. Значит, он начеку - готов к быст-рому решительному действию.



Сидеть, закинув ногу на ногу, нравится многим. Но, приме-нительно к мужчинам, эта поза ни о чем не говорит. Что же касается женщин, то она, как правило, выражает их эро-тическую неудовлетворенность.



Теперь - немного о жестах.



Если ваш начальник, поднявшись из кресла и грозно нависнув над вами (вы же при этом продолжаете горбиться на стуле), внушает вам нечто шибко мудреное и попутно тычет перстом указующим сверху вниз, значит, во-первых, это очень авторитарный человек, который - и это во-вторых - в данный конкретный момент стремится пол-ностью подчинить вас своей воле. (Кстати, почему бы вам в шутку ему не подыграть? Худа от этого не будет,)



Вообще, жестикуляция в вертикальной плоскости, как правило, выряжает высокую психическую активность, или же разгоняет последнюю, а в горизонтальной плоскости ее тормозит. Вспомните манеру (несомненно, наработанную при помощи профессиональных психологов) последнею нашего генерального секретаря и первого президента СССР отвечать на неудобные вопросы. На уровне речи это выглядело приблизительно так: "Ах, вы спрашиваете про десант ОМОНа в Литве!... Тут вы совершенно правы, в этом году ожидается большой урожай цитрусовых на Ямайке", Но под такой маловразумительный аккомпанемент Михал Сергеич обычно производил мягкие движения руками в горизонтальной плоскости - вроде бы, и нелепые дви-жения, и даже не связанные со смыслом и эмоциональной окраской слов, зато успокаивающие, умиротворяющие, имеющие свойство гасить запал вопрошавших.



Собственно, существует лишь два типа жестов в гори-зонтальной плоскости, имеющих явно выраженную нега-тивную окраску. Это, прежде всего, отторгающий кистевой жест "от себя": мол, катился бы ты отсюда подальше! Дру-гой жест - напротив, призывный, но с явно выраженным оттенком пренебрежения: мол, живо ко мне! Это - как по-манить взрослого человека пальцем, как подозвать собаку.



Повторяем, вертикальные жесты снизу вверх разгоняй л психическую активность. Выставленная по направлению к собеседнику и повернутая вверх ладонь означает что-то вроде "А ты кто такой?!". Мягкие движения сверху вниз, на-поминающие поглаживания, воздействуют на сексуальную сферу человека.



Рубящие движения ребром ладони сверху вниз, напо-минающие удары, подчеркивают категоричность суждений и позволяют предположить, что перед вами экстраверт активного типа.



В этом месте нам кажется уместным сделать небольшое отступление и немного забежать вперед. Доверительно вам сообщаем, что любое общение между людьми, как прави-ло, проходит одновременно на трех или даже на несколь-ких уровнях. Тем не менее, обычно мы осмысленно при-нимаем в расчет лишь два из них - семантический, или же смысловой, и эмоционально-интонационный, В то же вре-мя поза, жесты, мимика собеседника несут никак не меньше информации, нежели его слова и тон речи. Только вос-принимается такая информация отнюдь не корой нашего головного мозга, а его подкоркой. На этом интересном факте основаны некоторые несложные приемы и способы воздействия на себе подобных. Впрочем, о них мы расска-жем вам в другой главе.



Вернемся к тестированию по жестам. Если ваш собе-седник курит, обратите внимание на то, как он держит си-гарету. Активные экстраверты, как правило, зажимают ее между вторыми или даже третьими фалангами пальцев, то есть поближе к ладони. Причем зачастую они энергично жестикулируют тою же рукой. Кстати, и сама по себе интенсивная жестикуляция дает вам основания заподозрить в своем собеседнике активного экстраверта.



Ну, а ишроверсированные люди и вообще неврастени-ки предпочитают держать сигарету кончиками пальцев. Всевозможные "выверты" курильщика - скажем, картинно оттопыренный мизинец или нарочито задранный локоть при стряхивании пепла - свидетельствуют о его претенци-озности, о стремлении производить впечатление.



Сигарета, зажатая между большим и указательным паль-цами свидетельствует либо о скрытности курильщика, ли-бо же - и скорее всего - о том, что он побывал в суровых испытаниях - возможно, в местах лишения свобода, или же в одной из так называемых "горячих" точек планеты.



Обратите внимание, как человек тушит сигарету. Если он решительно сминает ее до фильтра, значит, привык до-биваться своего.



Впрочем, мы не беремся предлагать вам в этой книге хо-тя бы даже краткий толковый словарь поз и жестов, ибо со-ставлять таковой было бы для нас чересчур хлопотно и, признаться, не особенно интересно. Но при желании это по силам каждому, кто не поленится их потратить (под-черкнем, потратить только силы, поскольку для такой ак-ции не требуется специально выделять время) на целена-правленное "выслеживание" окружающих и себя самого. Зато и результаты самостоятельной работы значительно превзойдут те, которых можно ожидать от любой иной формы обучения. Ибо в процессе целенаправленного "вы-слеживания" (у Кастанеды - сталкнга) биологических объ-ектов человек выводит свою способность их тестировать на Рефлекторный уровень.



Остается добавить, что мы способны по-настоящему "выслеживать" биологические объекты лишь из своею центра внутренней тишины, о котором уже говорилось в предыдущей главе. Можно это пояснить и гак; в каждом из пас сосуществуют две личности: деятель и созерцатель, Первый вовлекается в любое движение - физическое, ин-теллектуальное или эмоциональное. Второй же способен только наблюдать, только констатировать, не испытывая при этом эмоций и не порождая суждений. Так вот, оты-щите в себе этого второго, и все встанет на свое место.



Мы уже неоднократно подчеркивали, что человек, пре-жде всего, есть воспринимающее существо, которое, разу-меется, располагает специальными механизмами для вос-приятия мира (сенсорами) и реализует era итоги в виде чувств и некоторых ощущений. При этом люди, как прави-ло, имеют устойчивые предпочтения в самом выборе чувств, на которые они привыкли опираться при воспри-ятии мира. Исходя из этого факта, мы можем условно по-делить человеков мыслящих на три основные группы, со-ответствующие трем типам восприятия; визуальному, аулп-нльному и кинестетическому. Мы вовсе не забыли о акусо-ных и обонятельных образах, которые, тем не менее, могут использоваться человеком далеко не во всех актах воспри-ятия и потому имеют подчиненное значение,



Таким образом, человеки мыслящие формируют свои картину мири, преимущественно полагаясь на:



- зрительные образы;



- звуковые образы;



- совокупности кинестетических ощущений (допустим. сочетание ощущений шероховатой поверхности и прохо-ды и т.п.).



При контакте с тем или иным биологическим объектом бывает полезно знать, каким именно способом он предпо читает воспринимать мир. Это позволяет нам, во-перных изложить ему какую-либо идею в наиболее подходящей форме и, наконец, правильно выбрать способ воздействия на него.



Для определения типа восприятия того или иного чело-века можно опереться на некоторые особенности его речи. Попробуйте отслеживать служебные, или же подчиненные словосочетания, употребляемые интересующим вас лицом. Люди с визуальным способом восприятия, как правило, предпочитают пользоваться вводными и другими подчи-ненными выражениями типа: "посмотрим", "поглядим-увидим", "на мой взгляд", "отрадно видеть", "видимо", "свет в окне", "туманная область", "мне это видится так" и т.д.



Аудиальный способ восприятия выражается в иных ре-чевых предпочтениях: "говоря по совести", "следует ска-зать", "в одно ухо влетает, в другое вылетает", "слышал звон, да не знает, где он", "у меня на слуху", "созвонимся" н т.д. и т.п.



Наконец, для лиц с кинеститическим типом восприятия характерны следующие выражения; "ухватил суть", "горя-чий парень", "крепкий орешек", "нутром чую", "свяжемся по телефону", "пощупать руками" и т.п.



Кроме того при данном виде тестирования следует учи-тывать и манеру человека вести беседу. Люди визуального типа зачастую говорят быстро, взахлеб. Аудиальный чело-век предпочитает отчетливо выговаривать слова, при этом как бы вслушиваясь в их звучание; его голос "опирается" о грудь. Кинестетический человек говорит монотонно и медленно; его речь бедна модуляциями и оттенками.



Рассказывая вам о тестировании биологических объек-тов, мы коснулись покуда лишь самой вершины айсберга. И если вы уже об этом подумали, то, как говорится, честь вам и хвала! Действительно, за нашими психическими ре-акциями,контролируемыми или непроизвольными,кроется нечто более фундаментальное.



Вспомните как дон Хуан сообщил однажды Кастанеде ,что сталкеры,или же маги, специализирующиеся на "выслеживании" остальныз двуногих, а так же самих себя, сталкиваются в этом мире лишь с тремя типами человеков мыслящих. Самое интересное, что по нащему мнению ,стары нашваль имел все основания для такого заявления:



Как ни странно это звучит, но все многообразие людских характеров действительно укладывается в три принципи-альные схемы. Или же - так, пожалуй, точнее - в основе каждого характера, каждой психической конструкции ле-жит одна из трех принципиальных схем. (При этом внеш-ние выражения одной и той же комбинации психических свойств могут разительно отличаться, ибо каждая из трех допускает множество вариантов развития.)



Биоэнергетики дальневосточного толка связывают этот факт с хронической перегруженностью, или с так называе-мым синдромом избыточности (фактическим или потен-циальным) у того или иного индивидуума по определен-ной группе наиболее тесно связанных между собою энер-гетических парных каналов, а именно четырех из двенадца-ти: двух ножных - входного и выходного - и аналогичные образом двух ручных. Поскольку же насчет верхних пар-ных энергоканалов и среди самих биоэнергетиков по дан-ному вопросу до сей поры нет единомыслия, то мы укажем вам в этом контексте преимущественно ножные каналы.



Но сначала вернемся к учению толтеков. Представите-лей самого неприятного, по мнению дона Хуана, личност-ного типа старый нагвалъ не совсем прилично, но вырази-тельно обозвал пердунами. По его словам, такие люди ме-лочны и мстительны, завистливы и ревнивы, хвастливы и эгоистичны. Они ни в чем не уверены и постоянно всем недовольны. При этом, как правило, они любою цепок стремятся захватить инициативу в каждой ситуации - даже и тогда, когда это приносит неприятности им самим. Они и вообще постоянно живут в дискомфорте и никогда не расслабляются. Роковым недостатком этих людей нагеле посчитал то, что ради захвата лидерства они "готовы пере грызть глотку любому".



К последней категории дон Хуан отнес людей, которые. по его мнению, не являются "ни приятными, ни отврати тельными". Они, как правило, не стремятся навязать свою волю никому, но и сами игнорируют мнение окружающих Эта разновидность двуногих преимущественно безразлична к реальной жизни и предпочитает витать в пустых меч-тах и фантазиях. И вообще, такие люди способны лучше всех возводить в будущем "хрустальные замки". К сожале-нию, они, как правило, так ничего в жизни и не достигают, ибо не имеют для этого средств.



На первое же место в своей системе классификации дон Хуан поместил некий психотип, представители которого, по его мнению (и, разумеется, по нашему), - самые прият-ные люди на свете. Участливые, услужливые, деликатные, они в определенных пределах изобретательны, очень ди-намичны и обладают чувством юмора. Из них получаются превосходные секретари, помощники, всевозможные за-местители и младшие компаньоны. Их главный недостаток - неспособность действовать самостоятельно. При всем том личностный тип таких людей чрезвычайно подвижен; только подвижность эта сама по себе непродуктивна. Представителям данного дсихотипа непременно нужен ли-дер, под руководством которого они могут добиться вели-колепных результатов. Предоставленные же сами себе, они не способны ни на что толковое.



Как вы думаете, почему старый нагвалъ именно этот пси-хотип поместил на первом месте? Быть может, из таких людей и получаются лучшие ученики? Вспомним Элихио или даже самого дона Хенаро...



Наша система классификации человеков мыслящих по психотипам (каемся, обобщенная, весьма приблизительная и, увы, не полная) в чем-то пересекается с тою, которую дон Хуан поведал своему ученику, а мы только что кратко вам пересказали, но во многом с нею и расходится. И .в этом факте мы не усматриваем никаких противоречий. Просто в системе, принятой толтеками, берутся за основу исключительно поведенческие реакции человека, в то время как нас в данном случае интересуют в первую очередь сами психические механизмы, вызывающие те или иные формы человеческого поведения. В этом смысле, наша система лучще "бьется" с одною из тех, что предложены биоэнергетиками.



Видимо, в этом месте не лишним будет вам напомнить, что само по себе слово (и даже понятие, термин) в психо-логии (равно как и в философия) отнюдь не самоценно. Оно может иметь лишь относительный смысл в контексту-альных рамках. К примеру, исторический Будда, как из-вестно, ниспроверг атман, который другим основателем великого учения, а именно Шанкарой, был, напротив, во-дворен во главу всей его философской системы. Но при этом оба они - и Будда, и Шанкара - подразумевали по су-ти одно и то же.



Конечно, нас можно обвинить в эклектичности. Но для любого жизненного явления люди наизобретали множест-во языковых колов. А мы стремимся быть понятыми по возможности наибольшим числом наших читателей. Быть может, вы помните сцену из "Илиады", в которой Елена сердится на Париса за трусость. А потом Гомер напускает на нее Афродиту, и прекраснейшая из женщин бросается в объятия своему не особенно мужественному, зато смазли-вому любовнику. Спустя несколько тысячелетий при изо-бражении аналогичных сцен у литераторов стало модно пользоваться словом "страсть". А современный физиолог приплел бы сюда гормоны. Но суть дела от этого не меня-ется. Будем надеяться, что отныне вам более понятен наш подход и к языковым кодам и, вообще, к слову.



Итак, начнем с некоего психотипа, значительная часть представителей которого попадает, согласно схеме Дона Хуана, в разряд пердунов. Биоэнергетики описывают его в парламентарных, но и в более туманных выражениях. В данном случае они говорят о хронической перегруженности входного канала почек и выходного ка-нала желчного пузыря. (Как уже было сказано, ручных каналов мы постараемся касаться пореже.) Причем "акценты" этой перегруженности могут варьировать. Следует к тому же учитывать и значительную автономносгь каждой из вет вей энергоканала в своей паре. Все это допускает множест-во вариантов развития любой конкретной личности из ис-ходной психической конструкции.



Между прочим, особую роль в становлении личности любого из нас биоэнергетики отводят именно трем ниж-ним входным энергоканалам человека. По их представле-ниям, канал печени заведует нашей общей психической силой, канал селезенки и поджелудочной железы - сферой эмоций, а канал почек отвечает за наши способности и та-ланты. Причем левые ветви энергоканалов ориентированы ня информационную сферу ("работают" в интроверсном режиме), а правые - на окружающий мир.



Только мы все же привыкли оперировать иными терми-нами. Скажем, выражения "нервный ствол" и "нервный центр" нам кажутся более конкретными и понятными, не-жели "энергетический канал" или какой-нибудь "дань-тянь", (Похоже на Тяни-толкая аз "Айболита" Чуковского, не правда ли?) И поскольку мы все-таки, прежде всего, стремимся изложить вам собственную систему, то и будем преимущественно пользоваться наиболее привычной для нас терминологией. (Между прочим, как-нибудь на досуге откройте анатомический атлас, наложите "карту" нервной системы человека на какую-нибудь схему акупунктуры и раз и навсегда выявите для себя их тождественность,)



По нашему убеждению, важнейшим формирующим ус-ловием любой личности, любого характера является само-ощущение человека в окружающем его мире. Это - и внут-ренняя самооценка, и оценка отношения к себе прочих двуногих, а также жизни в целом. Легче всего в нас прояв-ляются и начинают доминировать именно те субличности (об этих обитателях темных глубин нашего полсознания мы уже кое-что вам сообщили в "Психодинамике колдов-ства"), которые соответствуют нашему самоощущению. Вот его-то мы и положили в основу своей системы клас-сификации человеков мыслящих.



Возвращаясь к рассматриваемому психотипу, прежде всего, выделим его ключевое самоощущение. В популяр-ной По сути книге это можно сделать и так:ах как я прекрасен(на) и неповторим(а), как я умён(на), красив(а) и оригинален(на)!Вот только мир, в котором мне выпало несчастье родиться, безнадежно несовершенен, а зачастую и просто невыносим!



Итак, исходное состояние индивидуума данного типа -это, во-первых, завышенная самооценка и, во-вторых, вы-сокий уровень критичности по отношению к окружающим и миру в целом. Из этой исходной точки возможны два диаметральных пути развития личности. При недостатка психической энергии и общей интроверсированности че-ловеком постепенно овладевают уныние, тревога, всевоз-можные страхи; его никогда не отпускает внутреннее на-пряжение. В отдельных случаях это может закончиться де-прессией или даже суицидом. Следует еще добавить, что на таком душевном фоне, точно сорняки на богато удобрен-ной почве, наперегонки вырастают всевозможные сомати-ческие заболевания.



Иная направленность развития личности возможна при избытке психической энергии (при сильном канале пече-ни) и общей экстраверсированности субъекта. Ощущая не-совершенство или же враждебность всех, кто его окружает, а также мира в целом и, возможно, собственной судьбы. человек становится непримиримым борцом против всех и вся. Его жизнь - это постоянная битва за место под солн-цем, а иногда и за место самого солнца. В этом случае и-данного ключевого самоощущения могут развиваться днд сильных личностных типа, условно названных нами "пора-ботитель" и "параноик" (как явствует из названия, послед-ний связан с параноидным радикалом в психике субъект и). Ниже мы подробно на них остановимся.



В реальных условиях эти два- возможных пути личност-ного развития обычно сочетаются в тех или иных пропор-циях и могут поочередно доминировать на различных эта пах жизни человека.



Попытаемся пояснить это на типичном примере. Некю. близкий наш знакомый, в молодости - вплоть до возраста Иисуса Христа - был человеком, что называется, без ком плексов, к тому же очень активным и энергичным. Он закончил престижный ВУЗ, успешно учился в аспирантуре



потом имел серьезную работу и, вообще, преуспевал в жизни. Скажем так: окружающим он казался общительным, деятельным, удачливым и здоровым человеком. Признать-ся, был он не без странностей, но, как говориться, у кого их нет?! Например, если ему требовалось что-то от приятеля, а тот почему-либо ему отказывал, то сперва наш знакомый подолгу изводил несчастного чрезмерно-настойчивыми уговорами и, в конце концов, смертельно обижался. В этих случаях излюбленной его фразой было: "Не понимаю, по-чему ты все-таки не хочешь мне помочь!" И он действи-тельно не понимал, почему вообще такое возможно на этом свете. .



И еще, наш знакомец, пожалуй, чересчур серьезно от-носился ко всяким рекомендациям и предписаниям, осо-бенно в отношении собственного здоровья. Правда, чуть ли не с юных лет его мучил простатит, но он, конечно, предпочитал этого не афишировать.



Затем, уже ближе к середине четвертого десятка, с на-шим знакомцем произошла метаморфоза. У мужика нача-лись навязчивые страхи, поначалу - в форме приступов нарастающей интенсивности и продолжительности, а че-рез некоторое время - уже как основное его состояние. В конце концов, он угодил в соответствующее лечебное уч-реждение с уточненным диагнозом: "Маниакально-депрессивный психоз; депрессивная фаза".



В основе этого случая - своя внутренняя логика. В опре-деленный момент жизни до той поры активный челоеек под влиянием неких внутренних и внешних факторов (о них мы умолчим) вдруг моментально утратил всю свою динамичность и силу и "скатился" в депрессию. Это - вы-свободилась другая его ипостась, которая исподволь в нем развивалась, несмотря на все внешнее благополучие его жизни. Впрочем, поразмыслите на досуге самостоятельно об этой истории.



-Кстати, и у отца этого нашего знакомого жизнь вы-строилась по аналогичному сценарию. Только вместо пси-хоза во второй ее половине тот четырежды "нарабатывал" себе инфаркт. В этом контексте предупредим ваш логичный вопрос: да, исходный психотип во многих случаях может наследоваться и передаваться по наследству.



Теперь рассмотрим характерные для данного психотипа личностные свойства, которые формируются, так сказать, с учетом ключевого самоощущения. Сразу же оговоримся; они вовсе не обязаны присутствовать одновременно все в личности каждого такого человека. И слава Богу! Но как потенциальная возможность они все же в нем существуют, Теперь, ради простоты изложения материала, окрестим не-коего гипотетического героя с экстремально сформиро ванной личностью на основе ключевого самоощущение "мир меня не достоин" Альцестом.



Разумеется, у нашего Альцеста очень неважно развив чувство стыда; чувство страха - значительно лучше. И по-тому, блуждая по жизненным лабиринтам, бедняга вынуж-ден более руководствоваться тычками и оплеухами, нежели своей недоразвитой совестью. Кстати, способности к нау кам или искусствам у Альцеста весьма заурядны (слабость канала почек), но он так не считает. Кажется, один из геро ев Джерома -Джерома, листая медицинский справочник, обнаружил у себя все существующие болезни, за исключс нием воды и колене. Альцест на его месте обнаружил бы и ее. Вообще, жизнь не позволяет ему ни на миг расслабить-ся. С одной стороны, и от самого близкого человека можш> подцепить СПИД или насморк, а с другой, в этом мире стоит чуть зазеваться, и тебе на темечко свалится какой-нибудь метеорит. Итак, тревога, ощущение надвигающихся неприятностей и даже серьезных несчастий (с точки зре-ния биоэнергетики, это - следствие перегруженности по каналу желчного пузыря) изводят Альцеста денно и нощно. Вместе с тем, он аккуратен до педантичности, очень любит вычислять, учитывать, записывать и с удовольствием по любому поводу "заводит бухгалтерию". (Вспомните са-мого Карлоса Кастанеду с его вечной записной книжкой.)

Мы можем кое-что рассказать вам и о внешности Аль-цеста. Возможно, он высокий астеник, - как и положено,сутулый и худощавый. У него неважная координация дви-дсений; при ходьбе он "загребает" ступнями и ставит их носками внутрь. Впрочем, он может иметь и совсем иную внешность. Например, невысокий рост в сочетании со склонностью к полноте. В этом облике Альцест имеет привычку неестественно раздвигать плечи и выпячивать. грудь.



Коротко об Альцестовых болезнях. Это - заболевания предстательной железы у мужчин и матки у женщин (при-чем даже в молодом возрасте., что биоэнергетики объясня-ют опять-таки перегруженностью по каналу почек), моче-каменная болезнь, различные заболевания легких, ушей (в том числе неприятности со слухом), щитовидной железы, всевозможные аллергии, проблемы с волосами у мужчин, а из душевных недугов - маниакально-депрессивный син-дром.



Остается добавить, что в своей экстраверсированной ипостаси (в любой из двух ее форм), обладающей доста-точно высоким психическим потенциалом, Альцест все же способен занимать в обществе лидирующее положение. Но, как правило, лично ему счастья в итоге это не прино-сит. Яркий тому пример - история одного ефрейтора Пер-вой мировой войны, начавшего Вторую, уже будучи вож-дем великой нации, а через пять лет с небольшим закон-чившего свою жизнь суицидом.



Перейдем к следующей яз трех возможных психических моделей человека. Двуногие, "устроенные" в соответствии с нею, распределяются (правда, неравномерно) между всеми группами дона Хуана,



Для полноты информации "привяжем" сначала и этот психотип к биоэнергетической схеме. По утверждению специалистов в этой популярной ныне области знания, у его представителей хронически перегружены каналы селе-зенки и поджелудочной железы (входной), а также мочево-го пузыря (выходной).



В данном случае нам придется говорить о личностных типах, преимущественно формирующихся на фоне заложенной самооценки в сочетании с высокой потребность!, в одобрении окружающих. Причем, в полном соответст-вии с законом психической компенсации, в некоторых сферах жизни (обычно таковых немного) у этих людей, напротив, самооценка может быть непомерно высока и по-вышена критичность восприятия.



Но и-это еще не все. Специфику характеров данною типа во многом определяет и то, что в глубине души обладатели не склонны принимать всерьез ни этот мир, ни самих себя в нем. Иными словами, они ощущают, будто все в жизни происходит не по-настоящему, а как бы пона-рошку, и сами они живут и действуют точно так же, то есть не взаправду, не всерьез. К примеру, случается у такого че-ловека какая-то неприятность, допустим, даже беда, и он начинает старательно изображать превеликое страдание., потому как умом-то сознает, что должен бы по-настоящему горевать, а подсознание, между тем, не "выдает" ему подхо-дящих чувств и эмоций.



Данное ключевое самоощущение (или комплекс само-ощущений) также допускает два диаметральных пути раз-вития личности. Обычно интроверсированный человек с невысоким потенциалом психической энергии "зависаете на своем гипертрофированном чувстве стыда, вокруг кото-рого в этом случае группируются все его отрицательные эмоции. Ему неловко осадить наглеца, неудобно красиво одеться или, допустим, победить в каком-нибудь конкурсе. И отказаться совершить что-то из ряда вон выходящее, ко-гда о том просит достойный человек, - скажем, ограбить банк или выпрыгнуть из окна - ему тоже почему-то нелов-ко. Причем эти чрезмерно совестливые люди зачастую ; действительно умны и талантливы (сильный канал почек)- \ Вся их агрессия обращена исключительно на самих себя. Эти люди себя не любят и занимаются самоедством. От общения же с другими людьми быстро устают. И жизнь их. как правило, тоже не балует.

В отечественной литературе таких героев - хоть пруд пруди, Эго и хрестоматийный Лаврецкий из "Дворянского гнезда" Тургенева, и Живаго Пастернака, и булгаковский приват-доцент, и нелепый Бузыкин - главный герой из-вестной киноленты "Осенний марафон". Так что мы не ви-дим необходимости и далее останавливаться на этой мо-дификации человека мыслящего, которую с не меньшим основанием можно было бы назвать человеком застенчи-вым-



Совсем по иному способна развиваться наша психика из того же самоощущения, но при высоком энергетическом потенциале (сильный канал печени). В этом случае человек стремится "зациклиться" именно на тех жизненных сферах., в которых он чувствует себя господином. Тогда его лич-ность также может сформироваться по одной из двух схем: либо "параноик", либо "поработитель". Свое обещание подробно на них остановиться мы сдержим позже.



Что же касается феерических переходов на каком-то жизненном этапе с первого варианта развития личности на второй, то такое тоже вполне возможно. Более того, когда вы слышите о невероятных переменах в чьей-то жизни, связанных с личностной метаморфозой по типу "золушка -в принцесср или же "скромный клерк - в главу мафиозно-го клана", то так и знайте: речь идет именно о представите-ле этого психотипа. Между прочим, у Джека Лондона пол-но героев с аналогичной судьбой.



Теперь - еще кое-что о характере Самсона (именно так мы решили обозначить модель рассматриваемого психо-типа). Как известно, у мифологического героя, прославив-шего это имя, вся сила была аккумулирована в его роскош-ных волосах. И когда вероломная Далила его во сне "обкорнала", Самсон пробудился совсем не тем человеком, ка-ким укладывался в постель - увы, не один в тот злосчаст-ный вечер.



Итак, Самсон вполне обходителен и деликатен - осо-бенно с женщинами и детьми, а также с людьми пожилыми или заведомо слабыми - в общем, с теми, кто в дринципе не может составить ему конкуренции как воину. Вообще, ио отношению к тем, кого не признает как соперников, он



то и дело демонстрирует бескорыстие, великодушие и даже благородство. При этом Самсон отнюдь не сентиментален Его и вообще не назовешь человеком эмоциональна (слабый канал селезенки и поджелудочной железы). О людях, ему подобных, обычно говорят, что они суховаты и лишены душевной теплоты. Даже их страсти кажутся над., манными. У мифологического Самсона это - страсть к битве и любовь к Далиле.



Ричард Лоулейс, знаменитый английский поэт-рыцарь эпохи возрождения, создал очаровательное стихотворение, которое, можно сказать, списано прямо с нашего Самсон:! (разумеется, в лохматом облике):



О, милая! Не говори,



Что охладел мой пыл,



Когда объятия твои



На битвы я сменил.



Иная страсть в душе моей -~



Враги на поле сеч.

И обнимаю я сильней



Кот, и щит, и меч,



Измену чувству твоему



Оценишь ты вдвойне:



Ты дорога мне потому,



Что честь дороже мне!



Оставшись же без волос, иначе говоря, без пси%F



Следующий отрывок из курса:

Ключевые слова страницы "ГЛАВА 2. Кто есть кто (часть1)"
(раздел "Искусство доминировать"):

научиться делать практический сделать работы свобода цель история истории перечень получения работа закон право справочник желтые руки самые нужен рост английский любовь философия львов логика Нью-Йорк рыцарь документы смысл эффективный